Рабочая программа по литературному чтению 1 класс
календарно-тематическое планирование (1 класс) по теме

по литературному чтению 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_liter_1_b_klass.doc351.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к предмету «Литературное чтение»

(1 класс)

Рабочая программа разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- Примерных программ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

- Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

- Программы формирования универсальных учебных действий;

- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия № 75» Московского района г. Казани;

- Авторской программы Климановой Л. Ф., Бойкиной М В. «Литературное чтение» предметная линия учебников системы «Перспектива» 1—4 классы

Литературное чтение — один из основных предметов в начальной школе, объединяет два основных направления в обучении, отражённые в его названии, — изучение литературно-художественных произведений и освоение речевых навыков и умений. Особая роль предмета связана с формированием коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребёнка и его успешность обучения по другим школьным дисциплинам.

Литературное чтение способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме.

Литературное чтение, которое обеспечивает единство обучения и воспитания, создаёт условия для освоения детьми позитивной модели общения, построенной на уважении, доброжелательности и бесконфликтном стиле общения.

Отмеченные особенности предмета определяют основные цели обучения литературному чтению:

  • развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;
  • приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости;
  • обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;
  • введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»

(1 класс)

ЛИЧНОСТНЫЕ

У обучающихся будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения;

- мотивация обращения к книге как к лучшему другу, источнику информации;

- эмоциональное восприятие художественного произведения и поступков литературных героев;

- эстетическое восприятие художественного произведения, произведений живописи, музыки;

- первоначальные представления о нравственных понятиях (ответственность, доброта, сострадание, забота о слабом), отражённых в литературных произведениях;

- освоение семейных традиций, в том числе традиций семейного чтения;

- формирование чувства любви к Родине; уважения к взрослым;

- способность к самооценке своей работы на основе совместно выработанных критериев;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей (на основе прочитанных произведений).

Учащиеся получат возможность научиться:

- выражать свои эмоции посредством выразительного чтения;

- оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения морали и ценностей;

- стремиться к успешной учебной деятельности

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

- понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

- составлять план действий решения учебной задачи под руководством учителя;

- составлять план действий на основе заявленной в методическом аппарате учебника системы условных обозначений под руководством учителя;

- оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными критериями или образцом;

- принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей.

Учащиеся получат возможность научиться:

- понимать цель и смысл выполняемых заданий;

- самостоятельно составлять план действий на основе заявленной в методическом аппарате учебника системы условных обозначений;

- самостоятельно определять критерии оценки достигнутых результатов.

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

- работать с учебником, ориентироваться в нём при помощи системы условных обозначений;

- читать текст, выделять фактическую информацию в тексте (события, поступки, герои);

- определять в художественном тексте последовательность событий, их причинно-следственную связь;

- представлять книги, группировать их на основе существенных признаков;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий в пространстве библиотеки; в справочной литературе для детей;

- использовать знаково-символические средства, в том числе словесные модели для создания высказывания.

Учащиеся получат возможность научиться:

- самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информации; находить заданное произведение разными способами;

- выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы;

- группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);

- сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям).

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

- слушать и воспринимать высказывания учителя и товарищей по классу;

- принимать участие в обсуждении прочитанного;

- принимать различные точки зрения на прочитанное произведение;

- работать в паре, в группе; договариваться о совместном выполнении заданий.

Учащиеся получат возможность научиться:

- задавать вопросы и отвечать на вопросы по прочитанному произведению;

- участвовать в коллективной творческой деятельности (в группе и паре); проявлять интерес к общению.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

- воспринимать на слух чтение учителя и товарищей;

- читать плавно, по слогам и целыми словами вслух (в соответствии с индивидуальным темпом);

- читать выразительно, орфоэпически правильно, с сохранением интонации конца предложения;

- самостоятельно определять тему произведения и под руководством учителя главную мысль прочитанного или прослушанного произведения;

- находить фактическую информацию текста (герои, поступки героев, события);

  • вычерпывать актуальную информацию текста (герои, поступки героев, события);
  • участвовать в коллективном обсуждении прочитанного или прослушанного произведения; отвечать на вопросы учителя;
  • пересказывать текст подробно с опорой на картинный план, на иллюстрацию; на основе опорных слов (словесная модель текста);
  • представлять выбранную в библиотеке книгу (автор, заголовок, тема выбранной книги).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным темпом;
  • самостоятельно определять главную мысль произведения;
  • задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
  • пересказывать текст на основе плана, составленного под руководством учителя;

находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам.

Круг детского чтения

Учащиеся научатся:

- называть имя и фамилию авторов, заголовки прочитанных или прослушанных произведений в классе;

- рассказывать об учебной книге; сравнивать художественную и учебную книгу;

находить в учебнике произведение в соответствии с заданными параметрами (тема, автор, название).

Учащиеся получат возможность научиться:

- участвовать в организации выставки книг в классе;

- находить книгу по заданным параметрам в домашней библиотеке.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

- ориентироваться в литературных понятиях: читатель, автор, художественное произведение, тема, герой, рифма;

- различать жанры произведений: сказка, рассказ, стихотворение;

- различать малые фольклорные жанры: потешка, песенка, загадка, пословица, поговорка;

- находить в тексте слова, которые помогают услышать представляемых в произведении героев (звукопись).

Учащиеся получат возможность научиться:

- определять особенности сказочного текста;

характеризовать героя произведения;

- самостоятельно определять в художественном тексте звукопись как средство создания образа

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

- создавать небольшое высказывание на основе прочитанных или прослушанных произведений;

- придумывать сказочные тексты по аналогии с прочитанными;

- создавать свои собственные творческие объекты: фотогазета, плакат и др.;

- иллюстрировать прочитанное или прослушанное произведение;

разыгрывать произведение по ролям, используя мимику, жест, интонацию, под руководством учителя.

Учащиеся получат возможность научиться:

- придумывать рассказ по аналогии с прочитанными или прослушанными произведениями;

- читать стихотворение, передавая настроение с помощью различных выразительных средств;

- инсценировать произведения самостоятельно, используя различные средства выразительности.

Содержание учебного предмета «Литературное чтение»

(1 класс)

Раздел «Книги — мои друзья» включает диалоги, пословицы, загадки, рисунки и репродукции картин, посвящённые книге, тексты по истории письма и разным способам записи информации.

Основные понятия раздела: книга, читатель, писатель; способы передачи информации: жесты, рисунки, книги, компьютер.

Основными методическими задачами первых уроков этого раздела являются: знакомство с учебником как первой учебной книгой, особенностями его содержания (содержание, словарик, рубрики), с художественными книгами (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление или содержание).

Раздел «Радуга-дуга» включает произведения малых фольклорных жанров разных народов, которые способствуют развитию интереса к мировой культуре и воспитывают любовь к своему народу.

Основные понятия раздела: малые фольклорные жанры (песенки, загадки, пословицы, считалки).

Основными методическими задачами уроков этого раздела являются: знакомство с малыми фольклорными жанрами русского народа и других народов России; развитие умения сравнивать и сопоставлять данные произведения; отгадывать загадки, сравнивать предмет загадки и предмет отгадки, выделять признаки предмета, на которые указывает загадка; загадки разного типа: загадки- вопросы, загадки-описания.

В раздел «Здравствуй, сказка!» включены народные сказки о животных для чтения и инсценирования. Народные сказки сопоставляются с авторскими сказками. Для того чтобы учащиеся получили представление о сказочном герое, в учебник введены сказки о буквах. В отличие от азбуки, буквы в этом случае выступают в качестве сказочных героев.

Основные понятия раздела: сказка, сказка о животных, сказочный герой, персонажи.

