Выступление на заседании ШМО "Организация проектной, исследовательской деятельности в начальной школе"
статья

Бассараб Светлана Николаевна

Текст выступления на заседании методического объединения учителей начальных классов содержит основные направления, этапы организации проектной  деятельности на уроках, даны рекомендации по выбору темы проекта, защите его, представлена памятка начинающему исследователю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_shmo_-proektnaya_deyatelnost.docx29.22 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Бассараб С.Н., учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №12»

В современной школе развитие проектной, исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной и воспитательной работы с младшими школьниками. Из программы ООП 18.2.1. Программа развития универсальных учебных действий должна быть направлена на:
формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной,  личностной (или) социально значимой проблемы

Исследование как метод обучения может быть использовано практически на каждом уроке.

Авторы комплекта УМК «Перспектива», по которому работает начальная школа, важное место уделяют проектной и исследовательской работе. Проблема состоит в том, что у школьников не всегда возникает тяга к самостоятельной исследовательской работе. Здесь необходимо учителю организовать работу таким образом, чтобы у учащихся появилось желание провести исследование по возникшей проблеме.

Организация проектной,  учебно-исследовательской деятельности – это вовлечение школьников в процесс, напоминающий научный поиск, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего, что должно способствовать его творческой самореализации, развитию интеллекта и критического мышления, формированию и развитию исследовательских умений, умению самостоятельно добывать и применять знания.

  1. На такие конкурсы попадают, действительно, лучшие дети. Они активные, любознательные, хорошо учатся, позитивно мыслят. Как правило, умеют держаться на публике, не теряются в незнакомой аудитории, вступают в диалог и поддерживают его.
  2. В процессе работы и последующего выступления ребята получают опыт научно-исследовательской деятельности. Они осваивают структуру научной работы, которая поможет им в будущем активно реализовывать себя не только в школе, но и далее в учебной и самостоятельной жизни.
  3. Участие в подобных конкурсах конкурсы положительно влияет на развитие ребенка. Здесь, в атмосфере здоровой конкуренции, ему дают возможность увидеть и услышать другие выступления, познакомиться со своими ровесниками из разных областей России .

Что такие конкурсы дают учителям?

Наша учительская копилка пополняется новыми знаниями о структуре школьной исследовательской работы.

Видим плюсы и минусы работ и их защиты.

Узнаем новые темы, это может стать «подсказкой» для новых исследовательских работ.

Общаемся с учеными, преподавателями высшей школы, которые передают свой ценный опыт научной работы, актуализированный для средней школы.

Рекомендации педагогам по работе над проектами,  исследованиями.

Первый этап работы на проектом или исследованием – это выбор темы. Вначале нужно определиться с интересами ребенка, которому вы хотите предложить работу. Возможно, у него уже есть какие-то конкретные предложения (недаром, ваш выбор пал на него).

Далее – нужно найти какое-либо противоречие в выбранной теме, другими словами найти проблему, которую вы будете вместе с ребенком решать. Старайтесь найти «узкую» тему, а не обобщайте. Также не стремитесь к красивым литературным общим формулировках тем. Плохо выглядят такие темы: «Никто не забыт, ничто не забыто» или «Военная техника в период такой-то войны». Они слишком общие, большие. Ребенок не может знать все по этой теме, и когда на защите ему начинают задавать вопросы – он с ней не справляется. Ссужайте тему – это первая задача исследователя.

Внимательно смотрите на название конкурса. Так, сейчас очень популярно краеведение, то ищите тему на материале родного края. Или, каждый год объявляется годом чего-то или кого-то. Это также  полезная подсказка для педагога.

Вернемся к плану работу: выбрали тему, смогли найти противоречие и проблему. Начинайте работать над планом работы. Определите объект и предмет исследования. Объект – это  то, на что направлено будет исследование. Это широкое понятие: явление, социальные группы, проблемные ситуации или процессы. Предмет – это более узкое понятие, на которое направлено ваше конкретное исследование. Предмет выявляется новые отношения, свойства объекта. Например, объект исследования – военные страницы истории. Предмет исследования -биографияконкретного человека в конкретный исторический период.

Необходимо определить одну (!) цель и несколько задач исследования. Цель – это конкретный результат, научный и практический. Определение задач поможет представить все последовательные этапы исследования с начала до конца.

Гипотеза! На конкурсе  председатель жюри нам сказал, что гипотезу не нужно определять. Ведь школьник – не ученый, не пишет настоящую научную работу и не может найти научно обоснованного знания. Так что можно обойтись без гипотезы! (Хотя это мнение тоже субъективное: если у вас есть гипотеза – выдвигайте!).

