Самообразование
учебно-методический материал

Тютерева Надежда Николаевна

Самообразование учителя начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_po_samoobrazovaniyu.docx51.19 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_po_teme_samoobrazovaniya.ppt1.41 МБ

Предварительный просмотр:

 Методическая тема по самообразованию.

Тема: «Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста на уроках математики при помощи логических заданий неучебного содержания».

Актуальность темы

В период с 2018-2020 год я начала работать над выше изложенной темой.  На мой взгляд ее актуальность заключается в том, что работая в школе, я каждый раз сталкиваюсь с тем, что не все дети могут логически думать. На современном этапе становления начального образования под развивающим обучением понимается обучение  младших школьников общим приемам умственной деятельности, а на уроках математикти - общим приемам по усвоению математических понятий (наблюдению, анализу, сравнению и другим). В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Именно младший школьный возраст является продуктивным в развитии логического мышления. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Возможности формирования приемов мышления не реализуются сами собой: учитель должен активно и умело работать в этом направлении, организуя весь процесс обучения так, чтобы, с одной стороны, он обогащал детей знаниями, а с другой, всемерно формировал приемы мышления, способствовал росту познавательных сил и способностей школьников. Развитие мышления влияет и на воспитанность ребенка, развиваются положительные черты характера, потребность к развитию своих хороших качеств, работоспособность, планирование деятельности, самоконтроль и убежденность, любовь к предмету, интерес, желание учиться и много знать. Все это крайне необходимо для дальнейшей жизни ребенка. Изложенные выше факты определили выбранную тему: «Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики при помощи решения логических задач неучебного содержания».

Целью моего исследования является создание условий для развития логического мышления на уроках математики в начальных классах при помощи логических задач неучебного содержания.

Гипотеза исследования заключается в том, что развитие логического мышления на уроках математики в начальной школе при помощи решения заданий неучебного материала будет проходить более эффективно, если учитель:

-изучит особенности детей младшего школьного возраста.

-изучит, как влияют уроки математики на развитие логического мышления.
- рассмотрит теоретические основы развития логического мышления на уроках математики: рассмотрит теории развития мышления у детей, определит роль математики в развитии логического мышления школьников, раскроет сущность логические задачи, применяемых на уроках математики;

-исследует  методику использования логических задач на уроках математики, а также раскроет различные формы работы с логическими задачами неучебного содержания.

-проведет  исследования состояния логического мышления у детей при помощи методик, разработанных опытными педагогами.

Методы научно-педагогического исследования:

-теоретический анализ научной литературы;

-моделирование на теоретическом и практическом уровне;

-диагностический

-математическая обработка результатов.

Практическая значимость данного исследования заключается в следующем:

-данные исследования могут быть использованы учителями начальных классов при работе по любой программе

-материалы опытно – экспериментальной работы могут быть использованы в практике учителя начальных классов.

Этапы исследования:

-анализ психолого - педагогической литературы, уточнение темы и аппарата исследования.

-изучение педагогического опыта по теме исследования.

-опытно - экспериментальная работа.

-обработка результатов исследования.

Мышление – это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным или опосредованным отражением действительности. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. Основными видами мышления являются теоретическое понятийное и теоретическое образное. Они пополняют друг друга, раскрывают разные, но взаимосвязанные стороны бытия. Кроме того,  мышление человека представлено еще тремя видами: наглядно - действенным, наглядно – образным, словесно – логическим.

А.З.Зак выделяет следующие особенности логического мышления младших школьников:

1. Они проявляются и в самом протекании мыслительного процесса, и в каждой по отдельности операции (сравнении, классификации, обобщении, совершающихся в разных формах суждения и умозаключения).

2.  Для мышления младших школьников характерно однолинейное сравнение (они устанавливают либо только различия, либо только сходное и общее).

3.  Для мышления маленького ребенка характерен процесс идущий путем “короткого замыкания”.

4.  Детям 7 – 10 лет доступны логические суждения, оперирование понятиями, переходы к обобщениям и выводам.

Анализ педагогической литературы позволил мне определить педагогические условия формирования логического мышления младших школьников.

Во-первых, это развивающее обучение, основывающееся на ряде принципов:

- обучение на высоком уровне трудности;

- ведущая роль теоретических знаний;

- изучение программного материала быстрыми темпами;

- осознание школьниками процесса учения;

- общее развитие всех учащихся.

