Проектная деятельность в начальных классах
статья

Обобщение педагогического опыта учитеФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа –  проектная деятельность отвечает этим требованиям.

 Особенностью данной технологии является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.ля начальных классов Казаковой Л.Н  по теме " Проектная деятельность в начальной школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta.docx33.49 КБ

Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ "ЛИЦЕЙ №6 ГОРОДА БЛАГОВЕЩЕНСКА"

                    Обобщение педагогического опыта

            учителя начальных классов    Казаковой Л.Н

      по теме « Проектная деятельность в начальных классах»

ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа –  проектная деятельность отвечает этим требованиям.

 Особенностью данной технологии является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.

 Метод проекта как педагогическая технология, включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Он всегда ориентирован на самостоятельную творческую деятельность учащихся, которую он выполняет в течение определённого отрезка времени. Метод проекта в силу своей дидактической сущности позволяет решать задачи формирования творческого мышления и развития УУД.

Прежде чем предложить учащимся выполнить тот или иной проект разрабатываю проект по технологической карте.

                       Технологическая карта проекта

Название проекта

  1. Проблема
  2. Цели и задачи
  3. Продукт проекта
  4. Описание проекта
  5. Предметы
  6. Основополагающие вопросы проекта
  7. Проблемные вопросы проекта
  8. Учебные вопросы проекта
  9. Этапы проекта
  10. Защита проекта
  11. Рефлексия
  12. Материалы для привлечения учащихся к проекту
  13. Критерии оценки проекта
  14. Формирование УУД у учащихся в ходе выполнения проекта
  15. Оформление проекта
  16. Продолжение проекта

Затем вместе с учащимся разрабатываем  проект.

         Работу над проектом начинаю с постановки проблемы по теме урока или внеклассного мероприятия. Помогаю учащимся  выявить проблему путем подводящего или побуждающего диалога.  Учащиеся  предлагают несколько вариантов решения проблемы, в результате обсуждения, находим оптимальный.  В ходе обсуждения дети предлагают выполнить продукт: макеты  или таблица по обобщению темы урока, конференция или  КВН. Формулируем цели и задачи проекта.

На этапе планирования помогаю  учащимся составить план выполнения проекта. Для достижения поставленной цели ученики распределяются на группы.

На этапе «Осуществление деятельности по решению проблемы» учащиеся выполняют запланированные действия самостоятельно или в группе, при необходимости консультируясь с учителем. На этапе презентации результатов дети осуществляют защиту проекта.

 После презентации продукта проекта,  проводим анализ достижений поставленных целей и выясняем причины успехов и неудач.

Считается, что, получив возможность проводить собственные учебные исследования, ребенок сам научится выполнять проекты. Однако  младшие школьники, никаких исследований провести не смогут, если их этому специально не учить. Можно, конечно, попытаться обучать этому в ходе выполнения проекта, но значительно эффективнее в этом плане специальные программы по развитию исследовательских способностей учащихся.

Такой программой является Р.И Сизова, Р.Ф. Селимова «Учусь создавать проект»

Каждое занятие пособия «Учусь создавать проект» помогает детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, знакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией. Тетради помогают расширить кругозор учащихся и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта.

Начиная со 2 класса,  веду кружок «Учусь создавать проект» автор: Р.И Сизова.

Подробнее расскажу, какие виды продукта нами разработаны в ходе выполнения проектов.

  1. Иллюстрирование  стихотворений.

На уроке литературного чтения, работая над стихотворениями, разбиваем текст на смысловые части, к каждой части дети рисуют иллюстрацию, чтобы лучше понять замысел автора. Работая в группах, учащиеся распределяют части стихотворения  и рисуют иллюстрацию к своей части, затем склеивают рисунки. На этапе презентации демонстрируют мультфильм.

Иллюстрируя стихотворения, дети выполняют индивидуальные проекты, изготавливают книжки со своими иллюстрациями.

  1. Изготовление макетов

На уроке технологии, окружающего мира выполняем макеты.

Выполняя макет по определенной теме, ребенок лучше запоминает изученный материал и расширяет свой кругозор, находя дополнительные сведения. Во 2 классе  выполнили макет «Русская изба»  На уроке дети выполняли изделия: русская печь, домовенок, лавка, стол, ухват, лопатка. Обучающиеся изготовили макет избы, расставили выполненные поделки. Изучив дополнительную литературу, дополнили макет новыми предметами быта, на этапе защиты проекта рассказали об этих предметах.

