Развитие орфографической зоркости. Из опыта работы
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Ересько Тамара Николаевна

Развитие орфографической зоркости

 

              Можно ли представить себе дом без фундамента? Фундамент – основание, служащее опорой для стен здания, и если он непрочный, то и все сооружение будет недолговечным. Так и начальная школа является базой, основой всего образования человека. Здесь важно все: качество, прочность, настроение, с которым входит в «храм науки» ребенок. У каждого здания свои особенности, свой фундамент. Каждая школа интересна своими находками, традициями, учителями. Но авторитет любого учебного заведения, конечно, результат – знания учеников.

             Об уровне и глубине знаний школа заботилась всегда, заботится и сейчас. Одна из проблем школы – научить детей грамотно писать.

             Встречали ли вы когда-нибудь людей, которые на вопрос, любит ли он математику (химию, историю, географию), ответили бы «да»? Конечно, их не так уж и  мало. А как насчет людей, которые любят орфографию? Почему так мало тех, которые вам искренне скажут, что любят орфографию? Почему ей, бедной,  так не везет?

            Среди многих существующих на земле заблуждений есть и заблуждение, что орфография – трудная наука и что стать грамотным человеком очень трудно. А.И.Герцен говорил: «Трудных наук нет, есть только трудные изложения, то есть неперевариваемые».

             В процессе овладения прописной грамотностью особое значение имеет развитие орфографической зоркости, что означает видеть орфограммы в слове и уметь проверить их написание. Под орфограммой ( « орфо» - правильный, «грамма» - запись ) понимается такое явление письма, при котором возникают графические варианты и лишь один из них является орфографически возможным. Ребенок усваивает сущность понятия орфограммы: в слове  нет орфограммы, т.к. нет выбора букв. В слове есть орфограмма, т.к. есть выбор букв.                    

                             Я         

Например,         ТИЖЕЛЫЙ

                              Е

 

               Причины, порождающие ошибки:

                                                             ●невнимание, рассеянность, поспешность;

                                                             ●не видят орфограммы;

                                                             ●орфограмму видит, но ошибочно ее определяет;

                                                             ●допускает ошибку при проверке;

                                                             ●не понимает значение слова;

                                                             ●работает медленно, не успевает применять знания.

                М.Р. Львов в своей работе  «Правописание в начальных классах» пишет: «Отсутствие орфографической зоркости или её слабая  сформированность  является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять, школьник не видит в процессе письма».

Исследования показали, что самостоятельно определяют орфограммы

 15-45% учеников лишь в отдельных классах. Там же,  где учитель работает специально, - 70-90%. Следовательно, работу по развитию орфографической зоркости вести необходимо. Этот вопрос меня интересует давно. Проанализировав собственный опыт, а также работы известных методистов я пришла к некоторым выводам:

●Работу по развитию навыков грамотного письма нужно начинать уже в букварный период на основе разъяснения несоответствия произношения и написания

 

●Ввести понятие «опасное место», чтобы насторожить детей на появление возможной ошибки.

 

●Орфографические правила вводить с выполнением нужных упражнений, а также с поэтапным использованием памятки для работы над ошибками.

●Развивать фонематический слух.

 

●Обучать правильному списыванию текста.

 

●Прививать интерес к чтению.

 

●Развивать словарный запас детей.

 

               Первым этапом решения орфографической задачи выступает умение увидеть орфограмму при письме, т.е. умение, обеспечивающее сознательное отношение к письму, мотивирующее обращение к правилу, к словарю. Орфографическая зоркость предполагает обнаружение орфограмм и определение их типа, опознавательного признака:

 

1) фонетические признаки включают в себя позицию в слове, при которой нельзя доверять произношению: для гласных – положение в безударном слоге, для парных согласных – положение в конце слова или перед парными согласными;

 

2) звуки, буквы, содержащие возможность выбора верного написания из возможных, например: гласные а, о, и, е, я; парные звонкие и глухие согласные    б     в     г     д    з  ж

                                                                                                                      п    ф    к    т    с    ш 

сочетания:         стн  (сн),         здн (зн),        и др;

 

ЛЕСТНИЦА                ЧУДЕСНЫЙ

 

 

3) морфемные признаки учитывают положение орфограммы по отношению к морфеме, опасное место в приставке, корне, суффиксе, окончании.

 

4) морфологические признаки указывают на положение орфограммы в слове определенной части речи, например, безударное падежное окончание имени существительного.

 

5) семантические признаки усваиваются в  процессе наблюдения над собственными и нарицательными именами существительными.

 

6) при переносе слов учитывается  слоговой и морфемный состав слова.

 

Орфограммы, изучаемые в начальной школе

 

Название орфограммы

Примеры

1

Заглавная буква в начале предложения

Сегодня мы пойдем в кино.

2

Заглавная буква в именах собственных

Урал, Галина, Магнитогорск

3

Буквы и, у, а после букв, обозначающих        шипящие согласные

лыжи, мыши, чаща, чугун,

щука

4

Мягкий знак для обозначения мягкости согласных

речка, мощный, мечта

5

Буква для обозначения безударных гласных в

корне слова (проверяемые)

слон – слоны, зимний - зима

6

Буквы для обозначения парных звонких и глухих

согласных в корне слова (проверяемые)

чижи – чиж, львы - лев

7

Буквы для обозначения непроизносимых согласных в корне слова (проверяемые)

 звезда – звёздный, капуста –

капустный, вкус - вкусный

8

Непроверяемые гласные и согласные буквы в корне слова

ребята, класс, корова

9

Разделительные ъ и ь

лью, подъезд

10

Раздельное написание предлогов и слитное написание приставок

поехал по шоссе,

увидел у папы

11

Гласные и согласные в приставках

пошёл, подпрыгнул

12

Мягкий знак на конце существительных после букв, обозначающих шипящие согласные

дочь – ж. р.,

мяч – м. р.