Во-вторых, это развивающее обучение, где дети самостоятельно делают выводы и формулируют правила.

В-третьих, использование проблемных ситуаций. Признаки проблемы:

- порождение в процессе обучения;

- определенная готовность и интерес решающего к поиску решения;

- возможность неоднозначного пути решения.

Я разработала план изучения технологии развития логического мышления у детей «Учимся мыслить, стараясь рассуждать», который состоит из 3 этапов.

1 этап -  научно – теоретический

Задачи этапа:

  1. Изучить педагогическую литературу, определяющую содержание  данной технологии.
  2. Определиться с выбором методик, которые я смогу провести в своём классе.

Изученная литература:

1.Книга «Учимся мыслить, стараясь рассуждать; как проверять и развивать логическое мышление детей 6-15 лет» под редакцией Р.Гимадеева, автор А.З.Зак

Книга предназначена для приучения детей к игре ума, помощи в упралении собственной мыслью, для обучения логическому выводу. Предлагаются 256 занимательных задач неучебного содержания разной сложности. В основе материала развивающих задач лежат два важных принципа: разнообразие мыслительной деятельности и постепенность её усложнения.

Задачи представлены  по сериям:

«Восемь и восемь»

«Сюжеты»

«Кто – где»

«Положительные, отрицательные»

«Неизвестно кто»

«Самый неправильный»

«Дано и задано»

«Избыток, недостаток»

«Решать, оценивать»

«Про что рассуждать»                    

2.Программа систематического курса занятий  на  материале поисково-творческих задач, разработанная А.З.Заком.

Курс создает условия для развития познавательных интересов, формирует стремление к размышлению, чувство уверенности в возможности своего интеллекта, исчезает боязнь ошибок.

На  занятиях  проводится:

а) самостоятельная работа, что является хорошим условием для самостоятельности

б)  коллективное обсуждение, где формируется качество осознанности собственных
действий

в)  коллективная проверка задач, где осуществляется самоконтроль

Принципиальной задачей курса выступает развитие психических процессов и вследствие этого, развитие интеллектуальных способностей.

Курс включает:

  • Развитие способности анализировать
  • Развитие способности комбинировать
  • Развитие способности рассуждать
  • Развитие способности планировать

В основе курса лежит принцип разнообразия поисковых задач.          

Основными выступают два аспекта разнообразия:

по содержанию

           по сложности.

Во время научно-теоретического этапа (начального) задачи предлагались детям – второклассникам выборочно. Решение каждой задачи тщательно разбиралось и обсуждалось. Задачи выбирала из серий «Восемь и восемь» (16 задач), и «Сюжеты (21 задача), это простейшие задачи. Каждое решение оценивалось «+» (решил), «-« (не решил).

Например:

  1. Артём и Вася читали журналы. Кто-то читал о спортсменах, кто-то о лётчиках. Валя читал о лётчиках. О ком читал Артём?
  2. Боря ехал на велосипеде из Москвы в Воркуту, а Вова навстречу ему: из Воркуты в Москву. Они выехали одновременно. Через два дня оказалось, что  Вова находится  ближе к Воркуте, чем Боря к Москве. Кто ехал быстрее?

Согласно программы курса детям предлагались задачи на движение по клеткам, где прослеживались способности ребёнка анализировать, комбинировать, рассуждать, планировать.

Например:

Задача " Петух"

Воображаемый персонаж перемещается по клеткам игрового поля на основе правила

чередования шагов. " Петух " перемещается только на соседние клетки. Чередуя шаг

прямо, шаг наискосок.

Шаг прямо - это перемещение в соседнюю клетку, либо по горизонтали, либо по

вертикали.

Шаг наискосок - это перемещение в соседнюю клетку по диагонали.

К концу обучения во втором классе определились следующие результаты:

Таблица уровней развития мышления у детей

ФИО ребёнка

Высокий уровень мышления

Средний уровень мышления

Низкий уровень мышления

1

Щеглов Паша

+

2

Чердынцева Ангелина

+

3

Вавилова Даша

+

4

Фоменко Сергей

+

5

Добролюбов Кирилл

+

6

Яремовская Лиза

+

7

Капусто Сергей

+

 

Количество детей с высоким уровнем –   1      14%

Количество детей со средним уровнем –  3      43%

Количество детей с низким уровнем -       3      43%

Рис. 1 – Уровень развития мышления у детей

Вывод: данные таблицы и диаграммы показывают, что у большинства детей логическое мышление достаточно развито.