В работе должны быть следующие пункты: введение, методика исследования, результаты исследований и их обсуждение, выводы, заключение, список источников и использованной литературы.

Проектные и исследовательские работы являются частью внеучебной деятельности для учителя и ученика. Это требует затрат: временных, личностных, но и окупается многократно. Необходимо объяснять учащимся, что занятия исследовательской деятельностью – это путь к собственному  развитию, который очень многое дает ребенку.

Как правильно оформить исследовательскую работу?

Во введении обосновывается выбор темы, определяется цель работы и пути ее достижение, хронологические рамки исследования. Здесь же можно кратно рассказать о литературе, которая использовалась при изучении темы (это может быть «Обзор литературы» или «Исторический обзор»).

Основная часть исследования, как правило, состоит из 2-3 глав, раскрывающих тему. Важно раскрыть тему, восстановить, реконструировать историю объекта исследования, показать то новое, что вы внесли в тему.

В конце каждой главы стоит делать краткие выводы, которые являются краткими ответами на вопросы, поставленные в задачах. А в заключении подводят итоги и показывают историко-культурную ценность приведенных данных, делают выводы о роли изучаемого события, памятника для истории города, края и т.д.

Приложения нужны и даже обязательны для всякой исследовательской работы. Это могут быть копии архивных документов, фотографии, карты и т.п.

Работу завершает список используемой литературы. Здесь всегда много неточностей и ошибок. В алфавитном порядке указываются авторы, названия книг, издательство, количество страниц.

В тексте работы должны быть ссылки на источники и литературу. Фактические и числовые данные, имеющие большой объем, а также рисунки, диаграммы, схемы, карты, фотографии и т.д. могут быть внесены в конец работы – в приложения. Все приложения должны быть пронумерованы и озаглавлены, а в тексте работы должны быть сделаны ссылки на них.

Рассмотрим основные этапы организации исследовательской деятельности обучающихся.

Этап 1. Мотивация исследовательской деятельности.

Приобщение учащихся к исследовательской деятельности начинается с мотивации. Именно на этой стадии каждый ученик должен увидеть вполне конкретные для себя «выгоды». Обычно обучающихся впервые сталкиваются с научными исследованиями, и абстрактные обещания здесь неуместны.

Этап 2. Выбор направлений исследований.

Это наиболее сложный этап. Здесь всё определяется специализацией, кругозором и компетенцией научной работы. Основные требования — новизна (желательно на мировом уровне), практическая значимость ожидаемых результатов и логическая завершённость будущей работы. Объём исследований должен быть такой, чтобы детский творческий коллектив завершил их в сроки, ограниченные одним, максимум двумя годами. Конечно, на конференции могут быть представлены и промежуточные результаты работы, однако их ценность значительно ниже.

Этап 3. Постановка задачи.

Если на первом этапе работает в основном только научный руководитель, а на втором участие потенциальных исполнителей ограничивается простым обсуждением, то на третьем идёт непосредственная работа с будущими авторами. На этом этапе научный руководитель сначала фиксирует настоящий уровень знаний: состояние вопроса (в терминах предположительно «есть») и желаемую конкретную цель («требуется» или «надо»). Под «есть» скрываются конкретные факты и теории о современном «культурном слое», обращением к которому в форме реферата учащиеся фиксируют достигнутый уровень в конкретной области человеческих знаний.

Это обеспечивает поступательный переход к следующему этапу. Особенно важно, чтобы дети самостоятельно ознакомились и составили обзор литературных источников и сформировали подробную и цельную картину состояния предмета и будущих исследований. Список литературы не должен превышать 5—7 источников и может быть предоставлен научным руководителем. Этап заканчивается обсуждением в детском творческом коллективе полученной информации и формулировкой целей предстоящей работы в самой лаконичной форме, а если возможно, то и в формализованном (математическом) виде.

Этап 4. Фиксация и предварительная обработка данных.

На этой стадии учащиеся проводят непосредственные наблюдения (если они возможны) и фиксируют их результаты.

Этап 5. Обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез.