13

Буквы для обозначения безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных

стоял на площади (3скл., в П.п)

сидел на стуле (2скл., в П.п)

14

Буквы для обозначения безударных гласных в падежных окончаниях имен прилагательных

в небе (каком?) ясном,

весеннем –в ср.р., в П. п.

15

Буквы для обозначения безударных гласных в

личных окончаниях глаголов

пишет (писать) -1спр.

видит (видеть) – 2спр. (иск.)

16

Не с глаголами

не спал, не шил

17

Мягкий знак на конце  глаголов 2-го лица ед.ч.

читаешь, спишь

18

Буквы для обозначения безударных гласных в личных окончаниях глаголов прошедшего времени

Солнце (ср.р.) светило

19

Буквы для обозначения безударных гласных в суффиксах глаголов прошедшего времени

Таять - таял

20

Перенос слов

сой – ка, ран–ний, ру-чьи,

ули-ца

 

Схема основных орфограмм

 

Орфограммы 1

Буквы согласных звуков

Орфограммы 2

Буквы гласных звуков

Орфограммы 3

Буквы без звуков

●буквы парных согласных

   по звонкости-глухости  

 

●непроизносимые

   согласные

 

●удвоенные согласные 

●непроверяемых гласных в

  корне

 

●безударных гласных в

   корне,  проверяемых

   ударением

●гласных в суффиксах-

  запоминаем

 

●безударные гласные в

   окончаниях      существительных,

прилагательных,

глаголов

 

●ь – показатель мягкости

 

●ь – разделительный

 

●ь – показатель грамматических форм:

1)ж.р. после шипящих на конце

     слова;

2)-чь – неопределенная форма

     глагола;

3)-  2-е лицо глаголов единственного числа настоящего

 и будущего (простого) времени

 

●ъ - разделительный

 

 

       Эти схемы помогают при повторении изучаемого материала на уроке, дома ориентируют в потоке учебной информации, дает возможность понять возникновение некоторых орфограмм, выполнять работу над ошибками.

 

        На формирование орфографической зоркости оказывают большое влияние следующие психические процессы:          

                               а) активное зрительное и слуховое восприятие, включающее в себя целенаправленный анализ;

                               б) логические операции сравнения, конкретизации, систематизации, классификации;

                               в) зрительная память, включающая в себя запоминание и воспроизведение зрительных образов орфограмм;

                               г) непроизвольное и произвольное внимание, обеспечивающее действие самоконтроля и самопроверки.

            Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.

             Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного, объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста упражнений, корректировки письма.

             Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек.

              Для речедвигательного  восприятия и запоминания особое значение приобретает орфографическое проговаривание.

               Рукодвигательное восприятие имеет место при письменном выполнении всех упражнений.

              Общепризнанным является положение о том, что наибольший эффект для выработки орфографической зоркости дает комбинированное восприятие и запоминание, которые возможны в процессе комментированного письма, звуко - буквенного и орфографического разбора.

            Упражнения должны быть  по возможности:  1)самостоятельными, т.е. действительно упражнениями;   2)систематическими;   3)каждое новое находится в связи с предыдущим, опираться на предыдущие  и делать шаг вперед;  4)логическими;  5)устными и письменными, притом устные должны предшествовать письменным; 6)разнообразными.

Кроме того, упражнения  должны отбираться в соответствии со структурой орфографической зоркости. Мотивации орфографического действия способствует анализ задания и текста упражнения, взаимоконтроль в процессе его выполнения, использование сигнальных карточек. Отработка способов обнаружения орфограмм осуществляется в ходе зрительного, предупредительного, выборочного диктантов, при графическом выделении орфограмм, в ходе звуко – буквенного анализа и разбора слов по составу. Самоконтроль формируется на основе само- и взаимопроверки написанного, в ходе комментированного письма, диктанта «Проверяю себя».

           Комментирование – упражнение, в наибольшей степени развивающее орфографическую зоркость. При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание.

Комментирование – это вид упражнений , включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании или орфографическом разборе ученик прежде всего находит объект объяснения, т.е. орфограмму. Например,  «Под – ле – та – ет. В приставке пишу букву о. В корне безударная гласная  е, проверяю: перелёт. В окончании глагола гласная е, доказываю: неопределенная форма подлетать не на – ить, это не глагол-исключение, значит, 1-е спряжение, пишу окончание –ет».

         Написание слова поясняется не полной формулировкой правила, как оно дано в учебнике русского языка, а отдельными словами – комментариями, т.е. так, как естественно протекает мысль ученика во внутренней речи, когда он хорошо усвоил смысл и формулировку правила.

            Кроме того, комментированное письмо выступает одним из приемов работы по предупреждению ошибок, приучает школьников к сознательному применению правила, способствует выработке навыков грамотного письма, устраняя разрыв между теорией и практикой. Комментированное письмо развивает мышление, память, речь: дети приучаются говорить четко, лаконично, обоснованно, вырабатывается хорошая дикция. Комментированное письмо позволяет осуществлять систематическое повторение материала, дает возможность учителю выявить знания учеников и проверить их орфографические навыки.

