План самообразования учителя начальных классов
статья

Бобровникова Светлана Викторовна

План самообразования включает три раздела и направлен на повышение профессионального мастерства учителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bobrovnikova_s.v._plan_samoobrazovaniya_18-19_.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Администрации города Ноябрьска

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  

 «Средняя общеобразовательная школа микрорайона Вынгапуровский»

муниципального образования город Ноябрьск

«Рассмотрено»

на заседании методического объединения учителей начальных классов

Протокол №1 от 30.08.2018 г.

Руководитель методического объединения

_______________ Бобровникова С. В.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ

мкр. Вынгапуровский

__________________Климко В.П.

Приказ ОУ от 31.08.2018 г. № 384-од

План самообразования

учителя начальных классов

Бобровниковой  Светланы Викторовны

на 2018-2019 учебный год

Цель профессионального развития: создание условий для качественно личностно-ориентированной развивающей среды учащихся начальной школы через повышение педагогических компетенций педагога.

Цель:  Изучение и внедрение технологии продуктивного чтения, совершенствование системы профессиональных знаний.

Задачи:

  • Изучение методической литературы по теме самообразования.
  • Изучение и внедрение технологии продуктивного чтения и технологии развития критического мышления в учебно - образовательном процессе.
  • Провести самоанализ и самооценку собственной профессиональной деятельности.
  • Разработать комплект дидактических, электронных материалов по повышению читательской грамотности у учащихся и апробировать их на практике.
  • Совершенствовать педагогического мастерства в сфере формирования читательской компетентности младших школьников.
  • Изучить современные образовательные технологии, направленные на формирование  читательской компетенции младших школьников.

Тема МО школы: «Использование результатов мониторинговых исследований для повышения качества образования»

Тема самообразования:  «Использование  современных образовательных технологий, направленных на формирование читательской компетенции младших школьников»

Источники самообразования: методическая литература, журналы, вебинары, семинары, педагогические  конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы, уроки коллег, Интернет-ресурсы, работа  в сетевых педагогических сообществ, общение с коллегами.

Развитие профессиональной компетентности

№ п/п

Мероприятия

Форма представления

результатов

1.

1.Изучение «Закона об образовании в Российской Федерации»Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года.

2.Изучение документов ФГОС НОО:

1.Федеральный государственный образовательный  стандарт начального общего образования (Утвержденприказом Министерства образованияи науки Российской Федерацииот « 6 » октября 2009 г. № 373)

2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015г. «О внесении изменений  в федеральный государственный образовательный  стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373»

3. Изучение документов ФГОС ОВЗ:

Федеральные документы: 

  1. ФЗ РФ от 29.12.2012 «273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 79 Организация получения образования обучающимися с ОВЗ. 
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598)
  3. Примерные  адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования для детей с ОВЗ.
  4. Федеральный межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья (утвержден 13.02.2015 года). 

Региональные документы  

  1. Методические рекомендации к Положению о мерах социальной поддержки при организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях. 
  2. Приказ Департамента образования и науки Тюменской области от 17.08.2015 № 264/ОД «Об утверждении Плана действий по обеспечению введения ФГОС ОВЗ в Тюменской области». 
  3. Приказ Департамента образования и науки Тюменской области от 13.10.2015 № 370/ОД «Об обеспечении введения ФГОС ОВЗ в Тюменской области». 
  4. Приказ Департамента образования и науки Тюменской области от 22.03.2016 № 228/ОД «О внесении изменений в приказ от 17.08.2015 № 264/ОД». 

Документы образовательной организации  

  1. Приказ о создании рабочей группы по введению ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о и утверждении положения о рабочей группе. 
  2. План-график мероприятий по обеспечению введения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о в общеобразовательном учреждении. 
  3. Приказ о внесении изменений в должностные инструкции учителей, заместителя директора по УВР, курирующего реализацию ФГОС НОО ОВЗ и ФГС О у/о; педагога-психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования, работающих с обучающимися с ОВЗ. 
  4. Приказ об утверждении плана методической работы в части сопровождения введения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о. 
  5. Приказ об утверждении плана-графика повышения квалификации членов педагогического коллектива по вопросам внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о. 
  1. Инклюзивное образование. Методические рекомендации педагогам.
  1. Национальная система учительского роста (НСУР).
  • Профессиональный стандарт педагога.
  • Приказ МОН РФ No 703 от 26.06.2017  об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») МОН РФ по формированию и введению национальной системы учительского роста.
  • Проект новой редакции Профессионального стандарта педагога (с указанием состава обобщенных трудовых функций и перечня трудовых действий в соответствии с Национальной системой учительского роста).
  • Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций

Участие в дистанционных онлайн-конкурсах,

педагогических тестированиях.

