Статья по теме: «Ценностно-смысловые ориентиры молодежи»
статья

Щербакова Ксения Игоревна

Статья по теме: «Ценностно-смысловые ориентиры молодежи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tssom_dlya_publikatsii.docx19.94 КБ

Предварительный просмотр:

Ценностно-смысловые ориентиры молодежи.

Авторы: Краснокутский Вадим

Пилькевич Екатерина

Щербакова Ксения

Руководитель: Лобашева Е.В.,

преподаватель психологии,

ГБПОУ Некрасовский педколледж №1

Молодежь – это наиболее активная и динамичная часть любого общества. Им присущи ярко выраженные черты поведения, образа жизни, мышления и мироощущения. Безусловно, будущее подростка зависит от того, каким образом сформируется его жизненная позиция, ценностные ориентации, цели, собственные взгляды на окружающую действительность и приоритеты. Именно поэтому для исследования нами была выбрана эта очень важная тема.

Ценностные ориентации молодежи динамичны, поэтому их изучение является актуальным в любой период времени. В условиях социально-экономических и политических изменений, происходящих в обществе, особенно трудно ориентироваться молодежи с ее еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Бездуховность и потребительско-эгоистическое отношение к жизни порождают у многих молодых людей апатию, безразличие к себе и другим, что грозит потерей нравственного и духовного здоровья нации.(1)

Главная цель исследования: выявить влияние ценностных ориентаций на молодежь, изучить особенности ценностных ориентаций современной молодежи.

Задачи: показать, что ценностный мир молодых людей очень широк. Выявить традиционные ценности, являющиеся ключевыми в высокоразвитом и духовном обществе. Выяснить, упадок каких ценностей вызывает в здоровом обществе серьезное беспокойство.

В своем исследовании мы использовали такие методы психологического познания, как аналитический обзор литературы по заданной проблеме, сравнение и анкетирование.

Ход исследования. Для выявления приоритетных жизненных ценностей нами были опрошены 60 студентов Некрасовского педагогического колледжа №1 17-19 лет и 20 школьников 10-11 классов с использованием опросника «Жизненные цели» американских психологов Э.Деси, Р.Райана в модификации Н.В.Клюевой и В.И.Чиркова (2, с.6-7).

Для определения ранга ценностей мы обозначили 80 опрошенных за 100%, тогда на одного опрошенного выходит 1,25%.

Ценность «Привязанность и любовь (семья)» на первое место выбрало 78% опрошенных. Это означает, что у большинства молодежи присутствует понимание все важности семьи, её значении и роли.

Ценность «Материальный успех (благополучие)»  опрошенные определили на второе место. Таким образом, наблюдается следующая тенденция: молодежь в основном отдает предпочтение не столько духовным и нравственным ценностям, сколько материальным. Для 79% опрошенных молодых людей материальное благополучие является стимулом их жизненной активности. Не удивительно, ведь они живут в обществе потребления, где  жизнь ведется ради того, чтобы потреблять, потреблять как можно больше, ведь это выступает очень значимой ценностью. Одни люди складывают мнение о других, исходя из того, сколько те потребляют. Кто потребляет больше – занимает более высокое положение в обществе, кто меньше – более низкое.

 Возможно, это произошло из-за того, что детям 90-х пришлось насмотреться, как их родители приспосабливались, буквально выживали, стремясь заработать минимум средств для обеспечения основных нужд. Врезавшиеся в память трудности тех лет заставляют нынешнюю молодежь желать стабильности и денег как средства достижения этой стабильности. 

Ценность «Межличностные контакты и общение» на третье место выбрало 69% опрошенных, так как они находятся в подростковом возрасте, когда им необходимо иметь не только общение со сверстниками, но и много хороших, интересных знакомств, верных и понимающих друзей.

Ценность «Здоровье» вышло на восьмое место у 59% опрошенных. Это говорит о том, что иметь крепкое здоровье и быть в хорошей физической форме не так важно для современной молодежи. Ведь мало кто из них сталкивался с серьезными заболеваниями. Они считают, что пока они молоды, болезни им не страшны. Поэтому ценность «здоровья» не стоит у них в приоритете.

Ценность «Богатая духовно-религиозная жизнь» на пятнадцатом месте для  94% опрошенных. Это связано с тем, что молодежь согласовывает свою систему ценностей, прежде всего, с критериями жизненного успеха, в которые не входит  духовно-религиозная жизнь и духовная культура. Поэтому духовные и культурные ценности занимают последние строчки.