На определенной ступени обучения вместо развернутого комментирования  (или наряду с ним) используется письменное комментирование: подчеркивание орфограмм, обозначение знаков проверки. Такую работу нужно проводить систематически, особенно при выполнении домашнего задания, что усиливает внимание учащихся в ходе его проверки, когда учитель просит детей назвать встретившиеся орфограммы.

  

             С целью формирования орфографической зоркости, умения обнаруживать и распознавать орфограммы в условиях как зрительного, так и слухового восприятия хорошо каждый урок русского языка начинать с «орфографической зарядки». Она занимает 5-6 минут урока.

 

Материал для «орфографической зарядки» (2 класс)

1

1. Каюта, зуб, вершина, Нина, зверь, туча, белочка, альбом.

2. Спят, куча, лисичка, пять, Костя, орёл, тучка, кочан, баран.

3. Фазанчик, гриб, галчата, пища, шипит, Миша Чудов, соль, лейка, берёза.

4. Груши, чугунок, лось, Жучка, задача, Коля Щукин, снег, сноп, билет.

5. Кость, широкий, пачка, яблочный пирог, зайка, утята, Ик, вдруг.

6.  Грибочки, трость, очки, ключ, Эля, арбуз, деньки, дружина, трава.

7. Билет, прачка, окуньки, моржи, Надя, наши, пишу, слоны, смешить, грибной.

8. Исправь ошибки!  Ночька, бирёза, белет, лёт, ужынать, соды, гузель, чужой, кричят,

     гарох.

Подсчитайте количество допущенных ошибок: 0,1,2,3,4,5,6,7,8.

Поставь себе  предварительную оценку: 8,7,6,5,4,3,2,1,0.

2

 

1. Гриб, сталь, Люба, няня, ручка, уголёк, стройка, моржи, директор, чайки.

2. Пирог, июнь, Яков, удочки, карман, житель, кусочки, стена,  рычат, чищу.

3. Сноп, июль, Соня, капуста, пушинка, чудак, овощной, следы, волчата, ищу.

4. Сугроб, апрель, клюква, огоньки, завод, внучата, сестрички, мосты, хочу, дятел.

5. Дятел, крыльцо, мойся, газета, кричат, кирпичный, слоны, учусь, живой, Игорь.

6. Кость, боль, Василий Чайкин, ворона, учат, клубничный, дожди, идёт, жильцы.

7. Бульдог, Наденька, деревня, свищут, Жора, хищник, цветы, внучата, ширина, жучки.

8. Исправь ошибки!  Голупь, настенька, горад, рыщют, валчата, пушыстый, крючьки, скучьный, идёт, граза.

3

1. Пальто, свинья, съел, воробьи,  сочная трава, кровь, кучка, лечу, узкий, лопата, зарядка.

2. Посуда, въехал, ночью, Илья, тропинка узкая, резкий, любовь, тучка, посуда.

3. Вьюга, льдина, пробежал, жизнь, въезд, цепочка, Алеша, лёгкий, ядро, гибкий, пятница.

4. Здоровье, убежал, Татьяна, крольчата, дарить, питьё, пастух, пальто, корова Ночка, сладкая.

5. Оладьи, число, град, сугроб, весна, солю, молчу, лошадка, певец, падение, пассажир, Татьяна.

6. Жильё, груздь, пушинка, льёт, Ольга, дрозд, ударение, синяк, погода, вредить, варенье, тенистый.

7. Платье, несут, встают, бьёт, зазвонить, фамилия, Полкан, голодный, появился.

8. Исправь ошибки!  Нисут, пьёт, затапил, пушинка, польто, голот, морос, тетрать, прилител, трава.

 

Работа проводится следующим образом:

 

          1. Подготовительно – ознакомительный этап (первая группа слов): чтение слов и словосочетаний, написанных на доске, с выделенной орфограммой орфографически и орфоэпически, установление разницы в произношении и написании, объяснение орфограмм.

               Завод, Бурёнка, привёз, зубки,  угощать, водичка, гудки, сладкий, пчела, спешат, сварщик.

Какую букву надо проверить при письме и почему? Как проверить эту букву?

            2. Тренировочный этап (вторая – четвертая группы слов): на доске написаны слова с пропущенными орфограммами. Дети учатся видеть и называть уже выделенные орфограммы. На этом этапе используется кратковременное повторение слов с четкой артикуляцией. Этот этап способствует активному запоминанию трудных орфограмм.

               Ст…ять, Д(д)жул…барс, б…льной, д…ждевой, гу…ки, м…довый, пт…цы, т…мнота, л…сенок.

Назовите пропущенные буквы. Объясните орфограммы.

               3. Закрепительный этап (пятая-шестая группы слов): на доске написаны слова и словосочетания без выделенных орфограмм. Это упражнение посвящено формированию умения видеть орфограммы, но может быть использовано и для выделения орфограмм на слух.

             Хитрец, такса, Кнопочка, мясной суп, листочки, перчатки, банщик, пассажир, лев.

Найдите ошибкоопасные места в словах. Объясните их правописание.

             4. Контрольно – диагностический этап (седьмая – восьмая группа слов).

Седьмую группу слов дети пишут под диктовку:  Ищут, Андрей, колючки, коза Роза, ёлочки, торчат, пуговки, фонарщик, парус.

А в восьмой группе исправляют ошибки в словах: Гречька, Москва, няньчит, визет, солнечный, марская качька, звизда, плук, помидор.

          На седьмом этапе дети самостоятельно проверяют свои знания. Так, один ученик работает у доски, учитель проверяет го работу, остальные сверяют свои записи и исправляют ошибки. Затем по шкале «грамотности» каждый сам определяет набранный балл и ставит предварительную оценку. Такая диагностика позволяет определить, с какими трудностями сталкивается ученик и какая помощь ему необходима.

