Инновации во внеурочной деятельности
учебно-методический материал на тему

Выступление на педсовете 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystup-e_na_pedsovete_innovatsii_vo_vneurochnoy_deyat.docx27.34 КБ

Предварительный просмотр:

   

Доклад на тему:

«Эффективная организация внеурочной деятельности: образовательные технологии, соответствующие требованиям ФГОС».

Составила:

Кирдяшкина Раиса Ивановна,

учитель начальных классов

2017 г.

       В связи с введением стандартов второго поколения неотъемлемой частью образовательного процесса помимо урочной деятельности является и внеурочная деятельность, которая рассматривается как ценностно-ориентированный процесс. Главная цель учителя современной школы заключается в организации эффективной передачи наиболее ценного опыта так, чтобы ученики смогли максимально качественно овладеть им. При этом, продвигаясь по пути приумножения знаний, они обрели бы потребность в обучении, смогли бы найти свое собственное «Я» в этом мире, максимально раскрыть свой личностный потенциал и реализовать его с пользой для общества. Средствами только урочной деятельности невозможно решить данную задачу. Поэтому необходимо использовать для этих целей ещё и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность обеспечивает широкую творческую деятельность учащегося, положительный эмоциональный настрой, создает ситуацию успеха. А внеклассные занятия позволяют разнообразить школьную жизнь. Дети - эмоциональны и впечатлительны и создание вокруг обычных занятий атмосферы праздника, неординарного события, надолго остаётся в их памяти. Занятие должно быть ярким, эффектным, а главное – продуктивным.

     Общество требует проявления у человека таких социально значимых качеств, как готовность к творческой деятельности, самостоятельность, ответственность, способность решать задачи в нестандартных ситуациях. Значит, важнейшая задача современного образования это развитие личности.

Совершенно очевидно, что реализация внеурочной деятельности в практике школы, отвечает требованиям современной жизни.  

           Поэтому особое внимание, сегодня мы обращаем на необходимость формирования у обучающихся не только предметных, но и личностных, метапредметных результатов. Их можно достичь, используя во внеурочной деятельности инновационные образовательные технологии, в том числе и информационно-коммуникационные (ИКТ).

Инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

      Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения арсенала образовательных технологий. Я назову наиболее известные технологии, которые актуальны в современной школе:

  1. Современное традиционное обучение.
  2. Проблемное обучение.
  3. Игровые технологии.
  4. Групповые технологии.
  5. Коллективный способ обучения.
  6. Коллективное творческое дело.
  7. Педагогика сотрудничества.

Этот список мы с вами  можем продолжить.

       Но  очень важно, чтобы учитель понимал, что каждая из образовательных  технологий включает в себя:

- целевую направленность

- научные идеи, на которые опирается

- системы действия учителя и ученика

- критерии оценки результата

- результаты

- ограничения в использовании.

     Выбрав для себя изучение этой проблемы, я составила следующий план:

План действий

1

Изучение современных образовательных технологий

2

Выбор технологий для начальной школы

3

Учет отрицательных аспектов технологий

4

Апробирование технологий  в своей работе

5

Оценка результативности

6

Обобщение опыта работы

           Я сейчас нахожусь на стадии  теоретического изучения этих технологий, ведь опыт работы по новым стандартам у меня небольшой.      Постараюсь рассказать, какие технологии используются в начальных классах, чтобы внеурочные занятия были эффективными, интересными для ребят.

         Маленький человек приходит в школу учиться читать, писать, приобщаться к музыке, рисованию, спорту, а ещё он приходит… за счастьем! Он ждёт встречи с интересными добрыми людьми, праздника и каждый день – пусть небольшого, но чуда. Оправдать ожидания детей позволяет введение внеурочной деятельности в учебный процесс.

Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры». Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазированию, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность, реализуемая в «Духовно-нравственном» направлении.

Большая роль на кружке отводится театрализации, концертной деятельности. Здесь  на помощь приходят ИК технологии. Через презентации дети знакомятся с основами театра, кукольным театром. Очень интересно проходят занятия по артикуляционной гимнастике, когда дети, повторяют упражнения для губ и языка, подражая героям на экране. Невозможно обойтись без компьютера и при подготовке к инсценированию сказки.

         Ещё один из способов организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата – метод проектов. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе решения им той или иной интересующей его проблемы.

      Учебный творческий проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт. Метод проектов является довольно трудоемким, поэтому я считаю, что его место – комплекс воспитательной работы, в которой нет строгих временных ограничений. Без внеурочного времени организация метода проектов невозможна.

        Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия,  легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-ым и 2-ым классами.

         Необходимо всегда помнить, что маленькому человеку особенно важны и нужны положительные эмоции. Ученик, погружённый в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Именно поэтому малышам  необходима внеурочная деятельность, насыщенная праздниками, развлечениями, играми.

     Значит, инновационные технологии помогают учащимся активно воспринимать изучаемые явления, глубоко осмысливать их, перерабатывать и   применять на практике. В то же время эти технологии…

 - стимулируют у учащихся процесс познания нового,

- формируют у них осознанную потребность в приобретении знаний и умений,

- порождают стремление к самостоятельной деятельности,

- формируют устойчивое внимание к предмету.

         А инновационные технологии в работе учителя начальных классов дают  возможность:

- повысить уровень профессионализма,

- обеспечить благоприятные условия для развития личности ученика,

- выбирать наиболее эффективные технологии для решения педагогических проблем,

- с большей определенностью предсказывать результат и управлять педагогическим процессом

       Сегодня невозможно представить организацию внеурочной  деятельности без использования технических средств:  проектора, цифровых фотоаппаратов, музыкального центра  и видеокамер. Мы имеем возможность зафиксировать любое мероприятие, обработать его и собрать фото - видеокопилку.    А использование во внеурочной деятельности мультимедиа-презентаций и фильмов приводит к целому ряду положительных эффектов:

 • придаёт занятию эмоциональную окрашенность;

 • психологически облегчает процесс усвоения;

 • возбуждает живой интерес к предмету познания;

 • расширяет общий кругозор;

 • повышается производительность труда учителя.

      Хочу заметить, что учитель по своему культурно-образовательному уровню и психологическому настрою должен быть готов к принятию любой из образовательных технологий. Только та технология даст необходимый результат, которая одухотворена ее главным автором – Учителем.

      Закончить хотелось бы словами о том, что для учителя является главным.

Главное – это искры радости познания в глазах детей.

Главное гореть самой, чувствовать, что ты можешь зажечь других, быть счастливой, когда твои ученики дарят тебе свой свет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Материалы краевой научно-практической конференции "РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Поиск, инновации, опыт"

В сборнике публикуются материалы краевой научно-практической конференции, посвященной обсуждению актуальных проблем духовно-нравственного воспитания. Авторы работ рассматривают различные проблемы и пу...

Организация и виды внеурочной деятельности. Модели внеурочной деятельности. Планирование внеурочной деятельности

  Внеурочной деятельностью школьников является совокупность различных видов деятельности, в которой решаются задачи социализации школьников и развитие их интересов. Данный вид деятель...

Инновации во внеурочной деятельности

выступление на методсовете...