ЗОЖ. Профилактика зависимого поведения
статья по зож (4 класс) на тему

Иванова Ольга Игоревна

Доклад+презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zozh-2018_ivanova_o.i._1.odt18.47 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФИЛАКТИКА ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В РАБОТЕ ПЕДАГА-ПСИХОЛОГА

О.И. Иванова, педагог-психолог,

 МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Семья»,

г.о. Зарайск

Понятие «зависимое поведение» в последнее время получило распространение не только в научных кругах, но и в обыденной жизни. Зависимостью обозначают привязанность к чему- или кому- либо. У каждого человека существует множество привязанностей, но зависимостью в психологии обозначается только привязанность, имеющая определенную выраженность, либо недопустимую с точки зрения общественных норм, либо угрожающую здоровью, либо причиняющую психологические страдания самой личности.

            Зависимости ограничивают развитие человека, приводят к личностным

катастрофам, всевозможным соматическим и психическим заболеваниям.

Зависимость можно рассматривать как своеобразную форму адаптации к сложной жизненной реальности. Она проявляется в форме бегства от проблем в некий иллюзорный мир, что не меняет реальность, а меняет человека, со временем усугубляет его переживания, порождает новые проблемы. Более того, человек перестает контролировать свое поведение, мысли, эмоции. Его существование определяет объект зависимости, что в конечном итоге и вовсе разрушает жизнь. В последнее время вследствие научно-технического прогресса значительно расширился спектр зависимостей, а распространение употребления алкоголя и наркотиков, особенно в молодежной среде, приобретает характер национального бедствия. Поэтому к проблеме зависимости привлечено внимание самых разнообразных специалистов: психологов, наркологов, психиатров, социологов, юристов.

В психологии активно формируется новое направление, которое названо аддиктологией. Аддиктология изучает причины возникновения аддикций. Аддикция - зависимость, пагубная привычка, привыкание, в широком смысле, ощущаемая человеком навязчивая потребность в определенной деятельности. Термин часто употребляется для таких явлений, как лекарственная зависимость, наркомания, но теперь больше применяется и к нехимическим, а психологическим зависимостям, например, поведенческим, примерами которых могут служить: интернет- зависимость, игромания, шопоголизм, психогенное переедание, фанатизм и т.п. Семья, воспитатели, учителя, начальники и государство учат нас соблюдать социально-приемлемые нормы поведения. И конечно, находятся те, кто не приемлет правил и идет в разрез с обществом.

Таких людей называют аддиктами (аддикт - это человек, страдающий от проблем с самооценкой и не способный адекватно воспринимать окружающую реальность), а их поведение аддиктивным. Суть аддиктивного поведения - это уход от реальности за счет изменения состояния психики. Сегодня психологи особенно активно изучают, что такое аддиктивное поведение. Чаще всего такое поведение встречается у детей подросткового возраста (10-17 лет). Первопричиной такого отклонения подростков от реальности является

нарушение взаимодействия ребенка с той социальной микросредой, в которой он растет и развивается.

В настоящее время во всех цивилизованных странах, включая Россию, наметилась тенденция гуманизации превентивной практики, направленной на предупреждение аддиктивности и других форм отклоняющегося поведения. Однако общая тенденция превентивной практики, т.е. направленной на предупреждение аддиктивностии других форм отклонений, носит так называемый охранно-защитный характер. Чтобы предупредить разные формы отклоняющегося поведения, общество стремится оказать человеку, находящемуся в кризисной ситуации, необходимую социальную и социально-психологическую помощь и поддержку. Психосоциальную работу можно обозначить как психологическую помощь с целью преодоления социальной дезадаптации и социально-психологического неблагополучия.  Решение этой проблемы не может быть исчерпано лишь индивидуальной психокоррекционной работой психолога.  

В своей работе, я хочу остановиться на профилактике зависимого поведения у детей и подростков.  Ведь чем раньше начать работу по профилактике, тем эффективней она будет.

Любая работа строится на 3 основных направлениях:

  1. Профилактика
  2. Выявление
  3. Коррекция.

