ПК 4.4 Педагогические разработки
методическая разработка

Азналина Виолетта Рустамовна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_microsoft_powerpoint_97-2003.ppt453.5 КБ
Файл giniyatullina_violetta.docx81.01 КБ
Файл ped_kopilka_1.docx2.44 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Министерство образования и науки Челябинской области ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1» Кафедра гуманитарных дисциплин Гиниятуллина Виолетта 36 группа курсовая работа ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ОПЫТА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В РАБОТЕ С МАЛЫМИ ФОЛЬКЛОРНЫМИ ЖАНРАМИ руководитель: Кошкарова Любовь Сергеевна

Слайд 2

Актуальность проблемы исследования заключается: в создании на уроке речевой ситуации на основе фольклора, побуждающей ученика к коммуникации. Проблемой исследования занимались: Ф.И. Буслаев, Л. И Поливанов, К. Д. Ушинский, Т. А. Ладыженская, М.Р Львов, Н.Н.Светловской, Л.П. Федоренко.

Слайд 3

Объект исследования : процесс формирования речевого опыта младших школьников. Предмет исследования: приемы работы по формированию речевого опыта младших школьников средствами малых фольклорных жанров

Слайд 4

Задачи исследования: 1)проанализировать научную и методическую литературу по проблеме развития речи младших школьников; 2)определить формы и методы использования малых фольклорных жанров для формирования речевого опыта младших школьников; 3)обобщить материалы по исследованию методических приемов по формированию речевого опыта средствами малых фольклорных жанров.

Слайд 5

Методы исследования: теоретический анализ; обобщение; моделирование; метод обработки данных;

Слайд 6

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ОПЫТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАБОТЕ С МАЛЫМИ ФОЛЬКЛОРНЫМИ ЖАНРАМИ 1) Общая характеристика речи. Особенности речевого развития детей младшего возраста. 2) Понятие фольклора. 3) Классификация малых фольклорных жанров

Слайд 7

Основные понятия главы 1. Речь - это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, которые имеют тот же смысл и тоже значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования. Рассмотрены точки зрения: Алексеева М. М., Ахманова Ольга Сергеевна.

Слайд 8

Речевая деятельность Потребность в высказывании Содержание речи Средства языка

Слайд 9

Название Определение Назначение Произведения, связанные с игровыми действиями Пестушки и потешки Короткие приговорки или песенки, сопровождающие игровые движения или физические упражнения (потягивание, разведение рук, тормошение, поглаживание, подбрасывание, щекотание). Помогают установить эмоциональный контакт со взрослым, без чего немыслимо нормальное психическое и физическое развитие ребенка, обучают языку и мелодике, дают первые представления о реалиях окружающей действительности. Считалка Стихотворное произведение преимущественно юмористического характера, в котором счет является ритмизующей основой. Использовалась в детских играх для установления очереди и выбора лиц, исполняющих ту или иную роль. Считалки помогают разучить большее количество стихотворных строк и, следовательно, способствуют развитию памяти. Кроме познавательной функции, они несут в себе также эстетическую и этическую функции.

Слайд 10

Колыбельные песни Песни, созданные для того, чтобы с помощью размеренного ритма и монотонного напева укачивать, убаюкивать ребенка. В колыбельных песнях обычно обращаются к ребенку с пожеланиями сна, здоровья, роста, иногда содержатся просьбы слушаться окружающих, не ложиться на край, не капризничать, не поднимать головы. Прибаутки Рассказы или сказки, не сопровождаемые движениями и забавляющие ребенка своим содержанием, ритмом, мелодией. Главная роль прибауток - познавательная. Ребенок узнает о людях, животных, явлениях, предметах, об их типических свойствах. Часто по этому служат кумулятивные сюжеты: огонь выжигает лес, вода гасит огнь, быки выпивают воду и т.д. Скороговорки Небольшое произведение, состоящее из одной или двух фраз, которое строится на сочетании слов и звуков, затруднительных для произношения, особенно при быстром их произнесении. Используются для развития артикуляции речевого аппарата Молчанки Название объясняется порядком действий во время самой игры: один из детей начинает читать текст, чаще всего комического содержания, в конце которого дается указание замолчать С помощью молчанки вырабатывается умение владеть своими эмоциями, сдерживать желания.

Слайд 11

Голосянки Участники соревнуются в том, кто дольше протянет тот или иной звук, не переводя дыхания. Обычно они повторяют рифмованный текст вслед за водящим. Игра способствовала формированию навыков правильного дыхания, но со временем практически забылась. Заклички Небольшие песенки или рифмованные приговоры, исполнявшиеся вне праздничного ритуала. Они содержат словесное обращение к силам природы, животным, насекомым и растениям, посвященное определенному случаю или выражающее какую-либо просьбу. Небылицы Произведения различной жанровой принадлежности, изображающие действительность с преднамеренным нарушением хронологической последовательности событий, причинно - следственных связей и создающие полную несообразностей художественную картину мира. Важным их свойством является алогизм. Развитие образного мышления, воображения, обогащение речи ребенка

Слайд 12

Загадка Это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного или предполагаемого вопроса. Композиционно загадка состоит из двух частей: загадки (вопроса) и отгадки (ответа), которые взаимосвязаны. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Каждая загадка содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме. И в настоящее время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей, в организации их досуга. Пословица Это краткое мудрое изречение, заключающее в себе, какое-нибудь практическое поучение, народный афоризм. Воспитательное значение, обогащение словаря ребенка Сказка Является одним из основных видов устной народной прозы, ее типическим свойством считается установка на вымысел. Сказки используются в развлекательных и поучительных целях. Обычно выделяют сказки о животных, волшебные и бытовые. Они различаются между собой по характеру вымысла, по героям и по используемым мотивам.

Слайд 13

ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ОБОГАЩЕНИЮ РЕЧЕВОГО ОПЫТА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. Рассмотрены вопросы: Возможность использования малых фольклорных жанров в развитии речи младших школьников Организация работы по обогащению речевого опыта детей на основе использования малых жанров фольклора во внеклассной работе Организация работы по обогащению речевого опыта детей на основе использования малых фольклорных жанров на уроках обучения грамоте и чтения

Слайд 14

Работу по обогащению речевого опыта младших школьников, в соответствии с обобщениями ученых и опытом методистов, следует вести в двух направлениях: 1)организация внеклассной работы по обогащению речевого опыта младших школьников на основе малых фольклорных жанров; 2)использование малых фольклорных жанров на различных этапах уроков обучения грамоте.

