Эффективное использование интерактивной доски на уроках математики в начальной школе
статья

Боричева Елена Владимировна

научно-методическая статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл effektivnoe_ispolzovanie_interaktivnoy_doski.docx24.81 КБ

Предварительный просмотр:

Боричева Елена Владимировна,

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №339 невского района Санкт-Петербурга

Эффективное использование  интерактивной доски

на уроках математики в начальной школе.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнений, что современные мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать его более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонентов обучаемого.

В соответствии с приоритетным проектом развития образования уровень оснащения школ компьютерной, мультимедийной, интерактивной техникой растет день ото дня.

Достижение новых технологий – интерактивная доска, обогатившись своими расширениями, стала отвечать на запрос более активного взаимодействия учителя с обучающимися.

Наличие интерактивной доски в классе не делает урок развивающим, таким его может сделать учитель, ясно представляющий цель, использующий эффективные методы обучения, а доска – это полезный инструмент в руках учителя.

Почти у каждого ученика сегодня есть сотовый телефон, у 75% учащихся класса есть персональные компьютеры, дети свободно оперируют кнопками телефона, знают сочетания клавиш компьютера, поэтому специальных знаний для изучения доски не требуется, дети быстро усваивают приёмы работы, просто наблюдая за учителем.

У сегодняшних учащихся потребность в визуализации информации гораздо выше. Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, является инструментом визуального представления данных в связи с тем, что в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

Доска как раз и реализует один из важнейших принципов обучения в начальной школе – наглядность, на ней можно размещать разное количество разноплановой информации (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, анимации, звуковые эффекты и т.д.)

Использование интерактивных досок на уроках математики в начальной школе становится для педагога неотъемлемым помощником в борьбе за усидчивость, интерес к предмету и организации коллективной работы класса.

Используя доску на уроках математики, не возникает необходимости тратить время на смену наглядных материалов, разлиновку доски для показа написания цифр, записи новых заданий, не тратить время и на очистку доски, как раньше. В результате этого увеличивается время, которое можно потратить на изучение нового или закрепление изученного материала, ускорить темп урока, т.е. работа с доской позволяет сэкономить драгоценное время урока.

Благодаря размерам  ИД изображения видны всему классу, а это в свою очередь – способ сосредоточить и удерживать внимание школьников, у которых процессы возбуждения и торможения не уравновешены.

Ещё один важный момент при работе с доской – управление демонстрацией (смена слайдов, создание и перемещение объектов, выделение цветом важных моментов и др.) происходит с помощью электронного маркера, а учитель как и раньше – в центре внимания.

Наличие в классе электронной интерактивной доски SMARTBoard является действительно тем уникальным техническим средством, которое при правильном использовании помогло повлиять на качество обучения  и эффективность учительского труда.

В процессе обучения математике  ИД используется:

  • как обычная доска для обычной работы в классе (только мел заменён электронным карандашом);
  • как   демонстрационный   экран (показ   слайдов,   наглядного   материала, фильмов) для визуализации учебной информации изучаемого;
  • как интерактивный инструмент – работа с использованием специализированного программного обеспечения, заготовленного в цифровом виде;
  • как повышение активности учеников на уроке. Информация становится для них более доступной и понятной, что улучшает атмосферу понимания в классе, и ученики становятся более нацеленными на работу;
  • как увеличение темпа урока.

На уроках математики в начальной школе интерактивная доска используется с различными целями: для ознакомления с новым материалом, для закрепления знаний, умений, навыков, для проверки их усвоения. Успех учебно-воспитательного процесса зависит и от того, в какой степени учащиеся будут обеспечены необходимыми наглядными пособиями и индивидуальными средствами обучения, активизирующими познавательную деятельность.

Не обязательно использовать доску во время всего урока, можно воспользоваться ею на конкретном этапе занятия.

