Формирование культуры здоровья учащихся
статья

Переседова Елена Ивановна

из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_kultury_zdorovya_uchashchihsya.docx26.3 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование культуры здоровья учащихся

(из опыта работы)

"Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он совсем не болел, то во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно"

Культура здоровья - неотъемлемая часть общей культуры человечества. Многие это понимают, но не многим удается воплотить это понимание в действительность.

Сегодня очевидно, что каждая школа должна стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья обучающихся должно стать приоритетной функцией образовательного учреждения.

Как сделать так, чтобы ребёнок учился осознавать себя как часть природы и понимать ответственность за сохранение своего здоровья не только на отдельных мероприятиях или специальных уроках, а ежедневно где бы он ни был.

Свой трудовой учебный день мы с ребятами начинаем с зарядки. Проводят зарядку дежурные или физорг. По возможности, проветриваем класс. И вот теперь за работу.

С первых минут урока создаю обстановку доброжелательности, т.к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя.

Например, говорю такие слова:

- Доброе утро, ребята! Прежде чем начать урок, создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнёмся друг другу.

                                                    или

- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

-Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.

Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке способствуют снятию напряжения, лучшему усвоению изучаемого материала. Поэтому использую методы, которые повышают эту мотивацию: создаю психологический комфорт на уроке, когда каждый ребёнок успешен в своём мнении, он не боится высказаться, часто использую эмоциональные разрядки: шутки, улыбки, юмористические стихи, поговорки, афоризмы с комментариями, музыкальные минутки и т.п.

Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому моя задача – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. Ведь часто мы слышим от своих учеников: "Мне тогда все понятно, когда интересно”. Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Использую традиционно игры, занимательные стихи, наглядность, а также презентации, видеофрагменты, анимации.

Хорошие результаты даёт работа в парах, в группах, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку своего товарища, ему намного легче воспринимать учебный материал.

Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика:

- частую смену позы,

- потягивание,

- встряхивание руками,

- закрывание глаз,

- остановившийся взгляд,

- ненужное перекладывание предметов,

- разговор с соседом,

- увеличение количества ошибок в ответах,

- не восприятие вопроса.

Вот тогда и настает время физкультминуток и динамических пауз.

1) для глаз: комплекс упражнений по таблице - 6 упражнений в стихотворной форме; упражнение «бегущий огонек» - следят за огоньком - снимается напряжение не только мышц глаз, но и мышц шеи;

2) активные физминутки в стихотворной форме

Разминка

 Все движения разминки

повторяем без запинки!

Попрыгем на месте.

Руками машем вместе.

Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

3) пальчиковая гимнастика приносит огромную пользу. На пальцах и ладонях есть «активные точки» - массаж этих точек улучшает работу мозга, положительно сказывается на самочувствии учащихся.

«Моя семья»

Этот пальчик- дедушка,

Этот пальчик- бабушка,

Этот пальчик- папочка,

Этот пальчик- мамочка,

А вот этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья! (Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого.)

4) точечный массаж – простая и безопасная терапия.

Массирование производится надавливанием на определённые точки. При простудных

заболеваниях и для повышения иммунитета необходимо массировать точки у носа и лба, при головных болях рекомендуется массировать височную область.

Не забываю о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока не допускаю однообразия работы. В норме должно быть 4-7 смен видов деятельности на уроке: включаю опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, опыты, работа в группах, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др.

На уроках окружающего мира уже включены уроки здоровья: «Режим дня школьника» (1 класс), «Здоровье человека», «Чистота – залог здоровья» (2 класс), «Организм человека» ( 3 класс). А на остальных уроках включаю минутки здоровья сама.

На уроках русского языка при изучении темы «Имена прилагательные» предлагаю выбрать имена прилагательные для характеристики здорового человека и подобрать синонимы и антонимы (сутулый -…, сильный -…, ловкий -…, бледный -…, крепкий -…, неуклюжий -…, подтянутый -…, быстрый -…)

Работая над словами с двойными согласными, вывешивается на доске текст, дети читают его: Что такое хоккей? Это спортивная командная игра с мячом или шайбой и клюшкой. В хоккей играют зимой на ледяном поле, летом на травяном поле. Родина хоккея на траве – Англия, а на льду – Канада. После чтения текста учащиеся ищут слова с двойными согласными. Учащиеся отвечают на вопросы: что вы узнали о хоккее? Любите ли вы играть в хоккей? Какими зимними видами спорта вы занимаетесь? Что дает человеку занятие спортом?

На уроках математики рассматриваем задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “знание своего тела”, “гигиена тела”, “правильное питание”, “здоровый образ жизни”, “безопасное поведение на дорогах”.

Например: При рождении скелет ребёнка имеет 350 костей, у взрослого человека – 260 костей. На сколько костей в скелете взрослого  человека  меньше, чем у новорождённого?

Ответ: с ростом человека количество костей в его скелете уменьшается на 90. Они срастаются.