Слайд 15

Цель: формирование речевого опыта детей на основе малых жанров фольклора. Задачи: расширить представления детей о малых жанрах словесного фольклора; формировать познавательный интерес к различным формам фольклора: знакомить с эмоциональной направленностью фольклора (частушки, потешки, прибаутки), его практической соотнесенностью с миром (заклички, считалки, приговорки, скороговорки) и иносказательностью народной речи (загадки, пословицы, поговорки); способствовать расширению словарного запаса детей: побуждать интересоваться смыслом слова, совершенствовать умение использовать различные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания, помогать осваивать выразительные средства языка;

Слайд 16

№ занятия Тема занятия Содержание 1. Вводное занятие «Посиделки» Знакомство с понятием «фольклор», и его видами 2. Хлеб - всему голова Беседа «Откуда хлеб пришел» Чтение и разбор пословиц и поговорок о хлебе 3. «Во саду ли, в огороде» Дидактическая игра «Что растет в саду и в огороде» Работа с загадками об овощах и фруктах Разучивание потешки «Наш козел» Задание на дом: придумать загадку об овощах или фруктах 4. «Восенушка-осень - сноп последний косим» Беседа об осени, ее особенностях с использованием соответствующих пословиц, поговорок, закличек. Разучивание заклички «Восенушка -осень» 5. «Октябрь - грязик - ни колеса, ни полоза не любит» Повторение заклички «Восенушка - осень» Беседа о характерных приметах октября на основе поговорок и пословиц. Рассказ о народном празднике Покрове 6. Русская матрешка Рассказ о матрешке Разучивание пальчиковой игры Знакомство и разучивание частушек

Слайд 17

7. Сказка для Кузи Словесная игра «Аюшки» Рассказ о домовом, его значении у русского народа Сочинение сказки «Домовенок Кузя» 8. Мудреному и счастье к лицу Загадывание загадок 9. Небылица в лицах, Небывальщина Знакомство с русскими народными небылицами Чтение небылиц Самостоятельное придумывание небылиц 10. Шутку шутить - людей Насмешить Знакомство с потешными фольклором. Составление потешного рассказа 11. Русская изба Словесные народные игры Рассказывание докучных сказок Загадывание загадок о предметах домашнего обихода 12. Итоговое занятие «Друг за дружку держаться - ничего не бояться»

Слайд 18

Этапы урока Содержание ( использование малых фольклорных жанров). Организационный момент Скороговорки Чистоговорки Потешки Словесные игры Загадки Пословицы и поговорки Актуализация знаний Загадки Открытие нового знания Небылицы Первичное закрепление Прибаутки Физьминутка Басни Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Потешки Пальчиковая гимнастика Считалки Закрепление изученного Заклички Итог урока, рефлексия Пословицы

Слайд 19

Класс, темы уроков. Жанры фольклора. 1 класс. «Час потехи» Потешки, колыбельные, побасенки, загадки, считалки, скороговорки, небылицы 2 класс. «Учимся читать» Лиса и журавль. Самое дорогое. Два Мороза. 3 класс. «Учимся работать с текстом» «Труд кормит, а лень портит» Заяц-хваста. Мена. Лисичка со скалочкой. Кому горшок мыть. Дочь-семилетка. Морской царь и Василиса Премудрая 4 класс. «Что за прелесть эти сказки!» Все у нас, слава богу, хорошо. Петр 1 и мужик. Петр и Петруша. Марья и ведьмы. Василиса Прекрасная.

Слайд 20

Заключение: Таким образом, малые фольклорные жанры предлагают ребенку обширный круг поэтических ассоциаций. В песнях - пленительные образы белой березы, шумящей на ветру, разлившейся весенней воды, белой лебедушки, серых гусей, частого дождя и др. Все они становятся основой поэтического взгляда на мир и образуют с течением времени систему художественных воз зрений, проникнутых любовью к родной природе, родной речи, родине.

Слайд 21

В выпускной квалификационной работе мы планируем



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра гуманитарных дисциплин

Гиниятуллина Виолетта Рустамовна

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ОПЫТА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В РАБОТЕ С МАЛЫМИ ФОЛЬКЛОРНЫМИ ЖАНРАМИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Курсовая работа защищена

Специальность: 44.02.02.

с оценкой_______________________

Преподавание в начальных классах

«   » _______________ 2017 года

Курс: 3, группа: 36

Научный руководитель: Кошкарова Л.С., преподаватель МДК  01.03.

Детская литература с практикумом по выразительному чтению,

кандидат педагогических наук, доцент

Челябинск, 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ОПЫТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАБОТЕ С МАЛЫМИ ФОЛЬКЛОРНЫМИ ЖАНРАМИ

1.1 Общая характеристика речи. Особенности речевого развития детей младшего возраста.

5

1.2.  Понятие фольклора.

9

1.3.Классификация малых фольклорных жанров

11

Выводы по первой главе

16

ГЛАВА II.  ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ОБОГАЩЕНИЮ РЕЧЕВОГО ОПЫТА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.

2.1. Возможность использования малых фольклорных жанров в развитии речи младших школьников

17

2.2. Организация работы по обогащению речевого опыта детей на основе использования малых жанров фольклора во внеклассной работе

21

2.3. Организация работы по обогащению речевого опыта детей на основе использования малых фольклорных жанров на уроках обучения грамоте и чтения

30

Вывод по второй главе

35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

36

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

38

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования. Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляют один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении младших школьников.

Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие речевой деятельности.
           Вопросы развития речи находили всестороннее освещение в трудах выдающихся лингвистов и методистов Ф.И. Буслаева, Л.И. Поливанова,  К.Д. Ушинский, М.М. Алексеевой, Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, Н.Н.Светловской, Л.П. Федоренко.

Фольклор очень тесно связан с формированием и развитием речи у человека, это одно из действенных и ярких средств, таящих огромные дидактические возможности. Устное народное творчество предоставляет нам богатейший языковой материал, который можно использовать при работе над развитием речи младших школьников. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, развивает образно-эмоциональное мышление, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в речевом развитии.

Таким образом, проблема создания на уроке речевой ситуации на основе фольклора, побуждающей ученика к коммуникации, остается весьма актуальной и во многом определяет пути методического поиска.

Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Формирование речевого опыта младших школьников в работе с малыми фольклорными жанрами».

Цель исследования: изучение возможности использования малых фольклорных жанров в процессе формирования речевого опыта младших школьников.

Объект исследования: процесс формирования речевого опыта младших школьников.

Предмет исследования: приемы работы по формированию речевого опыта младших школьников средствами малых фольклорных жанров

Задачи исследования:

  1. проанализировать научную и методическую литературу по проблеме развития речи младших школьников;
  2. определить формы и методы использования малых фольклорных жанров для формирования речевого опыта младших школьников;
  3. обобщить материалы по исследованию методических приемов по формированию речевого опыта средствами малых фольклорных жанров.

Методы исследования: теоретический анализ; обобщение, моделирование, метод обработки данных.

Практическая значимость исследования заключается в том, что методические приемы формирования речевого опыта на основе малых фольклорных жанров могут быть рекомендованы учителям начальных классов для использования в профессиональной деятельности на уроках обучения грамоте, русскому языку и литературному чтению.

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ОПЫТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАБОТЕ С МАЛЫМИ ФОЛЬКЛОРНЫМИ ЖАНРАМИ

1.1 Общая характеристика речи. Особенности речевого развития детей младшего возраста

         Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать информацию, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы и правила). Важно отличать язык от речи.  Язык - это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл. Речь - это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, которые имеют тот же смысл и тоже значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Язык един для всех людей, пользующихся им, речь - индивидуальна.[1, 400с.]

Сальникова Т. П. выделяет несколько условий без соблюдения, которых речевая деятельность невозможна. Потребность в высказывании - условие возникновения и развития речи. Без потребности выразить свои стремления, чувства, мысли человек не заговорил бы. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является создание ситуаций, вызывающих у школьников потребность высказываться о чем-либо письменно или устно.[22]

Содержание речи - условие наличия материала высказывания, т.е. того, о чем нужно сказать. И от полноты богатства этого материала зависит содержательность высказывания. Четкость, логичность речи определяются тем, насколько подготовлен материал. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является тщательная подготовка материала для речевых упражнений.[6]

        Средства языка - условие вооружения человека общепринятыми знаками, т.е. главным образом словами, их сочетаниями, различными оборотами речи.[23]

В связи с этим детям нужно дать образцы языка, создать для них хорошую речевую среду. В результате слушания речи и использования ее на практике у ребенка формируется чувство языка. Следовательно, методическим требованиям развитие речи учащихся является создание условий для активной речевой деятельности.