 

         Использование загадок даёт возможность сконцентрировать внимание на наиболее трудных орфограммах. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Отгадать загадку – значит найти решение задачи, т.е. совершить довольно сложную мыслительную операцию.

При разгадывании загадок: 1) формируется любовь к народному творчеству, родному языку; 2) ребенок вводится в мир народной поэзии, получая эстетическое наслаждение;

3) мобилизуются умственные силы, т.к. разгадывание является своеобразной гимнастикой;   4) развиваются находчивость, сообразительность, быстрота реакции;

5) расширяется кругозор, обогащается словарный запас, развивается речь.

           Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая к четкой логике, рассуждению и доказательству.

            Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.

Сочетания жи – ши

1. Сами крошки,                2. Два березовых коня                      3. На четыре ноги

     Боятся кошки:                   По снегам несут меня.                     Надевали сапоги.

     Под полом живут,             Кони эти рыжи,                                Перед тем как надевать

     Туда всё несут.                  А зовут их …                                    Стали обувь надувать.

                 (Мыши.)                                    (лыжи).                                         (Шины.)

Сочетания ча-ща, чу-щу

 

1. Идут, идут,                          2. Не шит, не кроен,                       3. Хвостиком виляет,

    А всё тут да тут.                      А на ниточке сборен.                     Зубаста, а не лает.

              (Часы.)                                         (Чулок.)                                          (Щука.)

Сочетания чк, чн

1. Что такое перед нами:            2. Шевелились у цветка         3. Золотое решето

    Две оглобли за ушами,               Все четыре лепестка.            Черных домиков полно;

    На глазах по колесу                    Я сорвать его хотел,             Сколько чёрненьких домков,

    И сиделка на носу?                     Он вспорхнул и улетел.       Столько беленьких жильцов.

             (Очки.)                                          (Бабочка.)                                 (Подсолнечник.) 

 

 

Парные согласные

1. На дворе горой,                    2. Сама не ем,                         3. В воде купался,

    А в избе водой.                        А людей кормлю.                    А сух остался.

         (Снег.)                                         (Ложка.)                                   (Гусь.)

Безударные гласные

1. Днем спит,                            2. По морю идет, идет,             3. Кто ходит ночь

    Ночью летает,                           А до берега дойдёт-                  И ходит день,

    Прохожих пугает.                     Тут и пропадет.                         Не зная, что такое лень?

         (Сова.)                                          (Волна.)                                         (Часы.)

Ь знак после шипящих

1. Маленький шарик               2. Ростом мал, да удал,              3. Да не бойся, ладно уж,

    Под лавкой шарит.                  От меня ускакал.                        Не ужалит этот…

             (Мышь.)                                    (Мяч.)                                                   (уж).

Ь –показатель мягкости

1. Шел долговяз,                     2. Кто в дом не идёт,                    3. В золотой клубочек

    В сыру землю увяз.                Меня за руку берет.                      Спрятался дубочек.

            (Дождь.)                                    (Дверь.)                                       (Желудь.)

Сочетания –оро-, -оло-

1. Жидко, а не вода.                2. Черных ягод пышный куст-      3. Не сеют, не сажают-

    Бело, не снег.                           Хороши они на вкус.                      Сами вырастают.

         (Молоко.)                                 (Смородина.)                                     (Волосы.)

 

          Много хлопот доставляет учителям начальных классов изучение словарных слов. А между тем есть метод, который поможет справиться  с этой проблемой. Основан он на возрастных особенностях мышления младших школьников и общих законах запоминания.

          Как известно, мышление учащихся младших классов носит наглядно- образный характер, т.е. оно опирается на конкретные представления и образы.

          Кроме того, следует отметить, что успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий:

1. Установка на запоминание. Ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить.

2. Заинтересованность. Легче запоминается то, что интересно.

3. Яркость восприятия. Лучше запоминается всё яркое, необычное, то, вызывает определенные эмоции.

4. Образность запечатления. Запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.

Суть в том, что ребёнок, для того чтобы запомнить слово, выполняет рисунки на буквах, которые вызывают трудность при написании.

 

Как работать со словарными словами

1.Назвать слово, записать его на доске.

2.Выяснить смысл слова.

3.Дать установку на запоминание.

4.Отметить буквы, которые могут вызвать трудности при написании.

5.Записать слово печатными буквами.

6.Предложить детям в тетрадях сделать рисунки на «трудных» буквах, опираясь на смысл слова.

7.Когда рисунки готовы, продемонстрировать их на доске.

Как рисовать

ПОМИДОР         (на букве о легко нарисовать помидор, а на букве и –ножи, которыми можно разрезать помидор)

   ☺☺

А Л Л Е Я      (по аллее гуляют люди)       Ш ♀ССЕ

image                                                                                          (знак)

 

                             ДНАЖДЫ         (однажды мне купили шарик)

 

 

Процесс этот увлекательный и полезный. Дети с удовольствием рисуют, что не только позволяет им запоминать словарные слова, но и развивает воображение.

 

         Рифмовка способствует произвольному запоминанию словарных слов. Ученики в дальнейшем оперируют рифмовкой как алгоритмом для запоминания орфограммы.

           Вот основные составляющие этого способа:

1.Выделение слова в слове.

а)Посмотрите, дети, рак летит в ракете.

          РАКЕТА

б)-Кап, кап, кап,- шепчет капуста.

   - Без дождя мне очень скучно!               КАПУСТА

в)Око в яблоке сидит,

   С высока на мир глядит.                          ЯБЛОКО

2.Выделение слога в слове.

