"Без творчества нет учителя"
учебно-методический материал (4 класс)

Светлана Владимировна Гущина

Выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bez_tvorchestva_net_uchitelya.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:               Без творчества нет учителя

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

«Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно»

Наш педсовет называется  «Без творчества нет учителя!». Он пройдет в форме мастер-класса, на котором мы поделимся с вами нашими творческими находками.

Творческий учитель – «это тот, кто открывает, умудряет и одобряет» (Н.Рерих)

Педагогический труд нетворческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы ученики , обстоятельства, личность самого педагога, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов.

Творчество – это все, что нас окружает. Прежде всего, это процесс и результат творческой деятельности: культура. Искусство, знание, труд, красота.

Основная часть.

Решение проблемных творческих продуктивных задач- главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые воспринимают школьники, не являются единственной целью обучения, а являются лишь одним из его результатов.

Одним из важных элементов творчества является исследовательская деятельность.

Научно-исследовательская деятельность- это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.

   Начав развивать в детях навыки научно-исследовательской работы уже в первых-четвертых классах, учителя средней школы замечают в своих учащихся, насколько они самостоятельны в суждениях и заинтересованы в поиске ответов на интересующие их вопросы. А это значит, что работать с такими детьми будет не только легче, но увлекательнее и приятнее.

Перед учителями начальной школы поставлены задачи:

-воспитывать интерес к познанию мира, углубленному изучению дисциплин;

-  готовить к выбору будущей профессии, развивать интерес к избранной специальности, помочь приобрести дополнительные знания, умения и навыки в интересующей области;

- развивать навыки в научно- исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;

- развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, обучать методике обработки полученных данных и анализу результатов, составлению и оформлению отчета и доклада о результатах научно-исследовательских работ;

- пропагандировать достижения отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства;

Виды проектов

Исследовательские проекты. Школьники проводят эксперименты, изучают какую-либо сферу, а потом оформляют полученные результаты в виде стенгазет, буклетов или компьютерных презентаций. Такие исследовательские проекты положительно влияют на профессиональное самоопределение ученика, а также могут стать основой для будущих курсовых, дипломных работ в студенческие годы.
Игровые проекты. Они представлены в виде игр и представлений, где, играя роли каких-либо героев, ученики предлагают своё решение изучаемых задач.
Информационные проекты. Учащиеся собирают и анализируют информацию по какой-либо теме, представляя её в форме журнала, газеты, альманаха.
Творческие проекты. Здесь огромный простор для фантазии: проект может быть исполнен в виде внеклассного занятия, акции по охране окружающей среды, видеофильма и многого другого. Фантазии нет предела.

В первом классе происходит подготовка к осуществлению проектной деятельности. Учащиеся овладевают элементарными технологическими знаниями и выполняют творческие  разноуровневые  задания и упражнения в совместной деятельности с учителем. Происходит накопление знаний по осуществлению этапов проектной деятельности, укрепление положительной мотивации при работе по данной технологии. Очень важно заинтересовать ребёнка данным видом деятельности, показать его значимость, намеренно снижая критичность учителя при повышенном эмоционально позитивном отношении к творческим удачам детей.

В четвёртом классе  происходит работа по дальнейшему усовершенствованию навыков проектной деятельности. Учащиеся не только осуществляют предварительное планирование обдумывания темы, учатся самостоятельной организации собственной деятельности, поиску дополнительного материала по теме, но и пытаются найти оптимальные пути решения поставленной перед ними проблемы, учатся различным видам предъявления продуктов своего труда, самооценке и рефлексии собственной деятельности и деятельности всего коллектива в целом.

- Верите ли вы, что можно сегодняшних детей можно научить учиться?

- Многолетний опыт учителей показал, что и даже в самых «безнадежных», «неинтересных» случаях можно найти приём, который позволит не просто ввести учащихся в тему урока, но и организовать их самостоятельную деятельность, разделившись на несколько групп мы надеемся, что вы с интересом будете работать на сегодняшнем мастер-классе,  немного почувствуете себя в роли ученика, возможно, какие-то элементы возьмете на заметку.

( Учитель объясняет алгоритм выполнения проекта и предлагает учителям в группах выполнить проект в форме составления коллажа на тему «Будущее планеты в твоих руках». Для этого каждая группа получает ватман, фломастеры, клей, ножницы и вырезки из газет и журналов для составления коллажа.)

 Ваше задание - составить коллаж, дать название проекту, сформулировать цель и презентовать его для коллег.

Пока выполняется проектная работа  мы предлагаем ответить вопросы теста

Тест «Ваш творческий потенциал»

Выберите один из трех имеющихся по каждому вопросу вариантов ответов.

1.Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:

а) да;

б) нет, он и так достаточно хорош;

в) да , но только кое в чем.

2. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, уверены ли вы, что осуществите свое начинание:

а) да;

б) часто сомневаюсь;

в) нет.

3. Когда вы терпите неудачу, то

а) какое-то время упорствуете вопреки здравому смыслу;

б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что она нереальна;

в) продолжаете делать свое дело

4. Вы занимаетесь каким-либо делом. Решаете прекратить это занятие, когда:

а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным;

б) вы более-менее довольны;

в) вам еще не удалось все сделать.

5. Когда вы одни, то:

а) любите мечтать о каких-то абстрактных вещах;

б) пытаетесь найти себе конкретное занятие;

в) любите помечтать о вещах, которые связаны с вашей работой.

6. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:

а) независимо от того, где и с кем вы находитесь;

б) вы можете делать это только наедине;

в) только там, где будет не слишком шумно.

7.  Когда вы отстаиваете какую-то идею:

а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;

б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;

в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

8. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:

а) да, неизвестное всегда привлекает;

б) неизвестное вас не интересует;

в)  все зависит от характера этого дела.

Результаты

за каждый выбор варианта ответа «а» — 3 балла;

за каждый выбор варианта ответа «б» — 1 балл;

за каждый выбор варианта ответа «в» — 2 балла.

Если в сумме вы набрали 19 и более баллов — в вас заложен значительный творческий потенциал, который предоставляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на самом деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.

От 12 до 18 баллон. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.

11 и менее баллов. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, может быть, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.

Защита проектов

Заключительное слово.

Мы благодарим вас всех за активное участие и искренне желаем нам всем

не забывать, что мы сами себе можем причинять страдания, терзая свою душу неудачами и разочарованиями.

Выбор за тобой

«Это невозможно!» - сказала Причина.

«Это безрассудство!» - заметил Опыт.

«Это бесполезно!» - отрезала Гордость.

«Попробуй…» - шепнула Мечта.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая группа учителей «ОПЫТ.ТВОРЧЕСТВО.НАУКА»

В основе методического обеспечения учителей начальных классов стоит деятельность творческой группы«Опыт. Творчество. Наука» по вопросам начального образования. Целью творческой группы является с...

Творчество учителя и учеников

Педагогический труд обязан быть творческим, так как неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя. Таким образом, педагогическая деятельность – это проявление творчества учени...

От творчества учителя к творчеству ученика.

Повышение педагогического мастерства, поиск новых условий обучения, воспитания и развития младших школьников....

Условия для творчества учителя. Уровни творчества учителя».

Условия для творчества учителя. Уровни творчества учителя»....

Эссе "Без творчества нет учителя"

Эссе "Без творчества нет учителя"...

«От творчества учителя – к творчеству ученика»

    Только у творческого учителя могут быть творческие ученики. В школьной программе на всех уроках присутствуют элементы творчества. Но самым продуктивным для развития творческой лич...

"От творчества учителя - к творчеству ученика"

статья для родительского собрания...