Система работы учителя по повышению качества образования.
учебно-методический материал

Самойлова Светлана Викторовна

Цель мастер - класса: представление наиболее результативных элементов собственной системы работы, методических приёмов, педагогических действий, обеспечивающих повышение качества преподаваемых предметов.

Задачи мастер – класса:

- передача учителем своего опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;

- повышение мотивации педагогов на применение современных технологий в учебном процессе.

Ожидаемый результат: применение методов активного обучения в практике собственной деятельности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_uchitelya.docx27.99 КБ
Файл seminar_1-4_klassy._rmo.pptx907.1 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для учителей начальной школы

Тема: «Система работы учителя по повышению качества образования»

Цель мастер - класса: представление наиболее результативных элементов собственной системы работы, методических приёмов, педагогических действий, обеспечивающих повышение качества преподаваемых предметов.

Задачи мастер – класса:

- передача учителем своего опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;

- повышение мотивации педагогов на применение современных технологий в учебном процессе.

Ожидаемый результат: применение методов активного обучения в практике собственной деятельности.

Ход мастер - класса:

( на входе учителя выбирают себе одну из предложенных картинок: сердечко, солнышко, звёздочка, улыбку. На столах – 4 подставки со знаками).

- Согласно выбранным предметам рассаживаются за 4 стола: по 6 человек.

Остальные – роль экспертов и наблюдателей.

1. Организационный момент

- Крикните громко и хором, друзья, деток вы любите- нет или да? - да

- Приехали к нам вы, сил совсем нет, вам лекции хочется слушать здесь?  - нет.

- Я вас понимаю, как быть, господа? Проблемы решать нужно нам? – да

- Дайте мне тогда ответ: помочь откажетесь мне? – нет

- Последнее спрошу вас я. Активными все будем? – да

- Спасибо!

- Здравствуйте. Я рада поприветствовать вас на своём мастер – классе. Меня зовут Самойлова Светлана Викторовна. Мой стаж работы – 35 лет в стенах вот этой замечательной школы. Я рассказала вам немного о себе, а теперь я предлагаю вам познакомиться.

 Внимательно посмотрите  на эти картинки, что вы видите?

(выражение радости, грусти, удивления, страха). Давайте с вами попробуем повторить такие же выражения. Что вам больше понравилось? Радость. Вот мы и улыбнулись друг другу. И пожелаем хороших эмоций.

Я узнала о вас, что вы больше всего любите радоваться, активны и быстро включаетесь в работу.

У нас получились замечательные команды. А команда – это сила.

- Сядьте ровно,

Ножки вместе,

Ручки полочкой на стол

Начинаем разговор.

- Тема семинара «Эффективные педагогические технологии как условие повышения качества образования»

Тема мастера- класса «Система работы учителя по повышению качества образования»

Ключевые слова – качество образования.

Чтобы выстроить учителю систему качественной работы, нужно ответить на 4 вопроса и вы сейчас мне в этом поможете.

1группа. – Хорошее качество образования для учащихся связано:

………………..

2 гр. -  Хорошее качество образования для родителей связано:

3 гр.. - Хорошее качество образования для учителей связано:

4гр – Как повысить качество образование?

- Вот мы и ответили на вопрос: Как учить результативно?

Использовать эффективные педагогические технологии.

В современной практике существует много педагогических технологий. Но мы не боги и не можем применять и владеть в совершенстве всеми технологиями.

- у вас на листах список современных педагогических технологий. Выберите только две, которые ближе вам и чаще применяете в работе.

(ответы коллег)

Базовые технологии стандартов второго поколения:

1. Создание учебной ситуации (проблемное обучение)

2. Информационные (поиск, применение и переработка информации)

3. Интерактивные (игровые, проектная деятельность, рефлексия)

4. Коммуникативные (диалогические, организация парной и групповой работы)

5. Технология продуктивного чтения.

- Используя в работе любую технологию, мы должны и по – другому посмотреть на современный урок. Любой урок – это искусство, это труд, совместный труд ученика и учителя. При применении любой технологии обдумываешь все этапы урока.

Первоочередной задачей учителя, я считаю, является формирование положительной мотивации к учению. Мы должны понимать, что чем больше удовольствия станет получать ребёнок от учёбы, тем легче будет и ему и нам.

С точки зрения здоровьясбережения является создание благоприятного психологического климата. Поэтому каждый урок я стараюсь начинать с создания у детей благоприятного настроя. Что сегодня я и делала в начале нашего мастер – класса.

- Руки? -  на месте

- Ноги? – на месте

- Локти? – на месте

- Спина? – прямая.

Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок.