2 этап – опытно-экспериментальный. 

Работа проводилась с учениками 2 класса.

Задачи:

  1. Продолжить работу по развитию логического мышления у детей при помощи диагностик и логических задач.
  2. Использовать технологию развития логического мышления в урочной и внеурочной деятельности.

Содержание методик:

Методика 1 “Выделение существенного”

Цель работы: выявить уровень умения находить существенные признаки предметов.

Ход опыта: Из четырех предложенных рядов слов, в каждом из которых пять слов дается в скобках, а одно перед ними, испытуемые должны за 20 секунд выделить два слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками. За каждый правильный ответ 1 балл.

            Лес (лист, яблоня, охотник, деревокустарник)

            Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)

            Больница (сад, врач, помещение, радио, больные)

            Война (аэроплан, пушки, сражениясолдаты, ружья)

Таблица уровней умения находить существенные признаки предметов

ФИО ребёнка

Высокий уровень мышления

Средний уровень мышления

Низкий уровень мышления

1

Щеглов Паша

7 б.

2

Чердынцева Ангелина

4 б.

3

Фоменко Сергей

4 б.

4

Вавилова Даша

2 б.

5

Добролюбов Кирилл

6 б.

6

Яремовская Лиза

2 б.

7

Капусто Сергей

8 б.

 

Количество детей, обладающих высоким уровнем мышления –   2    28%

Количество детей, обладающих средним уровнем мышления  -   3    44%

Количество детей, обладающих низким уровнем мышления    -   2     28%

Рис. 2 – Уровень умения выделения существенных признаков

Вывод: данные таблицы и диаграммы показывают, что общая масса детей умеет выделять главные признаки предметов.

Методика 2. “Сравнение понятий”

Цель работы: установить уровень умения учащихся сравнивать предметы, понятия.

Материалы: 2 пары сравниваемых понятий.

Ход опыта: Испытуемым представляются два предмета или понятия. Каждый ученик должен написать на листе бумаги справа – черты различия, слева – черты сходства. На выполнение задания, состоящего из одной пары слов, дается 4 минуты. За каждый правильный ответ 1 балл.

            1. Солнце – луна,                             2. Сани – телега.

Таблица уровней умения сравнивать

ФИО ребёнка

Высокий уровень мышления

Средний уровень мышления

Низкий уровень мышления

1

Щеглов Паша

7 б.

2

Вавилова Даша

2 б.

3

Чердынцева Ангелина

6 б.

4

Яремовская Лиза

3 б.

5

Фоменко Сергей

7 б.

6

Добролюбов Кирилл

5 б.

7

Капусто Сергей

8 б.

 

Количество детей, обладающих высоким уровнем мышления –  3       42%

Количество детей, обладающих средним уровнем мышления  -   2       29%

Количество детей, обладающих низким уровнем мышления    -   2       29%

Рис. 3 – Уровень умения сравнивнивать

Вывод: данные таблицы и диаграммы показывают, что почти все дети умеют сравнивать.

Методика 3. “Обобщение понятий”

Цель работы: выявить уровень сформированности приема обобщения.

Материалы: 4 пары слов.

Ход опыта: В каждой паре слов испытуемые должны определить, что между ними общего. На каждую пару слов отводится 1 минута. За каждый правильный ответ 1 балл.

                       Туфли, ботинки (обувь)

                       Нос, глаз (органы)

                       Озеро, река (вода)

 Газ, руда (полезные ископаемые)

Таблица уровней сформированности приёма обобщения

ФИО ребёнка

Высокий уровень мышления

Средний уровень мышления

Низкий уровень мышления

1

Шеглов Паша

9 б.

2

Яремовская Лиза

3 б.

3

Фоменко Сергей

7 б.

4

Чердынцева  Ангелина

6 б.

5

Добролюбов Кирилл

9 б.

6

Вавилова Даша

2 б.

7

Капусто Сергей

12 б.

Количество детей, обладающих высоким уровнем мышления – 1     14%

Количество детей, обладающих средним уровнем мышления  -  4     57%

Количество детей, обладающих низким уровнем мышления    -  2     29%

            Рис. 4 – Уровень сформированности приёма обобщения

Вывод: данные таблицы и диаграммы показывают, что основная масса детей умеют обобщать, находить общее в группе предметов.

