Исследовательская работа по теме: «Ценностно-смысловые ориентиры молодежи»
статья

Щербакова Ксения Игоревна

Исследовательская работа по теме: «Ценностно-смысловые ориентиры молодежи» 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsennostno-smyslovye_orientiry_molodezhi_sno_psihologiya.docx48.46 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ Педагогический колледж N1
им. Н.А. Некрасова

Исследовательская работа

«Ценностно-смысловые ориентиры молодежи»

Исследование выполнили:

Краснокутский Вадим,

Пилькевич Екатерина,

Щербакова Ксения

Преподаватель: Лобашева Е.В

Санкт-Петербург
2017 год


Содержание:

Введение        3

Цель исследования        3

Задачи исследования        3

Методы исследования        4

Теоретический анализ проблемы        4

Ход исследования        5

Результаты исследования        6

Выводы        7

Предложения. Приоритеты воспитания молодежи        7

Заключение        8

Литературные источники        8


Введение

Молодежь – это наиболее активная и динамичная часть любого общества. Этой возрастной категории присущи ярко выраженные черты поведения, образа жизни, мышления и мироощущения. Безусловно, будущее подростка зависит от того, каким образом сформируется его жизненная позиция, ценностные ориентации, цели, собственные взгляды на окружающую действительность и приоритеты. Именно поэтому для исследования нами была выбрана эта очень важная тема.

Неустойчивость и противоречивость ценностных ориентаций молодых людей порождает непоследовательность в поведении, что является признаком незрелости личности. У таких людей сохраняются физические и психические черты детского поведения.

Ценностные ориентации молодежи динамичны, поэтому их изучение является актуальным в любой период времени. В условиях социально-экономических и политических изменений, происходящих в обществе, особенно трудно ориентироваться молодежи с ее еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Бездуховность и потребительско-эгоистическое отношение к жизни порождают у многих молодых людей апатию, безразличие к себе и другим, что грозит потерей нравственного и духовного здоровья нации.

Чтобы понять динамику изменений ценностно-смысловых ориентиров, нужно сравнить их содержание в наше время и в то время, когда наши родители, дедушки и бабушки были молодыми. Например, в 60-х - начале 70-х годов XX века молодежь, отвечая на вопрос о составляющих счастья выделяла: стремление быть полезным обществу, иметь интересную творческую работу, заслужить уважение людей, любить и быть любимым и только после этого - материальное благосостояние; меньше всего ценилась спокойная жизнь, подчиненная собственным интересам и слава. А вот молодежь начала ХХI века считает, что одной из главных составляющих счастья является материальное благосостояние.

Цель исследования

  1. Изучить теоретический материал, соответствующий выбранной теме;
  2. Выявить влияние ценностных ориентаций на молодежь;
  3. На основании социологических исследований (опросника) изучить особенности ценностных ориентаций современной молодежи.

Задачи исследования

Показать, что ценностный мир молодых людей очень широк. Выявить традиционные ценности, являющиеся ключевыми в высокоразвитом и духовном обществе. Выяснить упадок каких ценностей вызывает в здоровом обществе серьезное беспокойство.

Методы исследования

Существуют специальные методы психологического познания: наблюдение, эксперимент, тесты, анкетирование, беседа или интервью. В своем исследовании мы использовали такие методы как аналитический обзор литературы по заданной проблеме, сравнение и анкетирование.

Теоретический анализ проблемы

Ценностно-смысловые ориентиры молодежи - это такие ориентиры, которые движут сознанием молодых людей, управляют ими, являются приоритетными для них.

Для того чтобы более глубже разобраться в теме, необходимо дать определение следующим понятиям: ценность, смысл, ориентиры. Толкование этих слов приводится в словарях В.И. Даля, О.Д. Ушакова и С.И. Ожегова.

Заглянув в толковый словарь С.И. Ожегова, можно найти следующее определение слова ценность: «Ценность - важность, значение».

В словаре В.И. Даля это понятие определяется так: «Ценность - выраженная в деньгах стоимость чего-н., цена Важность, значение. Явление, предмет, имеющий то или иное значение, важный, существенный в каком-н. отношении».

Далее выясним значение слова смысл. По мнению, О.Д. Ушакова: «Смысл - это внутреннее, логическое содержание (слова, речи, явления), постигаемое разумом, значение».

Толкование слова ориентир возьмем в словаре О.Д. Ушакова: «Ориентир - направление деятельности, цель, установка, ориентация» и С.И. Ожегова: «Ориентир - избранная цель в жизни, поведении».