       У младших школьников развитие речи идет в двух основных направлениях: во-первых, интенсивно набирается словарный запас и усваивается морфологическая система языка, на котором говорят окружающие; во-вторых, речь обеспечивает перестройку познавательных процессов (внимания, памяти, воображения, а также мышления).

         К моменту поступления в школу словарный запас ребенка увеличивается настолько, что он может свободно объясниться с другим человеком по любому поводу, касающемуся обыденной жизни и входящему в сферу его интересов. Если в три года нормально развитый ребенок употребляет до 500 и более слов, то шестилетний - от 3000 до 7000 слов.[18]

Развитие речи идет не только за счет тех лингвистических способностей, которые выражаются в чутье самого ребенка по отношению к языку. Ребенок прислушивается к звучанию слова и дает оценку этого звучания.

У младших школьников появляется ориентировка на системы родного языка. Звуковая оболочка языка - предмет активной, естественной деятельности для ребенка шести-восьми лет. К шести-семи годам ребенок уже в такой мере овладевает в разговорной речи сложной системой грамматики, что язык, на котором он говорит, становится для него родным.

Потребность в общении определяет развитие речи. На протяжении всего детства ребенок интенсивно осваивает речь. Освоение речи превращается в речевую деятельность. Ребенок, поступивший в школу, вынужден перейти от «собственной программы» обучения речи к программе, предлагаемой школой.

Шести-семилетний ребенок уже способен общаться на уровне контекстной речи - той самой речи, которая достаточно точно и полно описывает то, о чем говорится, и поэтому вполне понятна без непосредственного восприятия самой обсуждаемой ситуации. Пересказ услышанной истории, собственный рассказ о случившемся доступны младшему школьнику.[6]

Речь человека не бесстрастна, она всегда несет в себе экспрессию - выразительность, отражающую эмоциональное состояние. Эмоциональная культура речи имеет огромное значение в жизни человека. Речь может быть выразительной. Но может быть небрежной, чрезмерно быстрой или замедленной, слова могут произноситься угрюмым тоном или вяло и тихо.

Конечно, как и все люди, ребенок использует ситуативную речь. Эта речь уместна в условиях непосредственного включения в ситуацию. Но учителя интересует, прежде всего, контекстная речь, именно она - показатель культуры человека, показатель уровня развития речи ребенка. Если ребенок ориентирован на слушателя, стремится подробнее описать ситуацию, о которой идет речь, стремится пояснить местоимение, так легко опережающее существительное, это значит, что он уже понимает цену вразумительному общению.

            У детей семи-девяти лет наблюдается некая особенность: уже достаточно освоив основы контекстной речи, ребенок позволяет себе говорить не для того, чтобы выразить свои мысли, а просто лишь для того, чтобы удержать внимание собеседника. Это происходит обычно с близкими взрослыми или сверстниками во время игрового общения.

        Особое значение имеет правильность речи, т.е. ее соответствие литературной норме. Письменная речь имеет свою специфику: она требует большего контроля, чем устная. Устная речь может быть восполнена поправками, добавлениями к тому, что уже было сказано. В устной речи принимает участие экспрессивная функция: тонирование высказывания, мимическое и телесное (прежде всего жестовое) сопровождение речи.

Письменная речь имеет свои особенности в построении фраз, в отборе лексики, в использовании грамматических форм. Письменная речь предъявляет свои требования к написанию слов. Ребенок должен научиться тому, что «пишется» совсем необязательно как «слышится» и что нужно разделять то и другое, запоминать правильное произношение и написание.[11]

Овладевая письменной речью, дети открывают для себя, что тексты бывают разными по своей структуре и имеют стилистические различия: повествования, описания, рассуждения, письма, эссе, статьи и пр.

Конечно, в начальной школе ребенок только осваивает письменную речь как средство коммуникации и самовыражения, ему еще трудно соотносить контроль за написанием букв, слов и выражением своих мыслей. Однако ему представляется возможность сочинять. Это самостоятельная творческая работа, которая требует готовности понять заданную тему; определить ее содержание; накапливать ее содержание; накапливать, подбирать материал, выделять главное; излагать материал в необходимой последовательности; составлять план и придерживаться его, отбирать нужные слова, антонимы, синонимы и фразеологизмы; строить синтаксические конструкции и связный текст; орфографически и каллиграфически правильно записывать текст, расставлять знаки препинания, делить тексты на абзацы, соблюдать красную строку, поля и другие требования; осуществлять контроль, обнаруживать недочеты и ошибки в своем сочинении, а также в сочинениях соучеников, исправлять свои и чужие ошибки.

Чтение - это первый и основной навык, которому ребенок должен обучиться в первом классе. Все остальное обучение в той или иной степени опирается на умение читать. Навык чтения должен обязательно предшествовать обучению письму. Если ребенок плохо читает, он никогда не научится грамотно писать. Есть мнение, что когда чтению и письму детей учат одновременно и параллельно (то есть в соответствии с программой общеобразовательной школы), то обычно получают стойкую дисграфию (часто вместе с дислексией). Нарушается формирование того и другого навыка. Нормально обучаются только те дети, которые пришли в школу читающими (хотя бы только по слогам).

В процессе обучения чтению звуковая и визуальная формы слова связывают его смысловым содержанием в единый образ. Только научившись читать, ребенок сможет, услышав слово, преобразовать его в графическую форму, сложить его из букв или написать. Не умеющий читать ребенок вынужден пользоваться только визуальным контролем.

На этапе обучения чтению (вне зависимости от того, в каком классе это приходится делать: в первом, во втором, в третьем или еще позже) необходимо использовать короткие, написанные крупным шрифтом и сопровождающиеся иллюстрациями тексты. Картинка должна полностью отражать смысл текста.

Постепенного обучения чтению фактически не происходит. Если по окончании первого класса навык оказывается несформированным, то ребенок так и остается плохо читающим (и, естественно, безграмотно пишущим). Самостоятельно он больше не продвигается в чтении.

1.2. Понятие фольклора.

Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования. Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость [3].

В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное, художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи.

Основная классификация фольклорных жанров, зависит от объема произведения. Так, к большим фольклорным жанрам относятся сказки, легенды, былины, исторические песни, народный театр, а к малым - частушки, загадки, пословицы, поговорки, чистоговорки, скороговорки, частоговорки [5, с. 13]

Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область фольклора - детский фольклор.

Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво.

Одним из первых начал собирать и записывать детский фольклор
И.П. Сахаров. В «Сказаниях русского народа» он опубликовал образцы некоторых жанров: потешку, колыбельную песню, описание нескольких детских игр. В следующей книге - «Песни русского народа» были напечатаны четыре колыбельные песни.

Качественно иной этап собирания и изучения детского фольклора наступает после появления изданий текстов из фольклорных собраний П.В. Киреевского. В сборник песен, записанных П.В. Киреевским, вошло шесть текстов колыбельных песен. Исследователи полагают, что именно с публикаций колыбельных песен началось научное собирание детского фольклора [7, с. 20].

Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный педагог К.Д.Ушинский. В 60-х г. XIX в. в журнале «Учитель» появились его публикации произведений детского фольклора и их анализ с точки зрения физиологии и психики ребенка. Тогда же началось систематическое собирание народных произведений для детей. В 1867 году появилась книга К.Д. Ушинского «Родное слово», составленная для чтения детям. Она представляла собой подборку произведений фольклора и отрывков из произведений ведущих писателей. В «Родное слово» К.Д. Ушинский включил различные жанровые формы фольклора: сказки, песни, загадки, прибаутки, скороговорки, пословицы [8, с. 20].

