Движение учащихся по инивидуальному маршруту как фактор развития образовательных компетенций
презентация к уроку

Движение учащихся по индивидуальному маршруту как фактор развития образовательных компетенций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Движение учащихся по инивидуальному маршруту как фактор развития образовательных компетенций

                                                                                                                       Иванова М.С.

Индивидуальные образовательные маршруты – это технология будущего, которая способствует самореализации обучающихся, и направлена на формирование и развитие широко образованной, социально адаптивной, творческой личности.

ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий обучаться как с опережением, так и ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а значит повысить уровень учебной мотивации.

Процесс движения учащихся по индивидуальному маршруту обеспечивает становление и развитие образовательных компетенций на уровне каждого учащегося при условии использования в процессе реализации маршрута:

  • возможностей для выбора учащимися уровня освоенияучебного содержания в соответствии с особенностями и потребностями учащихся;
  • образовательных технологий, обеспечивающих активную позицию ученика при взаимодействии с информацией и окружающим миром; 
  • мониторинговая системы оценивания результатов обучения.

При выстраивании ИОМ для каждого обучающегося с проблемами в развитии необходимо учитывать следующие принципы:

1) систематическая диагностика;

2) индивидуальный подбор педагогических технологий;

3) контроль и корректировка;

4) систематические наблюдения;

5) пошаговая фиксация.

Развитие школьника может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога - предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор.

Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:

  • особенностями, интересами и потребностями самого ученика и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
  • профессионализмом педагогического коллектива; 
  • возможностями школы удовлетворить образовательные потребности учащихся;
  • возможностями материально-технической базы школы. 

Логическая структура проектирования ИОМ включает в себя следующие этапы: 

  • постановка образовательной цели (индивидуальный выбор цели предпрофильной подготовки),

-  самоанализ, рефлексия (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями (например, требованиям профиля);

  • выбор пути (вариантов) реализации поставленной цели,
  • конкретизация цели (выбор курсов, факультативов),
  • оформление маршрутного листа.

Базовыми школами были апробированы различные варианты оформления индивидуального образовательного маршрута. Рассмотрим один из вариантов ИОМ

ИОМ (индивидуально-образовательный маршрут)

 ученика (цы) __ класса (фамилия, имя ученика) учитель______________________

Цель: ликвидация пробелов по предмету _____________________

Индивидуально-образовательный маршрут

 ученика (цы) __ класса (фамилия, имя ученика) учитель______________________

Цель: ликвидация пробелов по предмету _____________________

Тема

ЗУН

ОУУН

Задания, способы работы

Сроки

Форма контроля

Отметка о выполнении

 

 

 

 

 

 

 

Родители (ознакомлены): _____________ Классный руководитель: _______________

Выбор индивидуального образовательного маршрута основывается на согласовании предложений всех заинтересованных сторон (учащегося, родителей, педагогов, психологов) и определяется:

  уровнем готовности учащегося к обучению по данному образовательному маршруту;

  здоровьем и психическим состоянием учащегося;

  потребностями учащегося;

  социальным запросом (пожеланиями родителей в выборе направления обучения).

Коррекционный этап предполагает работу учителя, ученика и родителей непосредственно по ИОМ, где определены темы для ликвидации пробелов, указано, какие знания, умения, навыки приобретёт ребёнок в результате освоения данной темы, а также какие ОУУН (общеучебные умения и навыки) ему необходимы. 

Способы работы с учеником разнообразны: индивидуальные задания, организация парной и групповой работы, работа с консультантами, выбор “своего” домашнего задания, темы творческой работы. 

Формы контроля усвоения знаний учитель выбирает в соответствии с индивидуальными и личностными особенностями ребёнка.

В результате ликвидации пробелов в ЗУН ученика учитель выставляет отметку о выполнении и знакомит с ней родителей ребёнка, которые подписывают лист ИОМ (индивидуально-образовательного маршрута).

Все дети разные, поэтому на уроках можно использовать личностно-ориентированный подход в обучении, который проявляется через такие аспекты, как:

* Формирование содержания материала в большие модули и блоки, что позволяет увеличить время на самостоятельную работу учащихся;

* Использование в работе взаимо- и самоконтроля;

* Использование методик, при которых учащиеся составляют опорные конспекты;

* Организация индивидуальной работы с отдельными учащимися на фоне самостоятельно работающего класса или групп;

* Индивидуализация домашнего задания;

* Использование проектных технологий;

* Организация работы учащихся в группах как на уроке, так и дома;

* Организация исследовательского эксперимента;

* Формирование индивидуальных маршрутов обучения как сильных, так и слабых учащихся;

* Постановка проблемы и поиск ее решения (проблемный метод);

* Организация самостоятельной поисковой деятельности школьников посредством постепенного усложнения заданий от репродуктивных до творческих.