- коллеги, выберите эпиграф к нашему мастер – классу. На столе пословицы, поговорки, выберите одну для группы.

Хочу, потому что смогу.

С малой удачи начинается большой успех.

Грамоте учиться всегда пригодится.

Больше знай, меньше болтай.

Век живи – век учись.

Учитесь открывать тайны!

Кому ум служит, тот  ни о чём не тужит.

Смело иди вперёд,

Не стой на месте,

Чего не сделает один,

Сделаем вместе!

Будем активно мыслить!

(выбирают, говорят хором)

- Спасибо.

Начало урока уже позитивное.

- Расскажу о технологиях, которые применяю в своей работе и думаю, что им есть место в новой образовательной среде.

Технология системно – деятельностного подхода в обучении.

Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде, дети открывают их сами. Урок начинается с создания проблемной ситуации.

Урок изучение нового материала. Структура таких уроков вам хорошо известна. Существует несколько методов постановки проблемной ситуации:

- Проблемная ситуация «с удивлением»

- Проблемная ситуация «с затруднением»

- Побуждающий диалог

- Подводящий диалог

- Демонстрация непонятных явлений.

А) Математика 2 класс. Предъявление двух противоречивых фактов.

Тема: «Порядок действий»

8-3+4= 9

8-3+4=1

Реакция удивления

- Вижу вы удивлены. Почему?

- Над каким же вопросом подумаем? (почему в одинаковых примерах получились разные ответы)

- Давайте рассуждать. Если отличаются правые части, то…(отличаются и левые)

- Чем отличаются левые части? (они одинаковые)

- Какие есть идеи? ( если сначала сложить, а потом вычесть, то получится 1)

- Какой порядок действий в первом примере?( -, а потом+)

- Во втором? ( +, потом -)

- В каком примере мы действовали по правилу? (в 1)

- А во втором примере мы нарушили правило. Как же нам догадаться, что здесь сложение выполняется первым? (нужна подсказка, знак)

- молодцы! Такой знак есть! Он называется скобки (похож на месяц)

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока (скобки)

- Так что же означают скобки? (скобки означают действие, которое мы будем выполнять первым)

- Загадка: в примерах бывает, первое действие называет

Стих: Скобки найдём

Остальное потом.

В) Открытие детьми нового знания.

Предлагаю задание: найти значение выражений:

9 – 7           5 - 4

5 – 3            7 - 7

4 – 6           2 – 5

- Вы смогли выполнить задание полностью? (нет)

- почему не смогли вычислить? ( мы не знаем как из меньшего числа вычесть большее)

- как вы думаете на какой вопрос нам предстоит ответить?

  - Какие есть предположения? (найти значение таких выражений нельзя)

- Как нам проверить ваши предположения? (можно попробовать выполнить вычисления с помощью шкалы линейки)

- вывод: из меньшего числа нельзя вычесть большее число.

Игровые технологии.

« Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В.А. Сухомлинский.

Игру можно использовать на любых этапах урока. Детям нравятся игры – соревнования, эстафеты, сюжетно – ролевые, уроки в нестандартной форме.

- Я тоже хочу с вами провести игру.

В моей волшебной коробочке лежат половинки воздушных шариков, которые пронумерованы. Каждый из вас берёт одну половинку и пишет на ней пожелание коллеге, имя которого ещё неизвестно.  Работаем.

- я попрошу сейчас каждого найти человека с такой же цифрой на половинке шарика. Образовалась пара. Обменяйтесь пожеланиями. А половинки приклеим сюда.

- Эту игру можно провести и с ребятами как на уроке так и на любом классном мероприятии.  

Здоровье – сберегающие технологии.

Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. Так говорил В.А. Сухомлинский.

- 3 урока физкультуры

- внеурочная деятельность по спортивно – оздоровительному направлению

- физкультминутки

- подвижные перемены

- дыхательная гимнастика

- пальчиковая гимнастика

- цветотерапия

- задачи по математике

- чтение текстов и т.д.

Дыхательная гимнастика «Задувание свечи»

Нужно глубоко вздохнуть, чтобы свечку нам задуть.

Сели ровно.

Сделать вздох и задержать дыхание.

Сложить губы трубочкой и сделать 3 глубоких выдоха, сказать «ФУУ».

Информационно – коммуникативные технологии

Научить жить человека в информационном мире – важнейшая задача современной школы – сказал академик А.П. Семёнов.

Он прав.

- создание презентаций к уроку

- работа с ресурсами Интернет

- средство наглядности

- звуковое оформление урока

- тесты

- участие в онлайн – конкурсах (сайт Учи.ру, Заврики, олимпиада «Новые знания» и т.д.)