Основными методическими задачами уроков этого раздела являются: знакомство с жанром сказки; формирование умения определять последовательность развития действия в сказке, умение пересказывать сказку, размышлять над поступками героев; выразительно читать диалоги в сказке, сравнивать сказки со сходным содержанием, видеть сходство и различия.  Большое внимание уделяется развитию творческих способностей, умению составлять продолжение сказки.

Раздел «Люблю всё живое» включает произведения отечественных писателей, составляющие золотой фонд детской литературы, малые жанры фольклора, расширяющие представления учащихся о взаимоотношениях человека с животным миром, формирующие ответственное и бережное отношение к природе.

Основные понятия раздела: общение, диалог героев, практическое сравнение стихотворных и прозаических текстов.

Основными методическими задачами уроков этого раздела являются: формирование нравственных ценностей (любовь к животным, забота о них); расширение представлений о взаимоотношениях человека и природы. Кроме того, учащиеся знакомятся с одним из главных средств выразительности — приёмом звукописи; учатся самостоятельно находить слова, которые используют поэты для передачи звуков природы. Продолжается работа над определением особенностей рассказа; отрабатывается умение находить слова, характеризующие героя.

В разделе «Хорошие соседи, счастливые друзья» собраны произведения отечественных писателей, которые затрагивают проблему отношений детей между собой, рассказывают о настоящих друзьях, приглашают учащихся поразмышлять над такими важными понятиями, как обман, честность, совесть, лень, трудолюбие.

Основные понятия раздела: рассказ, герой рассказа, отношение автора к героям; дружба, взаимопомощь и поддержка.

Основной методический задачей уроков этого раздела является формирование представлений о том, что такое взаимопонимание и доброжелательность. Дети учатся давать оценку поступкам, разрешать конфликтные ситуации; развивают умение характеризовать героев, опираясь на их речь и поступки.

В раздел «Край родной, навек любимый» включены художественные произведения отечественных писателей, в которых отражена красота родного края, любовь к своей земле, к своей стране.

Основные понятия раздела: родной край, главный город страны (столица), красота родного края, стихи, рифма.

Основными методическими задачами уроков этого раздела являются: формирование умения чувствовать настроение, выраженное в стихотворениях русских поэтов, умения размышлять над их содержанием, сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства, находить общее и различное; воспитание чувства патриотизма и любви к родному краю.


Календарно-тематическое планирование предмета литературное чтение 1 класс

(ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ)

(Уроки «открытия» нового знания – ОНЗ,  уроки отработки умений и рефлексии- ОУР, уроки общеметодологической направленности – ОМН, уроки развивающего контроля – РК)

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Виды деятельности, формы работы

Планируемые результаты обучения

Дата

Предметные

Личностные

Метапредметные

план

факт

1.

Введение в мир общения. Диалоговая форма общения, собеседники.

ОНЗ

Введение понятия «общение», практическое освоение его содержания. Нормы речевого этикета при знакомстве. Беседы по картинкам. Знакомство со значками на полях учебника.

Формирование на конкретно-предметном уровне представления учащихся о процессе, формах и способах общения.

Восприятие человека человеком,

перевод внешней речи на внутренний план.

Регулятивные:

- формирование умения общаться.

Познавательные:

- осмысление процесса, форм и способов общения, осмысление общения как способа получения и передачи информации.

Коммуникативные:

- формирование конструктивных способов взаимодействия с окружающими людьми.

2.

Роль слова в устном речевом общении. Слова — названия конкретных предметов и слова с обобщающим значением.

ОМН

Рассказы по серии рисунков о первом школьном дне. Рассказы учащихся об их первом школьном дне. Логическое упражнение. Культура общения.

Формирование на конкретно-предметном уровне представления учащихся о процессе, формах и способах общения.

Восприятие человека человеком,

перевод внешней речи на внутренний план.

Регулятивные:

- формирование умения общаться.

Познавательные:

- осмысление процесса, форм и способов общения, осмысление общения как способа получения и передачи информации.

Коммуникативные:

- формирование конструктивных способов взаимодействия с окружающими людьми.

3.

Культура общения. Помощники в общении: жесты, мимика, интонация. Мы пришли в театр.

ОМН

Культура общения. Помощники в общении: жесты, мимика, интонация. «Общение» с животными, с неодушевлёнными предметами, с героями литературных произведений. Общение с помощью предметов и с помощью слов.

Формирование на конкретно-предметном уровне представления учащихся о процессе, формах и способах общения.

Восприятие человека человеком,

перевод внешней речи на внутренний план.

Регулятивные:

- формирование умения общаться.

Познавательные:

- осмысление процесса, форм и способов общения, осмысление общения как способа получения и передачи информации.

Коммуникативные:

- формирование конструктивных способов взаимодействия с окружающими людьми.

4.

«Общение» с животными, с неодушевлёнными предметами, с героями литературных произведений.

Общение с помощью предметов и с помощью слов. Слова и предметы.

ОМН

«Общение» с животными, с неодушевлёнными предметами, с героями литературных произведений. Общение с помощью предметов и с помощью слов.

Формирование на конкретно-предметном уровне представления учащихся о процессе, формах и способах общения, формирование первоначальных представлений о значении интонации для успешного результата общения.

Восприятие человека человеком,

перевод внешней речи на внутренний план, осмысление правил взаимоотношения в семье.

Регулятивные:

- формирование умения общаться.

Познавательные:

- осмысление процесса, форм и способов общения, осмысление общения как способа получения и передачи информации.

Коммуникативные:

- формирование конструктивных способов взаимодействия с окружающими людьми.

5.

Предыстория письменной речи.

Сообщения, записанные знаками-символами. Условные знаки. Знакомство со знаками дорожного движения, бытовыми знаками-символами и др.

ОНЗ

Использование в общении посредников (предметов, меток, рисунков, символов, знаков) как подготовка к осмыслению письменной речи. Рисунки, знаки-символы как способ обозначения предметов и записи сообщений. Способы обозначения ориентиров (словесно, жестами, графически). Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения.

Формирование на конкретно-предметном уровне представления учащихся о процессе, формах и способах общения, формирование элементарных представлений о средствах, сопровождающих речевое общение.

Восприятие человека человеком, перевод внешней речи на внутренний план, осмысление значения наиболее употребляемых жестов.

Регулятивные:

- формирование умения общаться.

Познавательные:

- осмысление процесса, форм и способов общения, осмысление общения как способа получения и передачи информации.

Коммуникативные:

- формирование конструктивных способов взаимодействия с окружающими людьми.

6.

Сообщения, количество и последовательность слов в сообщениях.

Слово как главное средство общения.

ОНЗ

Первоначальное обобщение: жесты, рисунки, знаки, слова — наши посредники в общении с людьми, средства общения. Самостоятельные логические упражнения «Найди закономерность».

Формирование на конкретно-предметном уровне представления учащихся о процессе, формах и способах общения.

Восприятие человека человеком,

перевод внешней речи на внутренний план.

Регулятивные:

- формирование умения общаться.

Познавательные:

- осмысление процесса, форм и способов общения, осмысление общения как способа получения и передачи информации.

Коммуникативные:

- формирование конструктивных способов взаимодействия с окружающими людьми.

7.

Звуковая структура слова.

Звуки в природе. Голоса птиц республики Татарстан.

Звуковые схемы слов. Гласные и согласные звуки. Символы для их обозначения

ОНЗ

Звуковая структура слова.

Звуки в природе.

Звуковые схемы слов. Гласные и согласные звуки. Символы для их обозначения

Формирование на конкретно-предметном уровне представления учащихся о процессе, формах и способах общения.

Восприятие человека человеком,

перевод внешней речи на внутренний план.

