«Проблемно-диалогическое обучение в условиях реализации ФГОСНОО».
статья

Кудрявцева Наталья Юрьевна

Проблемно-диалогическая технология принципиально меняет роль учащегося на уроке. Ученик активно участвует в каждом шаге обучения: принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок. Свобода выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. Повышается познавательная мотивация учащихся, уровень развития психических процессов: памяти, внимания, мышления, творческих способностей, уровень развития компонентов учебной деятельности и в целом – повышается качество освоения образовательных программ учащимися.

Проблемно-диалогический урок обеспечивает более качественное усвоение знаний, он приучает детей творчески мыслить, развивает их интеллектуальные способности и активность, так как для диалога с учителем ученику нужны и смелость, и решительность. Кроме того, в работу включается практически весь класс, что гарантирует усвоение нового материала большинством учеников. При выходе из проблемной ситуации учитель побуждает ребят осознать противоречие и сформулировать проблему, в результате развиваются творческие способности и, конечно, речь. Таким образом, проблемный диалог сначала накрывает ученика волной интереса к новому материалу, а затем дарит ему острую радость самостоятельного открытия знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon problemno_dialogovoe_obuchenie.pdf1.66 МБ
Файл 1_model_pdt.docx14 КБ
Файл 2_plan.docx27.13 КБ
Файл 3_kriterii.docx21.24 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Модель технологии

формирование УУД с помощью применения технологии проблемно - диалогового обучения на уроках  (математики).

Образовательный мониторинг НОО

«Итоговые комплексные работы».

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

Выявление уровня обученности учащихся, сформированности УУД по предмету.

1.Проанализировать научно – методическую литературу по проблеме и определить теоретические основы проблемного обучения

2.Организация учебного процесса с помощью технологии проблемно – диалоговое обучение.

а) Систематизировать приёмы организации проблемного обучения на уроках математики.

б) Разработать материал для уроков с элементами проблемного обучения и составить подборку проблемных заданий (на основе курса математики Л.Г.Петерсон).

в) Экспериментально апробировать эти уроки и проблемные задания.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Технологизация учебного процесса

Анализ итоговой комплексной работы        

Мониторинг уровня сформированности УУД,

РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ  КОМПОНЕНТ

Итоговая комплексная работа



Предварительный просмотр:

Перспективный план создания и реализации технологии «Проблемно – диалоговое обучение»  в образовательном процессе.

Обоснование: В своей практике технологию «Проблемно – диалогового обучения» я использую на каждом предмете. Эффективность данной технологии я предполагаю апробировать на уроках математике. Каждый урок начинается с «Самоопределения» к деятельности, учащиеся сталкиваются с проблемой, ставят цель урока для её решения. При планировании экспериментальных уроков с элементами проблемного обучения и проблемными заданиями, 1/3 уроков отводится на самостоятельные и контрольные работы. Самостоятельные работы носят обучающий характер. Их цель - выявить и своевременно устранить имеющиеся пробелы в знаниях. Оценку за самостоятельные работы рекомендуется выставлять после исправления возможных ошибок. Главный критерий оценки самостоятельных работ – качество работы ребёнка над собой. В процессе деятельности учащихся я наблюдаю эффективность «Проблемно – диалогового обучения». Учащиеся при самостоятельной работе проводят исследовательскую деятельность, сталкиваются с проблемами, в диалоге (обсуждении) с учителем, одноклассниками  приходят к успешному решению проблемы. Технология «Проблемно – диалогового обучения» помогает ребёнку работать над собой, преодолевать трудности, поверить в свои силы. Эффективные методы и приёмы  «ПДО»  направленные на тренировку метапредметных универсальных действий и формирование главного умения – научиться учить себя.

Этапы.

Характеристика деятельности.

Мероприятия по времени.

Дата проведения

Тема

  1. Подготовительный этап

  • Провести входную педагогическую диагностику у учащихся
  • Сделать выводы, выявить пробелы

Сентябрь 201. – 201. .уч.год.

Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2; 3 класс   / Логинова О.Б., Яковлева С.Г. / Под ред. О.Б. Логиновой. – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2012.: - (Стандарты второго поколения).

  1. Теоретический этап

  • Изучить литературу по теме ПДО.
  • Изучить структуру проблемно – диалогического урока в начальной школе
  • Разработать материал для уроков с элементами проблемного диалогового обучения и составить подборку проблемных- диалоговых заданий (на основе курса математики Л.Г.Петерсон).

В течение  201. – 201. года.

