Обобщение педагогического опыта
учебно-методический материал

Юркина Светлана Александровна

Активизация позновательной деятельности учащихся начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta.docx29.15 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта

учителя начальных классов Булгаковского филиала

МБОУ «Кочкуровская СОШ»

Юркиной Светланы Александровны

Образование: высшее

Педагогический стаж: 30 лет

Тема инновационного педагогического опыта:

«Активизация познавательной деятельности

младших школьников на уроках».

      Актуальность и перспективность опыта, его практическая   значимость для повышения качества образовательного процесса.

       В соответствии с новыми требованиями ФГОС для осмысления и представления своей педагогической деятельности нужно ответить на ряд вопросов: Что такое современный урок? Важнее содержание или форма проведения урока? Что придает современность уроку? Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь учеников своим предметом? Как сделать так , чтобы обучающийся понял, что он тоже что то может?  Я как и каждый учитель мечтаю, чтобы на моих  уроках ребята работали добровольно, с интересом, творчески.

Основными задачами  современного образования являются воспитание творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно.  Ведь, учеба – это серьезный труд. Когда учиться интересно –значит и  легко учиться, радостно учиться, хочется учиться. А ведь на самом  деле, счастливого ребенка легче учить и воспитывать, развивать его творческий потенциал. Для этого я стараюсь использовать в работе все эффективные традиционные и нетрадиционные формы обучения    литературному чтению, русскому языку и других предметов.

          Актуальность проблемы развития познавательной активности учащихся обусловлена необходимостью внедрения в образовательный процесс педагогических технологий, обеспечивающих пробуждение у детей интереса не только к знаниям, но и к способам их приобретения. Одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе - развитие познавательной деятельности младших школьников.

Спрашивая, у любого первоклассника: « Как он будет учиться?», в ответ услышим, что все намерены получать одни «5».  Мне, как и всем моим коллегам , хочется чтобы у первоклассников не  погасло радостное ожидание учебного дня, чтобы желание учиться не пропадало, чтобы ребенок испытывал удовольствие от учебы.

         Основная идея опыта.

           Общее развитие личности ребёнка невозможно без развития его познавательной сферы, повышения познавательной активности. Для развития детской любознательности, познавательной активности  на уроках я стараюсь сформировать   практические умения для более успешной социализации и раскрытия потенциала учащихся.

       Особенностью содержания современного начального образования, согласно стандарту второго поколения,  является формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.  Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроках в настоящее время по-прежнему актуальна.

Наличие теоретической базы опыта

Теоретическую основу опыта составляют идеи  Г.И. Щукиной. Она отмечает,  что в своей познавательной деятельности школьник не может выступать только объектом. Учение зависит от деятельной, активной позиции ученика, а учебная деятельность всегда дает более плодотворные результаты, если строится на основе межсубъектных отношений учителя и учащихся. Значит, главная задача всего учебного процесса -  формирование деятельной позиции школьника в познании. Педагогическая идея  заключается в совершенствовании  учебной деятельности обучающихся , в процессе внеклассной работы для развития познавательного интереса, логического мышления, формировании творческой активности учащихся.  Я считаю, что эффективными средствами активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке являются:                                 

  - игровая деятельность;                                                                                             

  - создание положительных эмоциональных ситуаций;                                            

  - работа в парах;

  - проблемное обучение;                                                                                                   

  - использование ИКТ; 

Технология опыта.

  По словам В.М.Монахова: « Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» Я работаю по УМК  «Школа России ». Данная линия рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Все УМК данной линии разработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и полностью реализуют все обозначенные в нем требования к современному образованию.  

В своей работе я использую следующие педагогические технологии

  • Здоровьесберегающие технологии
  • Технология проблемного обучения
  • Игровые технологии

                                   Информационно – коммуникационная технология  

  • Технология развития критического мышления
  • Проектная технология
  • Традиционные технологии

Основной формой организации процесса обучения является урок. Чтобы учебный процесс вызывал интерес у детей, был эффективным,  применяю различные методы работы, вызывающие интерес к предмету. В своей работе я использую проведение уроков разного типа:

· Уроки-путешествия

· Уроки-практикумы

· Уроки развития речи

Для повышения активности обучающихся на уроках применяю  следующие приемы:

· Создаю  проблемную ситуацию;

· Определяем с детьми цели  и задачи урока;

· Меняем смену деятельности;

· Использую метапредметные связи;

· Дети делятся личным жизненным опытом;

· Использую наглядные пособия,  музыкальное сопровождение;

· В урок включаю  игровые моменты.

На уроках литературного чтения, при работе с текстом, для лучшего усвоения и понимания, тщательно и поэтапно анализируем произведение,  используя такие приемы как:

· Знакомство с биографией автора и определение места художественного произведения в его творчестве;

· Выделение основной мысли;

· Определение идеи текста;

· Выявление главных и второстепенных персонажей, их характеристика и   сравнение;

              · Пересказ целого текста и его частей;

· Ответ на вопросы по содержанию;

· Обобщение и подведение итогов (выводов) по прочитанному произведению;

          · Личное отношение.