Методика 4. “Классификация понятий”

Цель работы: выявить уровень сформированности приема классификации.

Материал: 5 групп слов.

Ход опыта: Испытуемым предлагается 5 групп слов. Каждая группа состоит из пяти слов, четыре из которых объединены общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Надо найти и подчеркнуть это слово. На работу отводится 3 минуты. За каждый правильный ответ 1 балл.

1.      Василий, Федор, Иван, Петров, Семеню

2.      Горький, горячий, кислый, соленый, сладкий.

3.      Молоко, сыр, сметана, мясо, кефир.

4.      Самолет, пароход, техника, поезд, дирижабль.

5.      Секунда, час, год, вечер, минута.

Таблица уровней приёма классификации

ФИО ребёнка

Высокий уровень мышления

Средний уровень мышления

Низкий уровень мышления

1

Щеглов Паша

5 б.

2

Фоменко Сергей

5 б.

3

Добролюбов Кирилл

4 б.

4

Вавилова Даша

3 б.

5

Капусто Сергей

5 б.

6

Яремовская Лиза

3 б.

7

Чердынцева Ангелина

5 б.

Количество детей, обладающих высоким уровнем мышления – 5      71%

Количество детей, обладающих средним уровнем мышления  -  2      29%

Количество детей, обладающих низким уровнем мышления    - нет    0%

                                    Рис. 5 – Уровень приёмов классификации

Вывод: данные таблицы и диаграммы показывают, что  все дети умеют классифицировать предметы по признакам.

Кроме проводимых методик, на уроках использовала   логические задачи  выборочно из разных серий. Каждое решение задачи разбиралось и обсуждалось.

На уроках математики  проводила интеллектуальные ринги, КВНы. На родительских собраниях беседовала о том, как родители развивают мышление у своего ребёнка дома.

3 этап – аналитический. 

Задачи:

  1. Продолжить исследование мышления  детей при помощи логических задач.
  2. Подвести итог работе по изучению и внедрению технологии А.З.Зака.

На этом этапе работа проходила следующим образом. Выбирала группу задач из разных серий и предлагала решить их в начале урока и в конце. Эта работа проводилась 1 раз в месяц на уроках математики. В промежутках – решали задачи из разных серий, выделяя на эту работу 5 минут каждого урока. В процессе решения задач обсуждали проблемные задачи, те, которые дети не могли решить. Причём, задачи отбирались разные по виду, материалу, характеру искомого, сложности, построению, целям поиска. Это позволяет детям освоить управление поиском решения.

В конце года была проведена контрольная работа – дети должны были выполнить 15 задач за 40 минут.

Таблица уровней развития логического мышления: (количество баллов – количество  верно решённых задач)

ФИО ребёнка

Высокий уровень мышления

Средний уровень мышления

Низкий уровень мышления

1

Щеглоа Паша

13 задач

2

Чердынцева Ангелина

7 задач

3

Добролюбов Кирилл

7 задач

4

Вавилова Даша

3 задачи

5

Фоменко Кирилл

10 задач

6

Яремовская Лиза

3 задачи

7

Капусто Сергей

14 задач

Количество детей, обладающих высоким уровнем мышления – 2        29%

Количество детей, обладающих средним уровнем мышления  -  3        42%

Количество детей, обладающих низким уровнем мышления    -  2        29%

                            Рис. 6 – Уровень развития логического мышления

Вывод:

Цитата из книги А.З.Зака: «….. можно полагать, что если ребёнок, оканчивающий начальную школу, с трудом справляется с первыми семью задачами, то это должно нас беспокоить. А если, напротив, его сверстник успевает за это время больше 14 задач, то есть все основания быть довольными».

Для меня вполне очевидно, что логическое мышление у детей  достаточно развито и следует продолжать работу дальше, так как  ребята переходят в третий    класс и  обучаются по ФГОС.

       Моя работа  если проводить ее в системе принесет очень хорошие результаты в обучении младших школьников, это можно посмотреть и из моих экспериментов систематической работы. Работа по самообразованию учителя повышает его теоретическую и методическую подготовку, способствует развитию у обучающихся положительной мотивации обучения математики, развивает логическое мышление, воспитывает ответственность.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема : « Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста на уроках математики при помощи логических заданий неучебного содержания». Автор: Тютерева Надежда Николаевна учитель начальных классов МАОУ «Школа № 13 г. Благовещенска»

Слайд 2

« Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста на уроках математики при помощи логических заданий неучебного содержания».