Технология «Проблемно – диалогового обучения»

  1. Практический этап

  • Провести промежуточную диагностику

  • Организация учебного процесса с помощью технологии проблемно – диалоговое обучение.
  • Экспериментально апробировать  уроки с элементами проблемного обучения и проблемные задания.
  • Провести итоговую диагностику и комплексную работу
  • Подвести итоги (Мониторинг сформированности УУД), сделать выводы.

Январь 201. – 201. .уч.год.

В течение учебного 201.- 201. года.

В течение учебного 201.- 201. года.

Апрель 201. – 201. учебный год.

Май  201. – 201. учебный год

Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2; 3 класс   / Логинова О.Б., Яковлева С.Г. / Под ред. О.Б. Логиновой. – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2012.: - (Стандарты второго поколения).

Календарно-тематическое планирование.

Математика.  3 класс.

136 часов (4 часа в неделю).

Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2; 3 класс   / Логинова О.Б., Яковлева С.Г. / Под ред. О.Б. Логиновой. – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2012.: - (Стандарты второго поколения).



Предварительный просмотр:

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ: формирование УУД с помощью применения технологии проблемно - диалогового обучения на уроках  (математики).

Личностные универсальные учебные действия предполагают самоопределение ученика к деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия предполагают умения выбирать цель деятельности, действовать по плану, сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки, проверять и оценивать результат.

Познавательные универсальные учебные действия  включают в себя  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск путей и способов достижения цели.

Коммуникативные учебные действия  предполагают сотрудничество с учителем и сверстниками; умение оценить действие партнера.

Учащиеся учатся ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей, осваивают структуру учебной деятельности в ее целостности.

  • на этапе актуализации опорных знаний и фиксации затруднений в деятельности у детей формируется умение фиксировать затруднение в индивидуальной деятельности;
  • на этапах постановки учебной задачи и фиксации затруднения в деятельности они выделяют существенные признаки явлений действительности, устанавливают причинно-следственные связи, определяют цели и задачи собственной учебной деятельности, выбирают средства и способы реализации целей, выдвигают и проверяют гипотезы, осваивают навыки коммуникации, принятия решений и работы с информацией, систематизируют и обобщают;
  • на этапе первичного закрепления во внешней речи они взаимодействуют с другими людьми в достижении поставленных общих целей, формулируют собственную позицию, осваивают навыки решения проблем;
  • на этапе «Самостоятельная работа с проверкой по эталону» проводят самоконтроль, а на этапе рефлексии − самооценку достигнутых результатов.

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

КРИТЕРИИ

ПОКАЗАТЕЛИ

Самостоятельная работа.

Оценка за самостоятельные работы ставится только после того, как проведена работа над ошибками. Оценивается не только то, что ребенок успел сделать во время урока, но и то, как он поработал для успешного усвоения материала.

 

Контрольная работа.

Контроль знаний.

«3» - не менее 50 % работы;

«4» - не мене 75 % работы;

«5» - работа содержит не более двух недочетов.

   

Комплексная работа.

            Итоговая диагностика проводится по серии  Стандарты второго поколения. «Итоговые комплексные работы.Мои достижения». О.Б.Логинова.С.Г.Яковлева.

Для успешного проведения итоговой диагностики  работа ведётся в течение всего учебного года. Готовимся к мониторингу учебных достижений в новой форме  - Комплексные работы для младших школьников. Учителя начальной школы используют технологию «Смысловое чтение, работа с текстом», в которой заявлено 3 группы читательских умений(1.поиск, понимание; 2.преобразование интерпретация; 3.оценка).

Уровни успешности: необходимый, программный, максимальный.

Мини: отметка за продуктивные решения; самооценка ученика + в диалоге с учителем.

Макс: таблица требований в дневниках учащихся; текущие отметки могут выставляться по желанию учащихся, тематические – обязательны для всех.

Оценивание многобалльное, отдельно по уровням.

Результаты учащихся складываются в целостную картину по классу, определяются рейтинги умений. Результаты мониторинга в 3 и 4 классе уже позволяют сделать вывод о работе учителя по формированию УУД, дать прогноз относительно достижения или недостижения учащимися конкретного класса метапредметных образовательных результатов начальной школы.

        МОНИТОРИНГ СФОРМИРОВАННОСТИ УУД

УУД формируются постепенно и поэтапно.  Для того чтобы отслеживать продвижение каждого ребёнка по пути развития УУД и эффективность собственной педагогической работы, и нужен  свой инструмент, который должен

1) быть межпредметным,

2) позволять отделять знание или незнание фактической информации от владения или не владения, «способом обращения» с этим знанием (УУД),

3) изучать процесс развития УУД, а не только констатировать их наличие или отсутствие.