Регулятивные:

- формирование умения общаться.

Познавательные:

- осмысление процесса, форм и способов общения, осмысление общения как способа получения и передачи информации.

Коммуникативные:

- формирование конструктивных способов взаимодействия с окружающими людьми.

8.

Мягкие и твёрдые согласные звуки, их обозначение.

ОНЗ

Мягкие и твёрдые согласные звуки, их обозначение.

Звуковой анализ слов (определение последовательности звуков в слове, их фиксирование условными обозначениями).

Формирование на конкретно-предметном уровне представления учащихся о процессе, формах и способах общения.

Восприятие человека человеком,

перевод внешней речи на внутренний план.

Регулятивные:

- формирование умения общаться.

Познавательные:

- осмысление процесса, форм и способов общения, осмысление общения как способа получения и передачи информации.

Коммуникативные:

- формирование конструктивных способов взаимодействия с окружающими людьми.

9.

Звуковой анализ слов (определение последовательности звуков в слове, их фиксирование условными обозначениями).

ОНЗ

Звуковой анализ слов (определение последовательности звуков в слове, их фиксирование условными обозначениями).

Диалог.

Формирование на конкретно-предметном уровне представления учащихся о процессе, формах и способах общения, формирование первичного представления о знаково-символической системе «Слово, знак».

Восприятие человека человеком,

перевод внешней речи на внутренний план, осознание важности использования знаков при взаимодействии с окружающим миром.

Регулятивные:

- формирование умения общаться,

- формирование способов использования знаков.

Познавательные:

- осмысление процесса, форм и способов общения, осмысление общения как способа получения и передачи информации,

- осмысление связи между словом и знаком.

Коммуникативные:

- использование знаков и символов как способов взаимодействия с окружающим миром

10.

Наглядно-образная модель слова. Взаимосвязь значения и звучания слова.

ОНЗ

Слово как двусторонняя единица языка (без терминологии).

Слово как сложный языковой знак, замещающий что-либо (вещь, действие, предмет). Значение слов (как образ предмета, действия и свойства) и звучание слов (как последовательность речевых звуков). Звуковой анализ слов как переход от устной речи к письменной.

Формирование на конкретно-предметном уровне представления учащихся о процессе, формах и способах общения, формирование первичного представления о знаково-символической системе «Слово, знак».

Восприятие человека человеком,

перевод внешней речи на внутренний план, осознание важности использования знаков при взаимодействии с окружающим миром.

Регулятивные:

- формирование умения общаться,

- формирование способов использования знаков.

Познавательные:

- осмысление связи между словом и знаком.

Коммуникативные:

- использование знаков и символов как способов взаимодействия с окружающим миром,

- умение вести диалог.

11.

Слог — минимальная единица произношения и чтения.

ОНЗ

Слова и слоги: слово — номинативная (назывная) единица, слог — единица произношения. Слогообразующая функция гласных.

Формирование на конкретно-предметном уровне представления учащихся о процессе, формах и способах общения, формирование первоначальных представлений о значении интонации для успешного результата общения, формирование первичного представления о знаково-символической системе «Слово, знак».

Восприятие человека человеком,

перевод внешней речи на внутренний план, осознание важности использования знаков при взаимодействии с окружающим миром.

Регулятивные:

- формирование умения общаться,

- формирование способов использования знаков.

Познавательные:

- осмысление связи между словом и знаком.

Коммуникативные:

- использование знаков и символов как способов взаимодействия с окружающим миром.

12.

Ударение. Ударный гласный звук в слове.

ОНЗ

Образно-символическое обозначение ударения.

Смыслоразличительная роль ударения (зáмок — замóк, кружки — кружки).

Формирование на конкретно-предметном уровне представления учащихся о процессе, формах и способах общения, формирование первичного представления о знаково-символической системе «Слово, знак».

Восприятие человека человеком,

перевод внешней речи на внутренний план, осознание важности использования знаков при взаимодействии с окружающим миром.

Регулятивные:

- формирование умения общаться,

- формирование способов использования знаков.

Познавательные:

- осмысление связи между словом и знаком.

Коммуникативные:

- использование знаков и символов как способов взаимодействия с окружающим миром.

13.

Первоначальное представление о предложении.

Общее представление о речи на основе наглядно-образных моделей и поэтических текстов.

ОНЗ

Сравнение и различение предложения и слова. Модель предложения, графическое обозначение его начала и конца.

Формирование на конкретно-предметном уровне представления учащихся о процессе, формах и способах общения, формирование первичного представления о знаково-символической системе «Слово, знак».

Восприятие человека человеком,

перевод внешней речи на внутренний план, осознание важности использования знаков при взаимодействии с окружающим миром.

Регулятивные:

- формирование умения общаться,

- формирование способов использования знаков.

Познавательные:

- осмысление связи между словом и знаком.

Коммуникативные:

- использование знаков и символов как способов взаимодействия с окружающим миром.

14.

Обобщение: « Звуки и их характеристика. Слоги и деление слов на слоги. Ударение и постановка ударений в словах. Слово, его значение и звучание. Предложение, схема предложения».

ОМН

Звуки и их характеристика. Слоги и деление слов на слоги. Ударение и постановка ударений в словах. Слово, его значение и звучание. Предложение, схема предложения. Письмо элементов письменных букв (строчных и заглавных).

Формирование представления о звуках речи, развитие фонематического слуха, умение обозначать звуки символами.

Осознание значимости мира звуков для человека.

Регулятивные:

- освоение способов сравнения звуков, анализа и синтеза речи.

Познавательные:

- осмысление особенностей звуков и их свойств.

Коммуникативные:

- формирование умений слышать и слушать.

15.

Звуковой анализ, характеристика гласных звуков, обозначение их буквами.

Знакомство с гласным звуком и буквами  Аа.

ОНЗ

 Звуковой анализ, характеристика гласных звуков, обозначение их буквами.

Знакомство с шестью гласными звуками и буквами (Аа, Оо, Уу, Ии, ы, Ээ).

Звучание и значение слова.

Формирование представления о звуках речи, развитие фонематического слуха, умение обозначать звуки символами.

Осознание значимости мира звуков для человека.

Регулятивные:

- освоение способов сравнения звуков, анализа и синтеза речи.

Познавательные:

- осмысление особенностей звуков и их свойств.

Коммуникативные:

- формирование умений слышать и слушать.

16.

Знакомство с гласным звуком и буквами  Оо.

Знакомство с гласным звуком  и буквами  Уу.

ОНЗ

Соотнесение звучания и значения слова. Звуковой анализ слов. Классификация слов.

Формирование представления о звуках речи, развитие фонематического слуха, умение обозначать звуки символами.

Осознание значимости мира звуков для человека.

Регулятивные:

- освоение способов сравнения звуков, анализа и синтеза речи.

Познавательные:

- осмысление особенностей звуков и их свойств.

Коммуникативные:

- формирование умений слышать и слушать.

17.

Знакомство с гласным звуком и буквами  Ии.

Знакомство с гласным звуком и буквой  ы.

ОНЗ

Гласный звук  и буквы  Ии.

Гласный звук  и буква ы.

Звуковой анализ слов, подписи букв под схемами слов

. Модели слов-омонимов. Чтение предложений с пиктограммами.

Формирование на конкретно-предметном уровне представления учащихся о процессе, формах и способах общения, формирование первичного представления о знаково-символической системе «Слово, знак».

Восприятие человека человеком,

перевод внешней речи на внутренний план, осознание важности использования знаков при взаимодействии с окружающим миром.

Регулятивные:

- формирование умения общаться,

- формирование способов использования знаков.

Познавательные:

- осмысление связи между словом и знаком информации.