Создание рабочих программ

 (вариант 5.1, 7.1)

2.

Участие в вебинарах  по темам: 

  • «Трудности, возникающие у младших школьников, при обучении чтению, письму, русскому языку: причины, диагностика, коррекция (УМК и универсальные пособия издательства «Просвещение»)»
  •  «Орфография без правил. Как научить младшего школьника писать грамотно?»
  • «Инклюзивное образование в условиях современной образовательной организации».
  • «Использование кейс-метода для развития и самореализации школьников».
  • «Использование приёмов мнемотехники в образовательном процессе».
  • «Мониторинг как основной механизм оценки качества образования».
  • «Неуспеваемость младших школьников и пути её преодоления в процессе обучения».
  • «Образовательный квест как эффективная интерактивная технология деятельностного обучения в условиях реализации ФГОС».
  • «Как проводить интересные уроки с использованием ЭОР и ЦОР»
  • «Использование электронных и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности»
  • «Облачные сервисы на уроках: лучшие приложения для учителя»
  • «Методы и приемы формирования смыслового чтения в курсе «Литературное чтение»: работа с выставкой книг»
  • «Организация практических проб в курсе «Окружающий мир»
  • «Последовательность формирования орфографического действия в курсе русского языка для начальной школы»
  • «Подготовка к ВПР по математике: раздел «Работа с информацией»
  • «Формирование учебной деятельности средствами предмета «Литературное чтение» (по УМК автора Е.И. Матвеевой)»
  • «Формирование понятий величины и числа как основы для достижения требований ФГОС и решения проблемы преемственности»
  • «Формирование экологической культуры школьников средствами курсов «Окружающий мир» и «Биология»

Участие в медианарах  по темам: https://medianar.ru/

  • «Современные образовательные технологии в реализации ФГОС: технология модульного обучения»
  • «Реализация личностно ориентированного подхода посредством технологии модульного обучения»

Открытые уроки

3.

Участие в курсах повышения квалификации:

- «Новые методы и технологии преподавания в начальной школе»

- «Продуктивность учебной деятельности младших школьников общеобразовательного учреждения в рамках реализации ФГОС НОО»

Использование в урочной и внеурочной деятельности материалов КПК.

Удостоверение

Источник: 

https://infourok.ru/

4.

 Изучение  документов НСУР.

 Изучение профстандарта в сети Интернет:

- информация об истории и практике создания профессиональных стандартов;

- требования законодательства в области профстандартов;

- проблемы и типичные ошибки при внедрении профессиональных стандартов.

  Получение знаний по нормативной документации, регламентирующей разработку, внедрение и использование профессиональных стандартов.

  Получение практических рекомендаций по сложным вопросам разработки и согласования профессиональных стандартов, по аттестации персонала на соответствие профессиональным стандартам.

Ознакомление с вопросами:

- «Профессиональный стандарт «Педагог» в вопросах и ответах»

- «Самооценка качества педагогической деятельности учителя на основе требований профессионального стандарта педагога»

https://www.assessor.ru/profstandart/

Получение методических рекомендаций

Создание презентации

5.

Изучение и применение инновационных технологий:

- «Технология системно-деятельностного метода обучения»

- «Технология  проблемно-диалогического обучения»

- «Технология продуктивного чтения»

- «Технология проектной и учебно-исследовательской деятельности»

- «Технология развития критического мышления»

- «Информационно-коммуникационные технологии»

Использование в урочной и внеурочной деятельности.

Создание методических рекомендаций (приемы, повышающие читательскую грамотность учащихся)

6.