а)Нота ре запела в адресе умело.           АДРЕС

б)А в этих словах без спора живет сочетание –оро-.

Сорока, ворона, воробей, корова.

3.Выделение буквы в слове.

а)Главные слова важны.

С буквой О они дружны!          МОСКВА                СТОЛИЦА

б)Буква О в костре живет,

   И, представьте, не боится,

   Не горит и не дымится.            КОСТЁР

 

в)Посмотрите-ка, ребятки,

   Буква О растет на грядке.

 

ОГУРЕЦ,  МОРКОВЬ,  ГОРОХ,  ПОМИДОР, ОГОРОД.

С буквой А другая грядка!

КАПУСТА,   КАРТОФЕЛЬ.

              Прочное усвоение написания слов с непроверяемыми безударными гласными достигается путем их частого употребления в различных заданиях и упражнениях, по возможности связанных с изучаемой темой урока.

Они позволят учителю заинтересовать детей, обогатить их словарный запас, сформировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи.

1. Запись слов по алфавиту.

             Записав слова вразбивку, предлагаю переписать слова, расположив их по алфавиту.

2. Выборочный диктант.

               Читаю текст, уч-ся выслушав, записывают встретившиеся слова с орфограммой.

3. Группировка и запись слов по орфографическим признакам.

             Даю слова и предлагаю записать их в столбиками: в один – с а, в дугой – с о, в третий – с я.

Пенал, малина, язык, заяц, берёза, машина.

4. Составление предложений с данными словами.

Например,  морковь, горох, капуста.

5. Подбор и запись слов по темам.

«Школа» (учитель, ученик, пенал, карандаш, класс, ребята и т.д.)

6. Замена описательных оборотов словами-синонимами.

    Ящичек для ручек и карандашей (пенал).

7. Дополнение предложений словами.

    Весело чирикают …(воробьи).

8. Игровые задания.

●Написать слова, которые начинаются с буквы д и др.: дорога, дежурный, девочка и т.д.

●Угадать слова.

   Дается начало слова   КА  -.

Дети пишут слова, начинающиеся на эти буквы: капуста, картофель, карандаш, картина.

●Цепочка слов.

           Начинаю первое слово, дети должны продолжить: каждое последующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего. Записывают 6-8слов (Береза, автобус, самолет, топор, Россия, язык)

●Собрать слова из слогов.

           ро     аг        ном         (агроном)

           то   ав     биль   мо    (автомобиль)

●Заменить цифры буквами алфавита:

     31   12   19   12   21   18   19   10   33  (экскурсия)

●Найди лишнее слово:

    Автомобиль, урожай, трамвай, самолёт.

9. Игры – соревнования. Это могут быть ребусы, кроссворды и пр., отгаданные слова должны содержать изучаемую орфограмму.

        Правильно закончите стихотворные строки, прочитайте слово в выделенных клетках.

1.Каждый день по многу раз входим мы в знакомый …

2.Я в кроссворде слово спрятал. Что за слова, а …?

3.Поможем, если у кого-то не получается ….

4.Сидела на скамеечке маленькая ….

5.Коля Котиков не знал, где лежал его ….

6.С парты не забудь убрать и учебник, ….

7.Открываем  …   начинается январь.

8.Снова в школу я пришёл, это очень ….

Ответы:

        1.класс   2.ребята   3.работа   4.девочка  5.пенал  6.тетрадь   7.календарь   8.хорошо

В выделенных клетках – слова  «карандаш».

 

 

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Память у учащихся начальной школы очень яркая и образная. Воспользуемся этим и придумаем для словарных слов свои правила – «неправильные».

МОРОЗ

     Жил-был Дед Мороз. Он всегда забывал, как пишется слово МОРОЗ.

Наступил декабрь. Дед Мороз срубил красивую ёлочку, мешок с подарками и отправился в школу на праздник. Ребята его окружили и начали весело кричать: «Дед Мороз, красный нос!» Схватился он за свой нос да и запомнил, что слово МОРОЗ, как и слово НОС, пишется с буквой О.

        Эмоционально-образная память ребёнка активно работает при помощи ассоциаций:

ОДЕЖДА – мОдная,  ДЕВОЧКА – ДОЧКА,  СОБАКА – КОСТЬ,

БЕРЁЗА – БЕЛАЯ,  ТОВАРИЩ – МОЙ, ТВОЙ,  ПОСУДА – ПОЛКА, МАШИНА – МАМИНА, ПАПИНА и т.д..

          Детям интересен и увлекателен именно сам процесс их сочинения, а вся работа в целом дает качественный результат изучения словарных слов. Чем неожиданней, смешней и абсурдней связь, тем выше эффективность запоминания. Эту связь могут усилить рифма, шутливые стихи.

Петуха назвали «Петя»-               А медведь наоборот,            Чтоб не обиделась корова

Петь он любит на рассвете.         Петь не любит, любит мёд.   И не прокисло молоко,

                                                                                                         Мы оба этих дружных слова

Лиса-лисица, посмотри,                                                                Пишем в корне с буквой О.                                                        

Очень любит букву …(и)

 

Использую шутки по поводу словарных слов:

             В слове СУББОТА – 7 букв, как дней недели, две буквы ББ, как 2 выходных. И если кто ошибётся, у него будет 1 выходной.

 

 

Хорошо, когда учащиеся сами находят изучаемое слово. При этом развивается мышление и сообразительность.

Например, расположите

по степени увеличения количества точек в них.

Е..

 

М.

 

Д……

 

Д…

 

В….