Коммуникативные:

- использование знаков и символов как способов взаимодействия с окружающим миром.

18.

Знакомство с гласным звуком  и буквами  Ээ. Звучание и значение слова.

ОНЗ

Гласный звук  и буквы  Ээ. Звуковой анализ слов, подписи букв под схемами слов

Умение произносить слова по слогам, определять место ударения в слове.

Совершенствование культуры речи: произношение слов с правильным ударением.

Регулятивные:

- осознание способа деления слов на слоги и способов постановки ударения.

Познавательные:

- осмысление слоговой структуры слова.

Коммуникативные:

- использование интонации для постановки смыслового ударения во фразе.

19.

Согласные звуки, обозначение их буквами. Мягкие и твёрдые согласные

Звонкие и глухие согласные.

ОНЗ

Согласные звуки, обозначение их буквами.

Гласные и согласные звуки, их условные обозначения на основе звукового анализа, их артикуляция.

Мягкие и твёрдые согласные.

Обозначение на письме мягкости согласных.

Звонкие и глухие согласные.

Ориентировка на гласный звук при чтении слогов и слов. Слого-звуковой анализ слов

Умение произносить слова по слогам, определять место ударения в слове.

Совершенствование культуры речи: произношение слов с правильным ударением.

Регулятивные:

- осознание способа деления слов на слоги и способов постановки ударения.

Познавательные:

- осмысление слоговой структуры слова.

Коммуникативные:

- использование интонации для постановки смыслового ударения во фразе.

20.

Знакомство с согласными звуками мм и буквами  Мм

ОНЗ

Гласные и согласные звуки, их условные обозначения на основе звукового анализа, их артикуляция. Обозначение звуков буквами. Мягкие и твёрдые согласные.

Умение произносить слова по слогам, определять место ударения в слове.

Совершенствование культуры речи: произношение слов с правильным ударением.

Регулятивные:

- осознание способа деления слов на слоги и способов постановки ударения.

Познавательные:

- осмысление слоговой структуры слова.

Коммуникативные:

- использование интонации для постановки смыслового ударения во фразе.

21.

Знакомство с согласными звуками сс и буквами  Сс

ОНЗ

Чтение слогов и слов с новой буквой. Звуковой анализ. Устные рассказы.

Уметь соотносить звук и букву, выделять звуки из слова. Определять ударный слог, давать характеристику звуку.

Формирование индивидуального стиля деятельности.

Регулятивные:

- освоение способов определения гласного звука,

- закрепление способов деления слов на слоги и постановки ударения.

Познавательные:

- установление соответствия между звуком и буквой, обозначающей его.

Коммуникативные:

- формирование умений слышать и слушать, формулировать ответ.

22.

Знакомство с согласными звуками нн и буквами  Нн.

ОНЗ

Чтение слогов и слов с новой буквой. Звуковой анализ. Устные рассказы.

Уметь соотносить звук и букву, выделять звуки из слова. Определять ударный слог, давать характеристику звуку.

Формирование индивидуального стиля деятельности.

Регулятивные:

- освоение способов определения гласного звука,

- закрепление способов деления слов на слоги и постановки ударения.

Познавательные:

- установление соответствия между звуком и буквой, обозначающей его.

Коммуникативные:

- формирование умений слышать и слушать, формулировать ответ.

23.

Знакомство с согласными звуками лл и буквами  Лл.

ОНЗ

Модели слов. Звуковой анализ. Согласные звуки и буквы. Чтение слогов, слов и предложений

Уметь соотносить звук и букву, выделять звуки из слова. Определять ударный слог, давать характеристику звуку.

Формирование индивидуального стиля деятельности.

Регулятивные:

- освоение способов определения гласного звука,

- закрепление способов деления слов на слоги и постановки ударения.

Познавательные:

- установление соответствия между звуком и буквой, обозначающей его.

Коммуникативные:

- формирование умений слышать и слушать, формулировать ответ.

24.

Знакомство с согласными звуками тт и буквами  Тт

ОНЗ

Чтение слогов и слов с новой буквой. Звуковой анализ. Устные рассказы. Логические упражнения на обобщение.

Уметь соотносить звук и букву, выделять звуки из слова. Определять ударный слог, давать характеристику звуку.

Формирование индивидуального стиля деятельности.

Регулятивные:

- освоение способов определения гласного звука,

- закрепление способов деления слов на слоги и постановки ударения.

Познавательные:

- установление соответствия между звуком и буквой, обозначающей его.

Коммуникативные:

- формирование умений слышать и слушать, формулировать ответ.

25.

Знакомство с согласными звуками кк и буквами  Кк.

ОНЗ

Модели слов. Звуковой анализ. Согласные звуки и буквы. Чтение слогов, слов и предложений

Уметь соотносить звук и букву, выделять звуки из слова. Определять ударный слог, давать характеристику звуку.

Формирование индивидуального стиля деятельности.

Регулятивные:

- освоение способов определения гласного звука,

- закрепление способов деления слов на слоги и постановки ударения.

Познавательные:

- установление соответствия между звуком и буквой, обозначающей его.

Коммуникативные:

- формирование умений слышать и слушать, формулировать ответ.

26.

Знакомство с согласными звуками рр и буквами  Рр.

ОНЗ

Чтение слогов и слов с новой буквой. Звуковой анализ. Устные рассказы. Чтение текстов слогами и словами. Логические упражнения на обобщение.

Уметь соотносить звук и букву, выделять звуки из слова. Определять ударный слог, давать характеристику звуку.

Формирование индивидуального стиля деятельности.

Регулятивные:

- освоение способов определения гласного звука,

- закрепление способов деления слов на слоги и постановки ударения.

Познавательные:

- установление соответствия между звуком и буквой, обозначающей его.

Коммуникативные:

- формирование умений слышать и слушать, формулировать ответ.

27.

Знакомство с согласными звуками вв и буквами  Вв.

ОНЗ

Звуковой анализ. Чтение слогов, слов и предложений. Составление рассказа по рисунку.

Уметь соотносить звук и букву, выделять звуки из слова. Определять ударный слог, давать характеристику звуку.

Формирование индивидуального стиля деятельности.

Регулятивные:

- освоение способов определения гласного звука,

- закрепление способов деления слов на слоги и постановки ударения.

Познавательные:

- установление соответствия между звуком и буквой, обозначающей его.

Коммуникативные:

- формирование умений слышать и слушать, формулировать ответ.

 28.

Знакомство с согласными звуками пп и буквами  

ОНЗ

Модели слов. Звуковой анализ. Согласные звуки и буквы. Чтение слогов, слов и предложений.

Умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует,

освоение способов определения мягкости и твёрдости согласного звука,

умение различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать им характеристику.

Формирование индивидуального стиля деятельности.

Регулятивные:

- освоение способов выделения и фонетического анализа согласного звука.

Познавательные:

- осмысление алгоритма фонетического анализа звука.

Коммуникативные:

- формирование умений слушать и слышать.

29.

Знакомство с согласными звуками гг и буквами  Гг.

ОНЗ

Звуковой анализ слов. Упражнение в различении звуков [г] — [г`]. Чтение текстов слогами и словами. Логические упражнения на обобщение.

Умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует,

освоение способов определения мягкости и твёрдости согласного звука,

умение различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать им характеристику.

Формирование индивидуального стиля деятельности.

Регулятивные:

- освоение способов выделения и фонетического анализа согласного звука.

Познавательные:

- осмысление алгоритма фонетического анализа звука.

Коммуникативные:

- формирование умений слушать и слышать.

30.

Двойное значение буквы е.

Двойное значение буквы ё.

ОНЗ

Правила чтения букв Ее и Ёё. Слова-омонимы. Составление слов из букв. Чтение текста. Пересказ.

Умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует,

освоение способов определения мягкости и твёрдости согласного звука,

умение различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать им характеристику.

Формирование индивидуального стиля деятельности.

Регулятивные:

- освоение способов выделения и фонетического анализа согласного звука.

Познавательные:

- осмысление алгоритма фонетического анализа звука.

Коммуникативные:

- формирование умений слушать и слышать.

31.

Знакомство с согласными звуками бб и буквами  Бб

ОНЗ

Звуковой анализ. Чтение слов, предложений, текстов. Сравнение звуков [б] и [п]. Наблюдение за разницей в произношении и написании слов, оканчивающихся на согласный звук.

Умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует,

освоение способов определения мягкости и твёрдости согласного звука,

умение различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать им характеристику.

Формирование индивидуального стиля деятельности.

Регулятивные:

- освоение способов выделения и фонетического анализа согласного звука.

Познавательные:

- осмысление алгоритма фонетического анализа звука.

Коммуникативные:

- формирование умений слушать и слышать.

32.

Знакомство с согласными звуками зз и буквами  Зз.

Закрепление.

ОНЗ

Звуковой анализ. Чтение слов, предложений, текстов. Составление описаний по опорным словам. Деление текста на части. Игры со словами. Чтение предложений и текста.

Умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует,

освоение способов определения мягкости и твёрдости согласного звука,

умение различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать им характеристику.

Формирование индивидуального стиля деятельности.

Регулятивные:

- освоение способов выделения и фонетического анализа согласного звука.

Познавательные:

- осмысление алгоритма фонетического анализа звука.

Коммуникативные:

- формирование умений слушать и слышать.

33.

Знакомство с согласными звуками дд и буквами  Дд.

ОНЗ

Звуковой анализ. Знакомство с новой буквой. Чтение слов, предложений, текстов. Подбор заголовка к тексту. Деление текста на части. Слоговое чтение. Многозначные слова. Составление устных рассказов

Умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует,

освоение способов определения мягкости и твёрдости согласного звука,

умение различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать им характеристику.

Формирование индивидуального стиля деятельности.

Регулятивные:

- освоение способов выделения и фонетического анализа согласного звука.

Познавательные:

- осмысление алгоритма фонетического анализа звука.

Коммуникативные:

- формирование умений слушать и слышать.

34.

Знакомство с согласным звуком ж  и буквами  Жж.

ОНЗ

Звуковой анализ. Знакомство с новой буквой. Чтение слов, предложений, текстов. Лексическая работа над значением слов Чтение слов и предложений с изученными буквами.

Умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует,

освоение способов определения мягкости и твёрдости согласного звука,

умение различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать им характеристику.

Формирование индивидуального стиля деятельности.

Регулятивные:

- освоение способов выделения и фонетического анализа согласного звука.

Познавательные:

- осмысление алгоритма фонетического анализа звука.

Коммуникативные:

- формирование умений слушать и слышать.

35.

Мои первые книжки. Произведения татарских писателей. Двойное значение буквы я.

ОМН

Звуковой анализ. Чтение слов с ориентировкой на знак ударения. Чтение слов, предложений и текстов с изученными буквами. Упражнения на классификацию и обобщение.

Умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует,

освоение способов определения мягкости и твёрдости согласного звука,

умение различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать им характеристику.

Формирование индивидуального стиля деятельности.

Регулятивные:

- освоение способов выделения и фонетического анализа согласного звука.

Познавательные:

- осмысление алгоритма фонетического анализа звука.

Коммуникативные:

- формирование умений слушать и слышать.

36.

Знакомство с согласными звуками хх и буквами  

ОНЗ

Чтение трёхсложных слов. Чтение текстов. Чтение текстов по частям.

Умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует,

освоение способов определения мягкости и твёрдости согласного звука,

умение различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать им характеристику.

Формирование индивидуального стиля деятельности.

Регулятивные:

- освоение способов выделения и фонетического анализа согласного звука.

Познавательные:

- осмысление алгоритма фонетического анализа звука.

Коммуникативные:

- формирование умений слушать и слышать.

37.

Обозначение на письме мягкости согласных.

Знакомство с согласным звуком й  и буквами  Йй.

ОНЗ

Чтение трёхсложных слов. Чтение текстов. Чтение текстов по частям.

Умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует,

освоение способов определения мягкости и твёрдости согласного звука,

умение различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать им характеристику.

Формирование индивидуального стиля деятельности.

Регулятивные:

- освоение способов выделения и фонетического анализа согласного звука.

Познавательные:

- осмысление алгоритма фонетического анализа звука.

Коммуникативные:

- формирование умений слушать и слышать.

38.

Двойное значение буквы ю.

Приговорки, игры, загадки, песенки.

Обобщение. Узелки на память.

ОНЗ

Правила чтения буквы Юю в начале слова и после гласных. Деление слов на слоги. Чтение слов и предложени Правила чтения буквы ю после букв, обозначающих согласные звуки. Чтение слов: лук — люк, круг — крюк.й.

Умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует,

освоение способов определения мягкости и твёрдости согласного звука,

умение различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать им характеристику.

Формирование индивидуального стиля деятельности.

Регулятивные:

- освоение способов выделения и фонетического анализа согласного звука.

Познавательные:

- осмысление алгоритма фонетического анализа звука.

Коммуникативные:

- формирование умений слушать и слышать.

39.

Знакомство с согласным звуком  ш и буквами  Шш.

ОНЗ

Звуковой анализ. Чтение слов с новой буквой. Устные рассказы.

Умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует,

освоение способов определения мягкости и твёрдости согласного звука,

умение различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать им характеристику.

Формирование индивидуального стиля деятельности.

Регулятивные:

- освоение способов выделения и фонетического анализа согласного звука.

Познавательные:

- осмысление алгоритма фонетического анализа звука.

Коммуникативные:

- формирование умений слушать и слышать.

40.

Знакомство с согласным звуком ч  и буквами  Чч.

ОНЗ

Чтение слогов и слов с новой буквой. Звуковой анализ. Устные рассказы.

Умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует,

освоение способов определения мягкости и твёрдости согласного звука,

умение различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать им характеристику.

Формирование индивидуального стиля деятельности.

Регулятивные:

- освоение способов выделения и фонетического анализа согласного звука.

Познавательные:

- осмысление алгоритма фонетического анализа звука.

Коммуникативные:

- формирование умений слушать и слышать.

41.

Знакомство с согласным звуком щ  и буквами  Щщ.

ОНЗ

Чтение слогов и слов с новой буквой. Звуковой анализ. Устные рассказы.

Умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует,

освоение способов определения мягкости и твёрдости согласного звука,

умение различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать им характеристику.

Формирование индивидуального стиля деятельности.

Регулятивные:

- освоение способов выделения и фонетического анализа согласного звука.

Познавательные:

- осмысление алгоритма фонетического анализа звука.

Коммуникативные:

- формирование умений слушать и слышать.

42.

 

Знакомство с согласным звуком ц  и буквами  Цц.

ОНЗ

Чтение слогов и слов с новой буквой. Звуковой анализ. Устные рассказы.

Умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует,

освоение способов определения мягкости и твёрдости согласного звука,

умение различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать им характеристику.

Формирование индивидуального стиля деятельности.

Регулятивные:

- освоение способов выделения и фонетического анализа согласного звука.

Познавательные:

- осмысление алгоритма фонетического анализа звука.

Коммуникативные:

- формирование умений слушать и слышать.

43.

Знакомство с согласными звуками  и буквами  Фф.