Система ценностных ориентаций является важнейшей характеристикой личности и показателем ее сформированности. Степень развития ценностных ориентаций, особенности их становления позволяют судить об уровне развития личности. Ценности российской молодежи существенно изменились по сравнению с ценностями предыдущих поколений. В отсутствии четких морально-нравственных ориентиров и представлений о том, какого типа личность востребована в современном российском обществе, ценностные ориентации молодежи развиваются во многом хаотично, находятся в противоречивом воздействии, с одной стороны, традиционной культуры, с другой – меняющихся социальных условий.

Так, по мнению современных исследователей А.Н. Ковалев, В.Е. Семенов: «Ведущие позиции как раньше, так и теперь занимают чувства, которые возникают у молодых людей в отношениях со сверстниками, - любовь, дружба, верность, долг. Обращает на себя внимание тот факт, что религия, устойчиво занимающая последнее место в ряду духовных ценностей жизни большинства молодежи, поднялась на одну единицу вверх. Стремление многих молодых людей отмечать знаменательные события в своей жизни в соответствии с церковными обрядами - свидетельство признания ими религии преимущественно как социокультурного феномена, а не как формы духовной жизни. Вместе с тем в структуре духовных ценностей молодежи отмечаются заметные тенденции, отражающие процесс рационализации ее сознания. Так, большинство молодых людей связывают свои представления о личностных качествах с профессионализмом, высоким уровнем образования, с материальным достатком и с трудолюбием, то есть с современными ценностями. Возросло значение полезных связей, которые молодые люди оценивают выше предприимчивости». [1]

Подростковый возраст характеризуется как период активного формирования системы взглядов на окружающую действительность, взглядов на самого себя и других людей, принятие себя в многогранном мире, что составляет мировоззренческую структуру человека. Подростки достаточно восприимчивы и эмоциональны к окружающей их обстановке. По мере взросления ребенок входит в социум, который имеет свою уникальную ценностно-ориентационную структуру, где отражена самобытность данной культуры, в которой он живет, и осваивает нормы и правила, проходит свой индивидуальный путь социализации. Все изменения, происходящие в этом возрасте, оказывают непосредственное влияние на формирование ценностно-смысловых ориентаций и на самоопределение подростка. [2]

Ход исследования

Для выявления приоритетных жизненных ценностей нами были опрошены 60 студентов педагогического колледжа 17-19 лет и 20 школьников 10-11 классов с использованием опросника «Жизненные цели» американских психологов Э.Деси, Р.Райана в модификации Н.В.Клюевой и В.И.Чиркова [3].

Ценности

Ранг

11. Привязанность и любовь (семья)

1

7.   Материальный успех (благополучие)

2

14. Межличностные контакты и общение

3

13. Чувственные удовольствия и наслаждения

4

9.   Личностный рост

5

12. Привлекательность

6

6.   Автономность

7

10. Здоровье

8

2.   Безопасность и защищенность

9

1.   Свобода и открытость и демократия в обществе

10

8.   Богатство духовной культуры

11

3.   Служение людям

12

4.   Власть и влияние

13

5.   Известность

14

15. Богатая духовно-религиозная жизнь

15

Результаты опроса. Для современной молодежи наиболее значимыми являются семейные ценности, любовь, материальное благополучие, общение с друзьями и развлечения. Подростки преимущественно ориентированы на индивидуальные ценности. Наблюдается снижение социальной активности молодежи, снижаются культурные запросы, наблюдается кризис идеалов и утрата духовных ценностей. Многие молодые люди ставят перед собой сугубо прагматичные, материальные жизненные цели.

Российские подростки 1960-1980-х годов развивались в условиях единых стандартов социализации. Этому способствовала идеология социалистического общества с вполне определенными положительными ЦСО, направленными на всестороннее гармоничное развитие отдельной личности в развитом обществе. На уровне декларируемых ценностей сознание подростков было единообразным. Молодые люди воспитывались на положительных примерах, принимали цели и смыслы советского общества, такие, как патриотизм, коллективизм, значимость труда и образования, уважение к старшим, смысл жизни как служение обществу, приоритет общественных ценностей над личными, вера в прогресс и будущее.

