Доклад на районном МО учителей начальной школы
методическая разработка

Мунгунова Дашима Михайловна

Здесь вы найдете материалы по теме "Разноуровневый подход в обучении младших школьников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_rayonnom_mo_uchiteley_nachalnoy_shkoly.docx26.34 КБ

Предварительный просмотр:

Разноуровневый подход в обучении младших школьников

                                                                  Мунгунова Дашима Михайловна

Любить детей - этого мало,

Надо знать их.

М.Н. Гернет

Начальная школа является важным этапом возрастного развития и становления личности детей.

Наша школа обучает детей с разным уровнем развития, и так как массовая школа не в состоянии предложить каждому школьнику индивидуальную учебную программу, наши учителя ищут модели обучения, которые могут обеспечить развитие личности с учетом индивидуальныхпсихологических и интеллектуальных возможностей. Сегодня школа – в неустанном поиске новых, более эффективныхподходов, средств, форм обучения и воспитания обучающихся.

       В настоящее время одна из ведущих тенденций в развитии начальной школы – еѐ дифференцированное обучение. Понятие "дифференцированное обучение‖ в переводе с латинского "different‖ означает разделение,

разложение целого на различные части, формы, ступени. Вопрос дифференциации обучения и воспитания не раз рассматривался на педсоветах и в работе методических объединений коллектива нашей школы,

  • мы пришли к выводу, что дифференцированное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением.

    Опыт последних лет показывает, что наиболее эффективной формой индивидуализации учебного процесса, обеспечивающего максимально благоприятные условия для ребенка (при подборе соответствующего уровня, сложности учебного материала, соблюдении дидактических принципов доступности, посильности), является дифференцированное обучение. Основная цель использования нами технологии разноуровневой дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает каждому обучающемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным на основе учета индивидуальных особенностей личности. Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

Так как класс комплектуется из детей разного уровня развития, неизбежно возникает необходимость дифференцированного подхода при разноуровнвом    обучении. Важным   аспектом   в   развитии   личности,   является   осуществление индивидуального  и  дифференцированного  подхода  к  обучающимся  в педагогическом процессе, так как именно он предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности. Внутриклассная  дифференциация  в  начальной  школе  существует  издавна, являясь  основным  путем   осуществления  индивидуализации  обучения, поэтому обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям, пожалуй,  - самая сложная задача, стоящая перед учителем начальных классов. И решить ее невозможно без индивидуального подхода                               к обучению. Разноуровневая дифференциация позволяет работать как с отдельными учениками,  так  и  с  группами,  сохраняя  детский  коллектив,  в  котором происходит   развитие   личности.   Ее   характерными   чертами   являются: открытость  требований,  предоставление  учениками  возможности  самим выбирать  уровень  усвоения  материала  и  переходить  с  одного  уровня  на другой.  Система  работы  учителя  по  этой  технологии  включает  в  себя различные ступени:

  • выявление отставаний в ЗУН;

  • ликвидацию пробелов;

  • устранение причин неуспеваемости;

  • формирование интереса и мотивация к учебе;

  • дифференцирование (по степени трудности) учебных задач и оценок деятельности ученика.

Внутренняя  дифференциация  предполагает  условное  деление        класса:

        по        уровню        умственного        развития        (уровню        достижений);

  • по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и т.д.). Дифференцированное обучение требует от учителей изучения индивидуальных способностей и учебных возможностей (уровень развития внимания, мышления, памяти и т.д.) обучающихся, диагностики их уровня знаний и умений по определенному предмету, что дает возможность осуществлять дальнейшую индивидуализацию с целью достижения коррекционного эффекта.

  • целях реализации технологии разноуровневого обучения мы проводим диагностику познавательных процессов каждого ученика на протяжении всего обучения в школе. Внедрение дифференцированного обучения, потребовало от психологов построения системы психодиагностики в начальной школе, которая позволила с большей степенью достоверности

     определить уровень развития конкретного ребенка школы. Дети всегда         приступали, и будут приступать к изучению школьной программы с разными исходными предпосылками. В количественном отношении это выглядит так: большинство обучающихся (около 65%) поступают в школу с примерно одинаковым уровнем психического развития, именно он и принимается за норму; 15% - в большей или меньшей степени этот уровень превосходят, а 20% детей, наоборот, его не достигают. Нельзя не отметить тот факт, что уровень готовности обучающихся к обучению в школе (учебному процессу) не одинаков и снижается с каждым годом. У одних он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, удругих          едва          достигает          допустимого          предела. Организуя разноуровневое обучение, мы учитываем интеллектуальные способности  детей,  которые  на  конец  4  класса  выходят  на  уровень возрастной нормы. Это говорит о положительном влиянии разноуровневого обучения на развитие ребенка.

