«Организация работы с неуспевающими обучающимися»
учебно-методический материал (2, 3, 4 класс)

Мартемьянова Елена Ивановна

Выступление на ШМО  учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_so_slabouspevayushchimi.docx33.15 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на тему «Организация работы с неуспевающими обучающимися»

         Одна из главных проблем, которую приходится решать учителям - это работа со слабоуспевающими учащимися.

Слабоуспевающими учениками считают учащихся, которые имеют слабые учебные умения и навыки, слабые умственные способности, низкий уровень памяти или тех, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. И чтобы такая категория учеников не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися все служб образовательного учреждения.

          Главный смысл деятельности учителя   состоит в том, чтобы  создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении  - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка. Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха. Учитель может помочь  слабоуспевающему ученику  подготовить  посильное задание, с которым он должен выступить перед классом. Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него  причинам:

  • пропуски занятий по болезни;
  • слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;
  • задержка психического развития. Часто  дети  с диагнозом,  обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием  классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;
  • педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных  умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;
  • неблагополучная семья;
  • проблема «улицы»;
  • прогулы;

 Основополагающие направления  и виды деятельности:

1.Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке.

2. Методы и формы работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися во внеурочное время.

3. Воспитательная работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися, нацеленная на повышение успеваемости.

4. Организация работы с родителями слабоуспевающих и неуспевающих учащихся.

 

Программа деятельности учителя со слабоуспевающими учащимися.

1. Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося.

2. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

3. Готовить и использовать на уроках опорные схемы, наглядные пособия, технические средства, дидактический материал.

3. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.

4. Комментировать оценку ученика, отмечая недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем.

5. Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

6. Ставить в известность  родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3 и более “2”)

7. Проводить индивидуально-групповые консультации и занятия с учащимися, нуждающимися в помощи, для отработки базовых знаний и умений.

8.  Вести необходимую  документацию:

- График индивидуальной работы со слабоуспевающими

- Программу работы со слабоуспевающими учащимися на уч. год;

- Задания по ликвидации пробелов в знаниях;

- Результаты тематического контроля знаний учащихся

Что,  прежде всего, нужно сделать в работе со слабоуспевающими?

 - создать благоприятную атмосферу на уроке;

 - своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и организовать работу консультантов;

 - изменить формы и методы учебной работы на уроках, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный  субъект  деятельности. Использовать для этого обучающие игры;

 - освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха;

 - ориентировать  детей на ценности: человек, семья,  отечество, труд, знания, культура,  мир,  которые охватывают важнейшие стороны деятельности;

- культивировать физическое развитие и здоровый образ жизни.

 

Коррекционная работа с неуспевающими детьми.

В работе педагога необходима продуманная отлаженная система коррекционной работы. Она предусматривает проведение с обучающимися индивидуальных и групповых коррекционных занятий общеразвивающей и предметной направленности.

Цели этой работы :

- помощь обучающимся, испытывающим затруднения при усвоении учебной программы;

- повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.

Коррекционная работа должна осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка.

В своей практике на уроках в работе с неуспевающими детьми применяю такие методические приемы:

-Самый удобный способ проверки знаний - карточки. Но карточки даются не только неуспевающим, но и другим детям. чтобы у класса создавалось мнение, что проверяется группа учащихся.

-Хороший стимул в работе - коллективная работа, комментирование решения по образцу, повторения объяснения по схеме, плану доказательства.

-Помогают в работе карточки взаимоконтроля, который проводится по теоретической и практической части.

-Успешна «цепочка» при отработке практических навыков в изучении нового материала. Решение новых примеров учащихся комментируют по цепочке. Ошибки исправляет учитель.

Если возникают пробелы по текущей теме, то провожу:

1)диалоги по теоретическому материалу (в парах). Дети по таблицам, схемам рассказывают друг другу всё, что знают по данной теме. Они оценивают друг друга. Опрос занимает 5-7 минут.

2)коллективный контроль (тест) с ответами на доске (самоконтроль);

3)практические (тренировочные) упражнения. Может быть дифференцированными (или для всех учитываю возможность успешно ответить каждому);

4) При подготовке к уроку учащиеся должны отметить в тетради или в учебнике ? если были вопросы или затруднения.

В своей практике часто использую тестирование. Оно позволяет провести широкий и глубокий контроль знаний. Тест выявляет общую картинку и дает возможность для индивидуальной работы с успевающими и отстающими. Я пользуюсь тестами для контроля и обучающими тестами. Они дают возможность слабым учащимся выбрать верный ответ.