Проектная деятельность

Данная технология подразумевает триаду действий:

 замысел – реализация – продукт.

С данной темой я выступала на РМО.

Сейчас мы сделали первый социальный проект «Детская площадка». Работа в парах. Самое главное – детям понравилось больше защищать свой проект, задавать вопросы. Многие пары решили остаться, а некоторые наоборот обменяться партнёрами.

(фото)

Технология продуктивного чтения

- Я считаю, что мы не можем научить математике в полном объёме, русскому языку, по ряду многих причин, но научить ребёнка грамотному чтению просто обязаны.

Чем интересна эта технология?

Мы сейчас сами и ответим на этот вопрос.

Скажите, что такое эпиграф?

( цитата, предпосланная произведению)

- Эпиграфом к нашему мастеру классу я выбрала слова Сергея Михалкова

Я к вам обращаюсь товарищи дети

Полезнее книги нет вещи на свете

Пусть книги друзьями заходят в дома

Читайте всю жизнь набирайтесь ума!

- К чему призывает нас в этих строчках Михалков?

(читать всю жизнь, набираться ума)

- А что нужно для того, чтобы читать всю жизнь? (уметь это делать)

- А разве вы не умеете читать? (умеем)

- Тогда зачем нам эти занятия?

( чтобы научиться правильно читать)

То есть мы осваиваем технологию продуктивного чтения.

- А что такое продуктивное чтение, какое слово лежит в его основе?

- Продукт.

- А что может быть продуктом чтения?

- Результат.

- А какой результат может быть у чтения?

- Прочитал текст и всё понял.

- Понимание – это действительно результат продуктивного чтения. Но не только это. Понимание не возможно без другого результата чтения .

( тут я детям предлагаю кроссворд, разгадав его, определяем второй результат чтения)

- Восприятие. – это включение человека в чтение.

- А что значит включиться в чтение

- Нам поможет первая группа (прочесть варианты ответов)

Вывод: Неважно как мы читаем: вслух, про себя, читаем сами или слушаем другого. Настоящий читатель воспринимает текст через эмоции, воображение и содержание.

- Скажите, а легко ли при чтении одновременно читать, представлять картины, задумываться над содержанием?

- Нет. кому – то грамотно читать талант дан от природы, но таких людей мало. Этому надо учиться.

- Этому учит технология продуктивного чтения.

- Сейчас многие говорят, что бумажные книги -  это вчерашний день.

- а как вы думаете? – бумажные и электронные.

- отсюда вывод- это очень важная технология.

Она состоит из трёх этапов

1этап – чтение до чтения.

Просмотровое или ознакомительное.

- Как я выбираю книгу

Давайте выберем, что нам ближе

(работа по слайду – каждая группа выбирает своё предположение)

- На столах у вас книги. Рассмотрите их и выберите одну. Объясните своё мнение.

- Так и детей нужно учить выбирать книгу.

- Книгу мы научились выбирать. Не будем смотреть толстая она или тонкая и на количество иллюстрация, а будем действовать как настоящие читатели.

- 2 этап – Чтение во время чтения.

Как мы читаем? (слайд – лёжа….)

- но говоря о чтении, мы имеем в виду не то, где и в какой позе кто читает

Что значит читать? – Понимать и Воспринимать.

- На слайде высказывание писателя и историка Николая Михайловича Карамзина.

В его словах спрятались три главных слова, без которых не бывает продуктивного чтения.

1 слов – разум -  когда читаешь ты думаешь.

2 слово – чувствуешь – читаешь и чувствуешь

3 слово – воображение . читаешь и представляешь.

- 3 этап чтение – Чтение после чтения.

(слайд – девочка задумалась над книгой)

- наши эмоции.

Итог любого урока, занятия – рефлексия.

Пора и нам подвести итоги.

Любые образовательные технологии – это ещё не гарантия успеха.

Главным является органическое соединение эффективных образовательных технологий и личности учителя.

Только та технология даст необходимый результат, которая одухотворена её главным автором – Учителем.

Предлагаю провести дискуссионную карусель на тему: «Учитель: кто он?».

Я озвучу определённую точку зрения, а вы должны либо согласиться, либо нет, объяснив – почему. Коллеги могут помочь.

Таким образом, кто он, учитель?

  • Учитель – всегда врач….
  • Учитель, безусловно, художник ….
  • Учитель всегда актёр…
  • Учитель – скульптор…
  • Учитель – большой психолог….
  • Учитель – талантливый режиссёр….