Процесс систематизации детского фольклора начался в XX веке с разработки научно обоснованной методики сбора материала.

Первым ученым, посвятившим свою жизнь исследованию различных жанров детского фольклора, стал профессор Иркутского университета
Г.С. Виноградов. В двадцатые годы с помощью многочисленных корреспондентов он собрал уникальный материал, которым не располагало ни одно научное учреждение того времени.

С 1915 года он начал печатать статьи и материалы по детскому фольклору. Практически ежегодно выходят в свет его работы «Детская сатирическая лирика» (1924г.), «Русский детский фольклор: Игровые прелюдии» (1925г.), «Народная педагогика» (1926г.) и т.д. Г.С. Виноградов составил «Детский народный календарь», где привел календарные песни, игры, прибаутки, загадки и другие виды детского фольклора в сезонной последовательности. В своих трудах ученый создал целостную концепцию мира детства. Г.С. Виноградов показал, что изучение детского фольклора имеет не только прикладное значение - для педагога и, в частности, для преподавателя — словесника, но и представляет собой важную научную проблему.

В двадцатые годы деятельность Г.С. Виноградова продолжил
О.И. Капица, видный исследователь и педагог, профессор Педагогического института имени А.И. Герцена. По инициативе Г.С. Виноградова и
О.И. Капицы в 1927г. при Российском Географическом обществе была основана комиссия по изучению детского быта, языка и фольклора. Итогом работы стал сборник статей «Детский быт и фольклор», в котором был обобщен опыт русских и западноевропейских ученых по изучению жанров детского фольклора. Эта комиссия должна была собирать и разрабатывать материал по детскому фольклору. Итогом работы стал сборник статей «Детский быт и фольклор» (1930г.), в котором был обобщен опыт русских и западноевропейских ученых по изучению жанров детского фольклора [13].

1.3.Классификация малых фольклорных жанров

Первые попытки дать классификацию детского фольклора были предприняты только в начале XX века в трудах Г.С. Виноградова и
О.И. Капицы.

Все произведения детского фольклора по их функциональной роли можно разделить на две группы:

  1. произведения, связанные с игровыми действиями (пестушки и потешки, жеребьевки, считалки, игровые приговорки и припевки);
  2. произведения, которые занимают детей своим словесным содержанием и исполняются независимо от игровых действий (колыбельные песни, заклички, молчанки, прибаутки, небылицы, сказки, скороговорки или частоговорки) [10, с. 5 - 7]. Рассмотрим эти группы в таблице.

Таблица 1 –  Классификация жанров детского фольклора

Название

Определение

Назначение

Произведения, связанные с игровыми действиями

Пестушки и

потешки

Короткие приговорки или

песенки, сопровождающие

игровые движения или

физические упражнения

(потягивание, разведение рук,

тормошение, поглаживание,

подбрасывание, щекотание).

Помогают установить

эмоциональный контакт со

взрослым, без чего немыслимо нормальное

психическое и физическое

развитие ребенка, обучают

языку и мелодике, дают

первые представления о реалиях окружающей действительности.

Считалка

Стихотворное произведение

преимущественно

юмористического характера, в котором счет является

ритмизующей основой.

Использовалась в детских

играх для установления

очереди и выбора лиц, исполняющих ту или иную роль. Считалки помогают

разучить большее количество стихотворных

строк и, следовательно, способствуют развитию памяти. Кроме познавательной функции, они несут в себе также эстетическую и этическую функции.

Произведения, которые занимают детей своим словесным содержанием

и исполняются независимо от игровых действий

Колыбельные

песни

Песни, созданные для того, чтобы

с помощью размеренного ритма и монотонного напева укачивать,

убаюкивать ребенка.

В колыбельных песнях

обычно обращаются к

ребенку с пожеланиями сна, здоровья, роста, иногда содержатся просьбы

слушаться окружающих, не ложиться на край, не

капризничать, не поднимать головы.

Прибаутки

Рассказы или сказки, не

сопровождаемые движениями и забавляющие ребенка своим

содержанием, ритмом, мелодией.

Главная роль прибауток -

познавательная. Ребенок

узнает о людях, животных, явлениях, предметах, об их типических свойствах. Часто по этому служат кумулятивные сюжеты: огонь выжигает лес, вода гасит огнь, быки выпивают воду и т.д.

Скороговорки

Небольшое произведение, состоящее из одной или двух

фраз, которое строится на

сочетании слов и звуков,

затруднительных для

произношения, особенно при

быстром их произнесении.

Используются для развития артикуляции речевого аппарата

Молчанки

Название объясняется порядком

действий во время самой игры:

один из детей начинает читать

текст, чаще всего комического

содержания, в конце которого

дается указание замолчать

С помощью молчанки

вырабатывается умение

владеть своими эмоциями,

сдерживать желания.

Голосянки

Участники соревнуются в том,

кто дольше протянет тот или

иной звук, не переводя дыхания.

Обычно они повторяют

рифмованный текст вслед за

водящим.

Игра способствовала

формированию навыков

правильного дыхания, но со

временем практически забылась.

Заклички

Небольшие песенки или

рифмованные приговоры,

исполнявшиеся вне праздничного

ритуала.

Они содержат словесное

обращение к силам природы, животным, насекомым и растениям, посвященное определенному случаю или

выражающее какую-либо просьбу.

Небылицы

Произведения различной

жанровой принадлежности,

изображающие действительность

с преднамеренным нарушением

хронологической

последовательности событий,

причинно - следственных связей

и создающие полную

несообразностей художественную

картину мира. Важным их

свойством является алогизм.

Развитие образного

мышления, воображения,

обогащение речи ребенка

Загадка

Это краткое описание предмета

или явления, часто в поэтической

форме, заключающее в себе

замысловатую задачу в виде

явного или предполагаемого

вопроса.

Композиционно загадка состоит

из двух частей: загадки (вопроса)

и отгадки (ответа), которые

взаимосвязаны.

Главная особенность

загадки состоит в том, что она представляет собой

логическую задачу. Каждая

загадка содержит вопрос, поставленный в явной или

скрытой форме.

И в настоящее время

загадка используется как

увлекательное и

эффективное средство в обучении и воспитании детей, в организации их досуга.

Пословица

Это краткое мудрое изречение,

заключающее в себе, какое-нибудь практическое поучение, народный афоризм.

Воспитательное значение,

обогащение словаря ребенка

Сказка

Является одним из основных

видов устной народной прозы, ее

типическим свойством считается

установка на вымысел.

Сказки используются в

развлекательных и

поучительных целях. Обычно выделяют сказки о

животных, волшебные и

бытовые. Они различаются между собой по характеру вымысла, по героям и по используемым мотивам.

Функции этих жанров несут в себе задачи, которые необходимо реализовать в процессе обучения для формирования яркой, простой, четкой, точной, образной речи, а в целом грамматически правильного выражения мысли.

Выводы по I главе

 Фольклор – это произведения, созданные народом и бытующие в нем. Фольклор - синтетическое искусство, соединяющее в себе особенности нескольких искусств.

У фольклора есть свои признаки, главные из которых - народность (национальная самобытность), коллективный характер (анонимность), традиционность, вариативность.

Формы устно-поэтического фольклора различны:  лирика - песни, малые фольклорные жанры; эпос - сказочный, былинный; драма - игры, обряды, песни.