Наиболее точным измерительным инструментом для исследования и оценки процесса развития универсальных учебных действий является  мониторинг.

Метапредметными результатами обучающихся являются: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач; умение моделировать – решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.

Система критериев и показателей уровня сформированности УУД.

 выступают:

- соответствие возрастно – психологическим нормативным требованиям;

- соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям;

- сформированность учебной деятельности учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.

Характеристика  качественной и  цифровой отметки (согласно  сборника методических рекомендаций  "Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 / [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. — М. : Просвещение, 2009").

В результате анализа и интерпретации полученных результатов необходимо сделать следующие выводы о достижении планируемых результатов:

1. "Обучающийся овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения  учебной деятельности  и способен использовать их для решения простых учебно­познавательных и учебно­практических задач средствами  математики", если выполнено не менее 50% заданий базового уровня.

2. Обучающийся  овладел опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, если выполнено не менее 65% заданий базового уровня и получении не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня.

3. Обучающийся не овладел опорной системой знаний и учебными действиями (пониженный уровень), необходимыми для продолжения  учебной - познавательной деятельности по данному предмету. Данный результат   определяет  потребность организации  коррекционной  работы с  обучающимися для ликвидации пробелов по учебному предмету. 

4.  Превышение базового уровня (выполнение заданий базового уровня и  определенного количества заданий повышенного и высокого уровня) свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый:

             а) повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»),

             б)  высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).

           Характеристика   цифровой отметки:

          "2" - работа выполнена, соответствующая  менее 50%  от общего количества баллов  выполненных заданий базового уровня (уровень 3).

          "3" -  работа выполнена, соответствующая 50%  от общего количества баллов  выполненных заданий базового уровня (уровень 1).

           "3" - работа выполнена, соответствующая 100%   выполненных заданий базового уровня (уровень 2).

           "3" - работа выполнена, соответствующая 65% от общего количества баллов за    выполнение  заданий базового уровня и 50% от общего количества баллов за выполнение заданий повышенного уровня  (уровень 2).

            "4" -  работа выполнена, соответствующая более 65% от общего количества баллов за    выполнение  заданий базового уровня и более 65% от общего количества баллов за выполнение заданий повышенного уровня  (уровень 4 (а).

            "5" -  работа выполнена, соответствующая более 85% от общего количества баллов за    выполнение  заданий базового уровня и более 85% от общего количества баллов за выполнение заданий повышенного уровня  (уровень 4 (б).

Система баллов переводится  следующим образом:

Базовый уровень:

"2" - менее 8 баллов (3 уровень)

"3" - 8 -  10 баллов (1 уровень)

"3" - 11 - 16 баллов  (2 уровень)

Общее количество баллов:

"3" - 11-16  баллов (базовый уровень) + 7 баллов (повышенный и высокий  уровень) (2 уровень)

"4" - 16 баллов (базовый уровень) + 9 - 12 баллов (повышенный  и высокий уровень) (4 уровень (а))

"5" - 16 баллов (базовый уровень) + 13 - 14 баллов (повышенный и высокий  уровень) (4 уровень (б))


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-диалогическое обучение в условии реализации ФГОС

Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся...

Проблемно-диалогическая технология обучения на уроках в начальной школе.

Проблемно-диалогическая технология обучения на уроках в начальной школе.(из опыта работы)Семеева Н.С., учитель начальных классов     Важнейшая задача школы – предоставить каждому у...

Использование проблемно-диалогических технологий как средство успешной реализации требований ФГОС к результатам образования.

Использование проблемно-диалогического обучения на уроках для достижения поставленных задач  Федерального  компонента государственного стандарта начального общего образования...

Доклад по теме :" Проблемно-диалогические методы обучения"+ Презентация

Данный материал содержит общую характеристику методов обучения, методы постановки учебной проблемы: побуждающий диалог, создание проблемной ситуации....

Использование проблемно-диалогической технологии обучения в учебном процессе. Презентация.

Скажи мне, и я забуду.Покажи мне, - я смогу запомнить.Позволь мне это сделать самому,И это станет моим навсегда (Древняя мудрость)...

"Реализация требований стандарта к контролю результатов обучения. Возможности мониторинга достижения предметных, метапредметных и личностных результатов в процессе обучения в условиях реализации ФГОС. Использование результатов мониторинга в корректировке

Представленная презентация содержит значимый материал по ФГОС второго поколения. Результаты обучения представлены аспектно в трёх параметрах: личностные, предметные, метапредметные. Очень важно для по...