Углубленное изучение математики
рабочая программа

Валеева Зенфира Юнусовна

                                                                            Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uglublennoe_izuchenie_imatematiki_3_klass.docx213.68 КБ

Предварительный просмотр:

E:\3 б класс\Титульный программа новый.bmp

Рабочая программа

платной дополнительной образовательной услуги

Углубленное изучение математики

на 2018-2019 учебный год

Учитель начальных классов высшей категории:

Валеева Зенфира Юнусовна

Нижневартовск, 2018

Пояснительная записка

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы   желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.

Программа рассчитана на 30 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.

Паспорт программы

«... Только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развития».

Л.С.Выготский

Название программы: Программа платной дополнительной образовательной услуги

«Углубленное изучение математики» для развития математических способностей учащихся и формирования умений и навыков для решения математических заданий повышенного уровня сложности.

Основные разработчики программы:

Валеева Зенфира Юнусовна, учитель начальных классов

МБОУ «СШ № 12» города Нижневартовска  Тюменской области  ХМАО - Югра

Цель, задачи и принципы программы:

Цель:

  • развивать  математический  образ мышления

Задачи:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  • расширять математические знания в области многозначных чисел;
  • содействовать умелому использованию символики;
  • учить правильно  применять математическую терминологию;
  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Принципы программы:

  • Актуальность

 Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.

  • Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

  • Системность

Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

  • Практическая направленность

Содержание занятий курса направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

  • Обеспечение мотивации

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

  • Реалистичность 

С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 30 занятий.

  • Курс ориентационный

Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

Предполагаемые результаты:

Занятия должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия
  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности
  • формировать творческое мышление
  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах,  играх, конкурсах

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач
  • оформление математических газет
  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой
  • проектная деятельность
  • самостоятельная работа
  • работа в парах, в группах
  • творческие работы

                                       Пояснительная записка  

Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:

  • «…Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики….
  • Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения
  • Обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.
  • Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности….»

 Направленность программы «Углубленное изучение математики» по содержанию является научно-предметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – кружковой; по времени реализации – годичной.

 Новизна программы состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Программа «Углубленное изучение математики» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности». Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.

 Программа «Углубленное изучение математики» предназначена для развития математических способностей учащихся, формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников. Применяется  коллективная форма организации занятий, используются современные средства обучения Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание платной дополнительной образовательной услуги направлена на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Программа учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью, включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности  в течение одного занятия. Это приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми  (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями.

Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.

Задачи программы:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики
  • развитие краткости речи
  • умелое использование символики
  • правильное применение математической терминологии
  • умение отвлекаться от  всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая  внимание только на количественных
  • умение делать доступные выводы и обобщения
  • обосновывать свои мысли.

Ценностными ориентирами содержания программы являются:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности
  • освоение эвристических приёмов рассуждений
  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных
  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся
  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы
  • формирование пространственных представлений и пространственного воображения
  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива.

Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».

Предметные результаты отражены в содержании программы

Срок реализации программы 2018-2019 учебный год. Программа рассчитана на 30 часа  в год с проведением занятий один раз в неделю.

Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.

 Формы и режим занятий

Преобладающие  формы занятий – групповая и индивидуальная.

Формы  занятий младших школьников     очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия,   экскурсии по сбору числового материала,  задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.  

Математические игры:

  • «Весёлый счёт» — игра-соревнование; Игры: «Чья сумма больше?», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
  •  игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
  • игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»
  • математические пирамиды:  «Умножение», «Деление»;
  • игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др.,

Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных п искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Геометрическая мозаика.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Предполагаемые результаты реализации программы.

Личностными результатами изучения курса   являются:

  • осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;
  • осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений  в окружающем мире;
  • установка на безопасный здоровый образ жизни;

Метапредметнымирезультатами являются:

  • способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
  • способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
  • умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;
  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
  • умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;
  • умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Формы и виды контроля

Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики».- Проектные работы. 

Игровой математический практикум «Удивительные приключения Царицы Математики

Турнир по геометрии. 

Блиц - турнир по решению задач. 

Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал».

Всероссийский конкурс по математике «Кенгуру»

Литература:

  1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
    2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
    3. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
    4. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
    5. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
    6. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
    7. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
    8. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
    9. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
    10. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М.                                  