ОНЗ

Слого-звуковой анализ слов с выделением нового звука, обозначение его буквой. Чтение слов и предложений с новой буквой. Сравнение звуков [в] — [ф]. Классификация слов.

Умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует,

освоение способов определения мягкости и твёрдости согласного звука,

умение различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать им характеристику.

Формирование индивидуального стиля деятельности.

Регулятивные:

- освоение способов выделения и фонетического анализа согласного звука.

Познавательные:

- осмысление алгоритма фонетического анализа звука.

Коммуникативные:

- формирование умений слушать и слышать.

44.

Буквы ь и ъ, не обозначающие звуков.

Употребление ь и ъ как разделительных знаков.

Алфавит.

ОНЗ

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака (угол – уголь). Функция разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака. Сравнение слов семя — семья; сел – съел и др. Чтение текстов. Работа в паре: «Моя первая энциклопедия».

Умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует,

освоение способов определения мягкости и твёрдости согласного звука,

умение различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать им характеристику.

Формирование индивидуального стиля деятельности.

Регулятивные:

- освоение способов выделения и фонетического анализа согласного звука.

Познавательные:

- осмысление алгоритма фонетического анализа звука.

Коммуникативные:

- формирование умений слушать и слышать.

45.

Звук, буква, слово (как знак с единством значения и звучания).

Старинные азбуки, старые названия букв. Назначение азбук. Их обучающая и воспитательная роль.

ОМН

Упражнение в плавном чтении слов и предложений. Книга – источник знаний. Детские научно-популярные книги. Культура общения.

Умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует,

освоение способов определения мягкости и твёрдости согласного звука,

умение различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать им характеристику.

Формирование индивидуального стиля деятельности.

Регулятивные:

- освоение способов выделения и фонетического анализа согласного звука.

Познавательные:

- осмысление алгоритма фонетического анализа звука.

Коммуникативные:

- формирование умений слушать и слышать.

46.

 

С чего начинается общение.

Что, где, когда и почему?

Чтобы  представить слово.

Об одном и том же по – разному.

Считалки. Сказки. Присказки. Загадки

ОМН

Чтение слов и предложений по азбуке и «Читалочке». Чтение слов без пропусков и искажений. Пересказ прослушанного текста по опорным словам.

Уметь соотносить звук и букву, выделять звуки из слова. Определять ударный слог, давать характеристику звуку.

Формирование индивидуального стиля деятельности.

Регулятивные:

- освоение способов определения гласного звука,

- закрепление способов деления слов на слоги и постановки ударения.

Познавательные:

- установление соответствия между звуком и буквой, обозначающей его.

Коммуникативные:

- формирование умений слышать и слушать, формулировать ответ,

- умение работать в паре.

Примерное планирование уроков литературного чтения в 1 классе

(Уроки «открытия» нового знания – ОНЗ,  уроки отработки умений и рефлексии- ОУР, уроки общеметодологической направленности – ОМН, уроки развивающего контроля – РК)

Тема урока

Тип урока

Виды деятельности, формы работы

Планируемые результаты обучения (предметные, метапредметные, личностные)

Дата

проведения

План.

Факт.

Раздел: «Книги — мои друзья» - (2 ч)

1

«Книги — мои друзья». С. Маршак

 « Новому читателю».

ОМН

Знакомство с системой условных обозначений. Кто говорит молча? Загадки о книге. Пословицы о книге. Возникновение письменности. Иероглифы. Сочинение своего письма с помощью рисунков. Содержание учебника. Обращение авторов учебника. Основные понятия раздела: книга, читатель, писатель. Книги — мои друзья. Предметное письмо. Узелковое письмо. Наскальные рисунки.  

Предметные: Сформировать представление о том, что такое книга.

Познавательные: Совершенствовать навык чтения, отбирать нужную информацию.

Регулятивные: Осваивать способы выбора книг, выбирать нужный источник информации.

Коммуникативные: Формировать конструктивные способы взаимодействия с книгой.

Личностные: Формировать позитивное отношение к книге.

2

«Как бы жили мы без книг?» С. Михалков. «Как бы жили мы без книг?». Мои любимые писатели.

А. Пушкин. «Руслан и Людмила» (отрывок) — «У лукоморья дуб зеленый...».

ОМН

Герои детских книг. Мои любимые писатели. А.С. Пушкин. Словесное рисование картин к вступлению к поэме «Руслан и Людмила».

Предметные: Сформировать представление о том, что такое книга в жизни человека, уметь обращаться с книгой.

Познавательные: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствовать уровень читательской компетентности; овладевать техникой чтения, приемами понимания прочитанного.

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике.

Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Личностные: Осознавать значимость чтения; проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное.

Раздел: «Радуга - дуга» - (1 ч)

3

Пословица — «мудрость народная». Загадка.  Песенки разных народов. Мы идем в библиотеку.

ОМН

Загадки. Пословицы, поговорки.  Песенки народов разных стран (заучивание наизусть). Считалочки. Мы идём в библиотеку. Экскурсия. Тематические указатели. Сравнение загадок с отгадками. Классификация загадок. Сочинение загадок. Пословицы и поговорки разных народов. Нравственный смысл пословицы. По следам семейного чтения. Мудрые мысли разных народов.

Предметные: Сформировать понятие о малых фольклорных жанрах, об устном народном творчестве.

Познавательные: Различать пословицы и поговорки, формировать навык выразительного чтения.

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче.

Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать со сверстниками

Личностные: Формировать позитивное отношение к чтению.

Раздел: «Здравствуй, сказка» - (3 ч)

4

«Узнай сказку» и «Сравни сказки». Г. Юдин. «Почему «А» первая». Буквы как сказочные герои. И. Гамазкова  «Живая азбука». Т. Коти «Катя и буквы». Н. Кончаловская «Козлята» В. Лунин «Волк». Т. Павлова «Рассказ мудрой вороны».

ОМН

Основные понятия раздела: сказка, сказка о животных, сказочный герой. Узнай сказку. Рассказывание сказок по рисункам. Работа с книгой. Сравнение героев сказки. По следам семейного чтения. Сказки разных народов. Сравнение русских сказок со сказками народов России.

Предметные: Сформировать понятия по теме; уметь сравнивать сказки, видеть их сходство и различие.

Познавательные: Отличать сказку от других литературных произведений, совершенствовать навыки чтения, отбирать нужную информацию.

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища; контролировать свои действия.

Коммуникативные: Формировать конструктивные способы взаимодействия с книгой.

Личностные: Формирование позитивного отношения к чтению, к книге, умение работать в коллективе, отстаивать свою позицию.

5

«В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит!»

 «Лиса, заяц и петух». Русская народ-

ная сказка. Л. Пантелеев «Две лягушки».

ОМН

Основные понятия раздела: сказка, сказка о животных, сказочный герой. Узнай сказку. Рассказывание сказок по рисункам. Работа с книгой. Сравнение героев сказки. По следам семейного чтения. Сказки разных народов. Сравнение русских сказок со сказками народов России.

Предметные: Сформировать понятия по теме; уметь сравнивать сказки, видеть их сходство и различие.

Познавательные: Отличать сказку от других литературных произведений, совершенствовать навык чтения;  отбирать нужную информацию.

Регулятивные: Выбирать нужный источник информации.

Коммуникативные: Формировать конструктивные способы взаимодействия с книгой.

Личностные: Формирование позитивного отношения к чтению, к книге; умение работать в коллективе, отстаивать свою позицию.

6

«Сказки народов России». Шутки-минутки. Сравнение сказок: «Два лентяя» и «Заяц и черепаха». Пословицы. (Лень — трудолюбие, честность — обман, доброта — злость, внимание к людям).