Особенно разнообразны малые словесные фольклорные жанры: колыбельные песни, потешки, прибаутки, заклички, приговорки, дразнилки, страшилки, игры, пословицы и поговорки, загадки. К сказочному фольклору относятся сказки (бытовые, волшебные, о животных, социальные) и несказочный фольклор, отражающий действительность (исторические предания, легенды, былины).

Каждое фольклорное произведение строится по своим правилам, имеет особые структуру, язык.

Современные программы по литературному чтению для начальной школы («Школа России», «Гармония», «Начальная школа ХХI века») содержат достаточно богатый и разнообразный материал по изучению фольклора.

.

ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ОБОГАЩЕНИЮ РЕЧЕВОГО ОПЫТА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

2.1. Возможность использования малых фольклорных жанров в развитии речи младших школьников

В соответствии с поставленной целью нашего исследования  рассмотрим возможность использования малых фольклорных жанров, а именно половиц и поговорок, скороговорок и чистоговорок, загадок, в обогащении речевого опыта детей.

Как мы выяснили выше, актуальной задачей речевого развития в младшем школьном возрасте является выработка дикции и совершенствование артикуляционного аппарата. Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечеткое выговаривание слов, «проглатывание» окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию.

Р.А. Белова считает незаменимым материалом для дикционных упражнений пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки.[4, с. 51] Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики.

Целевое назначение дикционных упражнений многообразно. Они могут быть использованы для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи. Все это можно найти в народной педагогике. Например, так с помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение.

Важно, чтобы при выполнении дикционных упражнений за каждым произносимым словом стояла реальная действительность. Только в этом случае речь ребенка будет звучать естественно и выразительно.[24, с 40]

А.П. Усова, О. Ушакова поддерживают эту же точку зрения и считают, что потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи (Н.С. Карпинская, М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко) [19, с. 16].

Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости [2].

И.Н. Васильев отмечает, что они «в обобщенном суждении о типических явлениях прибегают к наиболее устойчивой части лексики общенародного языка, в них нет никаких украшающих средств, мысль передается лишь самыми необходимыми и притом точно отобранными словами» [5, с. 13]. К тому же, как отмечает В.А. Изотова, что выражено словом, то уже в большей или меньшей мере понятно и объяснимо, «определенность, ясность, пластичность художественной речи - это есть определенность выражаемого духовного состояния: думы, чувства, впечатления, настроения, переживания» [8, с.21].

Используя в своей речи пословицы и поговорки дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность» [2, с. 79].

Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее, что подтверждается в исследованиях Ю.Г. Илларионовой [9, с. 5].

Ю.Г. Илларионова считает, что использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи - доказательства и речи -описания. Уметь доказывать - это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь - доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции.[9, с.7]

Чтобы вызвать у детей интерес и потребность в доказательстве, Ю.Г. Илларионова рекомендует при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, а доказать, что отгадка правильна. Необходимо учить детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений. Заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными [9,с.8].

Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову.

Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций. В этих целях проводится анализ языка загадки, обращается внимание на ее построение. Овладение навыками описательной речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов берутся литературные произведения, иллюстрации, картины.

Итак, посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.

Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей младшего школьного возраста. Их можно использовать при формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов. С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания - наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи школьников, словесному творчеству детей [10].

По словам Л. Павловой «словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности» [17, с. 18]. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития младших школьников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. Следовательно, проблемы фольклоризма заслуживают пристального  внимания, а использование малых фольклорных форм на уроках в начальной школе актуально и перспективно.

Таким образом, в результате активного использования малых фольклорных жанров повышаются воспитательные и познавательные возможности детей; дети учатся говорить более выразительно, глубже выражать свою мысль, что отражается на других уроках; занимательные задания способствуют развитию логики мышления, пространственных представлений, воображения и воли детей, расширению их кругозора и общей осведомленности об окружающем мире; улучшается артикуляция, вырабатывается хорошая дикция.

Следовательно, обогащение речевого опыта детей можно и нужно производить с использованием фольклорного материала, что позволяет заинтересовать детей и способствует развитию мыслительной деятельности.

2.1. Организация работы по обогащению речевого опыта детей на основе использования малых жанров фольклора во внеклассной работе.

           Работу по обогащению речевого опыта младших школьников, в соответствии с обобщениями ученых и опытом методистов, следует вести в двух направлениях:

  1. организация внеклассной работы по обогащению речевого опыта младших школьников на основе малых фольклорных жанров;
  2. использование малых фольклорных жанров на различных этапах уроков обучения грамоте.

 Работу возможно строить на следующих основных принципах:

во-первых, на тщательном отборе материала, обусловленном возрастными возможностями детей и изучаемой темой;

во-вторых, интеграции внеклассной и урочной работы;

 в-третьих, активного включения детей

Рассмотрим работу по данным направлениям более подробно.

Представим организацию внеклассной работы кружка «Посиделки» по обогащению речевого опыта младших школьников на основе малых фольклорных жанров

На основе теоретического материала сделан вывод о том, что фольклор очень тесно связан с формированием и развитием речи  человека, это одно из действенных и ярких средств, таящих огромные дидактические возможности. Устное народное творчество предоставляет нам богатейший языковой материал, который можно использовать при работе над развитием речи младших школьников. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, развивает образно-эмоциональное мышление, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в речевом развитии.

Изученный опыт работы учителей начальных классов позволяет отметить некоторые успешные мероприятия. Например,   комплекс занятий «Посиделки» по ознакомлению детей младшего школьного возраста с малыми фольклорными жанрами [10].

Цель: формирование речевого опыта детей на основе малых жанров фольклора.

Задачи:

  1. расширить представления детей о малых жанрах словесного фольклора;
  2. формировать познавательный интерес к различным формам фольклора: знакомить с эмоциональной направленностью фольклора (частушки, потешки, прибаутки), его практической соотнесенностью с миром (заклички, считалки, приговорки, скороговорки) и иносказательностью народной речи (загадки, пословицы, поговорки);
  3. способствовать расширению словарного запаса детей: побуждать интересоваться смыслом слова, совершенствовать умение использовать различные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания, помогать осваивать выразительные средства языка;
  4. формировать связную речь: совершенствовать монологическую и диалогическую речь, отрабатывать умение содержательно и выразительно пересказывать литературное произведение, совершенствовать умение самостоятельно сочинять небольшие художественные произведения на заданную тему;
  5. вырабатывать выразительность и четкость речи, отрабатывать дикцию: умение внятно произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.

Методы и приемы: беседа, художественное слово, составление рассказов, сочинение загадок.

Используемые формы малых фольклорных жанров: пословицы, поговорки, загадки, заклички, потешки, небылицы. Приведем пример организации работы в кружке «Посиделки» (таблица 1)

        Таблица 2 –Тематическое планирование внеклассных занятий кружка «Посиделки»

занятия

Тема занятия

Содержание

1.

Вводное занятие

«Посиделки»

Знакомство с понятием «фольклор»,

и его видами

2.

Хлеб - всему голова

Беседа «Откуда хлеб пришел»

Чтение и разбор пословиц и поговорок о хлебе

3.

«Во саду ли, в огороде»

Дидактическая игра «Что растет в

саду и в огороде»

Работа с загадками об овощах и

фруктах

Разучивание потешки «Наш козел»

Задание на дом: придумать загадку

об овощах или фруктах

4.

«Восенушка-осень - сноп

последний косим»

Беседа об осени, ее особенностях с

использованием соответствующих

пословиц, поговорок, закличек. Разучивание заклички «Восенушка -осень»

5.

