ПК 4.4. Педагогические разработки
методическая разработка на тему

Симченко Виолетта Анатольевна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ ЧЕТВЕРТОГО КЛАССА  ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ СБОРНИКА О ВЫДАЮЩИХСЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЯХ «ТВОРЦЫ СУДЬБЫ РОССИИ» НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

В.А. Симченко, руководитель Т.А.Сачкова

ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский педагогический колледж №1»

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. [3, с.5]

В настоящее время существует следующая проблема: не все дети умеют общаться между собой и с другими людьми, поскольку многие из них сейчас живут в виртуальном мире, общаются через Интернет, реальное общение заменили компьютерными играми, которые не всегда оказывают положительное воздействие на психику ребенка. Некоторые учащиеся не умеют вежливо разговаривать ни со сверстниками, ни со старшими; не знают правил культурного общения, как правильно вступить в диалог, построить речевое высказывание.

На протяжении младшего школьного возраста у учащихся начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Именно в это время развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (взаимопомощь, коллективизм, товарищество и др.). Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении. [1, с.11]

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий – это актуальная проблема педагогики.

Коммуникативные универсальные учебные действия   обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. [2, с.3]

Приоритетной и продуктивной деятельностью учащихся по формированию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в четвертом классе является работа по изучению материалов об исторических личностях.

Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий нами был составлен сборник материалов биографий о выдающихся исторических личностях «Творцы судьбы России». Сборник представляет собой практическое пособие для учителей начальных классов общеобразовательных школ и используется на уроках окружающего мира как дополнительный материал к изучаемой теме. Данный сборник состоит из двух разделов: в первом разделе представлены приемы работы по организации деятельности изучения материалов биографии выдающейся  исторической личности, во втором разделе собраны и систематизированы материалы биографий выдающихся исторических личностей. Дополнительно к биографии исторической личности составлен ряд вопросов, которые носят развивающий характер. У учителя есть возможность изучения исторической личности с применением различных приемов, изучать личность, отвечая на вопросы после биографии или же используя приемы и отвечая на вопросы. Целесообразнее использовать сборник в 4 классе, т.к. ребята в этом возрасте уже умеют работать с текстами большого объема, к тому же техника чтения в этом классе, соответствующая стандарту будет самой высокой.

На преддипломной практике мною был апробирован данный сборник на уроках окружающего мира в 4 классе по УМК «Перспектива».

Материалы биографии Веры Игнатьевны Мухиной очень эффективно использовать на уроке окружающего мира по теме «Век бед и побед» по УМК «Перспектива», работа может быть построена в группах составом 4-5 человек, где каждая группа будет изучать материалы биографии и готовить ответ на заранее подготовленный для них вопрос. На уроке по теме «В поисках справедливости» УМК «Перспектива» уместно вводить материалы биографии Александра II, комбинируя прием «Интервью с выдающейся личностью» и вопросы после текста, работа может быть организована как в парах, так и в группах.

По результатам психологических диагностик, использование материалов сборника о выдающихся исторических личностях «Творцы судьбы России» привел к небольшой положительной динамике по показателям уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся из-за короткого периода проведения апробации.

Следовательно, мы можем сделать вывод, что применение данного сборника с целью формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся будет оправдано только в том случае, если вводить его систематически в педагогическом процессе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гришанова, И.А. Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников / И.А. Гришанова. - Москва: Просвещение, 2010. - 210 с.

  1. Тюрикова, С.А. Коммуникативные универсальные учебные действия: сущность и показатели сформированности / С.А. Тюрикова // Науковедение. – 2014. - № 3. – С.3-4

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] – М.: Просвещение, 2011. 31 с.