Нетрадиционные формы работы учителя с родителями
статья

Кремис Лилия Анатольевна

Нетрадиционные формы работы учителя с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_formy_raboty_uchitelya_s_roditelyami.docx44.81 КБ

Предварительный просмотр:


Нетрадиционные формы работы учителя с родителями

         
Родители и педагоги - две мощные силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. В обеих сторон есть свои преимущества, своя специфика, и противопоставлять их не следует. Одной из актуальных проблем в работе каждого классного руководителя становится обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) по вопросам развития и образования детей. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и школы, новых (инновационных) форм взаимодействия с семьей. Основные усилия педагогического коллектива должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей.         Одной из основных форм работы по педагогическому образованию семьи является родительское собрание, которые концентрируют в себе весь комплекс психологопедагогичнои взаимодействия школы и семьи. Однако на формальное проведение встреч в виде отчетов и обучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне очевидно.

         Выход из этого положения я вижу в изменении форм и методов проведения родительских собраний, в основе которых лежит дискуссионная форма их проведения.

         Родительское собрание является важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика, средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Это не просто форма связи семьи и школы, это университет важной педагогической информации.

Цели родительских собраний:

1) ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса в школе (характеристика учебных программ, рассказ о внеурочные мероприятия, факультативы, кружки и т.п.);

2) повышение педагогической культуры родителей, пополнение их знаний по вопросам воспитания ребенка в семье и школе (например, об особенностях конкретного возраста, условия успешного взаимодействия с детьми, способы подплоння определенных проблем и т.д.);

     3)  содействие сплочению родительского коллектива,  привлечение родителей к     активному сотрудничеству с детьми,  классным руководителем, школой, и, конечно же, между собой (конкурсы, экскурсии, походы и т.д.);

     4)  выработка единых требований к воспитанию детей в семье и школе, что способствует не только гармоничному развитию детей, но и сохранению авторитета обеих сторон в глазах ребенка.
Интерактивные формы проведения тематических родительских.

Собраний Родительское собрание - это, в первую очередь, обучение родителей быть ими с помощью теории и практики. Совершенно очевидно, что традиционные формы проведения родительских собраний уже не актуальны. Необходимо включать родителей к обсуждению проблем, превращая их в субъекты собственной деятельности по поиску вариантов их решения.           
На собрании решается целый ряд задач, возникающих в процессе учебно-воспитательной работы, вопросов, поставленных жизнью на каждом конкретном этапе деятельности учителя и родителей, развитие учебных навыков. И чем разнообразнее и интереснее будут формы общения педагогов и родителей, тем больше положительных результатов принесут родительские собрания. В этом сборнике я хочу остановиться на нетрадиционных формах сотрудничества с родителями учащихся.

              К нетрадиционным формам работы с родителями можно отнести родительские встречи, тренинги, ринги, родительские чтения и вечера и тому подобное.

Родительское собрание-презентация (мастер-класс)

           Многие семьи будут рады презентовать свои традиции, умения, достижения.

Родительское собрание могут стать прекрасной площадкой для таких презентаций и обмена опытом в вопросах воспитания детей. Данная форма школьных сборов побуждает родителей к анализу собственных достижений и неудач, соотношением их с теми способами или воспитательными приемами, которые эффективно используют другие родители.
«Вечера вопросов и ответов»

Предварительно родителям дается задание продумать, сформулировать наиболее волнующие их вопросы по заданной теме. В ходе обсуждения их со специалистами, другими родителями подобрать оптимальные пути их решения.

 Родительское собрание игра «Аукцион»

 Почему бы не провести собрание (или их часть) в форме аукциона? В качестве лотов - полезные советы родителей по теме встречи. Каждая рекомендация оценивается другими родителями с помощью фишек. Советы, которые получили максимальное количество фишек, размещаются на стенде (доске), посвященном взаимодействию семьи и школы.

Родительское собрание-конференция

         За две недели до проведения собрания родители знакомятся с их темой и получают необходимые методические материалы. А некоторые из них – и определенную задачу (провести тематическое исследование или опрос), результаты которого на собрании будут обсуждаться с разных позиций. Как вариант - педагог может предложить одним родителям прокомментировать высказывания по теме собрания, а другим - обсудить ответы, поделиться своими мыслями по этому вопросу. Задача педагога - выступить в роли ведущего, осветить суть темы и направлять диалог в нужное русло.

Родительское собрание в форме ток-шоу

    Чтобы провести ток-шоу по определенной теме, нужно пригласить на собрание соответствующих специалистов, педагогов-предметников. На таком собрании можно услышать ответы на вопросы, узнать разные точки зрения на одну проблему и обсудить возможные пути ее решения. После собрания родителям должна быть предоставлена ​​возможность получения индивидуальной консультации.

     Сборы в игровой форме можно проводить вместе с детьми. На таком мероприятии могут выставляться подготовленные учениками спектакли, постановки, программы. Игровое взаимодействие родителей и детей в различных видах деятельности дарит бесценный опыт партнерских отношений.

