Методический семинар «Технологии реализации ФГОС»
методическая разработка

Селина Елена Владимировна

Новые федеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед школой новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать и обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. Решение этих задач вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методический семинар «Технологии реализации ФГОС»

Селина Елена Владимировна,

учитель начальных классов и технологии

МБОУ Верхнекужебарская СОШ

Новые федеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед школой новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать и обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. Решение этих задач вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе.

Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты). Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД). Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход.

Одним из методов (возможно, наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность. Включая в любой учебный предмет проектную работу, можно детей научить умению:

  • увидеть проблему и преобразовать её в цель собственной деятельности;
  • поставить стратегическую цель (отдалённую по времени, но значимую) и разбить её на тактические шаги;
  • оценить имеющиеся ресурсы, в том числе собственные силы и время, распределить их;
  • добывать информацию, критически оценивать ее, ранжировать по значимости, ограничивать по объему, использовать различные источники, в т.ч. людей, как источник информации;
  • планировать свою работу;
  • выполнив работу, оценить её результат, сравнить его с тем, что было заявлено в качестве цели работы;
  • увидеть допущенные ошибки и не допускать их в будущем.

Кроме того, проектная деятельность способствует:

  • развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я-концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации её результатов);
  • развитию коммуникативной и информационной компетентности, других социальных навыков;
  • решению профориентационных задач.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые ещё предстоит приобрести.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов ещё в начале XX века. Идеи проектного обучения возникли в нашей стране практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством педагога Шацкого С. Т. в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, активно использующая проектные методы в практике преподавания до 1931 года. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался по сегодняшний день.

За сто лет существования метода проектов внесено много нового и весьма ценного в его содержание и методику организации, однако суть его остается прежней – стимулировать интерес ребят к постановке и решению новых проблем.  «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо, и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Очень часто в начальной школе мы пользуемся проектами, но не всегда знаем, что это проект. Например, готовим с детьми сказку или праздник. Даём детям подготовить небольшие сообщения к уроку на заданную тему, а оказывается – это тоже проект. Проектная деятельность, действительно помогает научить детей учиться самим. Когда дети работают над проектом, они самостоятельно осваивают большое количество информации, ищут описание и т.д., и т.п. Таким образом, проектная работа в школе очень значима.

Метод проектов требует интеграции знаний обучающихся в различных предметных областях: это и русский язык, и литературное чтение, и математика, и окружающий мир, и музыка, и технология, и изобразительное искусство, и краеведение, и экология, и др.

Учебные проекты готовятся и защищаются в рамках школьных предметов, их тематика привязана к темам, изучаемым в ходе учебных курсов. Моя роль как учителя здесь весьма значительна, особенно в начальной школе. Научить ребёнка самостоятельно находить информацию на определённую тему им очень трудно. Для формирования такого опыта проектной работы провожу небольшие учебные проекты, начиная с первого класса на всех  предметах, которые веду.

В основе каждого проекта лежит проблема. Нет проблемы – нет деятельности. Проблема проекта обусловливает мотив деятельности, направленной на её решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется, как задача достижения цели в определённых условиях.

Этапы проектной деятельности младших школьников:

•        мотивационный (учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают собственные идеи);

•        планирующий – подготовительный (определяется тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

•        информационно-операционный (ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель наблюдает, координирует, поддерживает);

•        рефлексивно-оценочный (ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку; учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Таким образом, работа над проектом формирует совокупность всех УУД, что и требуют новые образовательные стандарты.

Апробация метода проекта началась для меня 10 лет назад. За данный период обучающиеся под моим руководством разработали более 40 проектов.

На всех этапах я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, в интернете, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится подтягивать и дополнительно заинтересовывать.  

В первом классе темы для проектных работ должны быть наглядными и творческими. Так, изучив букварь, мы решили сделать красочные занимательные буквы алфавита. Работа творческая, для неё нужны бумага, краски и фантазия. «Весёлый алфавит» разместили на стенде в классе. По математике тоже взяли простую тему: «Числа в пословицах и поговорках». Здесь потребовался поиск дополнительной информации в литературе, в интернете. Дети рисовали, фантазировали, родители помогали им с информацией. Первые шаги в проектной деятельности учащихся имели большие положительные результаты:

- дети выполняли работу совместно с родителями;

- работали с дополнительной литературой;

- проявили себя в оформлении окончательного продукта.

- получили первый опыт публичного выступления с собственной работой.

Темы проектных работ во втором классе были выбраны уже из содержания учебных предметов. Так после изучения состава чисел до 20, возникла потребность в отработке   умения складывать и вычитать. На помощь пришли занимательные раскраски.

При создании раскраски мы действовали по следующему алгоритму:

1. Найди в книгах, в интернете не очень сложную картинку-раскраску и распечатай её в трёх экземплярах. Первый экземпляр оставь чистым.

2. Раскрась второй рисунок, подобрав 5-6 цветов.

3. К каждому цвету составь группы примеров с одинаковым ответом.

 По нашему условию это должны быть примеры на сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через разряд.

Проект по русскому языку во втором классе был так же связан с изучаемым учебным материалом. В школе все дети знакомятся с темой "Однокоренные слова", где должны уметь осознанно находить, составлять, определять слова, происходящие от одного корня.

Снова был разработан план поэтапного выполнения проекта:

1. Подобрать корень слова, для которого будет подобрана группа родственных слов.

2. Подобрать группу родственных слов (работа со словообразовательными словарями).

3. К каждому слову составить объяснение в форме понятного высказывания ( работа с толковыми словарями).