«Октябрь - грязик - ни

колеса, ни полоза не

любит»

Повторение заклички «Восенушка -

осень»

Беседа о характерных приметах

октября на основе поговорок и

пословиц.

Рассказ о народном празднике

Покрове

6.

Русская матрешка

Рассказ о матрешке

Разучивание пальчиковой игры Знакомство и разучивание частушек

7.

Сказка для Кузи

Словесная игра «Аюшки»

Рассказ о домовом, его значении у

русского народа

Сочинение сказки «Домовенок Кузя»

8.

Мудреному и счастье к лицу

Загадывание загадок

9.

Небылица в лицах,

Небывальщина

Знакомство с русскими народными

небылицами

Чтение небылиц Самостоятельное придумывание небылиц

10.

Шутку шутить - людей

Насмешить

Знакомство с потешными

фольклором.

Составление потешного рассказа

11.

Русская изба

Словесные народные игры

Рассказывание докучных сказок Загадывание загадок о предметах домашнего обихода

12.

Итоговое занятие

«Друг за дружку

держаться - ничего не

бояться»

Методические рекомендации к проведению комплекса внеклассных занятий

«Посиделки»

Работа с половицами и поговорками. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Рассмотрим художественные средства, используемые в пословицах, на которые необходимо обращать внимание при работе. В силу своей специфики пословица, стремясь к наиболее яркой выразительности, довольно часто прибегает к сопоставлению двух предметов или явлений, народ их либо сравнивает, либо противопоставляет («Речи как мёд, а дела как полынь», «Спи камешком, а вставай перышком», «Ласковое слово, что весенний день»...).

Выясняя художественный смысл сравнения, раскрываем детям мудрую мысль пословиц, их содержание. Например: «В лесу лес не ровен, в миру - люди» (деревья в лесу все разные. И люди тоже все разные. У каждого своя внешность, свой характер).

В пословицах проявляется стремление нравственно - этически воздействовать на слушателя, показывая, что можно, что нельзя, что хорошо, что плохо, что полезно, что вредно, т.е. такое характерное художественное средство как антитеза. Пословица, характеризуя явление, даёт ему оценку («Ученье свет, а неученье тьма») [4].

Реже, чем сравнение и антитеза используется в пословицах эпитет («Жизнь дана на добрые дела», «Всякое дело мастера боится»...). Главное в работе над эпитетом: помочь детям понять их роль в создании образа пословицы и оценить их точность, яркость и выразительность. Здесь можно использовать такое задание как:

Восстановите пословицы, вставляя пропущенные прилагательные:

За (какой?) головой, как за каменной горой.

Слова: крепкой, большой, дурной, молодой, старой.

(Какое?) слово, что весенний день.

Слова: умное, доброе, ласковое, хорошее.

Огромной изобразительной силой облает метафора. Цель работы с пословицами, содержащими метафору: развитие наблюдательности, чуткости к поэтическому слову, умение находить в тексте метафоры; накапливать опыт восприятия и осмысления метафор, умение видеть и ценить их иносказательную выразительность; развитие у детей творческого, образного видения предмета, которое способствует накоплению образных обобщений.

Очень часто в пословицах и поговорках встречается такое средство художественного изображения, основанного на преувеличении, как гипербола. При работе над данным средством необходимо показать детям роль преувеличения. Используя гиперболу народ намеренно обращает внимание на важность таких качеств как трудолюбие, смелость, терпение.

Многие пословицы и поговорки донесли до нас слова и выражения, которые сейчас крайне редко, или совсем не употребляются в нашей речи -устаревшие слова. Работу с такими пословицами и поговорками так же необходимо включать в занятия для обогащения словарного запаса детей. Мы предлагали детям задание определить значение устаревших слов по толковому словарю, что в свою очередь способствовало умению работать со справочным материалом [46].

Для пословиц и поговорок характерна ритмическая организация, опирающаяся на правильное чередование ударных и безударных слогов. Работа над ритмом пословиц и поговорок крайне необходима, т.к. она будет являться основой для выразительного чтения стихотворений, басен. Такая работа также способствует развитию чувства ритма. Работу над ритмом мы строили следующим образом:

  1. в каждом слове необходимо показать ударный и безударный слог (поставить ударение, а безударные гласные над словом выделить горизонтальной чёрточкой);
  2. построить схему ритма: Красна птица пером, человек умом

                          //--/--/-/

  1. соединить пословицу с соответствующей схемой ритма.

Чтобы правильно поставить логическое ударение, необходимо очень внимательно ознакомиться с пословицей или поговоркой, вникнуть в её содержание, понять, что в ней главное, основное, о чём, как и с какой целью ведёт рассказ автор. Логическим ударением может быть выделено любое слово во фразе в зависимости от её смысла и осознанного намерения читающего обратить на него внимание слушателя, например: прочитать пословицу, выделяя логическим ударением подчёркнутые слова, как в соответствии с этим изменяется её смысл:

Терпение и труд всё перетрут.

Терпение и труд всё перетрут.

Терпение и труд всё перетрут.

                                           Терпение и труд всё перетрут.

Такая работа над пословицами на первых занятиях в дальнейшем позволила перейти к заданиям самостоятельно составить определенные рассказы по пословице или после составления какого-либо рассказа вспомнить и подобрать ту пословицу, которая бы подошла к этой истории. Данные приемы способствуют более глубокому пониманию значения пословиц, и формируют у детей умение соотносить название текста с содержанием, подбирать языковые средства в соответствии с жанром и т.д.

Также можно предложить детям проиллюстрировать ту или иную пословицу (поговорку). Умение передать художественный образ в рисунке, расширяет возможность его выражения в слове. Рассказы детей по пословице в этом случае будут более выразительными и разнообразными.

Таким образом, на основе работы с пословицами и поговорками дети учатся рассматривать прямой и переносный смысл высказываний, подбирать к каждой пословице ситуации из своей жизни (простые и доступные). Следовательно, работа с половицами и поговорками способствует формированию у детей лексических умений. Они учатся понимать этимологию слов, выражений, подбирать пословицы и поговорки близкие и противоположные по смыслу.

Работа с загадками. Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств  выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей младшего школьного возраста. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее [15, с. 4-5].

Поэтому в каждое занятие  включается работа по развитию у детей навыков речи-доказательства и речи-описания посредством загадки. Чтобы вызвать у детей потребность в доказательстве, надо при отгадывании загадок ставить перед детьми конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна. Следует вызывать у детей интерес к процессу доказательства, к рассуждению, к подбору фактов и доводов. Для этого можно организовать соревнование: «Кто правильнее докажет?», «Кто полнее и точнее докажет?», «Кто интереснее докажет?» Загадывая детям загадки, необходимо повторять их по несколько раз, чтобы дети их лучше запоминали и выделяли признаки. Предлагать детям план доказательства путем последовательной постановки вопроса в соответствии со структурой загадки. Например: «У кого мордочка усатая и шубка полосатая? Кто часто умывается, но без воды? Кто ловит мышек и любит рыбкой полакомиться? Про кого эта загадка?»

Если ребенок пропускает в своем доказательстве какой-либо признак или связь, нужно задавать вопросы дискуссионного характера, раскрывающие односторонность его отгадки. Например, отгадывая загадку: «Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая», ребенок доказывает, опираясь на один признак: «Это морковь, потому что растет в земле на грядке». Мы показываем несостоятельность доказательства: «Разве на грядке растет только морковь? Ведь в земле растет и лук, и свекла, и редис». Тогда ребенок обращал внимание и на другие признаки (красная, длинная, сладкая), что делало ответ более доказательным.