Обсуждение необходимо для того, чтобы предположения и догадки облечь в форму гипотез, подлежащих проверке. Для этого лучше всего использовать дискуссию, которая не должна быть экспромтом, а готовится заранее и продолжается с перерывами от одной до нескольких недель. При этом каждый участник должен высказать свою точку зрения. В этом случае особенно наглядно проявляются преимущества работы в творческой группе перед исследователем-одиночкой. Дух соревнования в детском коллективе — мощный стимул для творчества, а результаты дискуссии бывают самыми неожиданными. Итак, гипотезы сопоставляются с данными экспериментов или фактами, подтверждаются или опровергаются, становятся утверждениями, которые формулируются как результат исследований и далее требуют теоретического обоснования, т. е. объяснения механизма обнаруженных закономерностей. Особо следует остановиться на случае, когда все выдвинутые гипотезы не подтверждаются и сформулированных на третьем этапе целей достичь не удалось. Тогда результат исследований является отрицательным. Но отрицательный результат — тоже результат и заслуживает представления на конференции, хотя рассчитывать на призовые места в этом случае не приходится.

Этап 6. Оформление результатов работы.

 

Этап 7. Представление исследовательской работы.       

Некоторые научные руководители считают, что достаточно выучить подготовленный текст доклада и успех наконференции обеспечен. Но это не так. Часто приходится наблюдать, как серьёзные по содержанию работы не попадают в пятёрку лучших из-за того, что не представляются должным образом. Основная причина, на мой взгляд, в том, что обучающихся оказываются психологически не готовы к борьбе и победе. Очень полезно предварительно изложить результаты исследовательской работы сначала в узком творческом коллективе, а затем в расширенной аудитории, например на школьной научно-практической конференции. Этот этап — не просто тренировка, а своего рода рекламная кампания, «программирование» авторов работы на успех: они должны быть уверены в предстоящей победе на конференции.

Обязательным условием развития творческих способностей обучающихся является устранение доминирующей роли педагога. Самое сложное для учителя — научиться быть просто консультантом, отвечая только на возникающие у обучающихся вопросы.

Станет ли  метод проектов основой для повышения качества образовательного
                 процесса?

Приложение 1.

Памятка начинающего исследователя

Шаг 1. Выбери тему исследования.

Шаг 2. Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы ответил.

Шаг 3. Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.

Шаг 4. Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.

Шаг 5. Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы. Сохрани ссылки на сайты в сети Интернет.

Шаг 6. Сделай выводы.

Шаг 7. Оформи результаты своей работы.

Шаг 8. Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.

Этапы выполнения проекта

Шаг 1. Определение проблемной области

Шаг 2. Выбор темы проекта

Шаг 3. Определение цели и задач проектной работы

Шаг 4. Сбор информации по теме проекта

Шаг 5. Анализ собранной информации

Шаг 6. Выбор материала, формы и способов работы над проектом

Шаг 7. Практическая работа – выполнение продукта

Шаг 8. Анализ практической части готового проекта

Шаг 9. Самооценка проекта

Шаг 10. Публичная защита проекта

Рекомендуемая литература, интернет-ресурсы:

1.http://mmc.edu-kolomna.ru/local/files/schoolmmc/statia%20Sarichevoi.doc

2.http://school22.do.am/_ld/0/3___..__2012-2013.doc

3.http://conference.osu.ru/assets/files/conf_reports/conf9/463.doc

4.http://sociosphera.com/publication/journal/2013/3085/proektnoissledovatelskaya_deyatelnost_obuchayuwihsya_v_processe_izucheniya_himii_iz_opyta_raboty/

5.Бут У.К. Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов /Пер. с англ. А.Станиславского, 2004.

6.Кузнецов И.Н. Научное исследование. Методика проведения и оформление. М., 2004.

7. Кузнецов И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы. Методика подготовки и оформления. М., 2007.

8.Радаев В.В.Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил. М.,2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность....

статья для учителей начальных классов "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе"

Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Большие возможности в этом направлении п...

Выступление на тему "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе"

При реализации ФГОС ведущую роль в развитии современного ребенка должны  играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает проектн...

ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «Проектно – исследовательская деятельность в начальной школе»

Курс   «ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» направлен на освоение таких способов деятельности, как описание и анализ ситуации, формулировка и анализ проблемы, опреде...

Опыт педагогической деятельности по теме: "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе как условие формирования ключевых компетенций младших школьников"

Цель: формирование ключевых компетенций, а также способов деятельности обучающихся  в рамках реализации проектно-исследовательской деятельности, уровень усвоения которых в значительной мере предо...

Выступление на тему «Эффективность использования системы ТРИЗ и проектно-исследовательской деятельности в начальной школе» на секции учителей начальных классов

Разнообразить и активизировать работу над проектами мне помогает система ТРИЗ. Цель ТРИЗ – педагогики – развитие гибкого мышления и фантазии, способности решать сложные задачи эффективными ...