Чтобы активизировать учебный процесс  применяю творческие задания:

· Пересказ текста от другого лица

· Проведение викторин, составление кроссвордов

· Написание сочинений, отзывов

            - Использование презентаций.

      В свою  работу на уроках русского языка  обязательно включаю:

· развитие мелкой моторики игровыми упражнениями ;

· минутки  чистописания;

· при работе с различными орфограммами использую раздаточный материал;

· использую  презентации при изучению новых тем;

. провожу работу по электронным приложениям.

      В целях активизации  познавательной деятельности учащихся, большое внимание я  уделяю развитию познавательных процессов – внимания, памяти, мышления.. На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д.

Результативность опыта

                    Благодаря созданию благоприятных условий для развития познавательного интереса на основе использования разнообразных форм, методов и приёмов, а также систематической и целенаправленной работе, я сделала следующие выводы:

- дети стали более активными на уроках;

- ребята стали проявлять больше самостоятельности, стали стремиться достичь более высоких результатов; появилось чувство соперничества;

- увеличилась на уроках частота правильных ответов.

- повысилось качество подготовленности;

Проводимая работа позволяет мне получать результаты качественной  подготовки учащихся, развивать их  творческие и познавательные способности,  которые подтверждаются результатами участия детей  в предметных олимпиадах и различных  конкурсах: «Кенгуру», «Русский медвежонок», «ЧИП», «Эврика»

Мои ученики занимают призовые места в школьных и районных олимпиадах. А также не раз были отмечены дипломами и грамотами  за участие и победу на образовательной платформе  Учи.ру

Результативность применения данной проблемы проявляется :

-в неоднократном и  успешном участии детей во Всероссийской предметной олимпиаде по русскому  языку, математике и окружающему миру; (есть призер и победитель)

-  в хороших показателях качества знаний по итогам года по всем предметам;

- в отсутствии неуспевающих в классе.

Работая по данной проблеме и постоянно анализируя свою работу,  я постаралась сформулировать рекомендации для работы по активизации познавательной деятельности:

    1. В процессе обучения нужно учитывать и поддерживать познавательную потребность ученика: в младших классах — любознательность; в старших классах — потребность в творческой деятельности.

2. Важно эмоционально  стимулировать умственные усилия и проявление творчества обучающихся в учении; одобрять  реальные  продвижения личностного роста; поощрять познавательную активность обучающихся.

3. Для успешного усвоения материала надо создавать благоприятный психологический климат в классе,  на основе взаимопонимания, взаимоуважения, доброжелательности .

4.Создавать на уроке ситуации общения, диалога для развития     интересов детей

Я считаю, что развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы, учителя, развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить. Вопросы развития познавательной активности младшего школьника актуальны, важны для каждого педагога, которому небезразлична судьба своих учеников.

 

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

   Необходимость активизации познавательной деятельности диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию.     Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности.     Поэтому, реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей. Обучение должно обогащать ребёнка  знаниями и способами умственной деятельности, должно формировать познавательные интересы.

  Большим подспорьем было бы использование компьютерных программ и Интернета, но одной из важнейших проблем сельских школ является недостаточная техническая оснащенность и неоснащенная материальная база.  

Адресные рекомендации по использованию опыта

Опытом своей работы я делюсь с коллегами: провожу открытые уроки, внеклассные занятия, выступаю на районных семинарах, заседаниях методических объединений учителей школы, района. Работаю в тесном сотрудничестве с родителями своих учеников, приглашаю их на уроки и внеклассные мероприятия, провожу для них обучающие занятия «Как помочь ребенку хорошо и интересно учиться»

Наглядное приложение

http://nsportal.ru/yurkina-svetlana-aleksandrovna

сайт учителя начальных классов

«Плохой учитель преподносит истину,   хороший учитель учит  её находить».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта " Этапы исследовательской деятельности младших школьников."

Я обобщила (очень кратко) свой опыт работы по данной актуальной теме.Он с интересом был заслушан на семинарах учителей начальных классов....

Обобщение педагогического опыта по теме: "Основные подходы к организации познавательной деятельности в условиях ФГОС НОО".

Статья содержит материал о наиболее эффективных структурах уроков используемых для организации познавательной деятельности в условиях ФГОС НОО....

Обобщение педагогического опыта по теме: «Современные педагогические технологии»

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное обра...

обобщение педагогического опыта на тему: «Педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся 1 классов к новым условиям обучения и воспитания».

Адекватное и своевременное определение уровня психологической адаптации к школе позволит предпринять соответствующие шаги для успешной адаптации ребенка в новой для него среде и предупредить появление...

Обобщение педагогического опыта по проблемной теме учителя "Использование педагогических технологий , способствующих развитию УУД младших школьников"

Одним из главных направлений образовательной системы являются новые стандарты обучения., которые ставят перед начальным образованием новые цели. В начальных классах ученик должен освоить способы позна...