На уроке окружающего мира выполняли макет  « Солнечная система», изучив тему «Природные зоны» выполняли в группах макеты природных зон.

  1. Мини – спектакли

Программа по литературному чтению предполагает раздел «Театр» Обучающиеся изучив литературное произведение, разбивают текст на смысловые части, определяют  характер героев. По изученному произведению пишем мини-сценарий. В группах дети распределяют роли, репетируют, изготавливают декорации. Такая работа дает возможность, проявить каждому ребенку  индивидуальные способности, развивает творчество.

  1. Организация праздников

Во 2классе   по окружающему миру дети выполнили проект «Кукла-оберег». По  литературному чтению изучая произведения устного народного творчества, дети изготовили книжки – малышки со своими сочинениями. Объединив два проекта, провела праздник: « Творим  сами, изучая творчество  русского народа».  Дети демонстрировали    кукол и  рассказывали об их назначении. Демонстрация сопровождалась презентацией. Удивили своим разнообразием книжки – малышки, выполненные в виде снежинки, гармошки,  цветочка. Защищая проекты, дети  читали свои сочинения. Выполняя работы, дети изучали творчество русского народа и развивали свои творческие  навыки.

Традиционными стали новогодние праздники с родителями. Разрабатываем сценарий, изготавливаем декорации, покупаем подарки. В сценарии участвуют не только дети, но и их родители.  На празднике нет скучающих.

Мною был разработан и проведен праздник «День рождения 1 класса»

  1. Выпуск книги «Я помню, я горжусь!»

Приоритетным направлением лицея является патриотическое воспитание обучающихся. Я работаю с классом- кадеты МЧС. К празднованию 9 мая нами был выполнен проект « Я помню, я горжусь!»

  На лицейскую научно- практическую конференцию  Аркадий с родителями собрал материал о родственниках героях ВОВ. На кадетской конференции среди 5- 11 классов, Аркадий выступил со своей работой и занял 1 место. Мы продолжили начинания Аркадия. Дети с родителями собирали материал о своих прабабушках, прадедушках, писали сочинения. Все работы красиво оформили, создали книгу. Наша книга хранится в музее лицея. Презентация книги состоялась на празднике « Мы помним всех поименно!» Дети пели песни, читали стихотворения, рассказывали о своих прабабушках, прадедушках.

 Родители оформили стенд «Я помню, я горжусь!». 9 мая дети и родители  вышли на улицу почтить память героев ВОВ, приняли участие в шествии бессмертного полка.

  1. Выпуск «Лэпбука»

С 2016 года в проектной деятельности применяю  новый вид итога проекта.

Всем известно, что лучше запоминается то, что интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так:

  • чтобы пройденный материал остался в памяти ученика;
  • чтобы он мог научиться пользоваться знаниями, которые получил на уроках;
  • чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по изученной теме?

Одним из способов достижения этой цели образования может стать  создания лэпбука.

 Лэпбук - это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материала, который направлен на развитие у учащегося творческого потенциала, который учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.

На уроках русского языка обобщая изученный материал по темам «Состав слова», «Части речи», « Имя существительное» учащиеся выполняли проекты. Оформляли проекты в форме лэпбука.

Лэпбуки по теме: «Состав слова»

Лэпбуки по теме: «Имя существительное»

Лэпбуки по теме « Части речи»

Работу организую таким образом: предлагаю учащимся выполнить лэпбук по определенной теме. Вместе мы выделяем рубрики лэпбука , дети собирают материал, оформляют в книге с помощью секретиков. С видами секретов мы познакомились на занятиях кружка «Учусь создавать проект».

С учащимися мы выполнили лэпбук по теме: «Безударные гласные в корне слова» , выделили рубрики: часто встречающиеся слова с безударной  гласной, правило, определи безударную гласную, кроссворд, найди меня. Оформление  лэпбука была новогодняя, были  лэпбуки и с другим оформлением.

