Выступление на психолого-педагогическом семинаре по теме «Проектирование образовательных событий по профилактике зависимости поведения в школьном возрасте».(октябрь 2018)
материал по теме

Мельникова Юлия  Валерьевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zavmsimost_povedeniya_melnikova.docx415.62 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на психолого-педагогическом семинаре по теме «Проектирование образовательных событий по профилактике зависимости поведения в школьном возрасте».

Учитель МБОУ «СОШ п. Нивенское»

Мельникова Ю.В.


Проблема зависимого поведения в современном мире оказалась едва ли не самой запутанной и трудноразрешимой из всех стоящих перед человечеством.

Большинство людей имеют зависимости, начиная от сладостей, желания погрузиться с головой в интересную компьютерную игру и заканчивая никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостью.

Так что же такое зависимое поведение?

Наиболее полным признается определение Короленко Ц. П., который считает, что зависимое (аддиктивное) поведение - одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций

Этот процесс настолько захватывает человека, что начинает управлять его жизнью. Человек становится беспомощным перед своим пристрастием. Волевые усилия ослабевают и не дают возможности противостоять зависимости.

Зависимость поведения может возникнуть как у  подростков, так и у детей младшего школьного возраста.

 

К младшему школьному возрасту относятся дети в 6-7 лет. Младший школьный возраст заканчивается в 10-11 лет.

Это достаточно сложный период для ребенка. Дети переходят от основной игровой деятельности  к учебной, что обусловливает изменения в психическом развитии учащихся. Формируется основа, на которой будет построено все психологическое и интеллектуальное развитие школьников на следующем этапе. Ребенок учится планировать свою деятельность. На основе развития волевой сферы формируется способность к самоконтролю и произвольному поведению. Характерной чертой младшего школьника  можно считать высокий уровень учебной мотивации. У ребёнка появляется  потребность в достижениях и успехе.

     Но не у всех получается хорошо учиться, у таких детей мотивация  снижается по причине сложности в обучении. На смену учебной мотивации приходит волевая регуляция учебной деятельности. Так же может быть развита иная мотивация на основе потребности избежать неудачи.

   

Младшие школьники испытывают сильную зависимость от мнения одноклассников, появляется потребность занять свое место в детском обществе. У мальчиков явно выражена потребность в лидерстве, чем объясняются многочисленные драки и стычки в этот период.

 У части детей формируется постоянно подавленное эмоциональное состояние, развиваются комплексы неполноценности, что служит благодатной основой для развития зависимого поведения.

В результате такого влияния у ребенка происходят  расстройства  нервной системы, появляется беспокойство, возникающим на малейшие раздражители, страх перед проблемами и трудностями. При этом страх развивается не столько как констатация проблемы, сколько как страх перед ее решением. На данной почве у ребёнка может развиться состояние повышенной тревожности.

Тревожность – это эмоциональное состояние, которое возникает в ситуации неопределенной опасности и проявляется в ожидании неблагоприятного развития событий.

Такие дети  больше склонны к развитию зависимых форм поведения

Находясь постоянно в подавленном психологическом состоянии ребенок ищет возможность избавления от него. 

Различные формы зависимого поведения  на некоторое время позволяют избежать неприятных психологических ощущений. Такой способ поведения закрепляется в сознании ребенка. Это является легкой возможностью избавления от неприятностей. Это снижает волевую регуляцию, что еще сильнее усугубляет ситуацию.

В качеств основных причин зависимого поведения у школьников учеными выделены следующие: 

1.Безнадзорность детей. Здесь имеется ввиду предоставляемая в отдельных семьях полная свобода. Здесь дети усматривают недостаток внимания к себе. Им кажется, что они никому не нужны. В свою очередь такая безнадзорность может быть следствием различных причин: родительская занятость, реальное нежелание воспитывать детей, принципы воспитания.

При безнадзорности у детей формируются такие формы поведения, как бесконечное блуждание на улице, отсутствие занятости, прогулы школьных уроков, побеги из родительского дома.

2. Участие в азартных играх. Такое поведение выступает в роли самоутверждения.

3.Использование ненормативной лексики.

4.Прием спиртных напитков.

5.Табакокурение, пристрастие к наркотическим веществам.

6.Обман взрослых.

Исходя из вышеперечисленных причин могут наблюдаться различные виды зависимого поведения:

  1. Гэмблинг (страсть к азартным играм);
  2. Интернет-аддикция, страсть к компьютерным играм;
  3. Наркомания, токсикомания, приём препаратов бытовой химии;(реже)
  4. Аддиктивное переедание, аддиктивное голодание и т.д.

Становление зависимого поведения в младшем школьном возрасте отличается широким индивидуальным своеобразием, но в целом здесь можно выделить ряд специфических особенностей проявления:

- 1 этап - первые пробы.

Совершаются обычно под чьим-либо влиянием или в компании. Немалую роль здесь играют любопытство, подражание, групповой конформизм и мотивы группового самоутверждения. Первые пробы чаще всего не имеют продолжения, исключение составляют табакокурение и пробы алкоголя.

- 2 этап - поисковое аддиктивное поведение.

Следующим за первыми пробами идет этап экспериментирования с различными видами психоактивных веществ – алкоголем, медикаментами, наркотиками, бытовыми и промышленными химикатами. Для одних детей важен сам факт изменения своего состояния, для других – качество вызываемых эффектов и особенности получаемого состояния.

3 этап - переход зависимого поведения в болезнь (Этого этапа младшие школьники не достигают)

В целях избежания зависимого поведения, необходима профилактика, чем раньше, тем лучше.