Самый высокий уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся проявляется в ходе самостоятельных работ. Выполняя самостоятельные работы, ученик может пользоваться записями в справочниках ( ведутся с 1 класса, в них отображается вся теория по предмету), обращаться за помощью к учителю. Если ученик консультировался несколько раз, то он должен решить задание другого варианта. Я помечаю, какие задания вызывают затруднения, чтобы включить такие задания на следующих уроках. Каждый ответ оценивается, и поэтому все стараются решить больше и сложнее. На самостоятельных работах я обращаю внимание на быстроту включения в работу, учитывая тип темперамента каждого учащегося.

Работа с детьми, у которых возникают проблемы вследствие большого количества пропусков по болезни, строится иначе.

1. В данном случае провожу послеурочные консультации. Отрабатываем теорию и решаем по образцу задания. На закрепление даю карточку.

В своей работе я использую встречи и беседы с родителями неуспевающих детей. Считаю это - неотъемлемой частью работы по ликвидации проблем в учении. Чаще всего достигаем совместного решения по работе над ликвидацией пробелов. Не всегда это бывает пробел в знаниях, может быть внимание, психологическое настроение, тревожность, семейные неурядицы и т.д. В ходе беседы мы вместе вырабатываем план помощи ученику по ликвидации причин пробелов в знаниях, внимании, труде.

Работа с неуспевающими детьми должна проводиться не только во время урока, но и в ходе индивидуальных занятий. Содержание этих занятий должно исключить формальный механический подход, «натаскивание» в формировании отдельных навыков.

Планируется не столько достижение отдельного результата (например, выучить таблицу умножения), сколько создание условий для улучшения возможностей развития ребенка в целом. Можно выделить две формы коррекционного воздействия: симптоматическую Продолжительность занятий с одним учеником или группой не должна превышать 20 минут. В группу можно объединять 3-4 ученика, у которых обнаружены одинаковые пробелы в развитии и усвоении школьной программы или сходные затруднения в учебной деятельности. Работа с целым классом или большим количеством учащихся на этих занятиях не допускается.

При организации коррекционных занятий необходимо исходить из возможностей ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.
Цель и результаты не должны быть слишком отдалены во времени от начала выполнения задания, они должны быть значимы для обучающихся, поэтому при организации коррекционного воздействия необходимо создание дополнительной стимуляции (похвала учителя, соревнование и т..).

При подготовке и проведении коррекционных занятий необходимо также помнить и об особенностях восприятия учащимися учебного материала и специфике их мотивации деятельности. Эффективно использование различного рода игровых ситуаций, дидактических игр, игровых упражнений, задач, способных сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребенка

На этих занятиях царит дружеский микроклимат, они спрашивают, я вижу результаты сразу.

Вывод по всему выше перечисленному, можно представить в виде таблицы:

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

Этапы урока

Виды помощи в учении

Контроль подготовленности учащихся

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

Предложение учащимся примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой

Изложение нового материала

Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.

Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником

Самостоятельная работа учащихся на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

Напоминание приема и способа выполнения задания.

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления

Организация самостоятельной работы вне класса

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий


Основные методы и приёмы педагогических технологий, используемых в работе со слабоуспевающими.

Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами. Как этого добиться? Учителю не обойтись без применения методов и приёмов различных педагогических технологий.

Одна из таких технологий- ИСУД ( индивидуальный стиль учебной деятельности).

У учителя на каждого ученика составлена матрица учебного успеха, в которой отражены параметры инд.стиля ребёнка:

- обученность ( объём и глубина знаний по предмету)

- обучаемость ( уровень самостоятельности в уч. дея-сти)

- внимание ( направленность и сосредоточенность сознания на определен. объектах)

- память ( запоминание, сохранение, воспроизведение информации)

- модальность ( наиболее комфортный канал приёма информации)

- функцион. асимметрия полушарий головного мозга

- организац. общеуч. умения и навыки ( самостоятельность действий и оптиматизация дея-сти)

-коммуникативные ОУУН ( формы и виды участия в коллект.учебн.дея-сти)

-информац. ОУУН ( возможность самост.поиска и осмысления информации)

- Мыслит. ОУУН ( психофизиологич.функции головн.мозга).

В окончательном виде матрица ИСУД ученика является основой для выбора комфортных для ученика заданий и развивающих форм заданий на каждом уроке.

Разумно и применение дифференцированного подхода в обучении.

Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:

  • специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля;
  • карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания,
  • карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами;
  • карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;
  • карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.

Как же наиболее рационально организовывать дифференцируемую работу учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий? Можно предложить следующие рекомендации по рациональному применению дифференциального подхода.

  1. Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся) ( Приложение )
  2. Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.
  3. Индивидуальные дифференцированные задания.
  4. Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.

В своей работе главное необходимо создать на уроке ситуацию успеха:

  • помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности;
  • слабому – выполнить посильный объем работы.

