«Групповая работа как средство формирования УУД»
материал

Зайцева Татьяна Александровна

«Групповая работа как средство формирования УУД»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_zaytseva_t.a._2.docx278.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Южная средняя общеобразовательная школа»

Выступление по теме самообразования: «Групповая работа как средство формирования УУД»

Подготовила:

 учитель начальных классов

                                      Зайцева Татьяна Александровна

2019 г.

Рефлексия групповой работы

Рефлексия групповой работы, есть анализ, прежде всего, действительности мышления. Обычно рефлексия среди обучающихся становится возможной в случаях какого-либо затруднения в группе. Это такая ситуация, когда обучающиеся понимают, что они не достигли целей групповой работы, и это заставляет их исследовать свои проблемы и трудности.
      Обычно это исследование направленно на выявление представлений детей об условиях задачи или о способах работы. Рефлексия должна помочь им справиться с ограниченностью представлений.

       Например, когда они не могут “прочесть” все условия задачи, не видят их, когда их мышление не готово вместить в себя все мыслительные представления, которые заложены в условие задания, и в силу этого, участники как бы автоматически отсеивают все то, что не понимают, или не знают.

      Рефлексия должна обозначить для рефлексирующего границы знаемого и незнаемого, понимаемого и непонимаемого. Рефлексия одного из участников группы заставляет одновременно и других участников проводить границы своих представлений.

Как только кто-то скажет: “я делал так, потому, что считал, что …” - в этот момент другие участники рефлексии смогут начать смотреть на себя и думать: “А я считаю так же или иначе?”. Именно поэтому рефлексия может использоваться не только для преодоления препятствий в работе учащихся, но и для их обучения.

Из вышеизложенной теории можно сделать следующие выводы:

  • вне всякого сомнения, групповые формы работы являются одним из средств развития мышления учащихся;
  • систематическое использование данной технологии обучения в сотрудничестве имеет свои преимущества

Групповая форма организации работы имеет немало достоинств.

  • Повышается учебная и познавательная мотивация.
  • Снижается уровень тревожности обучающихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.
  • В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
  • Улучшается психологический климат в классе.

Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы.

Хотя ведущую роль в групповой работе играют обучающиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.

  • Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.
  • Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.
  • При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.

В заключение несколько советов учителю по организации групповой работы:

  • Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
  • Следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;
  • Групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;
  • Нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);
  • Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически

         Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.

           Оригинальное построение, новизна приёмов – очень важные факторы, способствующие повышению качества обучения, но право выбора всегда остаётся за учителем.

Функции учителя Организация групповой работы меняет функции учителя. Он не передает знания в готовом виде, является организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности.

Функции учителя сводятся к следующему:

  • объяснение цели предстоящей работы;
  • комплектование групп;
  • комментарий к заданиям для групп;
  • контроль за ходом групповой работы;
  • попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску;
  • после отчета групп о выполненном задании учитель делает выводы, обращает внимание на типичные ошибки, дает оценку работе обучающихся.

Основные выводы

Групповая работа на уроке, проводимая на основе диагностики, позволяет:

  1. Педагогу индивидуально подходить к процессу закрепления знаний.
  2. Увеличить речевую активность учащихся на уроке.
  3. Сделать знания ученика более осознанными.
  4. Обогатить социальный опыт детей при взаимодействии внутри группы.

Необходимо помнить учителю начальных классов:

  1. Сочетать фронтальную работу с работой в паре и группе.
  2. Индивидуальный подход в обучении на каждом уроке.

https://pp.userapi.com/c855532/v855532609/4aa9e/6ZD7vIfisK0.jpghttps://pp.userapi.com/c855532/v855532609/4aac2/nTkDTdecAxg.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая работа как средство формирования коммуникативных УУД.

В материале представлены виды коммуникативных УУД, способы организации учащихся для успешного  их формирования в парной и групповой работе....

Групповая работа как средство формирования УУД

Конспект урока по математике 4 класс Школа России...

Групповая работа как средство формирования УУД

В этом выступлении я привела несколько форм групповой работы на уроках русского языка....

Мастер - класс "Групповая работа как средство формирования коммуникативных УУД"

Мастер - класс "Групповая работа как средство формирования коммуникативных УУД"...

Групповая работа- эффективное средство формирования универсальных учебных действий

Эффективное использование групповых форм работы неоднократно доказывалась на практике. Кроме этого, на сегоднешний день многие педагоги, используя в работе групповые формы обучения, вносят свои коррек...

Групповая работа как средство формирования УУД

Формирование универсальных учебных действий учащегося может быть обеспечено только в результате деятельности ученика в условиях выбора, сопровождаемой учителем средствами индивидуально-ориентированных...

Презентация "Групповая работа как средство формирования универсальных учебных действий"

Презентация содержит материал, позволяющий эффективно использовать групповую работу на уроках....