НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
статья

Сушенкова Надежда Арсентьевна

НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_deyatelnost.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции, субъективности учащегося в учебном процессе. Её решение особенно актуально для начального звена школьного обучения, поскольку с позиции отечественных психологов (Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина и др.) учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 7-10 лет.

     В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического общения, методов обучения. Среди последних наиболее успешным, с точки зрения названной задачи в начальной школе,  признаны проблемное изложение, частично поисковый метод, широко применяемые в системах развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, Л.В.Занкова и др.

       Научно-исследовательская деятельность включает следующие виды работ учащихся:

  • сбор, изучение, учёт и хранение материалов для работы кабинета;
  • создание экспозиции, её изменение и пополнение;
  • поисковая работа;
  • подготовка индивидуальных и групповых проектов;
  • реализация проектов.

Важная роль в организации работы юных исследователей принадлежит их наставнику.

Руководитель преследует три цели:

  • организационную – привить школьникам навыки самоорганизации, работы в группе, планирование, научить ставить перед собой промежуточные цели, вести дискуссии и т.д.;
  • когнитивную – научить их рациональным методам познания, способам исследования;
  • креативную – помочь школьникам овладеть творческим подходом к исследованию, умением выявлять главное и т.д.

Выбор темы исследования свободный. Инициатива всегда встречает понимание и внимание руководителя.

      Методологическая схема работы над проектом:

  • подготовительные мероприятия – распределение обязанностей в группе, если проект групповой, теоретическая подготовка проектов, сбор документов, их изучение, промежуточные выводы;
  • исследовательская деятельность – анализ документов и материалов, проведение опросов и анализ их результатов, установление причинной связи между явлениями, выполнение дополнительных заданий и т.д.;
  • оформление итогов работы над проектом – формулирование выводов и практических рекомендаций, подготовка реферата, паспорта проекта.

     Особое место в системе работы над изучением Правил дорожного движения я отвожу  методу проектов, в основе которых лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта; развивать критическое мышление.

       Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Основная задача проектов – вооружение ребёнка инструментарием для решения проблем, поиска и исследований в жизненных ситуациях. Основная ценность  метода  проектов состоит в том, что он ориентирует учеников не на простое изучение темы, а на создание конкретного образовательного продукта.

     

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Научно-исследовательская деятельность в краеведении»

В статье описаны цели и задачи краеведческой работы в начальной школе, даны методические рекомендации по ее проведению. ...

Научно-исследовательская деятельность

Представляю Вашему вниманию работу ученицы 4 класса, которая была представлена на научно-практической конференции "Шажок в науку"....

Научно-исследовательская деятельность младших школьников

«К школьнику относиться нужно не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь»В.А.СухомлинскийОсновной целью моей педагогической деятельност...

Научно-исследовательская деятельность обучающихся.

Особенно актуальна проблема формирования исследовательской культуры для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе  учебная деятельность является ведущей и ...

Формирование основ научно-исследовательской деятельности

Формирование основ научно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы Основной целью моей педагогической деятельности считаю – помогать детям проявлять и развивать их личную заинтересован...

Статья "Организация научно – исследовательской деятельности младших школьников"

Организация научно – исследовательской деятельности младших школьников.Климова Ольга Александровна,учитель начальных классовМБОУ “Лицей № 17” Основным результатом реализации стандартов долж...

Статья "НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – КАК СОСТАВЛЯЮЩИЙ АСПЕКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Мы живем в мире, где, вытесняя привычное, постоянно рождается новое – новые виды техники и технологии, новые способы коммуникаций и обработки информации и многое другое. Современный человек не п...