  Выездные родительские собрания (в форме экскурсии или похода)

     Интересной и достаточно новой формой работы с родителями являются родительские вечера, которые можно проводить в классе 2-3 раза в год без присутствия детей.

 Родительский вечер - это праздник общения с родителями друзей твоего ребенка, это

праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребенка. Непринужденная праздничная атмосфера, душевность, отсутствие назидательности, добрый юмор и желание поделиться своим опытом способствуют тому, что родители достаточно откровенно говорят о своих проблемах, спрашивают совета, предлагают помощь и поддержку тем, кто в ней нуждается.


 Родительские вечера помогают более тепло и сердечно пережить обиды и огорчения, посмотреть на наболевшие проблемы в воспитании ребенка спокойно. Это возможность найти единомышленников и помощников по воспитанию детей и формированию детского коллектива. С помощью организации таких встреч можно решить еще очень великуморальну проблему родительских коллективов. Эта проблема заключается в учебном соперничестве детей. Чаще всего такое соперничество поощряется семьей, что приводит к конфликтным ситуациям между детьми и их родителями. Родительские вечера сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность в отношениях детей и взрослых.

 Родительские тренинги - это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать общение более открытым и понимают необходимость получения новых знаний и умений в воспитании собственного ребенка.

          В родительских тренингах должны участвовать по возможности оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставят себя ждать. Такой тренинг называется тренингом родительской эффективности.

    Кроме тренингов с учащимися и их родителями, хорошей формой просвещения родителей является родительский ринг.

        Родительские ринги - одна из дискуссионных форм сплочения родительского коллектива. Многие родители уже в начальной школе проявляют категоричность выводов по многим вопросам воспитания детей, совершенно не учитывая возможностей и способностей своего ребенка, уровень его реального учебного потенциала. Некоторые из родителей считают, что их методы воспитания лучшие и единственные и не подлежат сомнению или коррекции со стороны педагога.

     Родительский ринг проводится с той целью, чтобы большинство родителей могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так. Родительский ринг готовится в виде ответов на самые актуальные вопросы педагогической и психологической науки. Вопросы выбирают сами родители. Они могут сделать свой выбор еще в начале учебного года. Перечень проблемных вопросов для участия в ринге родители получают на первом родительском собрании. В ходе проведения ринге с одного и того же вопроса ведут полемику несколько семей. В них могут быть разные позиции, разные мнения. Другая часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами или просто слудкують за тем, что происходит.

        Экспертами в родительских рингах могут выступать молодые педагоги, работающие в школе, а также ученики-старшеклассники, у которых уже не за горами приобретение родительского опыта. Последнее слово в ходе ринга остается за специалистами, которые необходимо приглашать для участия во встрече, или классным руководителем, который может привести веские аргументы из жизни классного коллектива в защиту определенной позиции.

Собрание - «Мини проекты» - родительские собрания можно провести совместно с детьми. На таком собрании можно провести совместную работу по созданию мини-проекта. Например, по теме «В здоровой семье - здоровые дети», в каждой группе присутствуют и родители и дети, группе дается конкретная задача, например, 1-я группа - составляет режим дня для своей семьи, 2-я группа - разрабатывает сбалансированное меню, третья группа отвечает за «личную гигиену», четвертая группа - говорит о влиянии спорта на здоровый образ жизни, пятая группа - о негативном влиянии телевизора, компьютера, планшетов и мобильных телефонов. Под конец собрания выстраивается общий «мини - проект».

   
Об эффективности проводимой работы с родителями свидетельствуют:

- проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;

 - возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;

- ответы родителей на свои же вопросы; приведение примеров из собственного опыта;

- увеличение количества вопросов к педагогу, касающиеся личности ребенка, его внутреннего мира;

- стремление взрослых к индивидуальным контактов с педагогом;

 - размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитание 

- повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и

 обсуждение дискуссионных вопросов.

       Это и есть подтверждение того, что данная методика себя полностью оправдывает и достойна более широкого применения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Нетрадиционные формы работы с родителями".(из опыта)

Я с удовольствием предлагает вашему вниманию статью, в которой познакомит вас с нетрадиционными формами работы с  родителями. Данный материал будет полезен и педагогам, и родителям....

Нетрадиционные формы работы с родителями учащихся начальной школы

Семья – это сказочная пена морская, из которой рождается красота, и если нет таинственных сил, рождающих эту творческую красоту, функция школы, - по словам В.А. Сущинского, - всегда будет сводит...

Нетрадиционные формы работы с родителями. " Я с бабушкой своей дружу давным - давно"

Воспитать в детях любовь, заботу, уважение к старшему поколению - одна из главных задач работы педагогов Специальной (коррекционной) начальной школы – детский сад I, V вида. Хочу поделиться опыт...

Нетрадиционные формы работы с родителями младших школьников.

Повысить уровень родительской компетентности;Гармонизировать семейные и родительско-детские отношения;Повысить ответственность родителей за судьбу ребенка....