 

Ь…….

 

Е…..

 

МЕДВЕДЬ

 

Или: слова зашифрованы с помощью цифр

А      Г    К   О   Р   У   Ф   Ь   Л   Е     П   С     Т

1       2    3    4    5    6    7    8    9  10   11   12    13

 

                                  3,     1,   11,    6,    12,     13,     1

                                  К      А    П      У    С        Т      А

Или:  слово найдёте, если выполните мои задания:

 

- первая буква искомого слова является согласной третьего слога в слове СОЛОМА;

- вторая буква является непроверяемой безударной гласной в слове ПЕСОК;

- третья буква обозначает парный мягкий глухой согласный в слове ВЕРНУТЬ;

- четвертая буква является последней в слове СЕВЕР;

- пятая буква – это окончание в слове ЯБЛОКО.

(МЕТРО)

         Очень помогают в формировании орфографической зоркости орфографические сказки. Орфографические сказки вызывают интерес и ценны в воспитательном плане: учат дружить, помогать друг другу.

Сказка

          «Жили-были три рода: мужской, женский, средний. Однажды средний род услышал спор. Спорили мужской и женский род. Они не могли поделить Ь среди шипящих согласных Ч, Ш,Щ,Ж. И тогда средний род предложил разрешить спор. Он сказал: «Мужчины – рыцари! Уступите Ь женскому роду»» Спор окончился мирно. С тех пор у существительных женского рода с шипящими на конце пишется Ь».

 

Рифмовка – контролёр

М…рской,  р…чной,  г…ристый,

Ст…льной, р…дной, л…систый.

Чтоб не было сомненья,

Ставь звук под ударенье!

Проверь слова, да не сп…ши,

Красиво, грамотно сп…ши!

         Эта рифмовка состоит из 2-х частей.

Первая направлена на выбор правильной орфограммы и заставляет подумать. Такой подход способствует обострению орфографической зоркости. Здесь очень важно, что ошибка становится для ребят предметом анализа, не зря говорят: «На ошибках учатся!»

Вторая часть содержит ответ, дает возможность прочитать те же слова, записанные правильно.

                              Всё обдумай, не спеши,

                              А потом уже пиши:

 

(ча, чя )йка                        е (жи, жы)                    (щу, щю)ка

чи (жи, жы)                       да(ча, чя)                      камы(шы, ши)

                                Знаешь, как писать? Теперь, так ли думаешь, проверь:

чайка                                   ежи                                  щука

чижи                                    дача                                 камыши

          Вот рифмовка, которая даёт возможность повторить правила написания большой буквы в начале предложения и в именах собственных, помогает развивать мотивацию к аккуратному письму.

                                       С заглавной буквы, без сомненья,

                                        Мы начинаем предложение,

                                        И имя папы, мамы, дочки,

                                        Чтоб чётко выделить их в строчки.

                                        Буквы пишем аккуратно,

                                        Чтобы было всем понятно.

 

Орфографические пятиминутки:

 

Кто больше орфограмм найдёт:

                     Жимолость, ландыши, щука, часы,

                     Чудо, машина, огонь, камыши,

                      Девочка Ира и мальчик Илья –

                      Сколько здесь правил нашли вы друзья?

 

Точка, бочка, шишка, друг,

Пёсик Булька и утюг,

Класс, аллея, телеграмма –

Кто нашёл все орфограммы?

 

Ещё мне  помогают на уроках стихи:

Про лису-красу                                      Жи и Ши

 

Повторяя падежи,                                            Жили-были Жи и Ши-

Про лису всем расскажи:                                 Две китайские госпожи.

Бегала в лесу лиса,                                           Жи умела печь коржи,

Пышный хвост – ее краса.                                Шить в тиши любила Ши.

Средь зверей такой  красы                                Но однажды мальчик Петя

Не найдёшь, как у лисы.                                   (Правила он не читал),

Волк завидовал лисе,                                          Жи и Ши в диктанте встретив,

Её огненной красе.                                               С буквой Ы их написал.

Егерь выследил лису,                                           И тогда Жи  и Ши загрустили,

В зоопарк отдал красу.                                          И в далёкий Китай укатили.                                    

Все любуются лисой,                                            К Пете двойка в тетрадь поселилась,

Её рыжею красой.                                                   Вот какая беда случилась.

Не забыть нам о лисе,                                            Если встретишь Жи и Ши, не спеши,

О её лесной красе.                                                  С буквой  И   ты всегда их пиши!

 

Знаки препинания

 

Эти знаки препинания к себе требуют внимания.         

В воскресенье мы гуляли, заодно их повторяли.               

Вот дорожка во дворе – это длинное тире.

А деревья в синем мраке – восклицательные знаки.

Взяли мы с собой Барбоса, его хвостик – знак вопроса.

Притворился запятой в небе месяц молодой.

Звезды заблестели ночью – золотые многоточья.

Эти знаки препинания так полны очарования!

         Развитию орфографической зоркости способствует и такой приём как списывание. Этот прием соединяет в себе и письмо по памяти, и орфографическое чтение, и комментированное письмо.

Алгоритм списывания:

●прочитай так, как оно слышится;                ●прочитай, как пишется;

●повтори по памяти;                                       ●подчеркни орфограммы;

●ещё раз прочитай, как пишется;                   ●пиши и подчеркивай орфограммы;

●проверь по книге.

 

              Во втором классе начинается систематическая работа учащихся над ошибками.

Считаю, что работа над ошибками  должна быть исключительно индивидуальной. Нужно организовать работу так, чтобы все ошибки, допущенные учеником, были им же исправлены и объяснены. Каждому выдается памятка.