Осуществляя дифференцированный подход, я руководствуюсь следующими требованиями:

  • создание атмосферы, благоприятной для обучающихся;

  • активное общение с обучающимися, чтобы учебный процесс былмотивирован; чтобы ребенок учился согласно своим возможностям и способностям; чтобы имел представление о том, чего от него ждут;

  • обучающимся различных уровней предлагается усвоить соответствующую их возможностям программу (каждому "взять‖ столько, сколько он может).

При использовании дифференцированного обучения не надо забывать принципы гуманистической педагогики:

  • верить в способности и возможности обучающегося;

  • не сравнивать успехи ребѐнка с другими, а видеть только его продвижение в обучении и развитии;

  • использовать различные мотивации и поощрения детей;

  • оказывать различные виды поддержки;

  • не забывать, что ученик имеет право на свою точку зрения;

  • верить в успех ученика.

Для разноуровневого обучения использую:

  • Карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи.

  • Альтернативные задания для добровольного выполнения.

  • Задания, содержание которых найдено учеником.

  • Задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности.

В работе с обучающимися придерживаюсь следующих направлений:

  • Повышение роли теоретических знаний с одновременным формированием умений и навыков по их применению, установлением взаимосвязей, открытием закономерностей, построением логики мышления.

  • Продвижение обучающихся в учении достаточно быстрыми темпами, сочетание получения новых знаний с постоянным повторением пройденного, при котором в ранее изученном материале открываются новые связи.

  • Целенаправленная систематическая работа над общим развитием всех обучающихся класса, в том числе и слабых.

  • Создание атмосферы сотрудничества.

Наряду с технологий развивающего обучения, разноуровневой дифференциации, коллективных способов обучения использую технологию проблемного обучения.

  • своей работе применяю следующие формы организации обучающихся:

  1. работа в парах постоянного и сменного состава;
  1. индивидуальная;

  1. фронтальная;

  1. групповая. Используемые методы:

•   частично-поисковый;

•   игра;

•   самостоятельная работа;

•   метод тестов;

•   объяснение, беседы;

•   метод активизации познавательной деятельности.

Великий педагог К.Д. Ушинский считал, что задача учителя состоит не в том, чтобы давать детям готовые задания, а в том, чтобы направлять их умственную деятельность. Обучающиеся должны по возможности трудиться самостоятельно, а учитель – руководить их самостоятельным трудом и

готовить                   для                   него                   материал. Разноуровневая  дифференциация  обучения  широко  применяется  на разных    этапах    учебного    процесса:    изучение    нового    материала; дифференцированная  домашняя  работа;  учет  знаний  на  уроке;  текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы;   организация   работы   над   ошибками;   уроки   закрепления.

По результатам диагностирования класс делим по уровням:

Первый уровень - репродуктивный. Это уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания, когда обучающийся умеет распознавать учебную информацию, описывать ее, давать готовое определение, применять известные ему приемы деятельности, выполнять задания в соответствии с предложенным образцом.

Это обучающиеся с низкими учебными способностями (требуют точности в организации учебных заданий, большего количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового на уроке), с низким уровнем сформированности познавательного интереса, мотивации учения, показателями успеваемости, быстрой утомляемостью, с большими пробелами в знаниях и с полным отсутствием интереса к тому, что происходит на уроке. Такие ученики попадают в разряд "слабых‖. Они медлительны, апатичны, не успевают за классом. При отсутствии индивидуального подхода к ним, они совершенно теряются в потоке учебной информации, отстают от класса, хотя на самом деле могут учиться успешно.

Второй уровень - конструктивный, который предполагает преобразование имеющихся знаний с целью узнать образец, а затем применить известный способ деятельности. Прочно усвоенные алгоритмы решения основных типов задач, признаки фактов, понятий, теорий, законов позволяют обучающемуся использовать свои знания в измененной ситуации.

Это обучающиеся со средними способностями (выполняют задание первой группы, но с помощью учителя по опорным схемам), показателями обучаемости, интеллектуальной работоспособностью, учебной мотивацией, интересом. Ученики с преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.