В результате работы с индивидуально-образовательными маршрутами:

•     реализуется  положительная динамика качества обучения в классе

•     повышается  уровень предметных и метапредметных результатов

•     повышается уровень самооценки учебно-познавательной деятельности

•     увеличивается  число учащихся – победителей конкурсов и олимпиад

Любой ученик, какой бы он не был, одаренный или нет, способен найти, создать или предложить свой вариант решения любой задачи, относящейся к  собственному обучению.

         На мой взгляд  обеспечение в школе реализации индивидуально-образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования

                                                                                                                                         ПРИЛОЖЕНИЕ

1.Рекомендации по профилактике трудностей в обучении у детей с низким уровнем учебной мотивации.

      1.При выборе способов индивидуального подхода к учащимся следует опираться на знание их личностных особенностей.

      2.Расширять и осваивать разные приемы развития познавательных интересов детей.

      3.Замечать даже небольшие успехи и достижения учащихся с низкой учебной мотивацией к учебе, но не подчеркивать это как нечто неожиданное.

      4.Обеспечит на занятиях преобладание положительных эмоций, позитивного восприятия учебной ситуации и учебной деятельности, атмосферы доброжелательности.

      5.Укреплять в себе позиции непротивопоставления себя и более успешных учеников слабоуспевающему школьнику.

      6.Замечания педагога должны быть лишены отрицательной эмоциональной окраски и осуждения. Подвергать критике нужно только конкретные действия ученика. Не задевая его личность.

      7.Следует помнить, что чрезмерные напористость и активность воздействия учителя истощает запас нервно – психологической прочности ребенка (особенно если он чувствителен, менее вынослив, психически  неуравновешен) и вынуждают его защищаться. Детские (незрелые) способы самозащиты включают в себя негативизм, стремление к освобождению от старших, конфликтность и блокировку самопонимания.

2. Рекомендации по планированию работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.

       Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:

  • Пропуски занятий по болезни;
  • Слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;
  • Задержка психического развития. Часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в отсутствие классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;
  • Педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе   и др.;
  • Прогулы.

      Важно, чтобы в первую очередь классный руководитель знал, почему ученик не усваивает учебную программу, как ему помочь в этом деле. Установить конкретно причины неуспеваемости классному руководителю должны помочь школьные узкие специалисты (врач, психолог, логопед, социальный педагог), родители ученика, он сам и его одноклассники. Учителя при беседе с классным руководителем узнают эту информацию от него и используют в работе.

3.План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.

1.Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.

Цель: а) Определение фактического уровня знаний детей.

           б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации

2.Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом, врачом, встречи с отдельными родителями и, особенно, в ходе беседы с самим учеником.

3.Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть.

4.Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока.

5.Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учеников класса. 

В повседневной работе удобно использовать таблицы требований по отдельным темам и общему разделу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Движения учащихся по индивидуальному маршруту как фактор развития образовательных компетенций Иванова Марина Сергеевна , Заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ №127 с углубленным изучением английского языка Санкт-петербурга

Слайд 2

Для чего нужны образовательные маршруты? Практика внедрения ИОМ предусмотрена ФГОС И первоочередная задача таких маршрутов- профильная направленность .

Слайд 3

Необходимость организации индивидуального образовательного маршрута ИОМ - специфический метод индивидуального обучения , помога-ющий обучаться как с опережением , так и ликвидировать пробелы в знаниях , умениях , навыках учащихся , овладеть ключевыми образователь-ными технологиями , осуществить психолого-педагогическую поддержку ребенка , а значит повысить уровень учебной мотивации.

Слайд 4

Значение индивидуального образовательного маршрута для учащегося Процесс движения учащихся по ИОМ обеспечивает становление и развитие образовательных компетенций на уровне каждого обучающегося при условии использования в процессе реализации маршрута : возможностей для выбора обучающимися уровня освоения учебного содержания в соответствии с особенностями и потребностямиучащихся -образовательных технологий , обеспечивающих активную позицию ученика при взаимодействии с информацией и окружающим миром - мониторинговой системы оценивания результатов обучения

Слайд 5

Какие виды маршрутов уже известны и успешно применяются в педагогической практике? для детей с ослабленным здоровьем ; для слабоуспевающих ; для одаренных учащихся с индивидуальными особенностями характера ; для детей , опережающих развитие

Слайд 6

Значение индивидуального образовательного маршрута для учащегося Ученик: приобретает способность ставить собственные цели; выбирает пути и способы их достижения; работает в индивидуальном темпе; осваивает учебное содержание на оптимальном индивидуальном уровне сложности; принимает активное участие в обсуждении проблем и пути их решения, использует интернет, литературное наследие Вывод: Это способствует более успешному формированию ключевых компетентностей

Слайд 7

Информационно-коммуникативная компетенция Умеет слушать собеседника, проявляет уважение и терпимость к чужому мнению; грамотно, в культурной форме высказывает своё мнение, разрешает конфликты в общении, находит оптимальный выход из них. Умеет анализировать и планировать свою деятельность. Самостоятельно находит, систематизирует, оценивает необходимую информацию. Активно использует для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники в т.ч. интернет-ресурсы. Уверенно владеет навыками самопрезентации .

