«Использование современных педагогических технологии в образовании детей с ОВЗ»
методическая разработка

Цимбалюк Марина Викторовна

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Определение  «педагогическая технология» - множество, но мы остановимся на определении Бориса Тимофеевича Лихачёва:

Педагогическая технология -  это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologii_v_obuchenii_detey_s_ovz.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование современных педагогических технологии в образовании детей с ОВЗ»  

Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

В отечественной специальной педагогике в настоящее время разработаны новые подходы к содержанию образования детей с ОВЗ, к технологиям их образования и воспитания, современным моделям коррекционно-развивающего педагогического процесса и сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями, направленные на решение задачи приближения специального образования к требованиям современного общества. 

В данное время в образовательных учреждениях  интенсивно внедряют в работу современные педагогические технологии, которые направлены на реализацию государственных образовательных стандартов.

Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном использовании в нашем учреждении. Вначале давайте вспомним, что же означает сам термин «технология».

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Определение  «педагогическая технология» - множество, но мы остановимся на определении Бориса Тимофеевича Лихачёва:

Педагогическая технология -  это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса

Вообще, само слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и - учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.

Сегодня насчитывается больше сотни  образовательных технологий, и мы можем взять, те которые нам необходимы, которые приемлимы в нашей работе и применимы для наших учащихся.

Вспомним основные критерии технологии.

   Основные требования (критерии) педагогической технологии:

  • Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
  • Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:

 - логикой процесса,

 - взаимосвязью его частей,

 - целостностью.

  • Управляемость – возможность диагностического целеполаганияпланирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
  • Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
  • Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

Структура образовательной технологии

    Структура образовательной технологии состоит из трех частей:

  • Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
  • Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
  • Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, и методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

         Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.

Описание (анализ) педагогической технологии можно представить в следующей структуре.

  1. Идентификация данной педагогической технологии в соответствии с принятой систематизацией (классификационной системой).
  2. Название технологииотражающее основные качества, принципиальную идею, существо применяемой системы обучения, наконец, основное направление модернизации учебно-воспитательного процесса.
  3. Концептуальная часть (краткое описание руководящих идей, гипотез, принципов технологии, способствующее пониманию, трактовке ее построения и функционирования)
  • целевые установки и ориентации;
  • основные идеи и принципы (основной используемый фактор развития, научная концепция усвоения);
  • позиция ребенка в образовательном процессе.
  1. Особенности содержания образования:
  • ориентация на личностные структуры (ЗУН, СУД способы умственных действий, СУМ самоуправляющие механизмы личности, СЭН сфера эстетических и нравственных качеств личности, СДП действенно-практическая сфера);
  • объем и характер содержания образования;
  • дидактическая структура учебного плана, материала, программ, формы изложения.

5.         Процессуальная характеристика:

  • особенности методики, применения методов и средств обучения;
  • мотивационная характеристика;
  • организационные формы образовательного процесса;
  • управление образовательным процессом (диагностика, планирование, регламент, коррекция);
  • категория учащихся, на которых рассчитана технология.

6.         Программно-методическое обеспечение:

  • учебные планы и программы;
  • учебные и методические пособия;
  • дидактические материалы;
  • наглядные технические средства обучения;
  • диагностический инструментарий.

7.         Критерии оценки педагогической технологии:

  • эффективность;
  • результативность.
  1. Экспертиза педагогической технологии является многоаспектной.
  2. Концептуальная часть рассматривается с позиции новизны (инновационности), альтернативности, гуманизма и демократизма, современности.
  3. Содержание образования в рамках технологии рассматривается с позиций современных теорий общего среднего образования, принципов системности, идей развивающего обучения и социального заказа.
  4. В процессуальной характеристике прежде всего определяется целесообразность и оптимальность отдельных элементов, комплексность всех методических средств, управляемость, адекватность содержанию образования и контингенту обучаемых.
  5. Программно-методическое обеспечение должно удовлетворять требованиям научности, технологичности, достаточной полноты и реальности осуществления.
  6. Главным критерием оценки педагогической технологии является ее эффективность и результативность.
  7. Выполнение этих требований рассматривается в приложении к учителю, ученику и общественно-родительскому контингенту лиц.