Изучение и применение методик (из реестра затруднений педагога):

- «Основные понятия начального курса математики и особенности их формирования у младших школьников»

- «Развитие младших школьников в процессе обучения математике»

- Обучение младших школьников решению задач»

(Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах)

- «Методика изучения звуковой стороны языка»

- «Методика обучения письму. Формирование обобщённого способа решения орфографических задач (организация работы над правилом)»

- «Методика изучения морфемного состава слова»

- «О проблемах обучения синтаксису»

- «Совершенствование речевой деятельности младших школьников»

(М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения)

- «Методика обучения творческому чтению» (Н.Н.Светловская)

Использование в урочной и внеурочной деятельности.

Создание тетради-тренажера

«Пишу грамотно»

7.

Проведение методического семинара по теме «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом»

Выступление по теме «Формирование   навыков смыслового чтения  текстовой информации через обучение стратегиям чтения  у младших школьников »

Выступление на МО

Методические рекомендации

8.

Школа педагогического мастерства

Предметная декада открытых уроков

1.Взаимопосещение уроков согласно плану ШМО учителей начальных классов по формированию ключевых компетентностей учащихся в начальной школе.

2.Отслеживание организации индивидуальной работы с учащимися, показавшими высокий  и низкий уровни подготовки по результатам мониторинговых исследований.

3.Проведение  открытых уроков с использованием технологий системно-деятельностного подхода:

- математика - «Сочетательное свойство умножения»

- русский язык – «Способы образования имен существительных»

- литературное чтение – « Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш»

- окружающий мир – «Промышленность и ее основные отрасли»

Открытый урок,

Публикация на сайте или в Интернете

Круглый стол по итогам проведения открытых  уроков

Открытый урок,

взаимопосещение

9.

Проведение предметных декад.

Участие в педагогическом  ринге по итогам предметной декады по проведенным урокам/

Педагогический ринг

Отчёт о проведении.

Публикация на школьном сайте.

Фотоотчёт о проделанной

работе.

10.

Обобщение и распространение своего опыта работы

1.Методический семинар «Формирование экологической культуры младших школьников в рамках проектно – исследовательской деятельности».

2.Участие в городской творческой группе  «Работа над задачей».

Выступление «Приёмы решения текстовых  задач».

3.Участие в школьной творческой группе. Методический тьюторинг по вопросам организации обучения в образовательной модели «1 ученик: 1 компьютер».

Проведение методического семинара

Выступление на городской творческой группе. Представление своего материала на сайте

Публикация своего опыта в сети Интернет

11.

Составление  рабочих программ по внеурочной деятельности («Проектная деятельность», «Финансовая грамотность», «Занимательная математика»,  «В мире информатики»).  Ведение занятий внеурочной деятельности.

 Рабочие программы по внеурочной деятельности

12.

Изучение психолого-педагогической и методической литературы:

  1. И.В.Муштавинская. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. Учебно-методическое пособие.
  2. С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке. Методическое пособие.

Е.А.Генике. Активные методы обучения: новый подход.

 3. М.А.Пинская, И.М.Улановская «Новые формы оценивания. Начальная школа. ФГОС».

 4. А.Б.Воронцов «Формирующее оценивание: подходы, содержание, эволюция. Краткое пособие по деятельностной педагогике» ( В 2-х ч.)

5.  Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. – М.: МЦБС, 2008.

6. Дусавицкий А.К. Урок в начальной школе: Реализация системно-деятельностного подхода к обучению: кн. для учителя.

7. Лавлинский С.П. Технология литературного образования: Коммуникативно-деятельностный подход.

8. Матвеева Е.И. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы).

9. Сосновская О.ВКонцептуальные основы литературоведческий подготовки современного учителя.

10. Анащенкова С.В., Бойкина М.Д., Виноградская Л.А. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий.

11. Селевко. Г.К.  Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника?

Интернет-ресурсы:

http://mcbs.ru/chtenie/

http://www.openclass.ru/ 

http://school-collection.edu.ru/

http://pedsovet.su/

http://www.o-detstve.ru/forteachers/primaryschool/reading/1320.html

http://www.school2100.ru/upload/iblock/234/23417d35027c6e951eaa656deb230e8d.pdf

Использование в урочной и внеурочной деятельности

II. Методическая и инновационнаядеятельность

1.

Составление реестров затруднений по итогам мониторинга образовательных достижений по каждому предмету

Реестр затруднений по классу

2.

Составление  планов коррекционной работы с учащимися, имеющими высокий уровень мотивации на основе реестра затрудненийкласса

Создание папки «Нестандартные задачи»

3.