Картофель, сваренный в кожуре,  сохраняет 75% витаминов. Картофель, очищенный и сваренный целыми клубнями – 60 %, а порезанный кусками – 35%. Во сколько раз больше витаминов сохраняется в картофеле, сваренном в кожуре, по сравнению с картофелем, очищенным и порезанным кусками?

Ответ: в 2 раза.

Даю дополнительные сведения:

Картофель « в мундире» и запечённый в кожуре наиболее полезен. В нём много витамина С  и калия. Они укрепляют сердце, делают человека энергичным, защищают от инфекций.

Физическая культура – наверное, единственный учебный предмет в школе, способный эффективно решать проблему оздоровления учащихся. Даже освобожденные дети присутствуют на уроке в форме и к концу урока они очень часто хотят сами включиться в работу.

В классе  разработали основные заповеди: "Как помочь быть здоровым"

1) Не пропускай уроков физической культуры без уважительной причины.

2) Не забывай спортивной формы.

3) Работай на уроке, не мешая другим.

4) Оказывай взаимопомощь.

5) Главное на уроке - здоровье и развитие, а не оценка.

        На уроках использую музыкотерапию. Доказано, что музыка может успокоить, может укрепляться иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает. Многие музыкальные произведения дают хороший терапевтический эффект. Например, для снятия тревоги - Шопен, Штраус, для уменьшения раздражительности - Бетховен, успокоительное - Брамс. Музыка обладает силой воздействия на детей. Музыка заставляет задуматься над собой, над своим характером. Подбираю звуковое сопровождение к урокам:

"Звуки природы";

"Голоса птиц";

"Шум моря"

"Песнь дождя";

Классические музыкальные произведения.

        Конечно, такая работа не заканчивается на уроках. В работе по сохранению и укреплению здоровья младших школьников важное место занимает систематическая внеклассная работа с учащимися.

Классные часы:

«Питание и здоровье»;

С  детьми веду разговор о правильном питании. Известно, что правильный рацион питания тесно связан со здоровым образом жизни. Как показала практика, эти беседы способствует воспитанию и формированию у детей основ здорового образа жизни, культуры здоровья, осознанию ими здоровья как главной человеческой ценности. В моём классе 100% детей питаются горячими обедами.

«Овощи и фрукты – полезные продукты»;

«Спорт – залог здоровья»;

«Знай правила движения как таблицу умножения».

Ребята выводили свои правила по ЗОЖ, высказывали свое мнение, разбирали различные ситуации, отвечали на вопросы, работали в группах.

Внеклассные мероприятия:

«Веселые старты»        

 «Масленица широкая»

Участие в соревнованиях в ДЮСШ        

Часто с учениками мы ходим на экскурсии. Практически каждое сезонное изменение в природе мы наблюдаем. Так наши внеурочные мероприятия становятся не только познавательными, но и оздоровительными.

        Немаловажное место в сохранении и укреплении здоровья имеет занятость учащихся в различных спортивных секциях и кружках. В моем классе 75 % учащихся посещают следующие секции и кружки: «Островок здоровья»; «Леди фитнес клуб», спортивные танцы; ДЮСШ «Олимп», секция бокса; РОО ФШЛД ОО, каратэ-до; филиал СДЮСШОР им. М. Р. Борова, с/к «Романтик».

С детьми провожу инструктажи по технике безопасности, профилактики гриппа и простудных заболеваний. Во время эпидемии гриппа в классе раскладываем свеженарезанный лук и чеснок.

Работа по укреплению и сохранению здоровья учащихся невозможна без привлечения родителей. Наиболее приемлемая форма работы с родителями – лекции и беседы на классных собраниях, индивидуальные беседы, совместные мероприятия.

«Режим дня школьника»

«Правильное питание – залог здоровья школьника»

«Мама, папа, я – спортивная семья»

Экскурсия в музей-заповедник С. Т. Аксакова

Наверное, нам всем нужно не строить грандиозных заоблачных планов, которые сегодня по ряду объективных причин не могут быть выполнены, а решать самые простые, но очень важные ежедневные проблемы, чтобы постепенно продвигаться в осуществлении поставленной цели — сохранить, укрепить и улучшить здоровье наших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающая среда школы как условие для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся

Методические рекомендации «Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе...

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII -го ВИДА

1.1.Основные понятия о здоровье, традициях и культуре здорового образа жизни.1.2. Состояние здоровья  школьников с интеллектуальной   недостаточностью, его влияние на успешность обучени...

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся школы I ступени с ОВЗ, как одно из основополагающих требований ФГОС второго поколения...

Использование образовательных программ в формировании культуры здоровья у учащихся 1 – 4 классов (на примере УМК «Все цвета, кроме чёрного»)

    В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика, больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен вы...

Комплексная работа классного руководителя по формированию культуры здорового образа жизни у учащихся

Статья на научную конференцию6 в воторой описываю опыт работы по формированию здорового образа жизни у учащихся....

Комплексный подход к формированию культуры здоровья и безопасного поведения учащихся младшего школьного возраста

В  статье  рассматривается  опыт  работы  учителя  начальных  классов    по  формированию  ЗОЖ  и БДД   посредством    компле...