Педагогические технологии классифицируются как:

  1. Традиционные технологии
  2. Инновационные технологии

Традиционная технология обучения – это объяснительно-иллюстративное обучение.

         Главные методы данного обучения – объяснение в сочетании с наглядностью, а виды деятельности учащихся – слушание и запоминание.

Это древний вид обучения, не утративший значения и в современной школе благодаря тому, что в него органически вписываются новые способы изложения знаний и новые виды наглядности.

Объяснительно-иллюстративное обучение имеет ряд важных преимуществ. Оно экономит время, сберегает силы учителей и учащихся, облегчает последним понимание сложных знаний, обеспечивает достаточно эффективное управление процессом. Однако есть и ряд недостатков, а именно: преподнесение “готовых” знаний и освобождение учащихся от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить при их освоении, а также незначительные возможности индивидуализации и дифференциации учебного процесса.

Инновационные технологии классифицируются по 4 критериям:

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.

  • Игровые технологии.
  • Технология проблемного обучения
  • Технология исследовательского обучения
  • Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)
  • Технология уровневой дифференциации
  • Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков)
  • Технология программированного обучения
  • Информационные технологии обучения.
  • Интерактивные технологии (дискуссии, дебаты, соревнования).
  • Технология решения интеллектуальных задач (ТРИЗ)

Альтернативные технологии

  • Технология свободного труда (С.Френе)
  • Технология проектного обучения.
  • Технология мастерских.
  • Дальтон-технология.
  • Кейс-технология.

Природосообразные технологии

  • Технология сбережения и укрепления здоровья
  • Технология обучения детей с признаками одаренности

Технологии развивающего обучения

  • Технология развивающего обучения Л.В.Занкова. (для начальной школы)
  • Личностно-ориентированное обучение (И.С.Якиманская).
  • Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)

 

Исходя из этого, можно выделить современные коррекционно–развивающие технологии, которые применяются  в нашем образовательном учреждении.

Коррекционно–развивающие технологии, направлены на развитие и коррекцию психических и физических недостатков детей с ОВЗ,  способствующие усвоению знаний, умений и навыков, необходимые для повышения их жизненной компетентности, и использование их в своей деятельности.

1. Технология дифференцированного (разноуровневого)  обучения.

2. Технология индивидуализации обучения.

3. Технология проблемного обучения. 

4. Технология проектного обучения.

5. Технология исследовательского обучения.

6. Личностно-ориентированное обучение.

7. Технология игрового обучения.

8. Информационные технологии.

9. Технология нравственного воспитания.

10. Здоровьесберегающие технологии.

1. Технология дифференцированного (разноуровневого)  обучения

Технология дифференцированного (разноуровневого) обучения – это технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.

Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Считаю, что целесообразно применять уровневую дифференциацию при изучении сложных тем или разделов, чаще всего проверочные разноуровневые работы провожу на контроль - обобщающих уроках. Определяю целью то, что ученик должен усвоить в конце раздела и составляю задания (разноуровневые). 

Можно также применять и при изучении новой темы. Объяснять материал нужно от сложного к простому, в конце можно определить уровень усвоения материала на уроке. 

Анализируя знания  обучающихся с применением элементов разноуровневого обучения можно сделать следующие выводы:

  • Обучение способствует переводу обучения на дифференцированное, с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
  • Повышается рефлексивность (зачем; что делаю; надо осознать) и мотивация учения.
  • Повышается уровень удовлетворения или удовлетворенности результатами обучения учителем и учениками.

2. Технология индивидуализации обучения.

Индивидуализация обучения – форма, модель организации учебного процесса, при которой: педагог взаимодействует лишь с одним учеником; а один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения.

Индивидуальный подход позволяет ориентироваться на индивидуальные особенности ребенка в общении с ним и в процессе обучения.

 

3. Технология проблемного обучения. 

Проблемное обучение – такое обучение, при котором учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем  и проблемных задач, построенных на содержании программного материала.  На современном уроке ключевым этапом является этап мотивации. Необходимо выдвинуть перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Процесс создания мотивации требует от педагога особенного творческого подхода, нужно всё предвидеть и просчитать. От правильно поставленной мотивации зависит результативность всего урока.