Слайд 3

На современном этапе развития общества наша страна находится в сложной ситуации, переживает трудные времена. Общество стоит на пороге новой идеологии, нового строя и новой политики. Меняется жизнь: претерпевают изменения её социальная и нравственная сферы. В связи с этим возникает много проблем, какая должна быть экономика, политика, как обеспечить достойный уровень жизни всех граждан государства. Общество не может стоять на месте, оно развивается, и для прогресса нужны люди свободные, высокообразованные, творческие, обладающие высоким уровнем развития разных видов мышления.

Слайд 4

Одним из важнейших условий построения обучения, которое способствует развитию мыслительной деятельности школьников на уроках математики, является пробуждение их к самостоятельной мысли. Развитие у школьников теоретического сознания и мышления есть следствие того, что соответствующими знаниями, умениями и навыками учащиеся овладевают в форме учебной деятельности. Это овладение теоретическими знаниями происходит в диалоге, дискуссии, в их сознании постоянно функционирует анализ, обобщение, планирование, рефлексия.

Слайд 5

Практическая значимость данного исследования заключается в следующем: -данные исследования могут быть использованы учителями начальных классов при работе по любой программе -материалы опытно – экспериментальной работы могут быть использованы в практике учителя начальных классов.

Слайд 6

Гипотеза исследования заключается в том, что развитие логического мышления на уроках математики в начальной школе при помощи решения заданий неучебного материала будет проходить более эффективно, если учитель: -изучит особенности детей младшего школьного возраста. -изучит, как влияют уроки математики на развитие логического мышления. - рассмотрит теоретические основы развития логического мышления на уроках математики: рассмотрит теории развития мышления у детей, определит роль математики в развитии логического мышления школьников, раскроет сущность логические задачи, применяемых на уроках математики; -исследует методику использования логических задач на уроках математики, а также раскроет различные формы работы с логическими задачами неучебного содержания. -проведет исследования состояния логического мышления у детей при помощи методик, разработанных опытными педагогами.

Слайд 7

Я работаю по методической теме «Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики». Тема является сферой моего методического интереса. Целью работы по данной теме является попытка решить проблемы активизации познавательной деятельности учащихся, воспитания у детей самостоятельности и активности как черт личности, формирование стремления и привычки к трудовому усилию, настойчивости в преодолении трудностей. Одной из важнейших задач , ставлю развитие логики мышления, которая бы позволила детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой; делать вывод, обосновывая свои суждения, и, в конечном счёте, самостоятельно приобретать знания.

Слайд 8

С древнейших времён педагоги ищут способы наилучшего обучения детей. Ставятся задачи определить такие методы технологии, чтобы оно протекало быстро и качественно, с разумными затратами сил учителей и учеников. Испробовано уже многое. Не осталось ни одного более или менее очевидного пути, по которому бы не пытались идти учителя. Известно, что новообразованием младшего школьного возраста выступает логическое мышление. От того, насколько сформированы его элементы у ребёнка, поступающего в школу, будет во многом зависеть успешность обучения в школе, и математики в частности. Учёными указывается, что большое значение в развитии логического мышления детей имеет развитие мыслительных операций.

Слайд 9

Важнейшей задачей математического образования является вооружение учащихся общими приёмами мышления, развитие способности понимать смысл поставленной задачи, умение логически рассуждать. Каждому важно научиться анализировать, отличать гипотезу от факта, отчётливо выражать свои мысли. Большие развивающие возможности в этом плане имеют уроки математики. В современной ситуации обучения математике ставятся задачи, связанные не только вооружением младших школьников математическими знаниями, умениями и навыками, но и развитием познавательных способностей на математическом материале. Большое внимание решению последней задачи уделяют развивающие программы математического образования.

Слайд 10

Математика проникает почти во все области деятельности человека, что положительно сказалось на темпе роста научно-технического прогресса. В связи с этим стало жизненно необходимым усовершенствовать математическую подготовку подрастающего поколения. В качестве развития познавательных процессов при этом используются различные методы и средства. Наиболее эффективным средством развития логического мышления младших школьников выступает игра. Наилучшим образом используются логико-математические игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций.

Слайд 11

В.А. Сухомлинский писал: «…Не обрушивайте на ребёнка лавину знаний… под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги. Открывайте всегда что-то неизведанное, чтобы хотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал». Поэтому обучение, воспитание и развитие ребёнка должны быть непринужденными, осуществляться через свойственные конкретному возрасту виды деятельности и педагогические средства. Таким развивающим средством выступает игра.