Ценности опрошенных школьников и студентов немного отличаются друг от друга. Это связано с тем, что у школьников еще не до конца сформировалась картина мира. Для них вначале  важно общение со сверстниками, развлечения, собственные удовольствия и наслаждения. А у студентов на первые места выходят: семья  и материальное благополучие.

Поскольку большинство студентов колледжа учатся после 9 класс, следовательно в 15-16 лет они уже понимали, чего хотят и кем могут быть в жизни. Поэтому, скорее всего, при окончании 9 класса у них уже были сформированы ценности отличные от их сверстников, которые продолжили обучение в школе.

Таким образом, мы выяснили, что:

Ценностно-смысловая сфера - это функциональная система, формирующая смыслы и цели жизнедеятельности человека и регулирующая способы их достижения. Ценностно-смысловые ориентации с одной стороны прививаются человеку обществом, но, с другой стороны, и сам человек активно формулирует и конкретизирует их, принимая, изменяя или отвергая ценности и смыслы, предлагаемые обществом. На каждом этапе жизни у человека, исходя из социальных ценностей или биологических потребностей, появляются некие цели жизнедеятельности, для реализации которых необходимо понимание (или даже ощущение) их смысла. Именно такая осмысленность цели даёт человеку энергию для её реализации, делая её приоритетной.

Знание ведущих ценностных ориентаций молодежи, помогает лучше понять сегодняшнее молодое поколение и наиболее эффективно организовывать с ним социальную работу. Она среди молодежи рассматривается как обеспечение наиболее благоприятных социально-экономических, нравственных условий развития каждого молодого человека, способствующая становлению личности, обретению ею всех видов свобод и полноценного участия индивидов в жизни общества.

Ценности студентов и школьников немного различны между собой, из-за различного уровня сформированности личности. Если для школьника ещё на первые места выходят общение с друзьями, развлечения, привлекательность и собственные удовольствия, то для современных студентов - семья, материальный достаток и личностный рост.

Выводы: Ценностно-смысловые ориентиры молодежи, как основа будущего, играют важную роль в жизни, как отдельного человека, так и общества в целом. Очень важно формировать с детского возраста положительные ценностные ориентации. У современной молодежи ценности находятся в состоянии диссонанса. Сегодня многие молодые люди в первую очередь отдают предпочтение материальному благополучию и развлечениям. Тем не менее, существует много подростков, которые отдают приоритет традиционным семейным ценностям и своему духовному и физическому совершенствованию.

Литература:

  1. Ковалев А.Н. Ценностное развитие молодежи // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2010. Т. 6. № 11. С. 112-114; Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социс. 2007. № 4. С. 37-43.
  2. Опросник «Жизненные цели» Э.Деси, Р.Райана в модификации Н.В.Клюевой и В.И.Чиркова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа опытно-экспериментальной работы по теме: «Формирование ценностно – смысловой ориентации учащихся начальной школы средствами УМК «Экология учебной деятельности: «Учусь учиться»

В Программе развития универсальных учебных действий  определены требования к личностным результатам начального образования – на основе сформированности  личностных универсальных учебны...

Тезисы выступления по теме Формирование ценностно-смысловой ориентации учащихся начальной школы посредством УМК "Экология учебной деятельности "Учусь учиться"

Данный материал представляет собой краткое описание опытно-экспериментальной работы в виде тезисов. Мною представлены следующие разделы работы: актуальность, объект и предмет исследования, цели и зада...

Статья на тему: "ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ СПОРТ В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ"

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ СПОРТ В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИСоциальная деятельность - это целостная система взаимосвязанных между собой действий человека в соответствии с выработанн...

СТАТЬЯ : Содействие обучению школьников в условиях введения ФГОС формирование и развитие ценностно-смысловых компетенций с использованием проектной деятельности и использованием средств ИКТ.

       Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне ...

Контент - анализ статей по теме: «Ценностно-смысловая сфера младших школьников»

Контент - анализ статей по теме:«Ценностно-смысловая сфера младших школьников»...

Исследовательская работа по теме: «Ценностно-смысловые ориентиры молодежи»

Исследовательская работа по теме: «Ценностно-смысловые ориентиры молодежи»...