Профилактическая работа должна проводиться с помощью следующих методов:

1)переубеждение, переключение, вовлечение в деятельность; стимулирование; сотрудничество;

2)доверие;

3)открытый диалог;

4)увлечение полезным видом деятельности;

5)личный пример.

Но, прежде чем приступить к ней, нужно понимать, что сам аддикт не осознает собственных проблем, но при этом он не способен адекватно воспринимать себя и окружающую действительность. Среди методов одно из ведущих мест занимают различного рода социально-психологические тренинги.

Профилактика зависимого поведения у подростков ставит такие цели:

- способствовать осознанию подростками зависимости к курению и наркотикам как болезни, не только сжигающей физические силы человека, но и уничтожающей его как личность;

-  развивать у подростков осознанное неприятие наркотических средств и табака как способов воздействия на свою личность;

- воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства, уверенности;

-  развитие навыков самоконтроля и саморегуляции;

-  социально-психологическая адаптация.

Наша организация МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Семья» создана с января 2018 года и направлена на работу с детьми, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа и замещающим семьям.

Количество приемных семей на начало работы составляет 55 из них 105 детей.

Количество опекаемых семей 64, из которых 79 опекаемых детей.

До конца декабря 2018 г. планируется добавиться десять опекаемых семей.

Взаимодействуя с органами опеки и попечительства г.о. Зарайск Московской области, мы опираемся на целевую программу «Умей сказать нет» по профилактике аддиктивного поведения у детей и подростков[2, с.91]. Данная целевая программа по профилактике аддиктивного поведения у несовершеннолетних разработана на основании Федерального закона № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних», Конвенции  ООН о правах ребенка, действующего законодательства Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Уголовного кодекса РФ  «Ответственность за преступления против  здоровья населения и общественной нравственности (ст. 228-234) и вовлечение несовершеннолетних в немедицинское употребление  средств, влекущих к одурманиванию»  (ст. 210 -224), Федерального закона № 3 «О наркотических средствах и психотропных  веществах» в соответствии с Концепцией государственной программы развития образования в РС (Я) на 2007-2012гг., Межведомственной программы развития воспитания детей и молодежи РС (Я) на 2009-2012гг.

 Программа включает в себя:

1. Пропаганда здорового образа жизни.

2.Создание условий, препятствующих возникновению и распространению вредных привычек.

3.Укрепление, развитие и восстановление внутреннего потенциала семьи для выполнения его многочисленных, общественно-значимых функций.

 Цель которой является: отработка навыка отказа. Мы стараемся отработать этот навык пошагово, для того чтобы подросток мог им воспользоваться в своей жизни.

 Задачи:

1.Создание условий, препятствующих возникновению и распространению вредных привычек.

2.Пропаганда здорового образа жизни.

3.Выявление трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении и оказание своевременной социальной помощи и поддержки несовершеннолетним.

4.Развитие у подростков навыков конструктивного поведения, способствующих их адаптации, социальной интеграции, психическому и физическому здоровью.

5.Формирование воспитывающих гуманистических, нравственно и физически здоровых отношений в семье, помощь в повышении педагогической культуры родителей.

 

На сегодняшний день, мы работаем по нескольким направлениям из данной программы:

 1) Здоровье детей и основы безопасности жизнедеятельности.

Задачи:

-предупреждение пьянства,

-употребление наркотических,

-токсикоманических веществ,

-курения среди учащихся, создание условий, препятствующих возникновению и распространению этих вредных привычек.

-выявление детей, склонных к алкоголизму, табакокурению, наркомании.

Методы работы:

-консультационно-просветительская деятельность;

-час общения с наркологом, врачом-психиатром.

 2) Работа с семьей. 

Задачи:

-формирование воспитывающих гуманистических нравственно и физически здоровых отношений в семье;

-помощь в повышении педагогической культуры родителей,

-индивидуальная социально-психологическая помощь родителям детей «группы-риска»,

-посещение семей вновь прибывших детей и детей «группы риска»,

-выявление неблагополучных семей, их обследование, конкретная помощь детям.

Реализация данной программы планируется на несовершеннолетних с дезадаптивным поведением.