                                       Приложение к рабочей программе

№ п\п

Дата проведения

Наименование тем курса

Количество часов

Виды деятельности

Теория

Практика

Самостоятельная работа

Форма контроля

по плану

фактически

1

03.10

Вводное занятие «Математика – царица наук». Инструктаж по технике безопасности

1

Разгадка «математических фокусов»

0,5

0,5

2

10.10

Конкурс эрудитов

1

Групповая работа, решение нестандартных задач. «А ну, познания человеческие, поглядим, кто - кого!» (Жан Поль Сартр)

0,5

0,5

3

17.10

Проектная деятельность «Великие математики»

1

Работа со словарями, энциклопедиями

0,5

0,5

конкурс буклетов

4

24.10

Геометрические упражнения «Путешествие в Страну Геометрию»

1

Запись геометрических понятий, решение геометрических заданий

0,5

0,5

5

31.10

Игра «Удивительный квадрат»

1

Работа в группе, решение упражнений с квадратами

0,5

0,5

6

08.11

Задачи-смекалки

1

Решение нестандартных задач

0,5

0,5

7

14.11

Математический кроссворд.

1

Составление круговых примеров

0,5

0,5

8

21.11

Симметрия фигур

1

Вычерчивание геометрических фигур. создание мини-альбома «Узоры геометрии»

1

9

28.11

Познавательная игра «Семь вёрст…»

1

Решение нестандартных заданий на меры длины

1

10

05.12

Вычисление площади фигур. Римские цифры

1

создание мини-проекта «Наш школьный стадион»

1

11

12.12

Объём фигур

1

Проведение вычислительных операций площадей и объёма фигур мини-проекта «Наш школьный стадион»

0,5

0,5

защита проекта

12

19.12

Конструирование предметов из геометрических фигур. Подготовка к олимпиаде

1

Мини-проект «Наша детская площадка». Решение задач повышенной трудности. Числовые головоломки

0,5

0,5

13

26.12

 «Зрительный образ квадрата».

1

Работа над проектом «Наша детская площадка».

1

защита проекта

14

16.01

Школьный тур олимпиады

1

Решение заданий повышенной трудности

1

школьная олимпиада

15

23.01

Международная игра «Кенгуру»

1

Решение нестандартных математических заданий

1

16

30.01

Открытие нуля

1

Исследовательская работа «Почему так?»

0,5

0,5

17

06.02

 Экскурсия в компьютерный класс

1

Экскурсия. «Наш школьный компьютерный кабинет»

1

конкурс рисунков

18

13.02

Компьютерные математические игры

1

сообщения о домашних компьютерных математических играх

1

19

20.02

Конкурс знатоков (отборочный тур)

1

Решение нестандартных заданий

1

20

27.02

Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

1

Составление суперпримеров

0,5

0,5

конкурс суперпримеров

21

07.03

Конкурс знатоков (итоговый тур)

1

Решение нестандартных заданий

1

22

14.03

Учимся разрешать задачи на противоречия

1

решение игровых заданий

0,5

0,5

23

21.03

Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах»

1

Повторение единиц измерения

1

конкурс «Пословица – моя помощница»

24

03.04

 Анализ проблемных ситуаций во многоходовых задачах

1

Решение задач повышенной сложности

0,5

0,5

25

10.04

Интеллектуальная разминка

1

 Математические игры, математические головоломки, занимательные задачи.

0,5

0,5

26

17.04

Решение олимпиадных задач

1

Решение задач повышенной сложности

1

26

24.04

Решение олимпиадных задач

1

Решение нестандартных заданий

0,5

0,5

27

01.05

 В царстве смекалки

Математическая викторина

1

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

1

27

08.05

Проектная деятельность «Математика вокруг нас»

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа.

1

29

15.05

КВН «Умники и умницы»

 

1

Решение кроссвордов и головоломок, занимательных квадратов,  разгадка математических фокусов

1

30

22.05

Сочинение «Место математики в моей жизни»

1

Творческая работа

1

Итого: 30ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Старинные задачи. Факультативное занятие по предмету «Углубленное изучение математики» для учащихся 3 класса

Материал представлен в нестандартной, интересной для детей этого возраста форме, построен на доступном для них материале, что поможет направить обучение на активное развитие мыслительных процесс...

Программа углубленного изучения математики УМК"Перспектива"

Программа углубленного изучения математики УМК"Перспектива"...

Программа углубленного изучения математики 2 класс

.  Математика начальной школы является органической частью курса математики основной школы.  Вариативный школьный компонент по математике начальных классов направлен на углубленное изучение ...

Рабочая программа по углубленному изучению математики "Занимательная математика"

Рабочая программа по углубленному изучению математики "Занимательная математика"...

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В КЛАССАХ УГЛУБЛЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ

Работа посвящена проблеме мотивации к изучению иностранного языка. Статья рассказывает о путях формирования устойчивой мотивации у младших школьников к углубленному изучению иностранных языков....

Рабочая программа по платным образовательным образовательным услугам по углубленному изучению математике

Рабочая программа по платным образовательным образовательным услугам по углубленному изучению математике...