Слайд 8

Принципы выстраивания ИОМ систематическая диагностика индивидуальный подбор педагогических технологий контроль и корректировка систематические наблюдения пошаговая фиксация

Слайд 9

Организация педагогом индивидуального образовательного маршрута Основная задача педагога: Провести диагностику уровня развития учащегося: Предложить ему весь спектр возможностей, в соответствии с его потребностями, интересами. Выбор ИОМ определяется комплексом факторов: особенностями, интересами и потребностями самого ребенка и его родителей в достижении необходимого образовательного результата; возможностями удовлетворить образовательные потребности одаренной личности; ресурсными возможностями

Слайд 10

Примерный алгоритм введения ИОМ 1 Информационный этап Учитель организует беседу с детьми и родителями , в ходе которой объясняет суть , цели и возможности индивидуальных маршрутов . На данном этапе ученик фиксирует , что он должен знать им уметь к концу прохождения маршрута . 2 Диагностика и выбор методов

Слайд 11

Примерный алгоритм введения ИОМ 3 Определение целей и задач ИОМ 4 Составление ИОМ Теперь важен вопрос : «Как я буду двигаться к выполнению цели ? » В маршруте указываются цели , которые нужно достичь , способы реализации , источники получения знаний , сроки для каждой задачи в отдельности , способ контроля и итоговые результаты .

Слайд 12

Примерный алгоритм введения ИОМ 5 Итоговый этап После завершения прохождения учеником ИОМ обязательно проводится итоговая аттестация . Здесь важно не только оценить знания ребенка и уровень егот умений и навыков , но и определить , насколько успешным было прохождение ИОМ , уложился ли он в срок , с какими трудностями ребенок столкнулся , что ему необходимо доработать .

Слайд 13

ИОМ- примеры и образцы 1 Индивидуальный образовательный маршрут ученика младших классов Цель : устранение пробелов по теме «Существительное» тема подтема УУД Источники информации Виды работ сроки Вид контроля самооценка Оценка учителя Имя существительное 1определение имени существительного Учебник Консультация учителя Консультация одноклассника 1 чтение учебника 2заучивание опре деления 3-4 октября Устный ответ 2 роль имени существительногов предложении Учебник Урок Информация из интернета 1 чтение учебника 2выполнение упр 3 дополн занятие 4-5 октября тест Подпись родителей : Подпись учителя :

Слайд 14

Возможные формы занятий для одаренных учеников , занимающихся по ИОМ Игра. Беседа. Экскурсия. Бенефис. Наблюдение. Практическое занятие. Размышление. Тренинг. Творческая мастерская. Творческий отчет. Эксперимент. Беседа эвристическая. Круиз. Мозговой штурм. «Фабрика». Занятие-погружение.

Слайд 15

Рекомендации Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо. Не давайте прямых инструкций, относительно, чем они должны заниматься. Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно. Научите ребенка прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов. Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуаций.

Слайд 16

индивидуальный образовательный маршрут учащихся. Его значение для педагога Постоянное самосовершенствование Поиск новых решений Тесный контакт с семьёй учащегося Постоянно быть в роли навигатора , корректора, единомышленника, друга… Педагогу необходимо быть успешным. Интересным детям, всем: и одарённым, и которые не одарённые, но и другие…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компетентностно-ориентированных заданий как фактор развития компетенций младших школьников

Мы учим не для школы, а для жизни.  Не просто дать  знания, а научит учиться - вот наша задача. Научить ориентироваться в непростом реальном мире можно, выполняя практические, жизненные зада...

Проектная деятельность учителя как условие развития образовательных компетенций учащихся

В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача, подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе. В мире,  в котором ускоряется пр...

Инновационный проект «Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с низкими учебными возможностями».

Инновционный проект «Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с низкими учебными возможностями» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом началь...

Факторы развития орфографической зоркости учащихся начальной школы в рамках образовательной модели «Начальная школа XXI века»

Всем учителям начальных классов знакома проблема обучения грамотному письму своих подопечных. Справиться с ней бывает нелегко....

«Успех как фактор развития личностных компетенций школьника»

Сборник           материалов  второй  международной научно-практической конференции « Дети, молодежь и окружающая среда: здоровье, образован...

Развитие коммуникативных компетенций у учащихся средствами современных образовательных технологий

Основная задача иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции т.е. способностей и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение. Для реализации этого...