4. Сделать небольшой кроссворд для группы подобранных  слов.

5. Оформить работу в двух вариантах – кроссворд для работы и кроссворд с ответами.

Постепенно учащиеся овладевали способами и приёмами, необходимыми для осуществления самостоятельной деятельности.

В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми, родителями.

Темы для проектов подсказывает сама программа по предметам. Например, во 2 классе на тему «Капля» (окружающий мир) дети сочиняли стихи и сказки на эту тему. На технологии в 3 классе при изучении темы «Работа с компьютером» на практических занятиях они набрали свои тексты стихов, распечатали и оформили в детскую книжку. По этой же теме обучающиеся создали ещё две мини-книжки для мамы и для бабушки. Тем самым они не только изучили тему, но и закрепили на практике.

В 4 классе темы проектных работ уже более серьёзные, сложные, но по-прежнему интересные. Проект «Имена»: работая над ним, мы рассматривали, что означает имя каждого. Определили, откуда можно взять информацию, и какую. Определили количество слайдов в презентации. Конечно, первые презентации оказались не совсем умелыми, но я постаралась поправить каждому его работу. Для того, чтобы красиво выступить, были сформулированы правила презентации своей работы.

Абсолютно каждый ученик защитил свою работу перед классом, выступил, ответил на вопросы. Но самое ценное то, что он узнал о себе самом то, над чем раньше не задумывался: имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определенная личность, человек, который отличается от других, единственный и неповторимый.

Когда узнали всё о своём имени, возник вопрос – сколько в нашей школе девочек и мальчиков с одинаковыми именами. Подвели итоги, оформили плакат и представили наше исследование обучающимся школы.

На уроке математики – это объёмные фигуры, на которые в программе уделено очень мало времени. Идея создания проекта «Объёмные фигуры» возникла из-за недостаточности знаний, материала, наглядности по этой теме. Первоначально предполагалось, что каждый ученик создаст по одной объёмной фигуре.  Но интерес к процессу создания объёмных фигур оказался настолько увлекателен, что дети сделали по 4 фигуры. Вся ценность этой работы заключалась в том, что работая с плоской фигурой-развёрткой, они самостоятельно создавали объёмную фигуру, на практике знакомясь с понятиями «основание», «ребро», «вершина», «грань», и т.д.

Проект по русскому языку был посвящён фразеологическим оборотам. Русский язык чрезвычайно богат устойчивыми выражениями, фразеологизмами, которые делают нашу речь более яркой, точной, эмоциональной и выразительной. Этот проект был групповым на первом этапе и индивидуальным – на втором. Каждая группа получила одно слово (рука, нога, нос, голова, ухо, глаза, зубы, язык и т.п.) и собрала фразеологизмы, связанные с ним. Выбирали наиболее интересные и важные, а затем распределяли работу между участниками группы. Каждый ученик теперь уже искал материал по своему фразеологизму и оформлял его. Группа выступала с презентацией своей работы.

Конечно, не остался без внимания и такой предмет, как литературное чтение. Были выполнены проекты "Наше творчество", "Словесный портрет мамы", «Моя любимая и заботливая бабушка», творчество писателя В. П. Астафьева, чьё носит имя наша школа.

Больше всего проектов, выполненных под моим руководством, – это проекты по технологии и краеведению (т. к. работаю с обучающимися 1-8 классов). Мы выполняем проекты, которые представляем на олимпиадах и конкурсах разного уровня.

Уч. год

Название

Проект, ФИО учащегося

Класс

Результат

2016

Муниципальный этап Всероссийской предмет-

ной олимпиады по технологии

«Подушка, лучшая подружка», Балахонова М.

8

1 место

«Вязаные сапожки», Шестакова А.

8

2 место

2017

«Фоторамки в подарок», Половинкина Е.

7

2 место

«Развивающая книжка из ткани», Балахонова М.

9

3 место

2018

«Новая жизнь старой футболки», Даниленко Е.

8

1 место

«Фотоальбом», Половинкина Е.

8

2 место

«Вышивка крестиком», Балахонова М.

10

1 место

2019

Всероссийский конкурс учебных проектов

«Мебель для куклы», Артемьев А., Кичкин Д.

2

2 место

Подведем некоторые итоги. Так что же такое учебный проект? Это и задание для обучающихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия детей с учителем и между собой. И результат деятельности – как найденный способ решения проблемы проекта.

 Проект – это метод обучения, который может быть использован в изучении любого предмета, может применяться на уроках и во внеклассной работе.  Он ориентирован на достижение целей самих обучающихся, и поэтому он уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Проект даёт столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим, многогранен, перспективен.

Считаю, что именно проектный метод обогатит учебный процесс, позволит образованию стать свободным, открытым, обновляющимся и будет способствовать самопознанию, самоопределению и самореализации личности обучающегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар "Технология проблемного обучения как средство формирования УУД на уроках у младших школьников "

Материал содержит теоретический и практический блоки по заявленной теме с мультимедийным сопровождением....

Семинар по реализации ФГОС в начальной школе

Представленны материалы районного семинара о реализации ФГОС...

Семинар по реализации ФГОС в начальной школе

Представленны материалы районного семинара о реализации ФГОС...

Семинар по реализации ФГОС в начальной школе

Представленны материалы районного семинара о реализации ФГОС...

Методический семинар "Технология проектного обучения как механизм реализации ФГОС"

Данна презентация может стать сопровождением к докладу о проектоной деятельности...

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ: «Реализация Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ в условиях инклюзивного образования

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ: «Реализация Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ в условиях инклюзивного образован...