Внеурочная деятельность, как одна из форм развития личности ребенка.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность, как одна из форм развития личности ребенка.

В современном быстро меняющемся мире переосмысливается социальный заказ школе. Содержание образования перестаёт быть информационным процессом - это новая система организации жизнедеятельности, в которой школьники учатся познавать и совершенствовать себя с помощью науки, приобщаясь к труду и искусству, духовной жизни, вершинам цивилизации. Обучение становится творчеством.

Творчество - это единственный вид деятельности, который соответствует природе человека и новому уровню развития науки, культуры и производства.

Наиболее конструктивным решением проблемы является создание таких условий, в которых учащийся может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, свою индивидуальность. И в этом поможет организация внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность – это понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности. Вопрос о развитии успешности личности ребёнка посредством занятий внеурочной деятельностью стоит сегодня очень актуально.

Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя,  глубже изучается материал. На  занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.

Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Основными целми внеурочной деятельности является

  • создание условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время;
  • создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой,  творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Внеурочная деятельность способствует решению следующих задач:

1.      Организация общественно-полезной и досуговой деятельности .

2.      Включение учащихся в разностороннюю деятельность.

3.      Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

4.      Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,  сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

5.      Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.

6.      Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), 

7. Формирование здорового образа жизни. 

8. Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных  программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.

9.   Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.

10.  Организация информационной поддержки учащихся.

Как можно видеть, внеурочная деятельность охватывает все стороны развития личности ребёнка.

Задачи формирования всесторонне развитой личности школьника, комплексного подхода к постановке всего дела воспитания требуют, чтобы внеурочная воспитательная работа представляла собой стройную целенаправленную систему.

Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются:

·   выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей гимназистов к различным видам деятельности;

·   оказание помощи в поисках «себя»;

·   создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

·   формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

·   развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

·   создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

·   развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

·   расширение рамок общения с социумом.

Система внеурочной воспитательной работы представляет собой единство целей, принципов, содержания, форм и методов деятельности.

Содержание системы внеурочной воспитательной работы включает в себя единство умственного, нравственного, трудового, эстетического, физического воспитания учащихся, разнообразные виды деятельности общешкольного, классных и других коллективов.

По запросам и возможностям выделяют виды внеурочной деятельности, а именно:

познавательная деятельность,

ценностно-ориентационная,

общественная,

творческая,

досуговая,

исследовательская,

оздоровительно – спортивная и др..

Понятно, что все они тесно связаны с учебным процессом, с содержанием обучения и воспитания в школе и служат достижению определенных образовательных, воспитательных целей.

Познавательная деятельность направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей и пр. Организуется она в таких формах внеурочной работы, как экскурсии, олимпиады, конкурсы, лектории, недели книги и т.д.

Ценностно-ориентационная деятельность, по существу, представляет собой процесс формирования отношений к миру, формирования убеждений, взглядов, усвоения нравственных и других норм жизни людей — всего того, что называют ценностями. Психологические занятия: беседы по социально-нравственной проблематике, классные собрания, дискуссии, диспуты. Конечно, усвоение школьниками социальных ценностей происходит и во всех других формах и видах деятельности.

Общественная деятельность предполагает участие школьников в органах управления школой, различных ученических и молодежных объединениях в школе и вне ее, участие в различных акциях. Уже много лет в школе существует детская организация «Вместе мы сила».

Творческая деятельность развивает художественный вкус, интересы, культуру, способности детей. В нашей школе это кружки «В мире творчества», «Магия цвета», «Веселые нотки» и другие.

Досуговая деятельность означает содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать ученикам, однако учитель не должен быть сторонним наблюдателем, помнить о своих функциях воспитывающего взрослого. Сюда же можно отнести и спортивно-оздоровительную деятельность. Свободное общение, досуг учеников могут проходить в самых разных формах: игры, праздники, коллективные дни рождения, соревнования, совместные прогулки, походы и пр.

Во внеурочной деятельности, в своей работе я стараюсь развивать личность каждого ребёнка. В этом мне помогают кружки «Тропинка к своему я» для каждой параллели классов. На этих занятиях ребта познают себя и других людей, начиная с проявлений чувств и эмоций и заканчивая изучением своей собственной личности.

