Методика использования ЭОР нового поколения на уроках в условиях реализации ФГОС
методическая разработка
Выступление на ШМО учителей начальных классов.
Методика использования ЭОР на уроках в условиях реализации ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_ispolzovaniya_eor_novogo_pokoleniya_na_urokah_v_usloviyah_realizatsii_fgos.docx | 22.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы.
Методика использования ЭОР нового поколения на уроках в условиях реализации ФГОС
На современном этапе развития России произошёл пересмотр социальных требований к образованию. «Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире». Одним из главных условий преобразований в сфере образования является информатизация образования – целенаправленно организованный процесс обеспечения и реализации возможностей информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и активное использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР), применяемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях.
До 01.09.2011 года в школе использование педагогом в учебном процессе информационных технологий, в том числе электронных образовательных ресурсов (ЭОР), поощрялось, но не являлась для них обязательным.
С принятием и введением в действие федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) ситуация существенно изменилась. ФГОС фактически обязывают педагогов использовать в образовательном процессе ИКТ и научить их разумному и эффективному использованию учащихся.
Так, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО), введенному в действие 1 сентября 2011 года, ряд требований к результатам образования прямо связан с необходимостью использования информационных технологий. В частности, выпускник начальной школы должен:
• активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
• вводить текст с помощью клавиатуры;
• записывать в цифровой форме и анализировать изображения, звуки и измеряемые величины;
• готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео - и графическим сопровождением;
• уметь использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Таким образом, необходимость широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов в общеобразовательных учреждениях прямо определяется требованиями к результатам реализации основной образовательной программы, определяемой ФГОС. Возможность широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов, в свою очередь, неразрывно связана с условиями реализации основной образовательной программы.
Что же такое ЭОР?
Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства – это учебные видеофильмы, звукозаписи, различные цифровые образовательные ресурсы (ЦОР).
В сложившейся ситуации реализации ФГОС важно понимать, что для широкого использования информационных технологий, в том числе ЭОР, в школе должны быть созданы определённые условия - это наличие и формирование информационной среды, обеспечение учителей и учащихся компьютерами и другими средствами информационных технологий, обеспечение доступа к интернету, обеспечение ЭОР и информационными инструментами.
Одной из составляющих ИС является электронный журнал и электронный дневник учащегося. Обязанностью администрации учреждения общего образования становится обеспечение государственной услуги по информированию родителей о результатах обучения ребенка и домашних заданиях. (Каждый классный руководитель, педагог-предметник обязан своевременно и качественно заполнять электронный журнал).
Каковы инновационные качества ЭОР?
Очевидно, что ожидать от информатизации повышения эффективности и качества образования можно лишь при условии, что новые учебные продукты будут обладать некоторыми инновационными качествами.
К основным инновационным качествам ЭОР относятся:
1. Обеспечение всех компонентов образовательного процесса:
- получение информации;
- практические занятия;
- аттестация (контроль учебных достижений).
2. Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно - деятельностных форм обучения.
Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить два типа домашних заданий: получить из книги описание путешествия, эксперимента, музыкального произведения или самому совершить виртуальное путешествие, провести эксперимент, послушать музыку, получать ответные реакции, попробовать сделать по-своему и т. д.
3. Возможность более полноценного обучения вне аудитории.
Полноценность в данном случае подразумевает реализацию работы «дома», т. е. вне учебной аудитории, вплоть до коллективной учебной работы удаленных пользователей.
Хороший электронный образовательный ресурс (ЭОР) обладает указанными выше инновационными качествами благодаря использованию новых педагогических инструментов
Что нового дают ЭОР учащемуся?
Прежде всего – возможность действительно научиться.
Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические занятия – от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков. Домашнее задание становится полноценным, трёхмерным, оно отличается от традиционного так же, как фотография невысокого качества от объёмного голографического изображения.
С ЭОР изменяется и первый компонент – получение информации. Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме.
Что дают ЭОР учителю?
Главное для учителя заключается в том, что с подготовленным учеником гораздо интереснее и эффективнее работать.
Однако не все так просто. Прогрессивный педагог скромно умалчивает, что использует элементы новых педагогических технологий, которые нужно сначала осознать, а затем начать применять, идя трудным путем проб и ошибок.
Условия организации образовательного процесса и, в том числе, использования информационных технологий и компьютеров определяется Санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями.