ОМН

Раздел: «Люблю все живое» - (3 ч)

7

 «Никого не обижай» В. Лунин «Никого не обижай». Е. Благинина «Котенок». И. Токмакова «Лягушки».

 «Разговоры, разговоры, разговоры...»

И. Токмакова «Разговор синицы и дятла». В. Бианки «Разговор птиц в конце лета».

ОНЗ

Основные понятия раздела: общение, диалог. Приём звукописи как средство создания образа. Общение с миром природы. Создание газеты «Жизнь леса». Создание плаката «Охраняй природу».

Предметные: Развить умение слышать и слушать художественное произведение, проводить анализ художественного текста, расширить представление о взаимоотношениях человека и природы.

Познавательные: Осознать произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствовать уровень читательской компетентности; овладеть приемами понимания прочитанного; предлагать способы решения проблем творческого характера.

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или сверстников; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике.

Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать со сверстниками.

Личностные: Осознать значимость чтения; проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное.

8

«Мы в ответе за тех, кого приручили» И. Пивоварова «Всех угостила».

 С. Михалков «Зяблик». «Общение с миром природы» Н. Сладков «Без слов».

ОНЗ

Основные понятия раздела: общение, диалог. Приём звукописи как средство создания образа. Общение с миром природы. Создание газеты «Жизнь леса». Создание плаката «Охраняй природу».

Предметные: развить умение слышать и слушать художественное произведение, проводить анализ художественного текста, расширить представление о взаимоотношениях человека и природы.

Познавательные: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствование уровня читательской компетентности; овладение приемами понимания прочитанного.

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или сверстников; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике.

Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать со сверстниками.

Личностные: Осознать значимость чтения; проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное.

9

 «Обходиться добром со всяким» Л. Толстой «Обходиться добром со всяким», «Не мучить животных».

«Эй, не стойте слишком близко — я тигренок, а не киска!» С. Маршак «В зоопарке». Б. Житков «Вечер».   Ю. Тувим. Стихотворения о животных. Загадки о животных.

ОНЗ

Основные понятия раздела: общение, диалог. Приём звукописи как средство создания образа. Общение с миром природы. Создание газеты «Жизнь леса». Создание плаката «Охраняй природу».

Основные понятия раздела: общение, диалог. Приём звукописи как средство создания образа. Общение с миром природы. Создание газеты «Жизнь леса». Создание плаката «Охраняй природу».

Предметные: Развить умение слышать и слушать художественное произведение, проводить анализ художественного текста, расширить представление о взаимоотношениях человека и природы.

Познавательные: Формулировать ответы на вопросы; овладевать приемами понимания прочитанного.

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче.

Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Личностные: Осознавать значимость чтения; проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное.

Раздел: «Хорошие соседи, счастливые друзья» - (4 ч)

10

 «Когда мои друзья со мной» С. Михалков «Песенка друзей». Песня из кинофильма «По секрету всему свету», «Когда мои друзья со мной». Пословицы о дружбе. А. Барто «Сонечка».

ОНЗ

Основные понятия раздела: рассказ, герой рассказа.  Характеристика героя произведения. Сравнение произведений по теме, содержанию и главной мысли.

Предметные: Развить умение слышать и слушать художественное произведение, анализировать художественный текст; расширить представления о взаимоотношениях людей.

Познавательные: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствовать уровень читательской компетентности; овладевать приемами понимания прочитанного.

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или сверстника.

Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать со сверстниками.

Личностные: Осознавать значимость чтения; проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное.

11

«Нет друга—ищи, а нашел— береги»

 Е. Пермяк «Самое страшное». В. Осеева. «Хорошее».

Э. Шим «Брат и младшая сестра».

Темповое чтение стихов В. Лунина, Е. Благининой, И. Токмаковой (по выбору).

ОНЗ

Основные понятия раздела: общение, диалог. Приём звукописи как средство создания образа. Общение с миром природы. Создание газеты «Жизнь леса». Создание плаката «Охраняй природу».

Предметные: Развить умение слышать и слушать художественное произведение, анализировать художественный текст; расширить представления о взаимоотношениях людей.

Познавательные: Анализировать художественный текст.

Регулятивные: Контролировать и объективно оценивать свои действия.

Коммуникативные: Работать в парах и группах.

Личностные: Проявлять: интерес к изучению темы; желание делать добрые дела; эмоционально-ценностное отношение к герою художественного произведения; желание создавать правила добрых взаимоотношений  между людьми.

12

«Доброе слово лучше мягкого пирога»

Стихотворения Е. Благининой, В. Лунина. Комбинированное чтение стихотворения Ю. Мориц «Это — да! Это — нет!». В. Сутеев «Чей же гриб?».

ОНЗ

Основные понятия раздела: общение, диалог. Приём звукописи как средство создания образа. Общение с миром природы. Создание газеты «Жизнь леса». Создание плаката «Охраняй природу».

Предметные: Сформировать понятия по теме; уметь сравнивать сказки, видеть их сходство и различие.Учить чувствовать настроение, выраженное в стихотворениях.

Познавательные: Осознавать произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствовать уровень читательской компетентности; овладевать приемами понимания прочитанного.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать со сверстниками.

Личностные: Осознавать значимость чтения; проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное.

13

Обобщение пройденного материала.  Сопоставление: рассказ — сказка (на примере изученных произведений).

ОУиР

Основные понятия раздела: рассказ, герой рассказа.  Характеристика героя произведения.

Предметные: Развить умение слышать и слушать художественное произведение, анализировать художественный текст; расширить представления о взаимоотношениях людей.

Познавательные: Анализ, сравнение, выразительное чтение, построение речевого высказывания, поиск ответов на вопросы, смысловое чтение, создание алгоритма  действия.

Регулятивные: Контролировать и объективно оценивать свои действия.

Коммуникативные: Развивать монологическую речь.

Личностные: Осознать значимость чтения; проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное.

Раздел: «Край родной, навек любимый » - (6ч)

14

 «Лучше нет родного края» Времена года: весна,лето.

 П. Воронько «Лучше нет родного края». А. Плещеев «Весна»; С. Есенин «Черемуха». С. Дрожжин «Пройдет зима холодная...». И. Суриков «Лето». Н. Греков «Летом».

ОНЗ

Основные понятия раздела: стихи, рифма. Составление устных сообщений о красоте родного края. Приём сравнения как средство создания образа. Рифма. Сравнение произведение литературы и живописи.

Предметные: Учить чувствовать настроение, выраженное в стихотворениях русских поэтов; развивать умение сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства.

Познавательные: Анализ, сравнение, выразительное чтение, построение речевого высказывания, поиск ответов на вопросы, смысловое чтение, создание алгоритма действия.

Регулятивные: Контролировать и объективно оценивать свои действия.

Коммуникативные: Развивать монологическую речь.

Личностные: Осознавать значимость чтения; проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное.

15

«Стихотворения русских поэтов

о родной природе»

Времена года: осень, зима. А. Пушкин «За весной, красой природы...»;

А. Плещеев «Миновало лето...» И. Суриков «Зима».

ОНЗ

Основные понятия раздела: стихи, рифма. Составление устных сообщений о красоте родного края. Приём сравнения как средство создания образа. Рифма. Сравнение произведение литературы и живописи.

Предметные: Учить чувствовать настроение, выраженное в литературной сказке.

Познавательные:

- совершенствовать уровень читательской компетентности; овладеть приемами понимания прочитанного.

Регулятивные:

- планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или сверстника.

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Личностные: Проявлять интерес к стихотворениям русских поэтов; желание читать стихи о природе русских поэтов; понимать успешность при изучении темы.

