Выступление на педагогическом совете
презентация к уроку на тему

Духовно-нравственное воспитание школьников через занятия внеурочной деятельности по курсу «Истоки».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno_nravstvennoe_vospitanie_istoki.docx19.14 КБ
Файл pedsovet.pptx1.31 МБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание школьников через занятия внеурочной деятельности по курсу «Истоки».

Не случайно природа страдает —

У дорог догорают кусты.

О, земля! Что тебе не хватает?

Чистоты… чистоты… чистоты.

Иеромонах Роман 1 сентября 2002 г. скит Ветрово

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Воспитание детей – трудный процесс, который нужно начинать с духовно-нравственного просвещения. Показать детям красоту человеческой души, величие нравственного подвига помогают занятия во внеурочной деятельности. Они рассматривают вопросы нравственного выбора, помогают обучающимся формировать в себе нравственные категории: доброту, любовь, умение понимать и прощать, терпимо относиться друг к другу. Все эти требования реализуются в «Истоковедении».

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

С  1 класса в рамках внеурочной деятельности в нашей школе ведется курс «Истоки». Задача этого курса  в том, чтобы ввести в образовательное поле класса систему идеалов, ценностей и норм, лежащих в основе российской цивилизации. Задача духовно-нравственного развития не может быть решена путем  транслирования материала. Для того, чтобы знания о нравственности стали действенными, необходимо создать условия для их восприятия. Начальная школа является периодом благоприятным для формирования духовно- нравственных понятий. Именно в этот период у детей происходит интенсивное накопление поведенческого опыта через знакомство с истоками отечественных традиций священного слова, первых образов, как важнейшими механизмами сохранения и передачи духовно - нравственного опыта.

В 1 классе дети приходят к пониманию сути Истоков. Система духовно-нравственных ценностей формируется на основе системообразующих категорий СЛОВО, ОБРАЗ, КНИГА, которые дают представление о МИРЕ: мире внешнем (социокультурная среда развития) и мире внутреннем(духовно-нравственное развитие). Эти категории соединяет главная ценность – ЖИЗНЬ, категория отвечающая за развитие социокультурного опыта.

     На занятиях курса «Истоки» во 2 классе мы вводим детей в круг основных духовно- нравственных ценностей. Осмысление и прочувствование ребёнком таких духовно нравственных категорий, как любовь, лад, согласие, вера, надежда, дружба приводит к интегрированию получаемых в школе и семье знаний о среде, в которой живёт и развивается ребёнок. Все темы 2 класса являются значимыми в плане духовно-нравственного воспитания. В 1разделе «Родной очаг» дети осознают важность таких качеств как доброта, любовь, уважение, согласие, милосердие, на которых строится семья и воспитываются будущие граждане страны. Материал этих уроков помогает актуализировать жизненный опыт ребёнка, а также его семьи и ближайшего окружения. Изучая 2 раздел «Родные просторы» мы формируем у детей бережное отношение к природе, братьям нашим меньшим, к хлебу. Подводим детей к пониманию важности бережного отношения к природе, как необходимым условиям жизни человека, дающим жизненные, духовные и физические силы человеку. Говоря о труде земном подводим детей к осознанию ценности и важности труда, его плодов. Воспитываем у детей терпение, трудолюбие, уважение к труду. 3 раздел «Труд земной» подводит детей к осознанию того, что каждый должен подходить с высокой ответственностью к результатам труда, любовью к животным, трудолюбием. В 4 разделе речь идет об основных проявлениях духовного мира. «Гулять всем миром», «молиться всей церковью», «Ярмарка», «Песня» Эти темы способствуют формированию представлений у детей  о том, по каким нравственным правилам жили, трудились и отдыхали наши предки. «Делу время, потехе – час», «Сам погибай, а товарища выручай». Эти, и многие другие пословицы пришли к нам с тех далёких времён, не потеряв своей актуальности в наши дни.

В 3 классе происходит наполнение категорий вера, надежда, любовь, София новыми смыслом, значением. В результате обеспечивается формирование у детей системного представления о внутреннем мире человека. Это раскрывает ценностное восхождение ребенка в культуре и может рассматриваться как акцентирование реализации культурно- исторической содержательной линии этого курса. 1 разделе «Вера» обращение к истокам духа, одухотворенности, духовной основы. Происходит прочувствование ребёнком таких духовно нравственных категорий, как доверие, признание, жить по правде. В разделе «Надежда» мы видим обращение к истокам воли, духовной силы человека. Приводим детей к осознанию, что надежда – непреклонное стремление к доброму исходу дела, которому доверяем и в которое верим. В разделе «Любовь» дети приходят к истокам чувств, облагораживающих человека. Тема вводит ребенка в мир сердечных привязанностей человека. Любовь предстает как созидательный труд души и тела. Дети учатся милосердию, доброте, покаяния. Раздел «София» помогает обобщить полученные знания в течении года. Дети обращают внимание на школу как бесценный очаг знаний и культуры, на грамотность.

Не малую роль играет то, что мы возвращаемся к изученному материалу и выводим его вновь полученными знаниями на новый уровень.