Она направлена на развитие всесторонне гармонической личности ребенка и подготовку хорошей образовательной базы. На уроках во время беседы  ставится какая либо проблемная задача перед детьми, а затем ряд последовательных взаимосвязанных вопросов, ответы на которые ведут к решению задачи.

Обучающиеся пытаются решить поставленную перед ними проблемную задачу самостоятельно. Если есть сложности, можно всегда оказать детям коррекционную помощь, давая план действий, подсказывая отдельные шаги при затруднениях, создавая ситуацию успеха на уроке.

Иногда уроки могут быть целиком посвящены решению какой-либо одной проблемной задачи. Но чаще всего на своих уроках я обычно стараюсь сочетать традиционное обучение с элементами проблемности, с включением отдельных проблемных задач. При этом в общую систему творческой поисковой деятельности школьников включают знания, получаемые ими и в готовом виде - из изложения учителя, текста учебника и т.д.

4. Технология проектного обучения.

 Данный метод проектов используется как в учебном процессе так и во внеклассной и внеурочной деятельности.

Проектное обучение отличается от проблемного тем, что деятельность учащихся имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного (практического) результата и его публичного предъявления.

Технология проектного обучения представляет собой развитие идей проблемного обучения, когда оно основывается на разработке и создании учащимся под контролем учителя новых продуктов, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость.

Среди учебных проектов можно выделить следующие типы:

Исследовательские – по структуре приближены к подлинному научному исследованию; доказательство актуальности темы, определение проблемы, предмета и объекта исследования, обозначение задачи, методов, источников информации, выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозначение новых проблем.

Творческие – не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершённой форме (сценарий фильма или праздника, макет газеты).

Информационные – сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и её разработки.

Социально значимые – с самого начала чётко обозначается результат деятельности, ориентированный на интересы какой-либо группы людей; требуют распределения ролей участников, плана действий, внешней экспертизы.

Особое место среди социально значимых учебных проектов занимают телекоммуникационные проекты. Они стали возможны с появлением в начале 80-х гг. телекоммуникационных сетей, позволивших учителям и учащимся из разных стран общаться друг с другом.

5. Технология исследовательского обучения.

проектно-исследовательская технология обучение каждого на уровне его способностей;

отсутствие жестких временных и содержательных рамок урока и программы; свободный выбор образовательной области, тематики проекта, траектории деятельности.

6. Личностно-ориентированное обучение (И. С. Якиманская)

О личной ориентации обучения особенно активно говорят и пишут в последнее время. Все дети разные, а учителю в узких рамках урока нужно помочь каждому из учеников реализовать свой потенциал.

Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования, а также  обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития и  реализации ее природных потенциалов.

Одним из продуктивных путей реализации личностно-ориентированного обучения является обучение с использованием групповых форм, построенных по принципу сотрудничества и взаимной поддержки.

Больший эффект в обучении таких групп достигается, когда количество учащихся в группе составляет 5 человек и подобраны они учетом их совместимости.

При таком обучении повышается качество обучения, быстро формируются отношения между педагогом и обучаемым.

Результатом такого обучения является снятие уровня тревожности и напряженности.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школ! ной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъектприоритетный; она является целью образовательной системы, а не средство достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют ещеантропоцентрическими.

Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуют антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.

7. Технология игрового обучения

Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока, например игра – путешествие.  Дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение материала. Кроссворды, головоломки, ребусы и т. д.  Таким образом, дидактическая игра на уроках пополняет, углубляет и расширяет знания, является  средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствовать самоутверждению ребёнка. При подборе игры или задания для коррекционных занятий учитываются  интересы и склонности ребенка.

Игра обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и дает отдых. Но исторически одна из первых ее задач — обучение. Не вызывает сомнения, что игра практически с первых моментов своего возникновения выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения. С целью выработки необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей.

8. Информационные и коммуникативные технологии.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг

Информационная технология – это совокупность методов, средств, которые объединены в одну цепочку, которая обеспечивает сбор, хранение, обработку, вывод и распространение необходимой информации. Использование информационно-коммуникативных технологий способствуют не только достигнуть максимально нового качества образования среди дошкольников, развивает логическое мышление детей, но повышают мотивацию детей к получению новых знаний, знакомят детей с социальным миром, создают новые средства воспитательного воздействия.