Слайд 12

60 + 20 90 + 10 69 + 1 12 – 10 0 + 5 35 – 5 40 - 1 Математический лабиринт

Слайд 13

Половим рыбку?

Слайд 14

В данной игре присутствует и любимый мультфильм детей, и предметы с изображением рыбок(бумажных), на которых написано задание, это для них интересно и увлекательно, и к тому же задания можно заготавливать самые разнообразные, в частности, развивающие логику.

Слайд 15

4о а лас . с 3 ж Разгадывание различных кроссвордов, шарад…

Слайд 17

Развитие мышления и речи решается также в непрерывной связи. При общении детей в игре речь активизируется, развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы. Играя, ребёнок может не только закрепить ранее полученные знания, но и приобретать новые навыки, умения, развивать умственные способности. В этих целях используются специальные на умственное развитие ребёнка игры, насыщенные логическим содержанием. В сюжетно-ролевой, творческой играх отражаются впечатления детей об окружающем мире, понимании происходящих событий и явлений. В огромном количестве игр с правилами запечатлены разнообразные знания, умственные операции, действия, которые дети должны освоить. Освоение это идёт по мере общего умственного развития, вместе с тем в игре это развитие и осуществляется. С помощью дидактической игры детей приучают самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие игры ставят перед детьми задачу рационального использования имеющихся знаний в мыслительных операциях: Находить характерные признаки предметах и явлениях окружающего мира; Сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определённым признакам, делать правильные выводы .

Слайд 18

Можно , например применять задания такого вида: - Что общего у этих предметов? (цветы) - Сгруппируйте их. - Каким способом вы это сделаете? (название цветов, цвет) Дети распределяют цветы по группам, и вот что получается:

Слайд 20

Далее задаются вопросы по сравнению этих предметов, например: - Сколько рядов у вас получилось? - Как называются цветы в первом ряду? - Какого они цвета? Сколько их? -Во втором ряду столько же? - Как называются цветы во втором ряду? (и т.д.)

Слайд 21

Ещё пример группировки предметов, в данном случае предметы уже в группах, учителем задаются вопросы такого характера: - Как называются фигуры, которые вы видите? - Сколько рядов? - Найдите и назовите сходство и различие этих фигур? - Где можно применить в окружающей жизни эти кубики?

Слайд 22

Специальная педагогическая работа по развитию логического мышления младших школьников даёт положительный результат, повышая в целом уровень их способностей к обучению в дальнейшем. В более старшем возрасте никаких принципиально новых интеллектуальных операций в системе мыслительной деятельности человека не происходит. Имеется ряд педагогических исследований (Ш.А. Амонашвили, А.В Белошистая, В.В. Давыдов, Г. Доман, Н.Б. Истомина, М. Монтессори, И.Л. Никольская и др.), доказывающих, что при организации систематического педагогического воздействия на развитие логического мышления соответствующие интеллектуальные операции могут быть сформированы у ребёнка в младшем школьном возрасте. Становление и активизация «сильного мышления» у ребёнка интеллектуализирует его познавательную деятельность, делает её активно-поисковой, формирует творческое и деятельностное отношение к действительности. Ребёнок чувствует себя уверенно в различных отношениях с окружающим миром.

Слайд 23

Роль математики в развитии логического мышления исключительно велика. Причина столь исключительной роли математики в том, что это самая теоретическая наука из всех изучаемых в школе. Выдающийся отечественный математик А.Н. Колмогоров писал: «Математика не просто один из языков. Математика – это язык плюс рассуждения, это как бы язык и логика вместе. Математика – орудие размышления. В ней сконцентрированы результаты точного мышления многих людей. При помощи математики можно связать одно рассуждение за другим, очевидные сложности природы с её странными законами и правилами, каждое из которых допускает отдельное очень подробное объяснение, на самом деле тесно связаны. Таким образом, математика позволяет сформировать определённые формы мышления, необходимые для изучения окружающего нас мира.

