ПП. 04 Задание 2
статья

Соболев Даниил Владимирович

Статья по теме "Формирование навыка выразительного чтения стихотворений у детей младшего школьного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobolev_statya.docx18.2 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

«ГУБЕРНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ ВО «ГПК»)

Цикловая методическая комиссия

педагогики, психологии и частных методик

СТАТЬЯ

Формирование навыков выразительного чтения стихотворений у детей младшего школьного возраста

Выполнил студент

группы  43Н

Соболев Даниил Владимирович

Руководитель

преподаватель высшей

квалификационной категории

ГБПОУ ВО «ГПК»

Нечепаева Светлана Анатольевна

Воронеж, 2020

Главная цель обучения – формирование многогранной, обладающей определенным комплексов знаний, умений и навыков личности. Одними из основных навыков являются навыки выразительного чтения. Умения и навыки выразительного чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, используемый обучающимися не только при изучении учебных предметов, но и во внеклассной и внешкольной жизни.

Цель исследования: изучить механизм и особенности формирования навыков выразительного чтения стихотворений младших школьников.

В ходе исследования решались следующие задачи:

  1. Определить психолого-педагогическую сущность процесса формирования навыков выразительного чтения стихотворений у детей младшего школьного возраста.
  2. Проанализировать практический опыт развития навыков выразительного чтения стихотворений младших школьников.
  3. Изучить методику выразительного чтения стихотворений.

Формирование навыка выразительного чтения является неотъемлемой частью и даже целью методологии обучения выразительному чтению. Поскольку чтение является обязательным условием психологического, эмоционального и интеллектуального развития человека, то приоритетное значение на уроках литературы в младшей школе имеют средства, с помощью которых преподаватель научит читающих быть выразительными и чувствовать интонационные, художественные, чувственные аспекты произведений различной сложности [3, с. 50].

Особую важность при формировании навыка выразительного чтения имеет умение делать логические ударения. Это обеспечивает придание особенного и точного смысла силой голоса, умением выделить наиболее значимое слово среди остальных.

Создание умения читать с выражением происходит через выполнение упражнений. Например, для получения навыка делать логические ударения можно использовать упражнения с карточками, на которых написано одно и то же предложение с разными логическими ударениями. Учащимся предлагается прочитать один из вариантов, а после этого рассказать, о чем говорится в прочитанном предложении. После выполнения упражнения преподаватель должен спросить у детей, почему, на их взгляд, изменилось значение предложения, несмотря на то, что в нем всегда используются одни и те же слова. Затем преподаватель устанавливает, что выделение важного по значению слова осуществляется благодаря усилению, протяжности и повышению звучания выделяемого слова.

Кроме умения ставить логические ударения, овладение навыком выразительного чтения зависит от пауз. Речевые паузы являются остановками, делящими поток звуков на части, внутри которых звуковая последовательность непрерывна. Паузы играют как художественную, так и психологическую роль. Художественное значение они приобретают, когда читающий придает особое значение и силу фразам, следующим после паузы. Психологическая пауза при выразительном чтении чаще всего играет роль пунктуационной, чаще всего связана с троеточием в конце предложения и сигнализирует о волнении, которое необходимо передать слушателям [1, с. 25]. Создание умения поставить паузу в нужном месте читаемого произведения происходит благодаря чтению различных художественных произведений и с помощью специальных упражнений. Например, на карточках записаны предложения, в которых паузы обозначены графически. Учащиеся должны в различных вариациях прочитать написанное.

Умение читать выразительно не может считаться сформированным, если читающий не овладел способами управления интонацией. Интонация – одна из составных частей культуры речи, играющая определяющую роль в повествовательных, вопросительных и восклицательных предложениях. Интонационные навыки приобретаются учащимися при выборе повышения или понижения тона голоса, темпа чтения и эмоциональной окраски читаемого отрывка. Изменение высоты тона голоса называется также мелодикой голоса. Мелодика используется для обозначения повествовательных предложений (здесь учащимся демонстрируется понижение голоса), вопросительных (голос повышается в центре вопроса).

Важно понимать, что не только упражнения на технику чтения формируют навык выразительного чтения. Крайне важно вырабатывать у читающих умение анализа в процессе чтения произведения, умение пользоваться голосом для обозначения интонаций.

Для анализа текста учащимся необходимо уметь разбираться в эмоциональной окраске произведения, эмоциональной и психологической характеристике героев, ситуаций, описываемых в произведении. Анализ текста становится доступен тогда, когда читающий понимает подтекст произведения. Понимание подтекста формируется из микронавыков: умения находить слова, которые отражают эмоции героев, определить состояние героев, соотнести героя и поступки, почувствовать симпатию или антипатию.

Навык выразительного чтения формируется благодаря осознанию задачи при чтении, когда ученик понимает, что он должен донести до тех, кто его слушает, все эмоции и чувства, которые в нем вызвало произведение. Именно из-за сложности процесса осознания главной задачи выразительного чтения, процесс формирования навыка продолжается и по окончании учащимся младшей школы. В старших классах продолжение формирования навыка выразительного чтения должно преследовать цель глубокого понимания художественных произведений и усвоения правил синтаксиса и пунктуации.

обучение школьник выразительный чтение


Литература

 

  1. Барабанова С. Ю. Психолого-педагогические основы по оказанию помощи детям в формировании навыка беглого чтения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 3, С. 24-27.
  2. Мустафаева Л. Проблемы речевой интеграции при обучении чтению // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2 (13), С. 219-221.
  3. Текучева И. В. Об основных направлениях развития методики обучения чтению на уроках русского языка в первой трети XX века // Среднее профессиональное образование. 2013. № 9, С. 50-52.

Размещено на Allbest.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по русскому языку в 3 классе ( при составлении было использовано методическое пособие Г.И.Раицкой "Олимпиадные задания для 3-4 классов")

Олимпиадные задания для 3 класса по русскому языку (диктант,тестовые задания). Составлена на основе пособия Г.В.Раицкой "Олимпиадные задания. 3-4 класс."...

УУД. Учебное задание по русскому языку, направленного на достижение метапредметного и предметного планируемого результата. Анализ задания.

Учебное задание  по русскому языку, направленного на достижение метапредметного и  предметного планируемого результата. Анализ задания....

Учебное задание.Критерии и виды заданий.

Выступление по теме на педагогическом совете...

Индивидуальные дидактические задания, ролевые задания и игры на материале УМК И.Н. Верещагиной и Т.А. Притыкиной для 3-4 классов

Методическая работа содержит примеры индивидуальных дидактических заданий, ролевых заданий и игр в начальной школе. Материал можно использовать как на уроке, так и во внеурочное время....

Ситуативные задания. Применение ситуативных заданий

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9361484","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: left; height: 112px; width: 70px;"}}]]Если мы хотим дать подрастающему поколени...

Задания (к каждому заданию подбираются предметные и сюжетные картинки

. Посмотри на картинки. Назови предметы. (Стол, самолет, сыр.) Назови первый звук в этих словах. («С».) 2. Назови птиц, которые на картинке. (Гусь, синица). Какой одинаковый звук есть...

выступление на педагогическом совете - «Домашнее задание в современной школе» на тему: «Каким может быть домашнее задание на уроке ритмики»

Педагогический совет «Домашнее задание в современной школе»30.12.2019выступление учителя Очеретовой О.А.на тему:«Каким может быть домашнее задание на уроке ритмики» В...