Чтобы менялись содержание и способы доказательства, рекомендуется предлагать разные загадки об одном и том же предмете, явлении. Это активизирует словарь детей, показывает, как они понимают переносный смысл слов, образных выражений, какими способами доказывают, подтверждают отгадку. Обучая детей сравнивать загадки об одном и том же предмете или явлении, необходимо учить детей осознанно выделять и запоминать различные признаки загаданного. Если нет полного и правильного анализа материала загадок, то будет затруднено или станет невозможным их отгадывание и сравнение.

В комбинированных загадках с точно названными и зашифрованными признаками при отгадывании рекомендуется использовать прием уточнения признаков, для чего выделяются уже имеющиеся точно названные признаки и раскрываются иносказания. Так, в загадке «Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зеленая»:

  1. точно названные признаки: посреди поля, голубое, зеленая;
  2. расшифрованные признаки: загаданное имеет ровную поверхность, в которой все отражается (зеркало); загаданное прозрачно (стекло); загаданное со всех сторон окружено зеленым (рама зеленая).

Для правильного ответа на основе точно названных и расшифрованных признаков детям легче сделать нужный вывод о том, что на зеленом поле находится голубое озеро или пруд.

Вообще, выделяют несколько видов деятельности детей в дидактических играх с загадками: загадывание загадок; отгадывание загадок; доказательство правильности отгадок; сравнение загадок об одном и том же; сравнение загадок о разном [9].

Таким образом, используя вышеперечисленные методы и приемы, остроумная и занимательная форма загадки позволяет обучать рассуждению и доказательству легко и непринужденно.

Для развития у детей навыков описательной речи необходимо проводить анализ языка загадки. После того как дети отгадают загадку, спрашивают: «Нравится ли загадка? Что в ней особенно понравилось и запомнилось? Что в ней непонятно и трудно? Какие слова и выражения кажутся непонятными? Похоже ли, удачно ли обрисован предмет в загадке? Какими словами обрисован? Какие слова передают движения, звуки, запахи, цвет?» А также выяснять, как понимают дети то, или иное выражение, оборот, с чем сравнивается предмет и т.д.

Структура загадки требует специфических языковых средств, поэтому важно обращать внимание и на построение загадки: «Какими словами начинается загадка? Как кончается? О чем в ней спрашивается?» Подобные вопросы развивают у детей чуткость к языку, помогают замечать выразительные средства в загадках, развивают речь ребенка. Важно, чтобы дети не только запоминали образные выражения загадки, но и сами создавали словесный образ предметов, то есть пытались находить и свои варианты описаний.

Таким образом, анализ загадки помогает не только лучше понимать и быстрее отгадывать ее, но и приучает детей внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запомнить их, употреблять в своей речи и самим создавать точный, яркий образ.

Параллельно с внеклассной работой мы использовали малые фольклорные средства и в урочной деятельности. Далее рассмотрим этот этап более подробно.

2.3. Организация работы по обогащению речевого опыта детей на основе использования малых фольклорных жанров на уроках обучения грамоте и  литературного чтения

        Одно из направлений работы с малыми фольклорными жанрами – на  этапах уроков обучения грамоте и  литературного чтения

Рассмотрим работу по образовательной системе «Школа 2100» под редакцией А. Леонтьева, в соответствии с этой программой обучение грамоте осуществляется по учебнику «Моя любимая Азбука» и учебникам  «Литературное чтение» под научной редакцией Е.В. Бунеевой и Р.Н. Бунеева

В соответствии с задачами  исследования  подобран речевой материал на основе малых фольклорных жанров (таблица 3).

Этапы урока

Содержание ( использование малых фольклорных жанров).

Организационный момент

Скороговорки

Чистоговорки

Потешки

Словесные игры

Загадки

Пословицы и поговорки

Актуализация знаний

Загадки

скоро

Открытие нового знания

Небылицы

Первичное закрепление

Прибаутки

Физьминутка

Басни

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Потешки

Пальчиковая гимнастика

Считалки

Закрепление изученного

Заклички

Итог урока, рефлексия

Пословицы

Таблица 3– Использование малых фольклорных жанров на уроках  обучения грамоте и уроках чтения

Класс, темы уроков.

Жанры фольклора.

1 класс. «Час потехи»

Потешки, колыбельные, побасенки, загадки, считалки, скороговорки, небылицы

2 класс. «Учимся читать»

Лиса и журавль. Самое дорогое. Два Мороза.

3 класс. «Учимся работать с текстом»

«Труд кормит, а лень портит»

Заяц-хваста. Мена. Лисичка со скалочкой.

Кому горшок мыть. Дочь-семилетка. Морской царь и Василиса Премудрая

4 класс. «Что за прелесть эти сказки!»

Все у нас, слава богу, хорошо. Петр 1 и мужик. Петр и Петруша. Марья и ведьмы. Василиса Прекрасная.

Например, с целью работы над дикцией и для развития артикуляционного аппарата  в структуру урока может быть включен такой этап, как «Разминка язычка». Целевое назначение дикционных упражнений многообразно. Они могут быть использованы для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи. Так на основе малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение. Хорошая дикция зависит от гибкости артикуляционного аппарата, поэтому упражнения в развитии дикции направлены на развитие его гибкости.

Для речевой разминки используются скороговорки, чистоговорки в зависимости от темы урока на определенный звук. Методика работы со скороговоркой: от отдельного, отчетливого проговаривания до максимально чёткого, быстрого. При этом необходимо выделять цветным мелом в записи скороговорок букв, обозначающих звуки, над которыми предстоит работа, например: Сенька с Санькой вёз Соньку на санках. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Начинать работу необходимо с одной строки скороговорки и на каждом уроке добавлять новую. Для отработки чёткого произношения предлагается только одна новая строка, объем же материала для чтения увеличивается (2, 3, 4 строки), так как в течение 3-4 уроков чтение скороговорки начинается со знакомого ребятам текста.

Эту работу со скороговорками можно разнообразить следующими приемами:

  1. повторять скороговорки «по заявкам» детей, роль ведущего поручать разным детям;
  2. повторять скороговорку частями по рядам: первый ряд: «Из-за леса, из-за гор...»; второй ряд: "Едет дедушка Егор!";
  3. если скороговорка состоит из нескольких фраз, ее интересно повторять по ролям - группами. Первая группа: «Расскажите про покупки». Вторая группа: «Про какие про покупки?». Все вместе: «Про покупки, про покупки, про покупочки мои!» [12, с.10 - 12].

Также на данном этапе урока можно использовать не только скороговорки, но и потешки, которые так, же подбирались в зависимости от изучаемого звука и буквы. Например,

«Дон - дон - дон - дон,

Загорелся кошкин дом» -

Для выработки хорошей дикции, отчетливого и ясного произношения используются упражнения на звукоподражание. Учитывая содержание текста, ритмические или выразительные его особенности, как и в работе со скороговорками, детям предлагаются различные варианты заданий: изменить силу голоса, темп речи, более ярко выразить вопросительную или восклицательную интонацию, передать какое-либо намерение. Например,

«Наши уточки с утра:

Кря - кря - кря!...»

Педагогическая задача при воспроизведении данного текста - привлечь ребенка к звукоподражанию, имитации голоса птиц. Здесь следует обращать внимание детей на различную силу звучания их голосов: петушок поет громко, громче всех, гуси тоже гогочут громко, утки крякают отрывисто, как и гуси, но не столь громко и т.д. Таким образом, необходимо использовать все возможности произведений устного народного творчества для развития звуковой культуры речи ребенка.