Ребята очень любят различные психологические мероприятия. Школьники с удовольствием помогают мне в проведении общешкольных мероприятий, активно принимают участие в соревнованиях, конкурсах,  где проявляют свои способности, оценивают свою работу и работу своих товарищей, пробуют свои силы, принимая образы различных героев, развивают свои творческие способности, применяют знания, умения, навыки, полученные в учебном процессе.

В последнее время всё больше внимания уделяется проблеме целостности влияния на развитие всех сторон личности ребёнка. В связи с этим активизировался интерес и к проблеме детской одарённости, к организации процесса обучения одарённых детей. Это связано с тем, что успех развития общества зависит от количества входящих в его состав одарённых и талантливых людей, и от того насколько полно они смогут реализовать свои возможности.

По мнению учёных, тайны одарённости не в том, что талантливому человеку дано что-то такое, чем обделены другие люди, а в том каким образом он раскрывает свои невероятные способности, отсюда следует, что развивая одаренных детей, появляется возможность выявить способности всех детей.

Стандарты нового поколения требуют особой организации целостного образовательного процесса, поэтому появились дополнительные часы для занятий во внеурочное время.

Наша школьная программа внеурочной деятельности предусматривает ведение учителями начальных классов кружка по определённым видам деятельности. И, конечно, одно из направлений работы направлено на развитие творческого потенциала личности ребёнка.

Творческие способности наиболее выражены у детей с высокой познавательной мотивацией, именно у них наблюдается высокая чувствительность к новизне, способность обнаруживать новое в обыденном.

Принципы поощрения творческого мышления:

- уважительное отношение к необычным вопросам детей;

- одобрение необычных идей;

- показ ценности идей;

- поощрение самостоятельности;

- самостоятельная творческая практика.

Каждый ребёнок может быть творцом, т.е. что – либо творчески создавать, творить, включаться в творческий процесс. Иначе говоря, самостоятельно созидать что – то новое, оригинальное, творчески мыслить.

В творчестве осуществляется самовыражение, самостоятельность, саморазвитие личности ребенка характеризующийся подъемом нравственных и физических сил, всплеском положительных эмоций, мобилизацией всех необходимых знаний, усвоенных ранее, стремлением отдать любимому делу самое ценное, на что он способен – состояние вдохновения. И от учителя зависит, как будет происходить это развитие.

Исходя из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:

Творческие способности—это умения и возможности творчески выполнять какой – либо вид деятельности, какие-то действия, направленные на конкретный результат.

Творческие возможности—качества и способности, умения и особенности мотивационной сферы учащихся, которые в развитие ведут к формированию творческой личности, раскрывают потенциальные возможности каждого ребенка.

А творческий потенциал является одной из важнейших характеристик творческой личности.

Творчество или творческий процесс можно разделить на несколько этапов:

Подготовительный – элементы творчества в обычной исполнительской деятельности, например, в игре (чаще всего 1 – 2 класс).

Исследовательский - развитие научно – исследовательской, проектной деятельности (проходит во 2 - 3-х классах. Но можно, даже нужно начинать с 1 класса)

Самовыражение через различные виды деятельности (например, написание сочинений) -2-4-й класс.

Творческое развитие доступно каждому ребенку. Но должны соблюдаться определённые условия, такие как:

  • доброжелательная атмосфера в классе, в школе
  • уважение, доверие к ученикам со стороны учителя, направляющая незаметная помощь
  • игровые методики в урочной и неурочной деятельности
  • нестандартные подходы в обучении и воспитании
  • учёт индивидуальных особенностей ребёнка, внимание к интересам каждого ученика, к его способностям, наклонностям
  • применение здоровьесберегающих технологий
  • решение творческих  задач при изучении различных тем
  • личные качества самого учителя как творческой личности, способного к постоянному поиску, созиданию.

Развитие творческих способностей ведёт к развитию любознательности, к формированию познавательных интересов младших школьников. Виды творческих заданий формируют положительное отношение к учебной деятельности, развивают мыслительную деятельность учащихся, способствуют развитию творческих способностей.

Творческие задания следует давать систематически, т. к. нельзя дать детям интересную работу и не довести её до конца. Сначала следует давать задания тем, кто сам желает. Не все дети способны самостоятельно согласиться на выполнение задания.

Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.