Составление  планов коррекционной работы с учащимися, показавшими низкий уровень подготовки по результатам мониторинга образовательных достижений

Планы коррекционной работы

4.

Поиск и использование материалов для подготовки учащихся к ВПР (печатные тетради, онлайн-сервисы)

Участие в ВПР

5.

Работа с одаренными детьми.

 Участие в городских олимпиадах, интеллектуальном марафоне «Хочу все знать», игре «Математический Олимп».

Участие детей в конкурсах различного уровня

6.

Изучение материалов по технологии формирующего оценивания.

Использование в урочной деятельности

Проведение мини-уроков

Обмен опытом

и выступление на МО, ТГ, педсоветах

7.

Выявление уровня сформированности предметных и метапредметных результатов обучения.

Таблица результатов уровня сформированности

 по классу

8.

Педагогическая деятельность на основе результатов мониторинговых исследований.

Участие в проблемно-деятельностном семинаре по теме: «Формирование исследовательской культуры младших школьников в процессе изучения предмета  «Литературное чтение».

Проведение мастер-класса по теме «Работа с информацией»

Мастер-класс

9.

Подбор материала для создания сборника тестовых заданий по литературному чтению.

Сборник тестовых заданий

III. Информационно-коммуникационная  компетентность

1.

Изучение веб-сервисов   или  сетевых сервисов.

Подготовка к ВПР (основной сайт https://4vpr.ru/)

Создание своих продуктов на изученных  сервисах https://learningapps.org/

Работа в Образовательном портале: на сайте - https://testedu.ru/

Работа на сайте https://onlinetestpad.com/ru

Работа на сайте http://bibliogid.ru/

Использование в урочной и внеурочной деятельности

Презентации, стенгазеты, таблицы

2.

Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации  образовательной модели «1 ученик: 1 компьютер

Использование программ при работе с нетбуками и реализации модели «1 ученик -  1 компьютер»(Classroommanagement, Отличник)

Использование сетевых сервисов при организации сотрудничества в образовательной модели «1 ученик: 1 компьютер»:

- сервис Google: (таблица)

- сервис «Планета игр»

- сервис Google: https://docs.google.com/(презентация)

- сервис  http://wikiwall.ru/(стенгазета)

- сервис  https://learningapps.org/

Использование полезных ресурсов для учителя начальных классов

ИспользованиеУМК «Кирилл и Мефодий»  

Использование в урочной  и внеурочной деятельности

Создание интерактивных заданий и упражнений на веб-сервисах

Продукты учителя и учащихся

3.

Ознакомление с сервисом по работе с электронными учебниками

Работа в онлайн-сервисе Яндекс.Учебник 

https://education.yandex.ru/lab/

4.

Изучение программного обеспечения при работе с интерактивной доской

Использование в урочной и внеурочной деятельности

Создание базы уроков с интерактивными заданиями на ИД

5.

Изучение  единой коллекции цифровых  образовательных ресурсов и применение в урочной деятельности

http://school-collection.edu.ru/

6.

Работа в Сетевом городе Образование. Сервис «Я класс»

https://sgo.yanao.ru

7.

Пополнение личного сайта методическими разработками

https://nsportal.ru/svetik2100


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования учителя начальных классов

План самообразования по повышению уровня качественной успеваемости учащихся, направленный на становление сознания и личности ученика в целом....

Индивидуальный план самообразования учителя начальных классов

Подробный план индивидуальной самообразовательной работы учителя начальных классов на 5 лет...

Личный план самообразования учителя начальных классов

Материал содержит табличный материал по составлению плана самообразования с подробным перечнем литературы для изучения. Тема самообразования мною была озвучена следующим образом: "Формирование регулят...

План самообразования учителя начальных классов на 2010-2013 годы

Материал содержит план самообразования по теме "Формирование типа правильной читательской деятельности как средство развития универсальных учебных действий по работе с информацией"....

Индивидуальный план самообразования учителя начальных классов

Данный план самообразования может служить образцом для составления своего плана для других учителей...

план самообразования учителя начальных классов на учебный год

Тема по самообразованию: "Формирование ценностного отношения к природе родного края у обучающихся, воспитанников с ОВЗ через использование виртуальных экскурсий". Цели, задачи, этапы самообразования, ...