Выступление на методическом семинаре
методическая разработка

Бондаренко Светлана Валентиновна

«Целеполагание на уроке математики в начальной школе: аспекты реализации требований ФГОС НОО третьего поколения»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Целеполагание на уроке математики в начальной школе: аспекты реализации требований ФГОС НОО третьего поколения»

Подготовила: Бондаренко С.В.,

учитель начальных классов

МБОУ «Излучинская ОНШ»

СЛАЙД 1

Каждый этап, каждая минута урока должна быть подчинена достижению цели урока.

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения начального общего образования (ФГОС НОО) чётко обозначены требования к личностным, метапредметным и предметным результатам общего образования. Для достижения данных требований важнейшей задачей является формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Именно овладение обучающимися универсальными учебными действиями рассматривается как «…способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса»

В свете требований ФГОС любой урок в начальной школе, в том числе и урок математики, должен стать для обучающегося не только занятием по решению математических выражений и задач, но и платформой для формирования умения, желания ставить перед собой конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации и способы выхода из них. Из этого следует, что современный обучающийся должен владеть регулятивными учебными действиями, в том числе целеполаганием, которое занимает ведущее место в структуре современного урока. Именно на этапе целеполагания происходит мотивация на активную мыслительную деятельность, на осознанную, заинтересованную работу на уроке, повышается интерес к получению знаний, развивается эмоциональная сфера, монологическая речь, осуществляется самоконтроль и самооценка обучающихся, возникает стремление: узнать, доказать, найти, оценить свои знания и умение достигать поставленных задач, становление и развитие ребёнка как личности.

Поэтому организация этапа целеполагания требует от учителя продумывания приёмов, средств, способов мотивирующих обучающихся к деятельности, при выборе приёмов учитель должен учитывать уровень знаний обучающихся данного класса. Нужно отметить, что все приёмы на этапе целеполагания строятся при помощи диалога, поэтому от учителя требуется умение грамотно формировать и выстраивать вопросы, учить детей отвечать на них, придумывать свои.

Цели урока должны быть: конкретные, понятные, реальные, осознанные, точные, диагностируемые, т.е. возможность проверить достигнута ли цель.

         СЛАЙД 2

Существуют различные приёмы целеполагания на уроках, которые можно разделить на две группы:

1.Визуальные:

Тема – вопрос

Работа над понятием

Ситуация яркого пятна

Исключение

Домысливание

Проблемная ситуация

Группировка

2. Аудиальные:

Подводящий диалог

Собери слово

Исключение

Проблема предыдущего урока

Предлагаю рассмотреть на примерах некоторые приёмы целеполагания, которые я применяю  на уроках математики в своём классе.

СЛАЙД 3

1. Тема – вопрос

Тема урока представляется в виде вопроса. Обучающиеся должны выстроить план действий, чтобы ответить на вопрос. Ученики выдвигают множество мнений, при этом развивается умение слушать и поддерживать идеи друг друга. Процессом руководит учитель или выбранный ученик. Учитель только направляет деятельность. Например, тема «Площадь прямоугольника». Задаю вопрос: «Как вычислить площадь прямоугольника?»  Обучающиеся предлагают начертить прямоугольник, кто-то предлагает разбить его на квадраты и сосчитать их количество (так как мы это уже делали), другие – измерить длину и ширину и сложить их… Составляется план действий: начертить прямоугольник, вспомнить, что такое 1 кв.см?, что значит найти площадь?

СЛАЙД 4

2. Работа над понятием

Обучающимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова. Можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, тема урока «Прямоугольник».

СЛАЙД 5

3. Ситуация «Яркого пятна»

Среди множества одинаковых предметов, чисел, фигур одно выделено размером, формой или цветом. Через зрительное восприятие внимание обучающихся концентрируется на данном предмете, числе, фигуре. Коллективно определяется обособленность и общность предложенных предметов. Далее определяется тема и цели урока.

Например: 1 класс, тема урока «Число и цифра 6»

1 2 3 4 5 6

СЛАЙД 6

4. Исключение

Можно использовать на основе ситуации яркого пятна. Суть данного приёма заключается в том, чтобы найти лишний объект и обосновать свой выбор через анализ общего и лишнего.

Задание: Найти лишний пример и обосновать свой выбор.

СЛАЙД 7

5.Домысливание

Для урока математики по теме «Порядок действий в выражениях со скобками» предлагаю ряд числовых выражений. Задаю вопросы: «Что объединяет все выражения? Как провести вычисления?» Далее при помощи слов - помощников (повторим, изучим, узнаем, проверим) обучающимися определяется тема и формулируются цели урока.

72 : (4 + 5) х 2                  (63 + 7) : 10

(43 + 12) – (65 - 24)         24 : (16 – 4 х 2)

(12 х 2): 3 + ( 6 - 2)          (42 – 12 + 5) : 7

СЛАЙД 8

6. Проблемная ситуация

Создается ситуация противоречия между известным и неизвестным, Обучающиеся самостоятельно решают выражения, коллективно проверяют результаты, выявляя причины разногласий и затруднений, определяют тему и цели урока. Учитель использует виды проблемного диалога: побуждающий и подводящий, обучающиеся высказывают различные версии решения проблемы и отвечают на вопросы, которые приводят к правильному ответу.

На уроке по теме «Умножение» отправляемся в сказку «Белоснежка и семь гномов». Вспоминаем названия дней недели. Предлагаю задания, которые приготовили гномы. Понедельник очень старался порадовать своих гостей, и конечно, начал с украшения своего садика. Около своего дома он посадил прекрасные цветы, на каждой клумбе у него растет по 5 розовых кустов.

- Разбейте цветы на клумбы.

- Сколько получилось клумб?

- А как узнать сколько получилось цветов, запишите решение.

5+5+5+5+5=25(цв.)

- Что обозначает число 5? (количество клумб, количество цветов в клумбе).

- Почему 5 сложили 5 раз? (по 5 взяли 5 раз).

 (Учитель активизирует знания обучающихся). 

- Чтобы затопить печь Вторник стал пилить дрова.6 бревен он распилил на 4 части.

- Как узнать сколько получилось поленьев? Запишите.

4+4+4+4+4+4=24(п.)

- Что обозначает число 4? (количество поленьев  в бревне.)

- Почему сложили 6 раз? (потому что 6 бревен.)

 (Учитель создает проблемную ситуацию).

- Среда решил угостить всех второклассников вишнями. У нас в школе второклассников 135 человек.

- Каждому из вас он приготовил по 3 вишни. Сколько вишен он собрал? Запишите.

3+3+3…           (проблема должна быть озвучена).

- В чем проблема? (Много одинаковых слагаемых).

- Как решить эту проблему? (Надо записать по-другому).

- Но из записи должно быть понятно, какое число складывали  и сколько раз.

- Наша цель:

1)мы узнаем (как записать сумму одинаковых слагаемых более удобным способом)

2) мы сможем (решать задачи более рациональным способом).

3) мы научимся выполнять действие (умножение).

-Итак, как же записать короче задачу про вишни? (предположения детей).

Урок по теме «Единица длины – километр»

Дорогу осилит идущий.

- Как вы понимаете эти слова?

- Дорога, это наш с вами жизненный путь и мы должны преодолевая препятствия идти вперёд к новым знаниям и целям

Решение задач.

  • В пустыне можно встретить кактус, который долгое время может обходиться без воды. Масса одного листа достигает 5 кг. Сколько весят 20 таких листьев. (100 кг)
  • Высота сосны 40 метров, липа на 12 м ниже. Чему равна высота липы? (28м)
  • Какова масса трясогузки, если известно, что в день она может съесть 18г корма, а это в 2 раза больше массы самой птички 9 г
  • Двое мальчиков играли в шашки 2 часа. Сколько времени играл каждый? 2 ч
  • Слонёнок рождается высотой примерно 100 см. к 5 возрасту рост слонёнка увеличивается в 2 раза. Посчитай рост 5 летнего слонёнка. (200см)
  • Какова масса трясогузки, если известно, что в день она может съесть 18г корма, а это в 2 раза больше массы самой птички 9 г
  • Двое мальчиков играли в шашки 2 часа. Сколько времени играл каждый? 2 ч
  • Слонёнок рождается высотой примерно 100 см. К пятилетнему возрасту рост слонёнка увеличивается в 2 раза. Посчитай рост 5 летнего слонёнка. (200см)

- В задачах мы встретились с различными единицами измерения.

- Сейчас вам нужно соотнести мерку с величиной.

- А если мы вернёмся к нашей пословице Дорогу осилит идущий. Какую величину можно отнести к данной пословице?

- Вот сейчас мы с вами и поработаем с той величиной.

Снова внимание на экран. Вам нужно догадаться, какими величинами пользовались при измерении.

     Длина ручки   14 …

     Высота дома   10 …

     Ширина парты   5 …    

     Длина доски   30 …

     Рост ученика    130 …

- Можно ли выразить рост ученика в других единицах длины? В каких?

Расстояние между городами   120…(см, дм, м)

- Подходят ли нам эти единицы длины? (Нет)

- Почему? (Они маленькие)

- А какая тогда возникает проблема? (Нам необходима новая единица длины)

- Новая единица длины будет больше или меньше метра? (Больше)

- А может быть кто-нибудь знает, как называется единица длины, которая больше метра? (Километр)

- Догадались ли вы теперь, какая тема сегодняшнего урока? (Километр)

 - Какую цель перед собой поставим?

- Как правильно закончить данное предложение?

     Расстояние между городами 120 км.

- Ребят, скажите, а сколько м в одном км? (варианты ответов)

- У нас есть несколько вариантов, как же нам поступить? (прочитать, обратиться к справочнику, учебнику)

СЛАЙД 9

Урок по теме «Римская система счисления».

Задание:

- Продолжить запись (ещё по два числа в каждой строчке).

  1. 356, 357, …,  …
  2. 671, 670, …,  …
  3. 501, 601, …,  …
  4. XIV,  XV, …,  …

- У кого возникли затруднения?