Результаты исследования

Таким образом, мы выяснили, что

  1. Ценностно-смысловая сфера - это функциональная система, формирующая смыслы и цели жизнедеятельности человека и регулирующая способы их достижения. Ценностно-смысловые ориентации с одной стороны прививаются человеку социумом обществом, но, с другой стороны, и сам человек активно формулирует и конкретизирует их, принимая, изменяя или отвергая ценности и смыслы, предлагаемые обществом. На каждом этапе жизни у человека, исходя из социальных ценностей или биологических потребностей, появляются некие цели жизнедеятельности, для реализации которых необходимо понимание (или даже ощущение) их смысла. Именно такая осмысленность цели даёт человеку энергию для её реализации, делая её приоритетной.
  2. Знание ведущих ценностных ориентаций молодежи, помогает лучше понять сегодняшнее молодое поколение и наиболее эффективно организовывать с ним работу

Выводы

Ценностно-смысловые ориентиры молодежи, как основа будущего, играют важную роль в жизни, как отдельного человека, так и общества в целом. Очень важно формировать с детского возраста положительные ценностные ориентации. У современной молодежи ценности находятся в состоянии диссонанса. Сегодня многие молодые люди в первую очередь отдают предпочтение материальному благополучию и развлечениям. Тем не менее, существует много подростков, которые отдают приоритет традиционным семейным ценностям и своему духовному и физическому совершенствованию.

Предложения. Приоритеты воспитания молодежи

Ценностно-смысловые компетенции относятся к общему содержанию развития человека, они конкретизируются на уровне мировоззрения и смысла жизни. Так как они основываются на главных целях жизнедеятельности личности, освоения социального опыта и личного опыта, то становятся необходимыми для дальнейшего получения жизненных навыков и практической деятельности в современном обществе.

Важнейшим фактором устойчивого развития страны и общества, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений является эффективная государственная молодежная политика, одной из основных целей которой является всестороннее воспитание молодежи. Так как она является носителем перспектив в их исходном состоянии. От того, насколько четко будут сформированы взгляды молодежи не только относительно своего будущего, но и будущего своей страны, зависят современная жизнь и завтрашний день нашего государства. Приоритетная задача Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей. Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В.В. Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой Родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом». [5]

Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Именно поэтому Законы Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года», «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» ориентируют педагогическое сообщество и другие институты массового воспитания на формирование патриотического сознания и убеждений у учащейся молодежи и школьников. В частности, в Законе Российской Федерации «Об образовании» в качестве принципа государственной политики в области образования закреплено воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

Таким образом, государство должно принимать активное участие в воспитании детей, чтобы в будущем у них сформировались правильные ценностно-смысловые ориентиры.

Заключение

Результаты данного исследования охватывают лишь некоторые аспекты изучения ценностей и ценностных ориентаций в среде молодежи и открывают множество направлений, в которых можно продолжать проводить научные изучения исследования.

Литературные источники

  1. Ковалев А.Н. Ценностное развитие молодежи // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2010. Т. 6. № 11. С. 112-114; Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социс. 2007. № 4. С. 37-43.
  2. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопр. Психологии, 1994, №3.
  3. Опросник «Жизненные цели» Э.Деси, Р.Райана в модификации Н.В.Клюевой и В.И.Чиркова (с.6-7)

http://ecsocman.hse.ru/data/983/664/1219/klueva_new.pdf

  1. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»// Справочно-правовая система «Консультант+»
  2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // Российская газета № 6693 от 8 июня 2015 года.
  3. Онлайн-словарь С. И. Ожегова http://slovarozhegova.ru
  4. Онлайн-словарь В. И. Даля http://slovardalja.net
  5. Онлайн-словарь О. Д. Ушакова http://ushakovdictionary.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления младших школьников на уроках математики" Дипломная работа успешно защищена в 2011г

Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления на уроках математики"...

Исследовательская работа по теме: "Гырон быдтон-праздник окончания весенних полевых работ удмуртов"

Народные праздники представляли яркую демонстрацию народного творчества: устно-поэтическую, музыкальную, хореографическую, прикладную, театральную. Они выполняли не только развлекательную функцию, чер...

Исследовательская работа по теме по теме "Разгадка секрета радуги"

Данная работа готовилась учениками нашего класса для школьной научно-практической конференции "Шаг в будущее", которая проходит в нашей школе уже шестой год....

Проектно- исследовательская работа на тему " Организация коррекционной педагогической работы по формированию навыков аналитического чтения у детей с нарушением зрения, имеющих сложные и сочетанные дефекты в развитии".

Разработка и апробация наиболее эффективных коррекционных приёмов работы, направленных на преодоление нарушений речевого развития у детей  с нарушением зрения, имеющих сложные и сочетанные дефект...

Контент - анализ статей по теме: «Ценностно-смысловая сфера младших школьников»

Контент - анализ статей по теме:«Ценностно-смысловая сфера младших школьников»...

Статья по теме: «Ценностно-смысловые ориентиры молодежи»

Статья по теме: «Ценностно-смысловые ориентиры молодежи»...