  • Учитель, к сожалению, чиновник….
  • Учитель – клоун…
  • Учитель – мудрый философ….
  • Учитель – поэт и писатель…
  • Учитель бывает инженером…
  • Учитель – «палач» (уничтожает неграмотность)
  • Учитель – космонавт…
  • Учитель – бухгалтер и экономист…

  • Учитель, безусловно, дирижёр…
  • Учитель иногда священник…
  • Учитель, к сожалению, бывает дрессировщиком…
  • Учитель – иллюзионист….
  • Учитель – высококвалифицированный менеджер….

Учитель ежедневно держит за руку то, что создаёт. Но для полной гармонии не хватает ещё одного момента.

- Я обращаюсь к первой команде. У вас в центре сердце, у каждого сердце в руках. Вспоминая тему семинара – какие у вас возникают ассоциации? (каждый день мы дарим частицу сердца детям, дарим свою любовь). Приклейте сердечки  к плакату.

- какие  у вас ассоциации – звёздочки? ( мы каждый день открываем маленькие звёзды). Приклеим их тоже к плакату.

- А у вас солнышки? (дарим тепло, несём свет знаний)

- А у вас улыбка? ( всегда нести радость, улыбку).

- Опираясь на свой опыт, с уверенностью могу сказать: для того чтобы стать хорошим учителем, использовать всё лучшее для повышения качества образования, одного желания и старания мало. Надо терпеливо и последовательно овладевать педагогическим мастерством, предвидеть возможные затруднения. Нужно уметь спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершать восхождение. Сегодня я провела первый в своей жизни мастер – класс и получила огромное удовольствие общаясь с вами. Спасибо.

Пусть в вашем сердце

Место найдётся для каждого школьника.

Ведь каждого нужно увидеть, раскрыть.

Всем вам желаю всего наилучшего,

Чтобы всегда нам хотелось учить!

(  притча о замке)

Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Эффективные педагогические технологии как условие повышения качества образования» С еминар учителей начальной школы Брединского муниципального района 2020 год

Слайд 3

«Система работы учителя по повышению качества образования» Мастер - класс Самойлова С.В. МКОУ «Андреевская СОШ» Учитель начальных классов 2020 год

Слайд 4

Качество образования - это одна из основных проблем современной школы. Хорошее качество образования – это для учащихся связано: с хорошими знаниями по всем предметам, когда по окончании школы ученик без проблем может поступить в ВУЗ; с возможностями в будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть цели, поставленной в жизни; с глубокими прочными знаниями по всем предметам.

Слайд 5

Хорошее качество образования – это… для родителей связано: с получением знаний, умений и навыков, которые позволяют выпускнику школы найти своё место в жизни, добиться уважения окружающих его людей; с о знанием предметов, с хорошим оснащением школы, с профессионализмом педагогов; с умением учащихся применить полученные знания в жизни, с умением педагогов увлечь детей своим предметом.

Слайд 6

Хорошее качество образования – это… для учителей связано: с умением подготовить школьника в ВУЗ, подготовкой ученика не только умственно , но и нравственно; с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать, самостоятельно работать; с о школой, которая учитывает индивидуальные способности школьника, способности и потребности детей; где учителя придерживаются гуманистического принципа воспитания, где есть творческие педагоги и мудрое руководство; С самоощущением педагога, когда он чётко представляет свои цели, знает как их достичь и чувствует душевный комфорт.

Слайд 7

Как же повысить качество образования? Без хорошо продуманных технологий, методов и форм обучения трудно организовать успешный образовательный процесс. Вот поэтому каждая школа и каждый учитель совершенствует (преломляет через себя) те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения, творчества.

Слайд 8

Базовые технологии стандартов второго поколения Создание учебной ситуации (проблемно обучение) Информационные (поиск, применение и переработка информации) Интерактивные (игровые, проектная деятельность, рефлексия) Коммуникативные технологии ( диалогические, организация парной и групповой работы) Технология продуктивного чтения.

Слайд 9

Современные дети не хотят учиться. У них отсутствует мотивация: зачем хорошо учиться? Хорошая учёба не есть залог успеха в жизни. Многие предметы – «лишние», «ненужные». Отсутствие связи предмета с реальной жизнью.

Слайд 10

Технология системно – деятельностного подхода в обучении «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Бернард Шоу. Сущность: последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания. Механизмы: поисковые методы, постановка познавательных задач, «открытие» детьми нового знания. Приёмы создания проблемной ситуации: с удивлением, с затруднением, побуждающий диалог, демонстрация непонятных явлений, через противоречие двух мнений и т.д.