1.Выпиши слово. Поставь ударение, обозначь гласные, подчеркни ошибку.

2. Определи, на какое правило ошибка.

1. Безударная гласная

2. Сомнительная согласная

3. Непроизносимая согласная

 

Подбери проверочное слово

 

4. Словарное слово

Подбери 2-3  однокоренных слова

5. Ь разделительный

6. Ь после шипящих

7. Ъ разделительный

8. Не с глаголами

9. Предлоги со словами

10. Приставки

 

Подбери 2-3 слова на это правило

11. Пропуск, замена букв

Напиши 2-3  однокоренных слова

12. Знаки в предложении

Запиши все предложение правильно

13. Окончание существительных

Определи склонение и падеж

14. Окончание прилагательных

Выпиши прилагательное вместе с существительным. Определи падеж существительного. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род и падеж прилагательного.

19 Окончание глаголов

Выпиши глагол правильно. Поставь его в неопределенную форму. Посмотри на гласную перед –ТЬ. Определи спряжение и гласную, которую надо писать в окончании глагола.

 

                      Проверяя работу, исправляю ошибки и указываю № орфограммы. Ученику дома или в классе достаточно открыть памятку и выполнить работу над ошибками.

 

      Перечень упражнений по развитию орфографической зоркости, предлагаемых мною, по необходимости можно было бы продолжить. Но овладение учителем такого рода приемами, умение выстроить их в единую, последовательную систему в процессе обучения даст возможность поднять на новый уровень эффективность словарно-орфографической работы и урока русского языка в целом.  С помощью упражнений данного типа повышается орфографическая зоркость учащихся.

                               

                                     

 

 

 

 

 

                                  

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правила корня Автор: Ересько Тамара Николаевна учитель МОУ «СОШ №62» Г.Магнитогорска

Слайд 2

Безударные гласные в корне слова Безударные гласные в корне слов опасные! Им на слух не доверяй, удареньем проверяй. Задание 1. Пропала буква, вот беда! Начнем ее мы поиски, друзья. На помощь позовем искателей, МЧС спасателей! Но чтобы букву отыскать, Проверочное слово нужно подобрать. Поиск звука (буквы) начинаем! Р∗ка — реки Б∗жать — Гр∗за — грозы В∗сна — Р∗га — рог Св∗стит — П∗щать — Сл∗ны — Цв∗сти — П∗ля — Т∗шина — Кр∗я — Ст∗да — Д∗лёкий — Тр∗па — Д∗машний — Л∗сок — Тр∗винка — Св∗ча — С∗лёный — Вы, ребята, молодцы! Гласных букв приятели. Вас теперь они зовут «МЧС спасатели!».

Слайд 3

Задание 2 А сейчас наоборот — Проверочное слово Поставим мы вперед. Стены — стена Почта — Звон — позвонил Тишь — Тяжесть — тяжёлый Вёсны — Воздух — воздушный Сад ---

Слайд 4

Задание 3 В опасном месте стоит избушка, Проживает в ней старушка. Она Ошибкою зовется, Вьюнком у корня слова вьется. Запрятавшись в корнях, Старуха терпеливо ждет, Когда кто на крючок к ней попадет! Найдите орфограммы в корне слова, назовите их. Посмотрите вокруг — Зачарует краса: Нету края прекраснее нашего! Золотятся хлеба, Зеленеют леса, Даль морская лазурью окрашена... В. Подкопаев

Слайд 5

Задание 4 Только что для вас получила я заказ. «Требуется подобрать проверочные слова к двум безударным гласным в корне». Сторожить — сторож — сторожка. Деревцо — дерево — деревья. Веселиться — ... — ... Голодать — ... — ... Холодает — ... — ... Молодой — ... — ...

Слайд 6

Задание 5 Мы сыщики словесные, слова нам все известные. Заданье тайное у нас! Проверочное слово мы ищем в этот раз. Выстр?лил А. Стрелок Б. Стрелять В. Стрелы С?довник А. Садовый Б. Садовод В. Сад

Слайд 7

Задание 6 Предлагаю поиграть, букву в слове отгадать. С вами, дружные ребятки, А и О играют в прятки Играем! К?сить , ж?ра , дв?ровый , под?рил , гр?за , с?довник , с?лить , п?стух , г?лубка , ш?гать . Попробуйте из данных слов составить предложение в рифме.

Слайд 8

Задание 7 Орфограмму проверяем, контролера засылаем. Контролер всегда готов для проверки корня слов! Е Цветок Цвет Цветник Цветочник Цветение А Травинка. Трава. Травник Травяной Травянистый Совет: Чтобы правильно писать, Букву нужно проверять. Помощник в деле — ударенье, Укажет букву без сомненья.

Слайд 9

Задание 8 Названье птицы запишем мы в тетрадь, Но прежде нужно птицу на картинке разгадать. Заданье будет лишь тогда готово, Когда отыщем мы проверочное слово . Грудка словно огонек, Это птица... К нам летит весны гонец, Каждый знает, что... Клюв крючком, глаза пяточком, Ушастая голова. Это... На верхушке каланчи День и ночь кричат... В лесу на полянке Поет песенку... С одним из слов запишите предложения в тетрадь.

Слайд 10

Звонкие и глухие согласные Задание 1 А теперь мы вновь играем, Звук и букву отгадаем! На звукобуквенной машинке Печатаем мы без запинки. Учитель диктует слова: шаг, гриб, флаг, чиж, сугроб, клюв и тд .. Вывод: Слово смело изменяем, Парный гласным проверяем. Каждый звук этот услышим. Слово правильно напишем.

