НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
статья
НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_deyatelnost.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции, субъективности учащегося в учебном процессе. Её решение особенно актуально для начального звена школьного обучения, поскольку с позиции отечественных психологов (Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина и др.) учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 7-10 лет.
В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического общения, методов обучения. Среди последних наиболее успешным, с точки зрения названной задачи в начальной школе, признаны проблемное изложение, частично поисковый метод, широко применяемые в системах развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, Л.В.Занкова и др.
Научно-исследовательская деятельность включает следующие виды работ учащихся:
- сбор, изучение, учёт и хранение материалов для работы кабинета;
- создание экспозиции, её изменение и пополнение;
- поисковая работа;
- подготовка индивидуальных и групповых проектов;
- реализация проектов.
Важная роль в организации работы юных исследователей принадлежит их наставнику.
Руководитель преследует три цели:
- организационную – привить школьникам навыки самоорганизации, работы в группе, планирование, научить ставить перед собой промежуточные цели, вести дискуссии и т.д.;
- когнитивную – научить их рациональным методам познания, способам исследования;
- креативную – помочь школьникам овладеть творческим подходом к исследованию, умением выявлять главное и т.д.
Выбор темы исследования свободный. Инициатива всегда встречает понимание и внимание руководителя.
Методологическая схема работы над проектом:
- подготовительные мероприятия – распределение обязанностей в группе, если проект групповой, теоретическая подготовка проектов, сбор документов, их изучение, промежуточные выводы;
- исследовательская деятельность – анализ документов и материалов, проведение опросов и анализ их результатов, установление причинной связи между явлениями, выполнение дополнительных заданий и т.д.;
- оформление итогов работы над проектом – формулирование выводов и практических рекомендаций, подготовка реферата, паспорта проекта.
Особое место в системе работы над изучением Правил дорожного движения я отвожу методу проектов, в основе которых лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта; развивать критическое мышление.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Основная задача проектов – вооружение ребёнка инструментарием для решения проблем, поиска и исследований в жизненных ситуациях. Основная ценность метода проектов состоит в том, что он ориентирует учеников не на простое изучение темы, а на создание конкретного образовательного продукта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Научно-исследовательская деятельность в краеведении»
В статье описаны цели и задачи краеведческой работы в начальной школе, даны методические рекомендации по ее проведению. ...
Научно-исследовательская деятельность
Представляю Вашему вниманию работу ученицы 4 класса, которая была представлена на научно-практической конференции "Шажок в науку"....
Научно-исследовательская деятельность младших школьников
«К школьнику относиться нужно не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь»В.А.СухомлинскийОсновной целью моей педагогической деятельност...
Научно-исследовательская деятельность обучающихся.
Особенно актуальна проблема формирования исследовательской культуры для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и ...
Формирование основ научно-исследовательской деятельности
Формирование основ научно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы Основной целью моей педагогической деятельности считаю – помогать детям проявлять и развивать их личную заинтересован...
Статья "Организация научно – исследовательской деятельности младших школьников"
Организация научно – исследовательской деятельности младших школьников.Климова Ольга Александровна,учитель начальных классовМБОУ “Лицей № 17” Основным результатом реализации стандартов долж...
Статья "НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – КАК СОСТАВЛЯЮЩИЙ АСПЕКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"
Мы живем в мире, где, вытесняя привычное, постоянно рождается новое – новые виды техники и технологии, новые способы коммуникаций и обработки информации и многое другое. Современный человек не п...