В процессе создания лэпбука , дети учатся работать с текстом: выделять главное, существенное, учатся работать с научно- познавательной литературой. Прежде чем предложить учащимся самостоятельно выполнять лэпбуки, мы коллективно разрабатываем проект на занятиях кружка.  Л.С Мерзлякова написала замечательную книгу  « Песня о Норском заповеднике» . На уроках внеклассного чтения мы прочитали эту книгу и выполнили лэпбук «Гималайский медведь» .  Прочитали текст о животном, выделили в тексте главное, важное, что можно рассказать о животном: среда обитания, питание, враги, жилище, забота о потомстве, интересное. Оформили лэпбуки и защитили свои работы на кружке.

Для себя я создаю банк проектов, где коротко описываю проект,  заношу данные в таблицу.

В результате работы над проектными заданиями, наблюдая за учащимися,  я  убедилась, что проектное обучение даёт хорошие результаты  воспитания и обучения детей, является условием развития индивидуальных способностей учащихся, формирует у них навыки «всегда быть успешными»,  развивает творческие способности учащихся, подготовку их к реальным условиям жизнедеятельности.

         Именно проектная деятельность позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов, что способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нетрадиционных условиях.     

                                              Банк проект

Предметы

3 класс

                     1класс

           2класс

Русский язык

     «Части речи» урок обобщение.

Проект

« От А до Я»

«Имя существительное»

«Части слова»

«Части речи»

Литературное чтение

«Почему  лиса любимый герой русских народных сказок»

«Иллюстрирование стихотворений»

 Газета «Здравствуй зимушка – зима»

Газета « Прогулки по осеннему лесу»

Математика

« Как люди научились считать»

«Дела и мысли великих людей»

«Цифры»

«Трехзначные числа»

« Где применяется таблица умножения»

Технология

«Перчаточная кукла»

«Старинный замок»

     « Сервиз»

«Изба 19века»

«Аквариум»

«Деревенский двор»

Окружающий мир

«Компас. Определение сторон горизонта»

«Моя родословная»

«Я знаю родной край»

«Птицы зимой»

«Растения и животные Красной книги»

Внеклассная

работа

3 класс

1 класс

2 класс

Осенний  калейдоскоп

«Новогодний КВН»

«Новогодний серпантин»

«Красная гвоздика»

«День рождения первого класса»

«Я помню, я горжусь!»

Квест « Поиск клада»

Индивидуаль

ные проекты

«Традиции православного праздника. Пасха»

«Зачем нам нужны школьные завтраки?»

«Памятники на берегу Амура»

« Мои родственники – герои ВОВ»

                                 

                                   Описание  проектов

«Старинный замок» Целью данного проекта было обучение конструированию, самостоятельное решение конструкторских задач. Выполняя по готовым чертежам основу замка, дети домысливали и доделывали отдельные детали в зависимости от того, кто живёт в замке –дракон, фея или рыцарь. Презентацией проекта стала демонстрация работ и сказочное представление о жителях замка.

Тема: «Я знаю родной край» . При изучении темы «Родной край» у детей возникло много вопросов , а учебного времени на уроке было недостаточно. Поэтому класс решил, работая в группах, лучше изучить природу родного края. Семён Воробьёв выполнил макет рельефа Амурской области, отдельные группы готовили презентации по рекам, полезным ископаемым, животным и растениям области. На классной конференции дети представили результаты своих работ.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Тема: Компас. Определение сторон горизонта. Кроме изучения литературы дети проводили практические занятия, определяя стороны горизонта по сугробам, коре деревьев, солнцу и т.д. результатом проекта стало выступление учеников на школьной научно-практической конференции.

«Перчаточные куклы» На уроке технологии дети смастерили куклы к сказке «Колобок», нарисовали декорации. Показали сказку для родителей и учащихся  2 класса.

Новогодний КВН Новогодний праздник проводился в форме КВНа между родителями и детьми. Сценарий совместно разрабатывался родителями и детьми, ведущими были школьники, сами изготовили костюмы. К участию в празднике были привлечены все. 

«Зачем нужны нам  школьные завтраки» Целью этого проекта стало изучение влияния школьных завтраков на детский организм. Заметив, что часть учащихся отказывается от школьных завтраков, ученики моего класса провели анкетирование о том, чем и как питаются  дети. Изучив школьное меню, мы нашли сведения в различных источниках о полезности тех или иных продуктов. Результаты исследования  представлены на школьной научно – практической конференции, заняли 1 место.