Ожидаемые конечные результаты по реализации программы:

  1. Изменения дезадаптивных форм поведения, учащихся на адаптивные.
  2. Здоровый образ жизни среди большинства подростков.
  3. Увеличение объема и повышение качества социальных услуг, предоставляемых несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и их семьям.

Следует отметить, что большинство детей и подростков с самого начала проявляли заинтересованность и готовность к работе. Многие подростки были удивлены, что сказать «нет» является умением, что это умение способствует избеганию многих неприятностей, так как все они высказали свое умение сказать «нет».  Относительно планов на будущее говорят, что не задумывались над этим. Однако практически все ответили, что их будущее зависит лишь от них самих.

В целом же можно считать, что реализация данной программы имеет положительный результат. Контингент детей, оставшийся без попечения родителей, детей – сирот, разный (43%) Среди них дети и подростки с девиантным и аддиктивным поведением (36%). Критерием эффективности проведения профилактических встреч является снижение показателей среди подростков с девиантным поведением. Доказательством того, что работа проходит не зря, является рефлексия участников, т.е. осознание.  Это выражается в высказываниях: «Мы задумались», «Прежде всего «нет» необходимо говорить не кому-либо, чтобы доказать свою правоту и значимость, а себе и свои влечениям». Эти высказывания вселяют надежду, что пусть и не все, но некоторые действительно задумались и попытаются что-то изменить. Ведь, как известно, хорошо сформулированная и озвученная проблема-наполовину решенная.

Подводя итог хочется сказать следующее, что целостное представление о своем жизненном пути особенно важно в подростковом возрасте, когда представления о себе и своей жизни претерпевают существенные изменения и человек выбирает свою дорогу. Большинство из подростков неоднократно оказывались в ситуации переживания потери: когда рвутся связи с привычным местом, вещами, людьми. Живя в условиях коллективного воспитания (детские дома, спецшколы, воспитательные колонии и т.д.), подростки не приобретают достаточного опыта самоопределения, самостоятельного выбора целей и оценки своих возможностей. К сожалению, они очень часто начинают чувствовать себя «выкинутыми», «никому не нужными». Неумение прислушиваться к своим потребностям и определять свои цели и жизненные пути приводит к тому, что их дальнейший путь складывается стихийно и часто не лучшим образом.

Список литературы:

  1. Н.Я. Семаго, М.М. Семаго: Проблемные дети. Москва, 2003. - 122 с.
  2. А.Б. Петрова: Психологическая коррекция и профилактика агрессивных форм поведения несовершеннолетних с девиантным поведением. Москва, 2011. - 152с.
  3. Краткая филофская энциклопедия. -Москва,1994. - 311с.
  4. Л.В. Кузнецова: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. - Москва,2002. - 480с.

     5.  Электронный адрес:  http://www.lib.uniyar.ac.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Глядя в монитор». Викторина для учеников начальной школы в рамках работы над проектом «Охрана зрения». Воспитатель 2 «Б» класса Ю.Н. Степанова « Организация работы в ОУ по профилактике зависимого поведения среди детей и подростков»

« Организация работы в ОУ по профилактике зависимого поведения среди детей и подростков» Викторина для учеников начальной школыв рамках работы над проектом «Охрана зрения»и по профилактике ...

Рекомендации для родителей по профилактике зависимого поведения у обучающихся с ОВЗ

Формирование навыков безопасного поведения детей поможет сделать более успешной профилактику зависимого поведения....

«Психолого-педагогические основы профилактики зависимостей у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

На сегодняшний день проблема зависимого поведения среди несовершеннолетних является одной из самых приоритетных. Поговорим об этом...

Зависимое поведение в школьном возрасте: причины, классификация, этапы развития, профилактика зависимого поведения.

Проблема зависимого поведения в современном мире оказалась едва ли не самой запутанной и трудноразрешимой из всех стоящих перед человечеством. Большинство людей имеют травмирующий опыт тяготящей завис...

Профилактика зависимостей

Ранняя профилактика зависимостей у детей дошкольного и младшего школьного возраста...