Профилактика зависимого поведения у подростков ставит такие цели как:

- способствовать осознанию зависимости к курению и наркотикам как болезни, не только сжигающей физические силы человека, но и уничтожающей его как личность;

- развивать осознанное неприятие наркотических средств и табака как способов воздействия на свою личность;

- воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства, уверенности; - развитие навыков самоконтроля и саморегуляции;

- социально-психологическая адаптация.

Нужно проводить с детьми беседы, лекции, классные часы, так, чтобы они включались в работу, в обсуждение, а не были просто пассивными слушателями.

Например, вместе с обучающимися можно выработать правила соблюдения здорового образа жизни.

Подросткам необходимо приводить примеры, которые могут повлиять на решение остановиться или, что лучше, не начать принимать наркотики. Например, привести примеры знаменитостей, ставших жертвами пагубной страсти. (Михаил Горшенев, Линдси Лохан, Уитни Хьюстон, Хит Леджер).

Очень важно для современного общества популяризации иных видов досуга, например, спортивных секций.

Интернет-зависимость оказывает сильное влияние на личность человека. Учитывая, что количество детей попадающих в эту зависимость, растет с каждым днем, а интернет-аддикты имеют проблемы в межличностном взаимодействии и социальной адаптации, то предпочтительнее групповые формы работы. Несмотря на то, что каждый случай интернет-зависимости по-своему уникален, существуют и проблемы, общие для всех или большинства аддиктов, что делает групповые занятия еще более необходимыми.

Исходя из этого необходимо формирование устойчивой и позитивной самооценки, уверенности в себе:

- развитие коммуникативных навыков и восстановление межличностных отношений;

- ориентация на благоприятные межличностные отношения;

-адекватное восприятие критики;

- умение слушать и понимать собеседников.

Правила организации профилактической работы включают следующие аспекты:

1) Работа должна идти в системе. Разрозненными занятиями и классными часами невозможно помочь детям выработать, осознать или сформировать эти самые важные жизненные цели и смысли.

2) Наиболее действенный метод работы с детьми и подростками – это групповые занятия или тренинги. Это метод формирования знаний, умений, представляющий собой последовательность заданий, действий или игр, направленных на достижение наработки и развития требуемого навыка. Такие занятия – это всегда интеракция.

В процессе работы включаются все познавательные механизмы сознания (память, внимание, воображение, мышление), что существенно увеличивает процент усвояемости подаваемого материала.

При этом подача информации должна быть построена таким образом, что эффект от занятия будет продолжаться значительно дольше, чем позволяют фиксированные рамки отведенного времени.

3) Работа должна  строиться на определенных правилах. Остановимся более подробно на одном пункте – безоценочность. Данное условие является неким гарантом того, что любое мнение имеет право на существование, дети не боятся высказываться и самое главное: учащийся может изменить свои позиции не под давлением толпы, не под руководством педагога, а самостоятельно, в ходе получения в процессе тренинга информации, ее усвоения, осмысления и оценки.

В результате основными мероприятиями по профилактике зависимости поведения младших школьников должно стать:

- усиление нравственного воспитания школьников, гармоничное включение в учебно-воспитательный процесс информации идеологической направленности;

- предоставление полного спектра информации школьникам о профилактикизависимости поведения;

- просвещение по проблеме зависимого поведения, приобретающем массовый характер и их роли в профилактической работе;

- исследование вместе с детьми причины формирования зависимого поведения, дискриминируя его в обсуждении.

- ознакомление школьников с трактовкой причин наркомании, алкоголизма, с законодательными мерами, принятыми в Российской Федерации в отношении распространения и приобретения нелегальных наркотических средств, обсуждение связи наркомании с преступностью, заболеванием СПИДом, , мерами их предупреждения;

- своевременное оказание помощи школьникам в решении их эмоциональных проблем.

Следует отметить, что профилактика зависимого поведения в образовательном учреждении имеет большое значение, так как выступает уникальной и весьма важной «площадкой» для принятия мер по профилактике. В профилактическую деятельность в образовательном учреждении должны быть включены родители, педагоги, психологи, медики, социальные работники, сотрудники правоохранительных органов, общие усилия которых позволят привить детям навыки здорового образа жизни, окажут влияние на уровень притязаний и самооценку обучающегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Глядя в монитор». Викторина для учеников начальной школы в рамках работы над проектом «Охрана зрения». Воспитатель 2 «Б» класса Ю.Н. Степанова « Организация работы в ОУ по профилактике зависимого поведения среди детей и подростков»

« Организация работы в ОУ по профилактике зависимого поведения среди детей и подростков» Викторина для учеников начальной школыв рамках работы над проектом «Охрана зрения»и по профилактике ...

Рекомендации для родителей по профилактике зависимого поведения у обучающихся с ОВЗ

Формирование навыков безопасного поведения детей поможет сделать более успешной профилактику зависимого поведения....

Педагогический совет по теме «Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития обучающихся в образовательной среде школы»

Повестка:«Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития обучающихся в образовательной среде школы»...

Зависимое поведение в школьном возрасте: причины, классификация, этапы развития, профилактика зависимого поведения.

Проблема зависимого поведения в современном мире оказалась едва ли не самой запутанной и трудноразрешимой из всех стоящих перед человечеством. Большинство людей имеют травмирующий опыт тяготящей завис...

Семинар для педагогов «Организации мероприятий по первичной профилактике суицидального поведения обучающихся»

Семинар для педагогов «Организации мероприятий по первичной профилактике суицидального поведения обучающихся»Всемирная организация здравоохранения выделяет первичный, вторичный, третичный ...