Слайд 24

Мышление человека, и в частности школьника, наиболее ярко проявляется при решении задач. Любая мыслительная деятельность начинается с вопроса, который ставит перед собой человек, не имея готового ответа на него. Иногда этот вопрос ставят другие люди, но не всегда акт мышления начинается с формулировки вопроса, на который надо ответить, задачи, которую надо решить, с сознания чего-то неизвестного, что надо понять и уяснить. Человек может мыслить с разной степенью обобщённости, в большей или меньшей степени, опираться в процессе мышления на восприятие, представления или понятия. В устном счёте можно предлагать задачи простые на смекалку и на развитие логического мышления. Вычисления в этих задачах должны быть нетрудоёмкими, чтобы не отнимали много времени на уроке, но заставляли думать. При этом развиваются такие приёмы логического мышления, как синтез, аналогия, сравнение, классификация, обобщении, необходимые для интеллектуального роста каждого ребёнка.

Слайд 25

Из-под ворот видно 8 кошачьих лап. Сколько кошек во дворе? 2. Горело 7 лампочек, 3 из них погасли. Сколько лампочек осталось? Обведи правильный ответ: 7, 3, 4, 0 3. Что тяжелее: 1кг ваты, или 1кг железа? Вата, железо, поровну

Слайд 26

Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними. Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нём отдельных частей, признаков и свойств. Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Анализ и синтез неразрывно связаны, находятся в единстве друг с другом в процессе познания. Анализ и синтез – важнейшие мыслительные операции. Абстракция – это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несуществующих. Абстракция лежит в основе обобщения. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. Процессам абстрагирования и обобщения противоположен вопрос конкретизации. Конкретизация – мыслительный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему. В учебной деятельности конкретизировать – значит привести пример.

Слайд 27

В любой творческой деятельности, в учёбе, в труде, в игре, да и просто в жизни – везде внимание, смышлёность, умение логически мыслить – необходимы человеку, они помогают решать проблемы, находить выход из сложных ситуаций и полезны для здоровья: поддерживают тонус головного мозга, смекалку можно развить, упражняясь в решении занимательных задач, головоломок, разбирая математические игры, шутки и фокусы, то есть любые задания, требующие работы ума.

Слайд 28

Поверни рыбку Переложи три спички так, чтобы рыбка поплыла направо.

Слайд 29

ответ

Слайд 30

Систематическое использование на уроках математики специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Анализ литературы по проблеме развития логического мышления младших школьников на уроках математики позволяет сделать вывод о том, что в начальной школе именно этот предмет является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических.

Слайд 31

Исходя из выше изложенного, при обучении необходимо найти в педагогическом процессе такие условия, которые могли бы в максимальной степени способствовать проявлению самостоятельности и активности мышления учащихся, а также продвижению их в умственном развитии. Важнейшей задачей математического образования является вооружение учащихся общими приёмами мышления, пространственного воображения, развитие способности понимать смысл поставленной задачи, умение логично рассуждать, усвоить навыки алгоритмического мышления. Каждому важно научиться анализировать, отличать гипотезу от факта, отчётливо выражать свои мысли, а с другой стороны развить мысли и интуицию (пространственное представление, способность предвидеть результат и предугадать путь решения). Именно математика предоставляет благоприятные возможности для решения этих задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспекты уроков, доклады на темы самообразования

Открытые уроки по русскому языку и математике, доклады на темы самообразования ...

Тема по самообразованию:"Организация поэтапной работы над словом с непроверяемым написанием как средство развития навыка грамотного письма младших школьников".

- научить младших школьников работать над словами с непроверяемыми написаниями; - развивать наблюдательность, умение находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать вы...

План по самообразованию

Как спланировать работу по самообразованию...

Отчет о работе по теме самообразования. Тема: «Развитие техники чтения у младших школьников»

Отчет  о работе по теме самообразования.Тема: «Развитие техники чтения у младших школьников»...

Самообразование учителя как объект самоуправления. Программа самообразования учителя.

Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи учителя. Такое определение  можно найти в словаре Ожегова. Но когда речь заходит о педагогах, то этот термин тра...

ПРОГРАММА профессионального самообразования учителя начальных классов Наумовой Елены Ивановны на 2012 – 2013 год. Тема самообразования: «Развитие орфографической зоркости младших школьников»

Тема «Развитие орфографической зоркости младших школьников»Разработчик программы учитель начальных классов Наумова Елена Ивановна.Цель программы: обеспечение непрерывного повышения квалифи...

Сообщение на педагогическом совете от 26.03.2015 г. «Проектирование профессионального самообразования педагога» на тему: «Продуктивность процесса самообразования» (практические рекомендации)

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт...