План самообразования 2020-2024
материал

Материал содержит план по самообразованию учителя начальных классов на 2020-2024 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobraz.docx32.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Нурлат

Школьное методическое объединение учителей начальных классов

План

профессионального самообразования

учителя начальных классов

Ивановой Клавдии Алексеевны

на 2020 -2024 г.

Единая методическая проблема школьной методической службы:

«Формирование у младших школьников познавательных универсальных учебных действий посредством активных методов обучения»

Цель: совершенствование учебно – воспитательного процесса с учетом индивидуальных способностей учащихся, их интересов, образовательных возможностей, состояния здоровья.

Индивидуальная методическая проблема:

«Использование системно-деятельностного подхода для формирования познавательных УУД младших школьников»

Обоснование выбора темы

  1. Условия возникновения данной проблемы. 

   С момента вступления человечества в постиндустриальное общество, в котором помимо традиционных источников информации, используемых педагогом в своей работе, появилось множество новых, в образовательной деятельности возросла необходимость изучения информационных технологий и разработки новых приёмов и методов обучения, формирования умений работать с информацией, развития творческой личности, умеющей находить и получать информацию, способной самостоятельно ориентироваться в жизненном пространстве.

2.    Актуальность проблемы

  Авторы концепции новых федеральных образовательных стандартов отмечают, что в начале XXI в. мир вступил в период глобальных изменений цивилизационного масштаба. Переход к постиндустриальному обществу резко ускорил процессы глобализации, усилил взаимозависимость стран и культур, активизировал международную кооперацию и разделение труда. Новой нормой становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности…». Сегодняшний ученик – это не ученик, послушно выполняющий задания и повторяющий учителя и учебник. У него есть свой особый менталитет, взгляды на изучаемый материал, свой субъективный опыт. Его уже не так легко заставить учиться, испугав плохой отметкой. В одном классе учатся дети с совершенно разными способностями, уровнем воспитанности, состоянием психического развития и уровнем усвоения программного материала. Учителю важно найти на уроке особый индивидуальный подход к учащимся: нужно не заставлять, а мотивировать его к учёбе. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь. История, основанная на фактах, событиях, оценках, представляет богатую картину социально-экономического, культурно-нравственного, коммуникативного опыта людей. И поэтому призвана способствовать формированию и воспитанию личности ориентированной в потоке социальной информации, умеющей видеть и творчески решать проблемы, взаимодействуя с другими людьми, активно применять полученные знания и умения в жизни, направленные в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному государству. Конструктивно выполнить задачи образования XXI века вообще и обучения истории в частности помогает деятельностный метод обучения.

3.  Постановка проблемы.

Изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой задачу решения проблемы повышения качества знаний учащихся, обратившись к теме: «Системно-деятельностный подход в начальной школе в условиях реализации ФГОС». Причиной этого явилось наблюдение общего снижения интереса школьников к учебной деятельности. Показателями этого являются несформированность умений работать с информацией, размещенной в различных источниках; неумение организовать самостоятельную деятельность по выполнению исследовательских работ, четко выражать свои мысли и анализировать способы собственной деятельности при работе с историческими данными. В результате у ребят со сниженным интересом не вырабатывается целостный взгляд  на мир, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка списывать, отвечать по подсказке, шпаргалке.
   Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству.

 Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, изучив и обобщив ценности, находки в передовом опыте учителей, я направил свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся через использование информационных технологий.

Цель самообразования:

Освоить новые формы и методы работы, способствующие формированию гражданина - члена общества, обладающего комплексом неотчуждаемых прав и свобод и ответственного перед обществом, освоившего достижения мировой и отечественной культуры, патриота, сохраняющего уважительное отношение к другим странам, культурам и народам.

Задачи:

  1. придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
  2. повышение мотивации и интереса к учению;
  3. более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
  4. развитие интеллектуальной инициативы учащихся в процессе обучения;
  5. формирование личности, нужной обществу, коммуникативной, ответственной за свои поступки,
  6. обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
  7. использование на уроках новых информационных технологий и средств коммуникаций;
  8. повышение своего методического уровня.

Ожидаемые результаты самообразования

  1. Повысить качество преподавания предмета.
  2. Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
  3. Разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям.
  4. создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на школьном сайте.
  5. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
  6. Разработать дидактические материалы, тесты, видеопособия, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.
  7. Результаты работы над темой самообразования поместить на школьном сайте.

Обобщить опыт по исследуемой теме.

Принципы профессионального самообразования: непрерывность, целенаправленность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер.

Источники самообразования:  СМИ, специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, школьные научно-практические конференции.

Формы самообразования:

Индивидуальная:

- посещение уроков коллег;

- участие в педагогических советах школы;

- изучение научно – методической и учебной литературы.

- участие в работе методического объединения школы.

Групповая:

– участие в педагогических советах школы;

- участие в работе методического объединения школы;

- изучение научно – методической и учебной литературы;

- обмен мнениями с коллегами по вопросам самообразования.

План самообразования разработан на 2020-2024 г. г.                                                     и включает следующие этапы.

I. Теоретический этап: 2020 - 2021  г. г.

1. Анализ личных затруднений по данной проблеме.

2. Формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий, постановка цели и задач в своей работе.

3. Знакомство с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме самообразования.

4. Разработка системы мер, направленных на решение данной проблемы и внедрение ее в процесс обучения и воспитания.

5. Прогнозирование результатов в формате проведения цикла открытых уроков и мероприятий.

 

II. Практическое решение проблемы: 2020 - 2024  г. г.

1. Создание комплекта педагогических разработок.

2. Корректировка работы по данной проблеме.

3. Изучение психолого-педагогической и методической литературы по выбранной проблеме самообразования.

4. Оформление результатов по теме самообразования.

5. Представление творческих отчетов о ходе самообразования: на педагогическом совете и школьном методическом объединении.

6. Посещение с обсуждением открытых уроков и мероприятий.

III. Оценочный этап: 2023 - 2024 г. г.

1. Анализ проделанной работы по проблеме.

2. Создание банка статей по теме самообразования.

3. Представление опыта на практических семинарах учителей, собственных сайтах и сайте школы.

Направления самообразования:

Содержание деятельности

Сроки

Форма

результатов

Раздел 1. Изучение психолого-педагогической, научной и методической литературы

1. Изучение методической литературы, подготовка УМК по предметам, составление рабочей программы для 3 класса.

Сентябрь

конспекты

2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями (личностно-ориентированный и системно-детельностный подход в обучении; технологией уровневой дифференциации) через предметные издания и Интернет.

Текущий учебный год

Тезисы статей

3.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

Текущий учебный год

Тезисы статей

4 Вебинар на тему «Как мотивировать детей читать: три мощных школьных метода»

2021

5 Вебинар на тему « особенности оценки читательской грамотности в международном сравнительном исследовании PIRLS- 2021”

2021

6 Новые стандарты ФГОС для школ. Третье поколение в 2022 году

2022-2024

Раздел 2. Разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса

а) Научно-методическая работа

1. Изучение и внедрение в практику своей работы системно- деятельностного подхода

Текущий учебный год

Тезисы статей

2. Изучение современной педагогической технологии «Развитие критического мышления на уроке» (пособие для учителей общеобразовательных учреждений)

Текущий учебный год

Дидактические

материалы

3.Использовать в работе мультимедийные уроки, составленные методистами сообщества «ИКТ в начальной школе», как на уроке, так и во внеклассной работе.

Текущий учебный год

Электронные приложения

б) Опытно-экспериментальная работа.

  1. Разработка календарно-тематического планирования и рабочих программ для учащихся 2 класса
  2. Разработка разноуровневых заданий для 2 класса
  3. Разработка КОЗ по математике и русскому языку для учеников 2 класса
  4. Разработка и публикация работы по проверке читательской грамотности во 2 классе по сказке «Два петуха»

Текущий учебный год

2022

Дидактические материалы

Раздел 3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

1. Участие в работе педсоветов, семинаров.

Текущий учебный год

выступления

2.Участие во Всероссийском сетевом проекте «ЭМУ-Эрудит»

Декабрь

материал

3. Участие в конкурсе дидактических материалов

Декабрь

материал

4. Участие в республиканском и всероссийском конкурсе «Моя лучшая разработка»

2020-2024

Раздел 4. Участие в системе методической работы

1. Принимать активное участие в работе РМО

Текущий учебный год

2. Организовать работу с одарёнными детьми

Подготовить учащихся для участия

  1. в районных олимпиадах
  2. в игре «ЭМУ - Эрудит»
  3. в игре «СомиК», «Кенгуру»
  4. в республиканской олимпиаде «Обруч»

Организация проектно-исслевательской работы учащихся.

Текущий учебный год

Подбор заданий

3. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

Регулярно

Анализы посещенных уроков

4. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, края, через Интернет и использовать в своей практике системно – деятельностный, дифференцированный подходы

2020-2024

Конспекты уроков

5.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

Создание презентаций к урокам

В течение года

Презентации

6.Использовать электронную почту для контакта с единомышленниками.

2020-2024

7. Проводить открытые уроки для коллег по работе.

Текущий учебный год

Конспект урока

Раздел 5. Обучение на курсах в системе повышения квалификации

Повышать квалификацию через:

а) курсы ЯНДЕКСУЧЕБНИК «Функциональная грамотность: развиваем в начальной школе»

б) семинар «Методика преподавания курса «Основы светской этики» с использованием УМК издательства «Просвещение»;

в) районные семинары учителей начальных классов:

2021

Текущий учебный год

Раздел 6. Охрана здоровья

Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

Проводить на уроках коррегирующую гимнастику для глаз.

Курсы  «Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

Регулярно

2021

Учебная исследовательская работа:

1.Включить в план по реализации проектной деятельности в начальной школе и предложить для разработки учащимся примерные темы проектов.

2. Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся (использовать ресурсы Интернет, использовать материал сайтов образовательных ресурсов) – проводить диагностику 1-2 раза в год.

3. Изучение опыта учителей – новаторов, методистов, передового опыта.

  • Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета
  • Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей».

4. Участие в системе школьной методической работы:

  • Провести открытые уроки, на которых показать применение указанных технологий.
  • Установить творческое сотрудничество с учителями-предметниками по вопросам темы самообразования.
  • Изучить передовой опыт учителей района по применению технологий.
  • Участие в заседаниях ШМО, педагогических советах.
  • Практические выходы (доклады, рефераты) – на муниципальной секции учителей истории, на занятиях школьного методического объединения, на заседаниях педагогического совета школы.
  • Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план самообразования на 2020 - 2024 гг

План самообразования на 2020-2024 год "Использование кейс-технологий на уроках в начальной школе"...

План саморазвития 2020-2024 гг

В современной школе учитель поставлен в такие условия, когда овладение исследовательскими навыками выступает обязательным условием его работы Лишь с таким педагогом можно говорить о качественном образ...

План саморазвития 2020-2024 г.

Представление плана самообразования учителя....

Программа по самообразованию на 2020-2024 учебный год

Использование ИКТ в деятельности учителя начальных классов, как средство познавательной активности учащихся на уроках...

Рабочая программа по русскому языку 1-4 классы 2020-2024

Рабочая программа по русскому языку 1-4 классы 2020-2024...

План самообразования учителя начальных классов на 2020-2024 учебный год

План саообразования учителя начальных классов на 2020 -2024 учебный год...