Слайд 11

Создаём проблемную ситуацию на уроке с удивлением 8 – 3 + 5 = 9 8 – 3 + 5 = 1

Слайд 12

8 – 3 + 5 = 9 8 – ( 3 + 5 ) = 1

Слайд 13

Открытие детьми нового знания 9 – 7 5 - 4 5 – 3 7 - 7 4 – 6 2 - 5

Слайд 14

Игровые технологии «Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В.А. Сухомлинский. Уроки в нетрадиционной форме Сюжетно – ролевые игры Компьютерные игры Дидактические игры Игры при организации внеклассной работы Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Слайд 15

Здоровьесберегающие технологии « Забота о здоровье – это важнейший труд педагога» В.А. Сухомлинский.

Слайд 16

Информационно – коммуникационные технологии «Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы» академик А.П. Семёнов Создание презентаций к урокам Работа с ресурсами Интернет Использование готовых обучающих программ (тренажёры) Средство наглядности Звуковое оформление уроков Тесты Участие в онлайн – конкурсах (сайт Учи.ру , « Заврики », олимпиада «Новые знания» и т.д.)

Слайд 17

Проектная деятельность « П роектная деятельность – действие, совершаемое от всего сердца и с определённой целью» Е.Г. Каган Замысел – реализация - продукт

Слайд 18

Технология продуктивного чтения «Не всякий кто читает, в чтении силу знает» Цель : учить самостоятельно понимать текст Средство – приёмы освоения текста до чтения, во время чтения, после чтения. Традиционный урок Продуктивное чтение До чтения Учитель готовит к восприятию текста, например: «Сейчас я расскажу вам о писателе» или «Сегодня узнаем о…» Ученики прогнозируют содержание текста: «Предположите, о чём этот текст, по его названию… А иллюстрация подтверждает это?». Возникает мотивация к чтению Во время чтения Учитель сам читает вслух новый текст, дети слушают. «Читаем и ведём диалог с автором: задаём вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту». Возникает читательская интерпретация. После чтения Ученики отвечают на вопросы учителя и перечитывают текст по заданиям учителя. Беседуем и уточняем позицию автора.

Слайд 19

Эпиграф – изречение (или цитата), предпосланное произведению (или его части, главе) и сосредоточивающее мысль на его идее. С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка».

Слайд 20

С. В. Михалков Я к вам обращаюсь, товарищи, дети: Полезнее книги нет вещи на свете! Пусть книги друзьями заходят в дома, Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Слайд 21

Продуктивное чтение Продукт Результат Понимание

Слайд 22

Восприятие – это включение человека в чтение. Читаем: И представляем картины, героев. И ставим себя на место героев. И переживаем. Участвуем в действии. Задумываемся над содержанием. Предполагаем конец истории. И реагируем на прочитанное: смеёмся, грустим Удивляемся, радуемся – испытываем эмоции.

Слайд 23

Этапы технологии чтения 1 этап – чтение до чтения ( просмотровое или ознакомительное чтение)

Слайд 24

Как я выбираю книгу? А . Читаю только то, что задают в школе. Б. Всегда внимательно рассматриваю книгу до чтения, потому что мне нравится, когда много картинок. В . Выбираю по принципу: толстая книга или тонкая. Г. Для меня важен, знаком ли мне автор. Д. Выбираю только определённые книги ( сказки, приключения..) Е. Для меня важна тема. Люблю читать про…( про детей, про животных.) Ж. Читаю то, что велели родители.

Слайд 25

2 этап технологии Чтение во время чтения Как мы читаем ?

Слайд 27

Н. М. Карамзин « Всякое приятное ч тение имеет влияние н а разум, б ез которого ни сердце н е чувствует, н и воображение н е представляет»

Слайд 30

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа учителя по повышению качества знаний, эффективности обучения и воспитания учащихся.

"Важен не сам опыт, а мысль, выведенная из него" К.Д.Ушинский.Хочу поделиться со своим мнением: что является, на мой взгляд, слагаемыми успеха в обучении и что даст в итоге качественную сумму....

Выступление на заседании педсовета "Система работы МО по повышению качества образования"

Какая же работа ведётся в МО по повышению качества знаний?Повышение качества образования предполагает постоянное совершенствование трех составляющих: образовательных результатов; организац...

Система работы учителя по повышению качества образования

Чтобы  добиться качественного усвоения знаний, сделать учебный процесс максимально эффективным, на помощь в данном случае  приходят  дидактические и методические приёмы и методы, и, кон...

Презентация "Организация работы учителя по повышению качества образования"

Концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные требования к системе школьного образования. Главной и первостепенной задачей является необходимость повышения эффективности ус...

Методический материал по теме "Организация работы учителя по повышению качества образования"

Концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные требования к системе школьного образования. Главной и первостепенной задачей является необходимость повышения эффективности ус...