На этапе изучения нового материала используются различные загадки для введения исходного слова, из которого выделяется новый звук, например: «Сарафан не сарафан, платьице не платьице, а как станешь раздевать, досыта наплачешься» (лук), для выделения звука Л.

Загадка стимулирует умственную деятельность ребенка, прививает вкус к умственной работе, способствует не только совершенствованию сообразительности, но и существенно расширяет представление о мире вообще. Являясь произведением словесного искусства, загадка одновременно с расширением кругозора детей воспитывает художественное восприятие окружающего и раскрывает метафорические богатства русского языка.[11]

На этапе работы с текстом методистами используются такие малые формы фольклора, как пословицы и поговорки, которые подбираются в зависимости от контекста. Наибольшее значение для развития речи, здесь, имеет семантическая работа: наблюдения над значениями слов, уточнение значений, их оттенков.

Таким образом, на каждом уроке обучения грамоте должна иметь место работа по развитию речи учащихся: обогащение, уточнение и активизация словаря, составление и анализ предложений, работа над словосочетанием, устное рассказывание, пересказ, чтение наизусть, драматизация и т. п., при чем всего эти виды работы тесно переплетены со звуковым анализом и синтезом, с чтением, письмом и т. д., и основаны на материале малых фольклорных жанров.


Вывод по II главе

В школьной практике используются следующие приемы работы с пословицами: запоминание пословиц и поговорок; объяснение смысла пословиц и поговорок; использование пословиц и поговорок в речи; подбор пословиц по темам учениками.

Работа на уроке над загадками проводится в несколько этапов. 1этап – отгадывание загадок с целью понять, как строится произведение этого жанра, в чем заключается его специфика. Второй этап - наблюдение. Здесь проводится рассматривание предмета с целью выявления его наиболее существенных признаков, а также нахождения похожего предмета, который используется для иносказания. Третий этап - собственно сочинение загадок, сначала коллективное, а потом и самостоятельное.

Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков.

Работа над языком былины на уроках литературного чтения актуальна для раскрытия ее жанровых особенностей и идейно-художественного смысла, а также должна органично вплетаться в систему анализа текста, подчеркивая его идейное содержание.

Наличие эпитетов, сравнений, фольклорных формул, свойственных языку традиционных текстов, позволяет школьнику не только определять изучаемый жанр, но и способствует развитию его ассоциативного мышления, творческого воображения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эта работа была ориентирована на выявление оптимальных условий развития речи младших школьников при работе с малыми фольклорными жанрами. В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы, проанализированы особенности развития речи младших школьников, понятие фольклор, классификация малых фольклорных жанров. Было дано определение фольклорного жанрам, которое заключается в  совокупности непрофессионально созданных народом произведений. С их помощью можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития младших школьников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Таким образом, малые фольклорные жанры предлагают ребенку обширный круг поэтических ассоциаций. В песнях - пленительные образы белой березы, шумящей на ветру, разлившейся весенней воды, белой лебедушки, серых гусей, частого дождя и др. Все они становятся основой поэтического взгляда на мир и образуют с течением времени систему художественных воз зрений, проникнутых любовью к родной природе, родной речи, родине. Совершенно очевидно, что изучение специфики детского фольклора сопряжено с вовлечением в орбиту исследования новых объектов, которые выводят его (детский фольклор) из сферы только традиционной культуры и народной педагогики.

   Подобно тому, как детский фольклор не просто фольклор, но – и это главное – детский, детская литература не просто литература, но детская литература. Их типологическую общность обусловливают релевантные, только им присущие свойства, объясняемые принадлежностью к одному психо-социо-культурному феномену – детству.

Использование малых фольклорных жанров в развитии речи детей осуществляется совокупностью разнообразных средств и форм воздействия на них. Таким образом, использование малых фольклорных жанров в развитии речи детей вполне оправдывает себя.

Список используемой литературы

  1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку младших школьников [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
  2. Аникин, В.П. Русское устное народное творчество [Текст]: учебник / В.П. Аникин. - М.: Высшая школа, 2001. – 726 с.
  3. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов [Текст] / О.С. Ахманова. - М.: Академия, 2001. – 386 с.
  4. Белова, Р.А. Размышления о работе с младшими школьниками по русской народной тематике [Текст] / Р.А. Белова // Начальная школа. - 2007. - №2. -С. 51-53.

5. Васильев, И.Н. Новый подход к изучению детского фольклора [Текст] / И.Н. Васильев, М.Н. Матвеев // Начальная школа. - 2006. - № 12. - С. 13-15.

6. Введенская, Л.А. Культура и искусство речи. Современная риторика [Текст] / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. - Ростов-на-Дону, 1999. – 576 с.

7. Иванов, Н. Литературоведческий аспект методики чтения на материале фольклорных жанров [Текст] / Н. Иванов, И. Мельников // Начальная школа. - 2008. - № 5. – С. 10 - 12.

8. Изотова, В.А. Сила воспитательного воздействия на младшего школьника устного творчества русского народа [Текст] / В.А. Изотова // Начальная школа. - 2000. - №5. - С. 20 - 22.

9. Илларионова, Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки [Текст] / Ю.Г. Илларионова. - М.: Просвещение, 1999. – 103 с.

10. Коробова, Н. Программа «Русское народное творчество» - основа для формирования продуктивного национального самосознания [Текст] / Н. Коробова // Начальная школа. - 2008. - № 10.

11. Ладыженская, Т. А. Речь [Текст]: книга для учителя / Т.А. Ладыженская. - М.: Педагогика, 1999. - 247с.

12. Литвинова, Е.И. Всех скороговорок не перевыскоговоришь [Текст] / Е.И. Литвинова//Начальная школа. - 2006. - № 6. - С. 10-13.

13. Львов, М. Р. Речь младших школьников и пути её развития [Текст]: Пособие для учителя / М.Р. Львов. - М.: Просвещение, 1999. – 137 с.

14. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст] / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. — М.: Академия, 2004. — 359 с.

15. Львова, М.Е. Воспитательная и образовательная роль загадок на уроке [Текст] / М.Е. Львова // Начальная школа. - 2007. - № 4. - С. 7 - 10.

16. Львова, М.Е. Русские народные сказки на уроке и на внеклассном занятии [Текст] / М.Е. Львова // Начальная школа. - 2007. - № 12. - С. 12 - 14.

17. Павлова, Л. Фольклор для маленьких [Текст] / Л. Павлова // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 4. - С. 18 - 20.

18. Полная хрестоматия для дошкольников с методическими рекомендациями для педагогов и родителей [Текст] / сост. С.Д. Томилова.- В 2 кн. Кн. 1-2. - Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 704 с: ил.

19. Пшеницина, Н. Фольклор как предмет школьного изучения [Текст] / Н. Пшеницина // Искусство в школе - 2003 - № 1.- С. 16 - 18.

20. Русские пословицы и поговорки [Текст] / Под ред. В.П.Аникина. - М., 1999. -431 с.

21. Русский фольклор: Проблемы изучения и преподавания [Текст] / под ред. Л.В. Полякова. - М.: Просвещение, 2000 – 139 с.

22. Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи. Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений. Т.П. Сальникова - М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996-28 с.

23. Энциклопедический словарь юного литературоведа [Текст] / сост. В.И. Новиков.- М.: Педагогика, 1999. – 416 с.

24. Яшина, Н. П. Учить детей трудно, но интересно [Текст] / Н.П. Яшина // Начальная школа. - 2009. - №7. - С. 24 - 46.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...