 В своей деятельности использем активные формы обучения (ресурсный круг, работа в парах и группах, активный выбор, активный экзамен), которые способствуют развитию коммуникативных навыков, умению сотрудничать в группе, прислушиваться к чужому мнению, грамотно доказывать свою точку зрения, не обижая товарищей. Работа в активных формах помогает на практике осознать важность изучаемых категорий. Проводимая работа способствует воспитанию таких важных духовно-нравственных ценностей как доброе отношение к семье, честность, справедливость, трудолюбие, бережное отношение к слову, связь со своим народом, страной, культурой, мужественность, жить по правде, любовь, уважение и бескорыстная привязанность к малой Родине, Отечеству, семье.

Получая представления о жизненно важных категориях для человека и развивая систему духовно – нравственных ценностей социокультурного и духовного мира к окончанию начальной школы младший школьник подходит к пониманию таких важных идеалов как: идеал лада, меры, гармонии, любви и согласия, державности, государственности и исторической мудрости.

Учащиеся на занятия внеурочной деятельности по курсу «Истоки» приобретают важные качества:

-чувство собственной ценности,

-доверие к оценке, отношениям, чувствам (ребенок готов высказывать свое мнение по разным вопросам),

- чувство защищенности, уверенности в поддержке,

-позитивный опыт бесконфликтных взаимодействий,

- способность к сопереживанию,

-способность к совершенствованию,

- опыт в различных эмоциональных состояниях,

- моральная установка на отзывчивость,

- способность к сотрудничеству, социальному взаимодействию.

Таким образом: с помощью курса «Истоки» ребёнок получает целостное развитие, наполненное социокультурным содержанием и духовно – нравственными ценностями. Это даёт ему возможность находиться в гармонии с окружающим миром.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Духовно-нравственное воспитание школьников через занятия внеурочной деятельности по курсу «Истоки».

Слайд 2

Не случайно природа страдает — У дорог догорают кусты. О, земля! Что тебе не хватает? Чистоты… чистоты… чистоты . Иеромонах Роман 1 сентября 2002 г. скит Ветрово

Слайд 3

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России

Слайд 4

«Необходимо у обучающихся наполнять весь уклад жизни примерами нравственного поведения, используя при этом отечественную и мировую историю, духовно-нравственную российскую культуру, опыт культур традиционных религий России».

Слайд 5

Воспитание детей – трудный процесс, который нужно начинать с духовно-нравственного просвещения. Показать детям красоту человеческой души, величие нравственного подвига помогают занятия во внеурочной деятельности. Они рассматривают вопросы нравственного выбора, помогают обучающимся формировать в себе нравственные категории: доброту, любовь, умение понимать и прощать, терпимо относиться друг к другу. Все эти требования реализуются в « Истоковедении ».

Слайд 6

« Социокультурные истоки» как система духовно-нравственных ценностей Отечества АВТОРЫ ПРОГРАММЫ: Кузьмин Игорь Алексеевич, доктор естественных наук, профессор, действи - тельный член Императорского Православного Палестинского Общества, член-корреспондент РАЕН Камкин Александр Васильевич, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАЕН. НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ: возрождение первоначального контекста категорий и ценностей , которые сложились в нашем Отечестве. программа является базисной, служащей для формирования духовной основы; программа не навязывет Веру, она создает условия для свободного, осознанного выбора; программа не является конкурирующей для курса ОРКиСЭ , но может быть со-трудником , со-партнером .

Слайд 7

« Социокультурные истоки» как система духовно-нравственных ценностей Отечества СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей функцией становится гармоничное развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и преумножать духовный и социокультурный опыт Отечества

Слайд 8

1 КЛАСС приводит к пониманию категорий Слово, Образ, Книга , дает знания о мире внешнем (социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно-нравственном) 2 КЛАСС вводит круг основных социокультурных ценностей: Родной очаг, Родные просторы , Труд земной , Труд души . 3 КЛАСС приводит к истокам, традиционно присущим российской цивилизации: духовность, мораль, нравственность, этика. 4 КЛАСС развивает мир отечественных традиций, сберегающих социокультурные ценности для новых поколений: Традиции Образа, Традиции Слова, Традиции дела, Традиции праздника.

Слайд 10

Учащиеся на занятия внеурочной деятельности по курсу «Истоки» приобретают важные качества: - чувство собственной ценности, - доверие к оценке, отношениям, чувствам (ребенок готов высказывать свое мнение по разным вопросам), - чувство защищенности, уверенности в поддержке, -позитивный опыт бесконфликтных взаимодействий, - способность к сопереживанию, - способность к совершенствованию, - опыт в различных эмоциональных состояниях, - моральная установка на отзывчивость, - способность к сотрудничеству, социальному взаимодействию.

Слайд 11

Таким образом: с помощью курса «Истоки» ребёнок получает целостное развитие, наполненное социокультурным содержанием и духовно – нравственными ценностями. Это даёт ему возможность находиться в гармонии с окружающим миром.

Слайд 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников". Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)

С первых дней первоклассникам необходима педагогическая поддержка. Моя задача - создание условий для развития индивидуальности ребёнка, благоприятной нравственно-психологической атмосферы. Я должна ст...

Выступление на педагогическом совете "Педагогическая поддержка одаренных детей"

Данная статья раскрывает содержание различных приемов для осуществления поддержки одаренных детей....

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".

Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные  технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...