- В каком месте? Почему?

- Назовите тему урока. (Римская система счисления).

ЦЕЛИ: 1. Познакомиться со способом образования римских цифр.

             2. Узнать, как они называются.

             3. Научиться выполнять вычисления с числами, сравнивать числа, обозначать римскими цифрами.

СЛАЙД 10

7. Группировка

Ряд предметов, цифр, фигур учащиеся разделяют на группы, по внешним признакам.

Например: тема урока «Трёхзначные числа»

Урок начинается с предложения «Разделите на группы числа: 4, 723, 28, 370, 56, 8, 14, 789, 9, 900».

Тема «Приёмы письменных вычислений в пределах 1000»

Распределите данные выражения в три столбика.

34 + 45           340 + 450        345 + 457

76 – 54            760 – 540         761 – 543

67 + 22            670 + 220         678 + 225

- Чем они отличаются?

- Выполните вычисления в первом столбике устно. Как вычисляли?

- Попробуйте таким же способом вычислить ответы во втором столбике. Как вычисляли?

- Попробуйте выполнить устно вычисления в третьем столбике.

- Что предлагаете?

Цели записываются на доске, затем составляется план урока, при помощи чего и как будут достигаться цели урока. В конце урока необходимо вернуться к записи, проанализировать, что удалось сделать на уроке, над чем предстоит поработать, выполнить самооценку и взаимооценку.

СЛАЙД 11

Обязательными условиями использования  перечисленных приемов является:

– учет уровня знаний и опыта детей;
– доступность, т.е. разрешимая степень трудности;
– толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных;
– вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.

В заключении хочется сказать, что современный урок в условиях ФГОС открывает перед обучающимися возможность в рамках урока быть счастливым.

Этот этап урока совместная деятельность обучающихся и учителя, который позволяет совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.

Я уверена, что формирование навыков целеполагания важно для повышения качества знаний. Применение целеполагания на уроке позволяет обучающимся сформировать навыки самостоятельного обучения, стремления добывать знания без участия учителя.


СЛАЙД 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Целеполагание на уроке математики в начальной школе: аспекты реализации требований ФГОС НОО третьего поколения Бондаренко С.В., учитель начальных классов МБОУ « Излучинская ОНШ»

Слайд 2

Приёмы целеполагания

Слайд 3

Тема-вопрос Тема урока «Площадь прямоугольника» Как вычислить площадь прямоугольника?

Слайд 4

Работа над понятием Тема урока «Площадь фигуры» ПЛОЩАДЬ

Слайд 5

Ситуация «Яркого пятна» Тема урока «Число и цифра 6» 1 2 3 4 5 6

Слайд 6

Исключение Тема урока «Деление с остатком» 42:6 18:3 15:5 9:3 17:2

Слайд 7

Домысливание Тема урока «Порядок действий в выражениях со скобками» 72 : (4 + 5) х 2 (63 + 7) : 10 (43 + 12) – (65 - 24) 24 : (16 – 4 х 2) (12 х 2): 3 + ( 6 - 2) (42 – 12 + 5) : 7 повторим узнаем поупражняемся продемонстрируем

Слайд 8

Проблемная ситуация Тема урока «Единица длины - километр» Длина ручки 14 … Высота дома 10 … Ширина парты 5 … Длина доски 30 … Рост ученика 130 … Расстояние между городами 120…

Слайд 9

Тема урока «Римская система счисления» 356, 357, …, … 671, 670, …, … 501, 601, …, … XIV , XV , …, … Тема урока «Деление на двузначное число» 12х6 32:16 15х4 70:7 14х3 3х16 50:10 81:27

Слайд 10

Группировка Тема урока «Трёхзначные числа» 4, 723, 28, 370, 56, 8, 14, 789, 9, 900 Тема «Приёмы письменных вычислений в пределах 1000» 34 + 45 340 + 450 345 + 457 76 – 54 760 – 540 761 – 543 67 + 22 670 + 220 678 + 225

Слайд 11

Условия использования приёмов: – учёт уровня знаний и опыта детей; – доступность, т.е. разрешимая степень трудности; – толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных; – вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.

Слайд 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тезисы выступления на методическом семинаре: Современный урок в системе 2100

Текст выступления на школьном методическом совете о проблемах современного урока....

Выступление на методическом семинаре "Создание условий для развития познавательных УУД."

Публичное выступление на городском конкурсе "Педагог года-2015"...

Выступление на методическом семинаре . Доклад по теме:"Создание исследовательских ситуаций на уроках в начальной школе"

Современная школа стремительно меняется вслед за обществом. Чтобы работать эффективно в сегодняшней школе, нужно идти в ногу со временем, внедрять то новое, что приведет к успеху.    ...

выступление на методическом семинаре (конкурс" Учитель года")

выступление на методическом семинаре (конкурс" Учитель года")...

Выступление на методическом семинаре "Квест как современная педагогическая технология"

Данная работа знакомит вас с новой  педагогической  технологией.   Квест  - это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определе...