С 1 сентября 2011 введены новые «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН 2.4.2.2821-10. В новых санитарных правилах значительно измены требования по использованию компьютеров в учебном процессе, а также требования к организации образовательного процесса с использованием ИКТ.
Полностью сняты ограничения по времени использования компьютеров в образовательном процессе. Остались только ограничения по непрерывному использованию одного вида деятельности, и не важно, связана ли эта деятельность с использованием компьютера или с использованием обычной ученической тетрадки. Данные требования изложены в разделе 10.18. в котором написано, что средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т. п.) в 1-4 классах не должна превышать 7-10 минут, в 5-11 классах – 10-15 минут. Данные ограничения могут быть нарушены только на контрольных работах.
Непрерывная работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и с клавиатурой не должна превышать в 1-4 кл. 15 мин., 5-7 кл. – 20 мин., 8-11 кл. – 25 мин.
Непрерывное время работы с техническими средствами обучения
Классы | Непрерывная длительность (мин.), не более | ||
Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения | Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения | Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой | |
1-2кл | 10 | 15 | 15 |
3-4 кл | 15 | 20 | 15 |
5-7 кл | 15 | 20 | 20 |
8-11 кл | 15 | 20 | 25 |
Исходя из новых требований, наиболее правильным является такой урок, на котором равномерно чередуются различные формы работы. Работа с тетрадью и учебником чередуется с работой за компьютером, работой на интерактивной доске.
В соответствии с данным документом должностные обязанности учителя включают требования по использованию информационных технологий и электронных (цифровых) образовательных ресурсов, включая следующие позиции.
Учитель:
• Осуществляет обучение, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
• Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).
Учитель должен знать основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.
Современный учебный процесс, требует существенного расширения арсенала средств обучения, связанных с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР), для воспроизведения и функционирования которых необходимы средства вычислительной техники.
Современные ЭОР способны обеспечить:
• поддержку всех этапов образовательного процесса - получение информации, практические занятия, аттестацию или контроль учебных достижений;
• расширение сектора самостоятельной учебной работы;
• изменение ролей преподавателя (поддержка учебного процесса и его координация) и учащихся (активная вовлеченность в учебный процесс);
• ощущение способности управлять ходом событий и чувство ответственности за получаемый результат;
• переход ученика от пассивного восприятия представленной информации к активному участию в образовательном процессе;
• реализацию принципиально новых форм и методов обучения, в том числе самостоятельного индивидуализированного обучения.
В общеобразовательных учреждениях могут использоваться следующие категории электронных образовательных ресурсов:
• ресурсы федеральных образовательных порталов, предназначенные для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации;
*ресурсы коммерческих образовательных порталов и учебные электронные издания на CD, приобретаемые школами для комплектации медиатек на собственные средства;
• ресурсы региональных образовательных порталов;
• ресурсы, разработанные учителями. (личные сайты различного назначения: классные, предметные и т. д.)
Основным федеральным образовательным порталом, созданными в результате реализации ряда масштабных инициатив по формированию электронного образовательного контента, является
Российское образование (Федеральный портал) http://www. *****/db/portal/sites/res_page. htm
Образовательные ресурсы сети Интернет | http://catalog. *****/ |
Российский совет олимпиад школьников | http://www. *****/splash/ |
Федеральный портал «Российское образование» | http://www. *****/ |
Единое окно доступа к электронным ресурсам | http://window. *****/library? p_rubr=2.1 |
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов | http://fcior. *****/ |
Единая коллекция ЦОР | http://school-collection. *****/ |
Российский общеобразовательный портал | http://www. school. *****/default. asp |
Каталог учебников, оборудования электронных ресурсов | http://ndce. *****/ |
Данные хранилища насчитывают большое количество образовательных и социокультурных ресурсов, большая часть которых ориентирована на решение задач основного общего и среднего (полного) общего образования.
Несмотря на столь значительные количественные показатели имеющихся на федеральных порталах ресурсов достаточного количества ЭОР, обеспечивающих образовательный процесс по программам начального общего и дошкольного образования, нет.
Открытый класс сетевые образовательные сообщества | http://www. *****/node/234008 |
ЭОР начальная школа XXI века | http://www. *****/node/337 |
ЭОР | http://*****/node/880 |
Социальная сеть работников образования ***** | http://*****/nachalnaya-shkola/ |
Учительский портал | http://www. *****/ |
Школьные годы чудесные… | http://*****/ |
http://www. / | |
все для учителя, всё бесплатно | http://www. /docnach. htm |
Сайт для учителя «Я иду на урок» | http://*****/ |
Педсовет. ORG | http://pedsovet. org/first-teacher/ |
Кроме вышеназванных образовательных порталов учитель может подбирать электронные образовательные ресурсы к своему уроку на любых доступных сайтах сети Интернет, использовать коммерческие электронные издания. При этом он должен выступать в роли эксперта, самостоятельно оценивая найденные им материалы, и использовать на уроке только те из них, которые отвечают основным содержательно-методическим требованиям.
Одной из важнейших задач в части повышения квалификации учителей надо считать задачу изучения различных ЭОР федеральных, региональных учебных порталов. Речь идёт о создание личных страничек в интернет-сообществах, а также оформлении и сопровождении личных сайтов. Учитель может принимать участие в интернет-конкурсах, методических мастерских, мастер-классах, выступать в роли эксперта: обсуждать комментировать материал, выложенный на сайтах коллег.
Учителя нашей школы имеют публикации и пользуются материалами для своей работы на различных сайтах
Сейчас, в целях облегчения работы учителя по использования ЭОР широко приветствуется составлении и размещение на страничках в ИНТЕРНЕТ тематического планирования по урокам со ссылками на электронный ресурс.
С содержательно-методической точки зрения ЭОР должны: удовлетворять нормативным требованиям, регламентируемым Министерством образования и науки РФ; соответствовать основным дидактическим принципам (научность, доступность, наглядность).
При планировании учебного процесса с использованием ЭОР рекомендуется учитывать:
• уровень технического оснащения образовательного учреждения (от нескольких компьютеров в школе до наличия мобильных компьютерных классов из макбуков или наличия учебного компьютера у каждого ученика, включая оснащение проекционным оборудованием, интерактивными досками и т. п.);
• состояние и степень развитости информационной среды образовательного учреждения (в том числе обусловливающей использование ИКТ в административном обеспечении образовательного процесса);
• наличие или отсутствие качественного подключения к Интернет;
• уровень ИКТ-компетентности работников образовательного учреждения (педагогов и администраторов);
• наличие компьютеров дома у учащихся.
В зависимости от различных вариантов сочетания вышеназванных характеристик можно рекомендовать следующие модели организации учебного процесса с использованием ЭОР, успешно реализуемые в лучших учреждениях общего образования Российской Федерации.
Модель 1. Использование ЭОР при подготовке к уроку.
При использовании этой модели учителем интерактивная составляющая и доля самостоятельной работы учащегося с ИКТ зависит от уровня технической оснащенности школы (места, где будет проводиться конкретный урок).. Если в школе используется автоматизированная комплексная информационная система, то учитель может заранее подобрать себе ЭОРы к каждой теме учебного плана, разместить их в своем виртуальном кабинете в нужном порядке, продумать, какие элементы урока будут ими оснащены (представление нового материала, самостоятельная работа, закрепление, контроль и т. п.).
Модель 2. Использование ЭОР на уроке в ситуации "один-пять компьютеров в рабочей зоне класса"
Эта модель в значительной мере рассчитана на использование индивидуального подхода в работе с учащимися.
Такое оснащение позволяет работать со слабыми учащимися в плане отработки определенных технических или предметных навыков, и с сильными учащимися, например, в плане организации индивидуального исследования различных учебных моделей или создания мультимедиа сочинения.
Чаще всего мы используем для работы МОДЕЛЬ №1 и №2 (по причине наличия в классе только одного компьютера). Но хочется сказать, что творческим учителям, не жалеющим своего личного времени и сил с помощью ЭОР удаётся грамотно и интересно построить работу на уроках. В этом нам помогают коллеги не только своего коллектива, но и всей нашей необъятной Родины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новый тип урока в условиях реализации ФГОС нового поколения.
Новый тип урока в условиях реализации ФГОС нового поколения....
Формирование познавательной УУД на уроках в условиях реализации ФГОС второго поколения
Познавательные УУД обеспечивают создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию....
«Использованием здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях реализации ФГОС"
Цель здоровье -сберегающих образовательных технологий обучения в условиях реализации ФГОС – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необход...
Практическое использование проектной технологии в начальной школе в условиях реализации ФГОС
В статье раскрывается актуальность использования проектной технологии в условиях реализации ФГОС НОО....
«Использование игровых технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС НОО второго поколения»
выступление «Использование игровых технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС НОО второго поколения»...
Мастер-класс «Особенности проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС» (Урок «открытия» новых знаний)
Урок "открытия новыхзнаний" (структура)...