Внедрение ИКТ в специальных (коррекционных) школах, прежде всего, даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья, т.к. у них помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной деятельности, мышления, вербальной памяти, внимания, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире.

На уроках используются  в следующих вариантах. Самый распространенный вид - мультимедийные презентации. Подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика.

Создание уроков–презентаций даёт возможность учителю использовать методы активного, деятельностного обучения. Проведение таких уроков требует от учителя специальной подготовительной работы. Уроки становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют учащимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Мультимедийная презентация даёт возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме.

9.Технология нравственного воспитания.

Способствует становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека, путем раскрытия его личностных качеств. Развитие и становление у учащихся гуманной позиции по отношению к окружающим его людям. Развивает самовоспитание. На уроках воспитывается  правильное отношение учащихся к сверстникам. Обучение «мастерству общения».

Нравственное воспитание необходимо осуществлять в условиях современной школы. Нравственность - осознание, принятие и выполнение положительных духовных и душевных качеств. Нравственное воспитание – это систематическое формирование у ребенка знаний о нравственном и безнравственном, о добре и зле, о хорошем и плохом, помощь в эмоциональном переживании нравственных ценностей, чтобы те стали личностно значимыми для воспитанника 

10. Здоровьесберегающие технологии.

Цель которых - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья. Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, проводятся физкультпаузы, эмоциональную разрядку, зарядку для глаз, минутки для шутки, рефлексию, соблюдением учащимися правильной осанки.

Использование здоровьесберегающих технологий обучения в коррекционной школе позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса.

Используя разнообразные коррекционно-развивающие технологии, педагоги смогут помочь детям преодолеть трудности в освоении основной образовательной программы.

Одна и та же технология в руках разных исполнителей может каждый раз выглядеть по-иному. Результаты, достигнутые разными педагогами, использующими одну и ту же технологию, будут различными, т.к.  выбор той или иной технологии зависит от многих факторов:  присутствие личностных качеств учителя, особенностей контингента учащихся, их возраста, их общего настроения и психологического климата в классе, от их уровня подготовленности, темы занятия и т.д.

Выбор педагогических технологий основывается:

на учете стиля работы, педагогических предпочтений учителя, а также потребностей ребенка.

Выбор педагогического материала обусловливается:

принципами практической значимости и социальной адаптации.

Результативность обучения оценивается прежде всего по тому, насколько легко ребенок интегрируется в общество здоровых сверстников и может решать наиболее типичные проблемы повседневной жизни. 


Внедрение новых современных технологий должно обеспечивать повышение качества образовательного процесса на основе создания условий для: 
освоения учащимися обобщенных приемов выполнения различных видов деятельности; 
организации коррекционно-развивающего обучения; 
овладения учащимися бытовыми навыками и полезным опытом ведения домашнего хозяйства; 
активной и интересной жизни в условиях образовательного учреждения, помогая делать учащимся первые шаги на пути к настоящей социальной интеграции. 

На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, что какая-то из них лучше, а другая хуже, но самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий.  

Исходя из всего вышесказанного, что традиционные и  инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга.

Не стоит отказываться от старого и полностью переходить на новое. Следует вспомнить высказывание 

«Все новое – это хорошо забытое старое».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Опыт и результаты использования современных педагогических технологий и развитие качества образования».

Обобщение опыта, представленное на муниципальной научно-практической конференции....

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...

«Использование современных педагогических технологий как условие повышения качества образования в школе»

Данная разработка поможет составить выступление на ШМО и много полезной информации....

Использование современных педагогических технологий (игровая технология) на уроке английского языка (из опыта работы)

В данной статье предлагаются варианты игр, которые используются на уроках английского языка в начальной школе. Кропотливой работой на каждом уроке я стараюсь довести до сознания детей, что изучение ин...

"Эссе "Использование современных педагогических технологий" - по итогам дистанционного курса по инклюзивному образованию

Эссе по итогам заочного обучения на курсах повышения квалификации в период с 11.02. - 16.02.19г "Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ОВЗ с использованием дистанционных технологий&quo...