Использование разлиновки экрана в клетку, что особенно актуально было на уроках математики в 1 классе, позволило заложить основы ориентации на тетрадном листе, когда начинается усвоение правил единого орфографического режима и формирование навыка письма  цифр. Проецируя на доску отсканированную страницу тетради по математике с печатной основой, у учителя отпадает необходимость подходить к каждому ученику и показывать место для работы в тетради, показывать строку, клетку, номер выполняемого задания, где нужно писать. На доске, которая видна одновременно всем ученикам, обучаемый сразу видит совпало ли его написание с правильным начертанием, изображённом на доске. Повышается концентрация внимания.

Младшим школьникам нравится работать с интерактивной доской. Они не боятся выходить к доске. Если была сделана ошибка, то с помощью маркера сотрут неправильную часть или отменят действие, поэтому ребята уверенно чувствуют себя у интерактивной доски. Более того, им это просто интересно и увлекательно, следовательно, повышается мотивация в процессе урока. Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра.

Интерактивная доска  на уроках математики позволят разнообразить фронтальную форму работы и сочетать ее с индивидуальной в рамках традиционной классно-урочной системы. Она помогает донести информацию до каждого в классе. Этот визуальный ресурс помогает излагать новый материал очень живо и увлекательно.

При проведении математических диктантов "Проверь себя" используется таймер из меню доски с фиксированным временем для выполнения задания, так как ребята должны учиться организовывать свою деятельность в соответствии с регламентом.

На ИД можно проводить различные формы контроля с помощью математических тренажеров, которые позволяют сразу видеть результат. Задания могут выполнять несколько учеников по очереди, и процесс, и результат их действий виден каждому ученику.

Использование интерактивной доски при формировании вычислительных навыков у младших школьников  на уроках математики в начальной школе, получило большое  распространение в связи с появлением новых видов наглядных пособий и их возможностей в обучении.

На уроках математики осуществляются во взаимосвязи все основные принципы обучения: сознательность, наглядность, систематичность, прочность, учет возрастных возможностей, индивидуальный подход.

При ознакомлении с новым материалом и особенно при закреплении знаний и умений надо так организовать работу с презентациями, чтобы учащиеся сами оперировали ими и сопровождали действия соответствующими пояснениями: объединяли множества предметов при изучении сложении, моделировали замкнутые и ломаные незамкнутые линии. Используя  ИД, можно сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей.

Интерактивная доска выводит взаимодействие учащихся на новый уровень, легко вовлекает их в учебный процесс. Действия учителя на доске завораживают учеников, ученики не отвлекаются на таких уроках, ребята стали собранными, внимательными.

Работа с интерактивной доской в начальной школе на уроках математики становится продолжением игры, сопровождаемой звуковыми и видеоэффектами. Ведь использование различных магнитных ручек, лазерных указок, "волшебных" палочек развивает не только логику, творческое мышление, моторику и координацию ребенка, но и позволяет ему вернуться назад, посмотреть, где были допущены ошибки, проанализировать свою работу.

Повышение эффективности обучения в начальной школе не происходит само по себе с приобретением интерактивной доски. Учителю важно подобрать материал для уроков или сделать его самостоятельно на должном уровне.

В начальной школе на одно из первых мест выступает техника проведения урока, удачный выбор формы организации учебной деятельности в рамках урока:

  • урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению;
  • по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетая различные методы и приёмы обучения;
  • особое место на уроке занимают игры, которые снимают усталость и напряжение, дают возможность детям сменить форму деятельности;
  • главная цель каждой игры – помочь понять и закрепить материал урока.

Основные недостатки интерактивных досок, преграды, которые встают при желании использовать интерактивные доски на уроках математики в начальной школе.

1.        Сложно сразу приспособиться к свету, бьющему из проектора.

2.        При скачках напряжения или отказе доски по неизвестной причине далеко не всегда можно найти верное решение проблемы.

3.        Изображение, передаваемое на поверхность интерактивной доски, может закрываться человеком, находящимся около доски.

Эффективное использование интерактивной доски на уроках математики делает урок ярким, насыщенным, интерактивным; повышает активность учащихся, развивает память, внимание, скорость реакции и другие психологические особенности учащихся.

Таким образом, используя возможности применения интерактивной доски, достигается цель, как научить учащихся выполнять работу, которую иногда делать совершенно не хочется.