          «Я помню, я горжусь!» Дети с родителями собирали информацию о родственниках- участниках ВОВ. Каждый участник проекта оформил информацию на странице книги « Я помню, я горжусь!» Творческая группа родителей и учащихся создали книгу: подобрали оформление , ламинировали и брошюровали страницы. Заключительным этапом проекта стала презентация книги на празднике « Помним всех поименно!». Дети декламировали стихотворения , пели песни, исполнили « Вальс Победы». Основным этапом праздника стали выступления учащихся о своих прадедушках. Выступления учащихся сопровождались презентацией.

 К празднику 9 мая родители оформили стенд « Я помню, я горжусь!». Учащиеся на уроках технологии выполнили открытки и поздравили ветеранов. Участники проекта приняли участие в шествии «Бессмертного полка».  

«Иллюстрирование стихотворений»

Одним из видов проекта является иллюстрирование стихотворений. Работая в  группах на уроке, дети разбили стихотворение на смысловые части, к каждой части нарисовали рисунок. Рисунки склеили в определенной последовательности - получился мультфильм.

«Красная гвоздика»

В сети интернета на сайте «Красная гвоздика» размещены конкурсы, акции посвященные празднику 9 мая. Дети приняли участие в акции «Красная гвоздика». На уроках технологии сделали гвоздики. 8 мая поздравили ветеранов с праздником «Победы» .

Книжка – малышка  « Загадки, потешки, небылицы»

На уроках литературного чтения изучая раздел «Устное народное творчество», дети сочиняли загадки, писали сказки. Свои творческие работы оформили в книжке – малышке.

Квест « Поиск клада на необитаемом острове»

« Изба 19 века»

На уроке технологии дети выполняли предметы быта крестьян 19 века: скамья, стол, половик, печь. Из цветных ниток  изготовили  домовенка. Самостоятельно смастерили  макет избы и дополнили предметами быта. На защите проекта  дети рассказали о значении этих предметов.

«День рождения первого класса»

Родители учащихся активно участвуют во всех внеклассных мероприятиях.

Творческая группа разработала сценарий «День рождения первого класса». На собрании были распределены обязанности между участниками проекта. Интересный   сюжет мероприятия позволил учащимся  в процессе путешествия на корабле «Дружба», останавливаясь на островах, собрать правила дружного коллектива.

« Птицы зимой»

С наступлением зимы птицам голодно. Дети дома развешивали кормушки. Вели дневники наблюдения, в которых фиксировали какие птицы, прилетают к кормушке, чем любят лакомиться зимние гости. Приняли участие в городском конкурсе «Лучшая кормушка для птиц»

«Кукла – оберег»

На уроках окружающего мира дети выполнили проект «Кукла – оберег». Дети с родителями изготавливали куклы, изучали  роль кукол в жизни крестьян.

« Мои родственники – герои ВОВ»

 На школьную научно – практическую конференцию Шеломенцев Аркадий представил работу о своих родственниках – героях войны. Аркадий с родителями собрали информацию о прадедушках, прабабушке из разных источников.  Создали семейный архив и выпустили буклет « Пути поиска информации о родственниках – героях ВОВ»

Комиссия по достоинству оценила работу Аркадия: на школьной конференции Аркадий стал призером, на кадетской конференции победителем.

В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС) учителю приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям обучения.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность учащихся начальных классов.

Что такое метод проектов, виды проектов, этапы....

Проектная деятельность в начальных классах в урочное и неурочное время

Проекты в младших классах – это, конечно, трудно и проблематично, т.к. дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно. Речь идет не о полноценных проектах, выполненных...

Проектная деятельность в начальных классах в урочное и неурочное время

Проекты в младших классах – это, конечно, трудно и проблематично, т.к. дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно. Речь идет не о полноценных проектах, выполненных...

Методическая разработка по теме"Проектная деятельность в начальных классах"

В этой работе рассмотрены узловые моменты организации и проведении проектной работы с учениками начальных классов....

Мастер-класс "Проектная деятельность в начальных классах"

Мастер-класс на тему "Проектная деятельность в начальной школе"...

Выступление на заседании городского методического объединения учителей начальных классов по теме: «Проектная деятельность в начальных классах в рамках ФГОС»

В основе ФГОС лежит системно- деятельностный подход, предполагающий собственную деятельность каждого ученика, что является неотъемлемой частью любого проекта....