Моя педагогическая философия
материал

Соловьёва Валентина Николаевна

Моя педагогическая философия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_pedagogicheskaya_filosofiya.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Моя педагогическая философия

«И ростки доброты воспрянут…»

                                                                    Меж прошлым и будущим нить

                                                                    Я тку неустанной рукою:

                                                                     Хочу для грядущих столетий

                                                                     Покорно и честно служить

                                                                     Борьбой и трудом…

                                                                                                         К. Бальмонт

     Не один раз в своей жизни я задавала себе вопрос: «Кто я?» и, не раздумывая, отвечала: «Я – учительница». Наверное, это неправильно. Возможно, правильнее бы сказать: «Я – мать», «Я – женщина», или: «Я – человек». Но «Я – учительница!». Я думаю, что учитель – это не только профессия. Это образ жизни. Это осознание огромной ответственности перед государством, обществом, а прежде всего – перед учеником.

     Каждый день на меня смотрят глаза моих учеников. За партами на моих уроках сидит будущее России. И в этом будущем мне тоже предстоит жить. И от того, какими станут эти дети, зависит не только жизнь страны, но и моя.

     По определению А.В. Луначарского «учитель – человек, формирующий будущее, он в огромной мере является фактором будущего».

     Я не просто учитель. Я – первая учительница. Я – первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть, - своих детей.

    Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого не волновало, как его ребёнок будет учиться в школе, как будут складываться взаимоотношения с учителем, со сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребёнка, как родители будут относиться к школе, станут ли они моими  единомышленниками. Много лет я незримо буду присутствовать в семье каждого ученика. И возможно, для кого- то стану хорошим другом семьи на всю жизнь. Как же не растерять то доверие, которое так щедро дарят мои ученики и их родители?

     

     Иногда меня спрашивают, сколько времени длится мой рабочий день. Не ошибусь, если скажу: «Я работаю всегда. Во время обеда и во время совещаний, езды в автобусе и  по дороге в школу. Даже во сне меня посещают образы, замыслы, а то и почти готовые уроки. Значит,  и во сне продолжается мой рабочий день…. Иначе не получается».

    Всегда с лёгким волнением открываю дверь школы, захожу в свой класс: сейчас встречусь с моими учениками.

    Как обычно, дети входят в класс со словами приветствия, с нескончаемыми вопросами, нехитрыми просьбами, с безграничной доверчивостью, искренней радостью. Всматриваюсь в детские лица, внимательно выслушиваю каждого, отвечаю на вопросы, а самой хочется сказать вслух: «Милые мои ребята! Вы самые хорошие,  удивительные люди на свете. Ваша доброжелательность, приветливость ни с чем не сравнима».

     Дети необычайно деятельны, верят в добро, справедливость, счастье. Смогу ли я, ваш учитель, указать к нему дорогу? Как  оградить вас от всего дурного, что есть ещё в нашей жизни? Как закалить? Как помочь?

    Огонёк доверия, светящийся в их глазах, так легко погасить неосторожным прикосновением, резким словом, равнодушным жестом. Как важно помнить о том, что в детской жизни нет мелочей…. Вспоминаются слова Руссо: «Любите детство, будьте внимательны к его играм и забавам, к его милому инстинкту! Кто из вас не жалел подчас о том возрасте, когда улыбка не сходит с уст, когда душа наслаждается миром?»

    Мои мысли прерывает звонок. Урок я начинаю с улыбки. Улыбка – это моё приветствие, моё первое обращение к детям, пришедшим ко мне за знаниями. Она, как говорил Экзюпери, объединяет. Она сближает нас, вселяет уверенность. И уже светятся навстречу мне доверчивые лица.

     Детская душа желает приобщиться к чуду. Моя же роль – с помощью инновационных педагогических технологий помогать ученикам обнаруживать чудеса на каждом уроке. И мы их находим – в стихах на уроке чтения, в тончайших оттенках слова на уроках русского языка, в играх, занимательных упражнениях, конкурсных заданиях на математике, в богатстве природы на уроках окружающего мира. На внеклассных занятиях вместе с детьми ищем ответы на волнующие их вопросы, и я радуюсь тому, что мои школьники не боятся их задавать. Ребята пробуждают во мне энергию вдохновения и творчества, и я с любовью всё принимаю.  

      А каким должно быть при этом слово учителя? Конечно, задушевным, утверждающим атмосферу доверия, чистосердечности, иначе поиск чудес не состоится. Как  учитель я понимаю: нельзя сделать прекрасней нашу жизнь, не сделав прекрасным человека. Для меня прекрасный человек тот, кто видит красоту и неповторимость окружающего мира, восхищается ею, учится находить неожиданное в обычном, новое в давно известном. Чтобы, выйдя на улицу, воскликнул восхищённо: «И почему раньше я не замечал, какие красивые ветки у берёзы, как хлопочут пчёлы в саду!»

     Я хочу, чтобы эту радость узнавания приносил моим ученикам каждый новый день. Мне очень хочется, чтобы они умели сострадать – больным и немощным. Знали, какую палитру чувств могут вызвать незатейливые на первый взгляд картины русской природы. Пусть через слова входят в ребячьи сердца красота и доброта.

     Закончился ещё один рабочий день. Я долго сижу в классе. Какая непривычная тишина! Можно немного расслабиться, отдохнуть, подумать. Конечно, никуда не уйти от забот и вопросов. Какими завтра войдут в класс мои ученики? Увижу ли вновь пытливость в их глазах? Не пропадёт ли желание удивляться? Ведь «удивление рождает любопытство, любопытство – тропинка в любознательность, любознательность – дорога к знаниям». Никогда не забываю об этом.

И «пусть ребёнок ищет, только бы не заблудился, пусть карабкается, только бы не упал, пусть корчует, только бы не поранил рук, пусть борется, только осторожно…»

Какие прекрасные слова Януша Корчака!

     Домой возвращаюсь не торопясь. Весь день учила, вдохновляла, утешала, возвышала каждого ученика, вселяла любовь к Отечеству, веру в людей. А теперь, кажется, ушли все силы: и физические, и духовные, и нравственные.  

      В памяти всплывают слова В. А. Сухомлинского: «Любить можно то, чему уже отдал частицу своей души».  Только ли частицу? Сколько таких кусочков души уже отдано за два десятилетия! И сколько ещё предстоит отдать! Любовь же к детям, своей профессии не иссякает, а день ото дня становится более мудрой, глубокой.

    Действительно, найти своё призвание, утвердиться в нём – источник счастья. Поэтому завтра у меня вновь появится великое желание учить детей и учиться самой, творить и побуждать к творчеству. Ведь я, учитель, - созидатель человеческой души, я – пахарь, я – сеятель. Я в ответе за них, своих учеников.

Я за всё расплачусь – посажу семена:

И ростки доброты воспрянут.

И проявится жизни моей цена –

В том, как люди меня помянут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Каждому человеку рано или поздно приходится делать судьбоносный выбор – выбор профессии, дела жизни....

моя педагогическая философия

Каждый день я открываю дверь класса, и ко мне обращаются взоры моих учеников, их светлые, ясные глаза, любопытные, добрые, оценивающие каждый мой шаг. Они многого ожидают от меня. И я дарю им счастье...

Эссе "Моя педагогическая философия"

Эссе "Моя педагогическая философия"...

Эссе. Моя педагогическая философия

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в, ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам дум...

Моя педагогическая философия

Моя педагогическая философия. Мысли вслух....