16

«Стихотворения русских поэтов о родной природе»

«Четыре сестры» Сказка.  Сравнение текстов: А. Майков «Ласточка»; Н. Сладков «Первая ласточка».

ОНЗ

Образ природы в литературной сказке.

Предметные: Учить чувствовать настроение, выраженное в стихотворениях татарских поэтов.

Познавательные: Совершенствовать уровень читательской компетентности; овладеть приемами понимания прочитанного.

Регулятивные: Контролировать и объективно оценивать свои действия.

Коммуникативные: Работать в парах и группах.

Личностные: Проявлять интерес к стихотворениям татарских поэтов; желание читать стихи о природе татарских поэтов; понимать успешность при изучении темы.

17

«Стихотворения татарских поэтов о родной природе». Произведения Г. Тукая, М.Джалиля.

ОНЗ

Произведения Г. Тукая, М. Джалиля.

18

«Родина любимая, что мать родимая» В. Берестов «Любили тебя без особых причин...»

Г. Виеру «Сколько звезд...»; Н. Бромлей «Какое самое первое слово?».

А. Митяев «За что люблю маму». В. Берестов «Стихи для папы».

Е. Пермяк «Первая рыбка».

ОНЗ

Основные понятия раздела: стихи, рифма. Составление устных сообщений о красоте родного края. Приём сравнения как средство создания образа. Рифма. Сравнение произведение литературы и живописи. Сравнение произведений на одну и ту же тему. Составление рассказа о своей семье.

Предметные: Развить умение слышать и слушать художественное произведение, анализировать художественный текст; расширить представления о взаимоотношениях людей.

Познавательные:

- совершенствовать уровень читательской компетентности; овладеть приемами понимания прочитанного.

Регулятивные: Контролировать и объективно оценивать свои действия.

Коммуникативные: Уметь работать в парах и группах.

Личностные: Проявлять интерес к стихотворениям; желание читать стихи о природе; понимать успешность при изучении темы.

19

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Проверка техники чтения.

РК

Обобщение пройденного материала.

Предметные: Развивать умение сравнивать произведения  и объяснять их смысл.

Познавательные: Анализ, сравнение, выразительное чтение, построение речевого высказывания, поиск ответов на вопросы, смысловое чтение, создание алгоритма действия.

Регулятивные: Контролировать и объективно оценивать свои действия.

Коммуникативные: Развивать монологическую речь.

Личностные: Представлять своё творчествою.

Раздел: «Сто фантазий» - (1 ч)

20

Творчество. Сочинение рассказов, отзывов, стихов.

 Р. Сеф «Совершенно непонятно» В. Маяковский «Тучкины штучки». В. Викторов «Поэт нашел в себе слова….» Ю. Мориц «Сто фантазий» И. Пивоварова «Я палочкой волшебной…» Г. Цыферов « Про меня и про цыпленка»

ОУиР

Сочинение своих собственных историй на основе художественных текстов.

Предметные: Чувствовать настроение, выраженное в стихотворениях; развивать умение сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства.

Познавательные: Формулировать ответы; совершенствовать уровень читательской компетентности; овладеть приемами понимания прочитанного.

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища.

Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Личностные: Проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное.


Контрольно-измерительные материалы по предмету «Литературное чтение»

1 класс

Контрольно-оценочная деятельность учителя в 1 классе является диагностической.

Деятельность учителя по проведению и организации диагностических контрольно-оценочных мероприятий позволяет оценивать результативность и качество обучения и прогнозировать успешность обучения на последующих этапах.

Проводится три вида контрольно- оценочных мероприятий (диагностических).

Текущий контроль (диагностика) наиболее оперативная и гибкая проверка знаний учащихся на уроке, по итогам изучения темы. Такой вид контроля (диагностики) особенно важен для учителя как средство своевременной корректировки своей деятельности, внесения изменений в планирование последующего обучения и предупреждения неуспеваемости учащихся.

Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой теме курса литературного чтения.

Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определённый промежуток учебного времени: четверть, год.

Содержание контрольно-оценочных к концу 1 класса:

Планируемые результаты

Умения, подлежащие контролю и оценке

Умение работать с текстом

Определять автора, название, отвечать на вопросы по тексту (кто герой, что с ним произошло, о каких событиях рассказывается)

Умение работать с книгой

Представлять книгу на основе обложки (кто автор, как называется, какая иллюстрация на обложке)

Освоение литературоведческой терминологии

Жанр произведения: рассказ, стихотворение, сказка; герой или персонаж

Творческая интерпретация текста

Освоение чтения по ролям

Диагностическая работа по литературному чтению в 1 классе (апрель)

Прочитайте стихотворение. Определите, сколько времени понадобится для чтения.

Ирина Токмакова

Нет, не просто говорили,

В самом деле подарили,

В день рожденья подарили

Очень славного щенка!

От него такой лесной

Тёплый-тёплый запах.

Он идёт смешной-смешной,

Путается в лапах.

Подрастёт щеночек мой —

Он поправдашний, живой!

Определите, кто является автором текста. Отметьте свой ответ «+»:

  • Друскин
  • Трутнева
  • Токмакова

Какое чувство испытывает герой этого стихотворения? Отметьте свой ответ знаком «+»:

  • грусть
  • радость
  • удивление

Подчеркните в тексте слова, которые подтверждают ваш ответ.

Выберите наиболее точный заголовок. Отметьте свой ответ знаком  «+»:

  • день рождения
  • щенок
  • подарили собаку

Определите жанр данного произведения. Отметьте свой ответ «+»:

  • рассказ
  • стихотворение
  • сказка

Допишите рифмы к данным словам:

Говорили - ______________               Лесной - _______________

Сделайте  иллюстрации  к  стихотворению.

КЛЮЧИ:

Задание

Баллы

Определите, кто является автором текста. Отметьте свой ответ «+»:

  • Друскин
  • Трутнева
  • Токмакова

1

Какое чувство испытывает герой этого стихотворения? Отметьте свой ответ знаком «+»:

  • грусть
  • радость
  • Удивление

Подчеркните в тексте слова, которые подтверждают ваш ответ.

1

1

Выберите наиболее точный заголовок. Отметьте свой ответ знаком  «+»:

  • день рождения
  • щенок
  • подарили собаку

1

Определите жанр данного произведения. Отметьте свой ответ «+»:

  • рассказ
  • стихотворение
  • сказка

1

Допишите рифмы к данным словам:

Говорили - подарили             Лесной -смешной 

2

Всего

7

7-6 баллов – высокий уровень усвоения материала

5-4 балла – средний уровень усвоения материала

3-1 балла – низкий уровень усвоения материала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Литературное чтение для 2 класса. "Начальная школа XXI века".

Рабочая программа по литературному чтению расчитана на 3 часа в неделю (регион Татарстан). Проект "Начальная школа XXI века"....

Рабочая программа Литературное чтение 1 класс

По системе Занкова Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение»  для1 класса  составлена на основе Примерной программы начального общего образования по литературному чтению (2...

Рабочая программа Литературное чтение 1 класс.

Автор программы Р.Н.Бунеев. УМК "Школа 2100"...

Рабочая программа Литературное чтение 2 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 2 класса разработана на основе:- Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния (2009 ...

Рабочая программа Литературное чтение 1 класс Школа 2100

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа 2100 (обучение грамоте + лит.чтение)...

Рабочая программа "Литературное чтение" 1 класс

Рабочая программа на 2012-2013 уч.год по Литературному чтению. УМК "Школа России"Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку, содержание курса, требования к уровню подготовки о...

Рабочая программа литературному чтению 1 класс "Школа России"

Рабочая программа литературному чтению 1 класс "Школа России" 4 часа в неделю...