Третий уровень - творческий. Уровень усвоения нового учебного материала, овладения новыми способами и приемами действий, решения задач по практическому применению знаний на основе самостоятельного поиска, предвидения, прогнозирования и результатов решений, и способов деятельности.

Это обучающиеся с высокими учебными способностями (ведут работу материалом большей сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно, творчески подходить к решению задач), возможностями, показателями успеваемости по определенным предметам, умеющие хорошо работать. Ученики с уравновешенными процессами возбуждения и торможения. Они обладают устойчивым вниманием, при наблюдении вычленяют признаки предмета; в результате наблюдения у них формируется первоначальное понятие. В ходе обучения успешно осваивают процессы обобщения, владеют большим словарным запасом.

Важно, что при дифференцированном процессе обучения возможен переход обучающихся из одной группы в другую, т.е. состав группы не закреплен навсегда. Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, способностью восполнения пробелов и повышением учебной направленности, выражавшейся в интересе к получению знаний.

Состав групп позволяет  адаптировать содержание учебных программ к возможностям конкретных обучающихся, помогает разработать педагогическую технологию, ориентированную на "зону ближайшего развития‖ каждого школьника, что, в свою очередь, создает благоприятные условия для развития личности обучающихся, формирования положительной мотивации учения, адекватности самооценки.

На различных уроках я использую дифференцированные задания трех разных уровней сложности. Каждый последующий уровень включает в себя параметры предыдущего и имеет свои, отличающиеся от предыдущего. Причем, предлагаю обучающимся самим выбрать соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу, еѐ успешное выполнение. Дети с первого класса отмечают выбранное задание разным цветом: желтый – первый уровень (задания репродуктивного характера), синий – второй уровень задания конструктивного характера), зелѐный – третий уровень (задания повышенной сложности или творческого характера).

Работа по таким дифференцированным заданиям позволяет учитывать особенности восприятия, осмысления и запоминания учебного материала обучающимися разных психофизиологических групп и способствует лучшему усвоению программы, развитию детей, формированию умения анализировать, сравнивать, делать выводы – умению учиться.

Технология разноуровневого обучения требует от учителя четко знать, на каком типе урока применять какие разноуровневые задания.

Опрос в структуре разноуровневого урока пороводится на трех уровнях. На уроках объяснения и первичного закрепления знаний новый материал

дается на двух (I и II) уровнях, всегда начинается с высокого уровня и постепенно снижается. Зону ближайшего развития каждого обучающегося определяют по двухуровневому тесту во время первичной проверки усвоения знаний. Тест состоит из двух заданий: а) в сходной ситуации (по образцу); б)

  • измененной ситуации (причинно-следственного характера) - и проводится он в течение 10 минут.

На уроках закрепления, систематизации, комплексного применения знаний задания школьникам предлагаются на трех уровнях.

Контроль знаний по теме, которая закреплялась на трех уровнях, тоже проводится на трех уровнях.

Домашнее задание предлагается обучающимся на трех, минимум, на двух уровнях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для учителей начальной школы Невского района Санкт-Петербурга по теме "Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе"

Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе. Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе....

Районный семинар учителей начальной школы

Тема выступления: "Использование современных образовательных технологий на уроках  в начальной школе"....

Доклад на районном МО учителей начальных классов "Проектная деятельность младших школьников во внеурочной работе в условиях реализации ФГОС"

Выступление на районной августовской секции учителей начальных классов по теме "Проектная деятельность младших школьников во внеурочное время". Школа после уроков это мир творчества. Важно  заинт...

ОПЫТ РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КИРОВСКОГО РАЙОНА НАД ПРОЕКТОМ «ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА БАЗЕ ГОРОДСКОГО ПОРТАЛА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ DO2.RCOKOIT.RU»

ВОЛКОВА ВИКТОРИЯ АНДРЕЕВНАВОРОБЬЁВА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНАПОПОВИЧ ИРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНАЧЕРНЫШОВА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНАГосударственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «...

Конкурс "Лучшее ШМО 2016-2017г.Доклад о работе МО учителей начальной школы МБОУ « Лицей №9»

Конкурс "Лучшее ШМО 2016-2017г.Доклад  о работе МО учителей начальной школы  МБОУ « Лицей №9»...

Доклад на районном МО учителей начальных классов

Формирование функциональной грамотности в начальной школе – одна из основных задач современного образования. Уровень сформированности функциональной грамотности – показатель качества образ...