Задание 2
статья

Ермолаева Анастасия Анатольевна

Сценарий выступления на методическом объединие по теме: "Использование игровых технологий на уроках в начальной школе".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задание №2

Использование игровых технологий на уроках в начальной школе

Цель – рассмотреть роль использования игровых технологий на уроках в начальной школе.

Задачи:

  1. Выделить основные задачи современной российской школы;
  2. Провести теоретический анализ для выявления сущности игры;
  3. Рассмотреть классификацию игр;
  4. Рассмотреть особенности дидактической игры;
  5. Критерии  использования игровых технологий для прочного усвоения изучаемого материала.

Задачи статьи можно использовать в качестве плана выступления.

Одной из основных задач современной российской школы является воспитание школьника как личности,  которая способна осуществлять самостоятельный выбор и принимать ответственные решения в различных жизненных ситуациях. Достижение этой цели, применяя только традиционную форму обучения на данный момент невозможно. Для решения проблемы нужно постоянно внедрять в процесс обучения новые методы и подходы. Чтобы сделать учебный процесс более интересным, понятным, увлекательным, нужно постепенно включать в уроки различные проблемные задания, логические и дидактические игры.

Школа современности нацелена на индивидуальный подход к каждому ребенку, и игра – незаменимый в этом помощник. При объяснении нового материала, при закреплении, при отработке навыков чтения для развития речи обучающихся можно использовать игру. Правильно организованная игра заключает в себе ряд плюсов: это и развивающая деятельность школьника, и помощь в социализации, самореализации,  а также помощь ребенку в сотрудничестве и взаимодействию с одноклассниками и взрослыми.

Суть игры заключается в том, что она отражает окружающую действительность, но на доступном ребенку языке. Игра помогает развивать и закладывать творческий потенциал ребенку,  а также способствовать  нравственному, социальному, духовному, эмоциональному и психическому развитию.

Участвуя в играх, ребенок примеряет на себя различные роли. С помощью этих ролей ребенку дается возможность получить понимание жизненных ценностей. В играх дети вступают в различные отношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля.

В игре вырабатываются такие жизненно важные качества, как внимательность, усидчивость, память, упорство, настойчивость в достижении цели. С помощью игры детям легче развить коммуникативные способности и логическое мышление, которые необходимы им в жизни. Помимо этого игра учит предвидеть последствия своих и чужих поступков.

Сущность игры заключается в создании какой-либо занимательной ситуации, в которой деятельность сможет приобрести игровой характер. Исходя из этого можно выделить две классификации игр:

 1. Классификация по сущностной игровой основе: игры с правилами; ролевые игры; комплексные игровые системы.

2. Классификация по структурным элементам урока, в зависимости от дидактических целей игры:

• игры для изучения нового материала;

• игры для закрепления;

• игры для проверки знаний;

• обобщающие игры;

• релаксационные игры-паузы

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы у детей, вызывает у учащихся интерес к процессу познания. Дидактическая игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт благоприятную атмосферу, а именно это и помогает облегчить процесс усвоение знаний. Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость и сообразительность. Многие задания игр требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение, требуют не только умственных, но и волевых усилий – организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам группы, коллектива. Художественное оформление – игрушки, рисунки, демонстрационный материал – выполняют задачу художественного воспитания детей.

В практике использования дидактических игр в учебном процессе наиболее распространённая ошибка – подмена самой игры учебными упражнениями, которые учителя называют игрой, а по сути, в них нет тех элементов, которые больше всего привлекают учеников. Игровые элементы позволяют «спрятать» от учеников дидактическую задачу, помогают облегчить на первых порах трудный для них процесс приобретения знаний. Эти элементы входят в структуру игры. Условием повышения результативности дидактических игр и занимательных заданий является планомерность их проведения: они должны использоваться не на отдельных уроках или внеурочных занятиях, а во всей системе работы со школьниками.

Применяя игровые технологии на уроках в начальных классах, следует использовать игру в оптимальном количестве (примерно 10 минут). Необходимо обратить внимание на то, что недооценка или переоценка игры отрицательно сказывается на учебно-воспитательном процессе. Недостаточное использование игры снижает активность учеников, ослабляет интерес к предлагаемой информации. При передозировке, дети с трудом переключатся на обучение в неигровых условиях.

При подборе игр стоит учитывать наглядно-действенный характер мышления младших школьников. Также нужно не забывать, что игры должны содействовать полноценному всестороннему развитию психики, познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми учащихся.

По исследованиям учёных начальное звено обучения является наиболее благоприятным для развития познавательных и творческих способностей ребёнка. Основная задача учителя начальной школы не упустить момент, а поможет нам в этом игра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по русскому языку в 3 классе ( при составлении было использовано методическое пособие Г.И.Раицкой "Олимпиадные задания для 3-4 классов")

Олимпиадные задания для 3 класса по русскому языку (диктант,тестовые задания). Составлена на основе пособия Г.В.Раицкой "Олимпиадные задания. 3-4 класс."...

УУД. Учебное задание по русскому языку, направленного на достижение метапредметного и предметного планируемого результата. Анализ задания.

Учебное задание  по русскому языку, направленного на достижение метапредметного и  предметного планируемого результата. Анализ задания....

Учебное задание.Критерии и виды заданий.

Выступление по теме на педагогическом совете...

Индивидуальные дидактические задания, ролевые задания и игры на материале УМК И.Н. Верещагиной и Т.А. Притыкиной для 3-4 классов

Методическая работа содержит примеры индивидуальных дидактических заданий, ролевых заданий и игр в начальной школе. Материал можно использовать как на уроке, так и во внеурочное время....

Ситуативные задания. Применение ситуативных заданий

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9361484","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: left; height: 112px; width: 70px;"}}]]Если мы хотим дать подрастающему поколени...

Задания (к каждому заданию подбираются предметные и сюжетные картинки

. Посмотри на картинки. Назови предметы. (Стол, самолет, сыр.) Назови первый звук в этих словах. («С».) 2. Назови птиц, которые на картинке. (Гусь, синица). Какой одинаковый звук есть...

выступление на педагогическом совете - «Домашнее задание в современной школе» на тему: «Каким может быть домашнее задание на уроке ритмики»

Педагогический совет «Домашнее задание в современной школе»30.12.2019выступление учителя Очеретовой О.А.на тему:«Каким может быть домашнее задание на уроке ритмики» В...