Использование технологии продуктивного чтения
учебно-методический материал (2 класс)

Выступление на методическом объединении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo_vystuplenie.docx63 КБ

Предварительный просмотр:

Использование  технологии  продуктивного чтения.

Кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем, не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать её и интерпретировать.

Следовательно, текст является основой обучения.

Текст – это то, с чем любой человек, вынужденно или добровольно, соприкасается ежедневно. Но для того, чтобы научиться понимать текст, необходимо овладеть определёнными навыками и технологиями работы с информацией на каждом этапе её прочтения.

Чтение следует рассматривать как постоянно развивающуюся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

Окружающий мир - один из самых интересных и в тоже время сложных предметов начальной школы. Сложен он потому, что охватывает очень большой курс вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, странах и народах мира.

Готовясь к монологу, я провела маленький опыт. В процессе своей работы я обнаружила, что многие дети:

 а) после прочтения того или иного научного текста требуют личного разъяснения учителем того, что написано;

б) не вычитывают всё необходимое в тексте, выхватывая из него отдельные слова или фразы;

Это и определяет  особое внимание к организации работы с научно - популярным текстом.

Образовательная система «Школа 2100» предлагает единую для всех уроков технологию продуктивного чтения, которую я с удовольствием применяю на уроках окружающего мира. Курс «Окружающий мир» подготавливает к итоговым работам на межпредметной основе, поскольку школьники получают навыки работы с научно-познавательным текстом.

Особенность: школьники работают не просто с текстом учебника, а с «научной статьёй».

 1 этап. Работа с текстом до чтения. 

Ход.

Что мы читаем на уроках окружающего мира? (Научные статьи.) Про-

читайте тему статьи из учебника, просмотрите текст, прочитайте выделенные слова, посмотрите  иллюстрации и предположите, чему будет посвящён наш урок.

Что значит «разрушители» (разрушители экосистемы, грибы.

«прирождённые» означает специально для этого приспособленные.)

 

– Прочитайте диалог героев учебника. Какой вопрос (проблема) у них возникает? (Грибы – это растения или животные?)

– Какие гипотезы они выдвигают и какие аргументы приводят?

– Предложите свои гипотезы.

   Заполним  столбики  «до» в таблице.

– Каковы будут цели урока? (Прочитать и понять статью учебника,

сотрудничать, разобраться в проблеме урока, проверить гипотезы.)

– Прежде чем начнём читать статью, вспомним то, что знаем (в учебнике ряд вопросов).

 

2 этап. Работа с текстом во время чтения. 

Ход

Прочтение по абзацам, с карандашом в руке, по ходу выделяют неизвестные по с лексическому значению слова.

Что вас удивило, чего вы не знали? (Царство грибов. Не растения и не животные.

Плодные тела. Споры грибов.  Могут жить на животных и растениях.)

- Что подчеркнули? (кто-то подчеркнул длинные разветвлённые нити – грибницу). Свой ответ, подкрепляем картинками.

– Прочитайте, что такое грибница, плодовое тело, споры. Что мы раньше

считали телом гриба? (Плод, а не грибницу.)

Какой вывод по первому афзацу? Обменяйтесь мнением с собеседником.

  Грибы – не растения, не животные. У гриба есть грибница.

И  т. д. по каждому абзацу.

 Прочитаем абзац о том, как гриб размножается.

 Обязательно с карандашом. Подчёркиваем неизвестные слова. Задаём вопросы,  делаем вывод.  

Или например:

- Посмотрите, какие слова выделены. (Трубчатые и пластинчатые грибы).

- Предположите какие мы будем называть трубчатыми, пластинчатыми.

– Продолжите чтение статьи о разных видах.

_ Что знали? (съедобные и несъедобные.)

– Что нового узнали? (Трубчатые и пластинчатые).

– Вывод из этой части. (Нужно опасаться ядовитых грибов.)

Рассказывает    3 этапе. Работа с текстом после чтения .

Самопроверка и самооценка.

Заполнение столбика «ПОСЛЕ» в таблице.

Учитель:

– Когда и почему изменилось ваше мнение?

– Как бы вы назвали статью в учебнике? Какие иллюстрации добавили бы?

– Предложите творческое домашнее задание. (Памятка грибника, кроссворд про грибы, план научно- популярного текста).

Конечно же, работа в печатной тетради.

Самое главное, чтобы  работа с текстом на уроках курса «Окружающий мир» не сводилась к беседе, вопросы которой повторяют содержание учебного материала. Это вызывает снижение интереса к изучению предмета.

Для работы над текстом ученик должен овладеть умениями, которые он сможет успешно применять в любой образовательной области. Чтобы сформировать эти УУД, учитель должен сам обладать читательскими компетенциями и знать основные  правила  подготовки учебно-научного  текста к использованию на уроке в режиме технологии продуктивного чтения на уроках окружающего мира. 

Стараться создавать    условия  для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы, сочетание коллективной, групповой и индивидуальной работ на уроке.

Для формирования умений работать с текстом  учитель организует специальную работу детей с ним, начиная с первых, наиболее простых, заданий и постепенно включая весь арсенал.

Ну и конечно же работа с родителями, которые в большой степени заинтересованы в сформированности читательских умений. Я проводила собрание на котором, рассказывала о технологии продуктивного чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

«Как преодолеть у учащихся 1-2 классов трудности, связанные с обучением процессу чтения. Чтение. Симптоматика нарушений чтения».

Описываются симптомы, по которым можно определить существующие нарушения процесса чтения. Какие бывают нарушения чтения и как их можно соотнести с возрастными особенностями ребёнка....

Краевой конкурс общеобразовательных организаций по пропаганде чтения среди обучающихся в 2017 году Номинация «Русский язык, культура чтения» Мероприятие: Праздник книги и чтения «Читать – это престижно!» (посвященный продвижению книги и чтения в поддержку

 Цель:-формирование и развитие культуры чтения в начальных классах; -познакомить детей с историей создания книги, расширить знания о художественной литературе;- привлечь учеников в би...

Стратегия смыслового чтения. Прием технологии смыслового чтения "чтение в кружок".

Фрагмент урока по изобразительному искусству на тему:«Изображение природы в различных состояниях. Левитан картина «Март», в котором показано как применять прием смыслового чтения &qu...

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения.

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения. Цель смыслового чтения — максимально точ­но и полно понять с...