Слайд 11

Задание 2 Предлагаю вам новинку: Словарную разминку! Слова из словаря возьмем, И проверять мы их начнем. Подберите из словаря слова, оканчивающиеся на согласный звук, который нужно проверять. Например: город,..

Слайд 12

Задание 3 За работу, детвора! Называть будем слова. Победитель будет тот, Кто больше всех слов назовет. Показываем карточку, на которой написана буква, обозначающая парный звонкий или глухой согласный в конце слова. Ученики подбирают слово, оканчивающееся на эту букву, и записывают его. Ты победитель! Много слов назвал, Тебе в награду этот балл.

Слайд 13

Задание 4 Я предложу тебе, дружок, Сходить со мною на каток. Мы будем резать лед коньками, Как будто острыми ножами. Затем зайдем в уснувший сад, Чтоб отдохнуть и подышать, Здесь можно классно поиграть. Чтоб время даром не терять. Я задаю вопрос, ты отвечаешь, За правильный ответ награду получаешь! Замерзшая вода. Ледяная площадка для катания на коньках. Участок земли, засаженный плодовыми деревьями. Инструмент, который состоит из лезвия и ручки. Используется для резания. Лед Каток Сад Нож В награду другу подарю Медаль, которую давно храню!

Слайд 14

Задание 5 Я приглашаю вас в чудесную страну. В стране живет жираф и кенгуру, Хищный лев крадется по пятам, Где ест бананы стая обезьян. К водопаду леопард бежит, Видно, захотел он очень пить. К солнышку подняв свой рог, Дремлет толстый, неуклюжий носорог. В этой сказочной стране Захотелось даже мне Покачаться на лиане, Подобно дикой обезьяне, Посидеть у зебры на спине, Если повезет, конечно, мне! Найдите «в мире животных» согласные в слабой позиции и подчеркните буквы, их обозначающие.

Слайд 15

Задание 6 Во всю мощь заревел носорог: «Куда подевался мой рог? Немедленно рог верните! Злой рок от меня уберите!» Найдите все орфограммы и объясните их правописание. На опушке — гриб, А у Аленки — грипп. По речке — плот, А на груше — плод. На грядке — лук, За деревней — луг. В доске — паз, В футболе — пас. Для рыбы — пруд, Тонкая ветка — прут. Злой рок, У носорога — рог.

Слайд 16

Задание 7 У слов большой переполох! Буквы потеряли слог . Получилось чтоб словечко, Найдем для буквы мы местечко. ДУ Г СУ Т ША Д РА П ГО К ПО Т РО Б Назовите слова, которые у вас получились. Какое правило можно к ним применить ?

Слайд 17

Задание 8 Числовые ребусы покажу я вам, А вы покажите своим друзьям! 100г 3умф 3котаж 100лб па3от 100рож Проверьте парные согласные в конце слова, подберите к ним проверочные слова.

Слайд 18

Задание 9 Что нам стоит в этот час Махнуть не глядя на Кавказ! Нипочем нам скалы и хребты. Скалолазы не боятся высоты. Чугуш обледенелый покорим, Флаг России на вершине водрузим! Фла * берку * лё * хребе * моро * камнепа * бар * лу * сне *

Слайд 19

Непроизносимые согласные Вот это да! Вот это да! В вальсе кружатся слова. Пары в танце не простые: Части речи однокоренные. Существительное + Прилагательное Подберите к существительным однокоренные прилагатель ные с непроизносимыми согласными, запишите их парами . Например : ярость — яростный. Крепость, страсть, ненастье, прелесть, гигант , бескорыстие, опасение, доблесть, счастье, радость, ужас, известие, горесть, поверхность, скорость, ясность, интерес. Всё у нас теперь в порядке, Пары кружатся в тетрадке! Становитесь, детвора, Танцевать и вам пора!

Слайд 20

Я — вопрос, ты — ответ. Игру я знаю много лет! Поиграем вместе, дети, отыщем букву мы в ответе . Большая морская птица — ... Небесное светило — ... Люди одинакового возраста — ... Водяное растение — ... Приветствие при встрече — ... Белая бабочка — ... Всадник на коне — ... Центральный орган кровообращения — ... Человек, принесший весть — ... Ряд ступенек, идущих вверх — ... буревестник, солнце, сверстники , тростник, здравствуй, капустница, наездник , сердце, вестник, лестница.

Слайд 21

Помните, дети, правила эти! С ними шагнете вы к дальней планете. А на планете такие же дети Старательно учат правила эти!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы из опыта работы: «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах».

Работа содержит доклад «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах»; практические задания, направленные на формирование орфографической зоркос...

Презентация - обобщение опыта работы по теме "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников"

Презентация к работе по обобщению опыта "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников"...

Развитие орфографической зоркости в начальных классах. Из опыта работы.

В статье рассказывается об используемых мною приёмах по развитию орфографической зоркости учащихся....

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка.(Из опыта работы)

Приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость. (из опыта работы)...

Из опыта работы по теме: «Развитие орфографической зоркости младших школьников»

«Грамотное письмо –не просто движение пишущей руки,а особая речевая деятельность.Чем развитее ребёнок,чем богаче его словарь и синтаксис,чем правильнее его произношение,тем легче даётся ему правописан...

Обобщение опыта работы по теме "Развитие орфографической зоркости у учащихся в начальной школе на уроках русского языка".

Представление опыта работы по теме : "Развитие орфографической зоркости у учащихся в начальной школе на уроках русского языка"....