Часто перед многими учениками стоит проблема общения ученик–учитель. Им трудно бывает задать вопрос, попросить объяснить снова из-за индивидуальных особенностей личности. У одноклассников проще спросить непонятное, получить консультацию и попросить объяснить. Значит, надо организовать работу так, чтобы в нужный момент на помощь мог прийти одноклассник, чтобы можно было спросить, выяснить, и при этом не было страшно получить неудовлетворительную оценку. Этому способствует групповая форма работы. Дети в группы организованы с разным уровнем развития: средний–низкий, высокий–средний. Все группы получают задания. Задания выполняют все в группе, при этом идет обсуждение, опрос друг друга, решение задачи различными способами с последующим обсуждением и т.д. Каждый участвует в работе, вносит свой посильный вклад; сильный объясняет слабому, каждый поднимается на ступеньку выше. В ходе этой работы создаются благоприятные условия для:

– понимания ученика и уважения к ученику (ученик чувствует себя значимым и полезным, с ним совещаются, разговаривают);
– помощи со стороны учащихся и учителя при необходимости (помощь незаметная, грамотная, посильная);
– для того, чтобы ученик в конце урока получил удовлетворительную оценку за свой труд.

Современному учителю в своей практике необходимо использовать технологии, отвечающие потребностям общества. Одной из таких технологий является проектное обучение. Метод проектов рассматривается как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся. Что так необходимо в работе с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися.

При работе над проектом у учащихся не только систематизируются и обобщаются полученные знания на уроках, но и развивается внимание. Проектно-исследовательская деятельность позволяет школьникам на практике применить знания, полученные на уроках.

Как часто вы слышите вопрос: «Зачем мы это изучаем?»

Ответьте на него, предложив поработать над проектом.

Многие двоечники проводят всё свободное время, а часто и учебное, за компьютером, считают себя компьютерными гениями.. Так почему бы нам этим не воспользоваться, и не обратить это их увлечение в нужное русло и не предложить освоить новую компьютерную программу и сделать презентацию одной из тем школьной программы? Посмотрите, что из этого может получиться.

Учителю при работе со слабоуспевающими учениками необходимо уделять внимание и внеурочной деятельности учеников.

1) Включение школьников в работу кружков, секций, исходя из интересов и возможностей детей.

2) Вовлечение в школьные мероприятия; здесь следует отмечать успехи и достижения в области этой деятельности.

3) Со стороны педагогов и родителей организовать ненавязчивый контроль над свободным временем.

Рекомендации по устранению затруднений учащихся.

РЕБЕНОК ЧИТАЕТ МЕДЛЕННЕЕ ВСЕХ В КЛАССЕ.

КАК ЕМУ ПОМОЧЬ?

Рекомендации родителям: Перед выполнением домашнего задания давайте ребенку 5 минут читать любой текст, затем приступайте к выполнению домашнего задания по математике; после чего опять 5 минут чтения – выполнение следующего домашнего задания – по русскому языку. В течение дня усаживайте его за чтение по 5 минут с промежутком времени в час-полтора.

Работа с учебным пособием:

Контролируйте технику чтения. Подберите подходящую детскую книгу и, отсчитав 100 слов, попросите ребенка почитать. Запишите, сколько времени ушло на эту работу. Задайте несколько вопросов по прочитанному. Запишите, на сколько вопросов он после самостоятельного чтения дал правильных ответов. Через неделю повторите замер. Сдвиги будут заметны и родителям и ребенку. В дальнейшем замеры скорости достаточно проводить 1 раз в месяц.

Развивайте оперативную память ребенка с помощью зрительных диктантов.

РЕБЕНОК НЕ МОЖЕТ ПЕРЕСКАЗАТЬ ПРОЧИТАННОЕ. КАК ЕМУ ПОМОЧЬ?

Учиться пересказывать прочитанное лучше всего на русских народных сказках. Сюжет их состоит из аналогичных эпизодов. В них много повторяющихся диалогов, что облегчит чтение и запоминание. В то же время ребенок приучается к внимательному чтению. Ведь каждая часть хоть и похожа на предыдущую, но отличается от нее. Неправильно прочитаешь – смысл сказки изменится. Все сразу станет непонятным и даже смешным. По сказке легко ставить вопросы и легко по ним отвечать. Когда ребенок это освоит можно давать короткие рассказы Л.Н.Толстого, а затем переходить к более сложным текстам.

РЕБЕНОК СЧИТАЕТ МЕДЛЕННЕ, ЧЕМ ОСТАЛЬНЫЕ. КАК ЕМУ ПОМОЧЬ?

Овладение навыками вычислений в пределах 100 – один из главных итогов изучения программы 1, 2 класса. Эти навыки составляют основу умения выполнять письменные вычисления. Формирование навыков устного счета ведется из урока в урок с помощью определенных упражнений. Такие упражнения ребята охотно выполняют вне уроков во время общения с родителями: по дороге домой, во время выполнения разнообразных домашних дел, на прогулке: назови число, которое больше __ на __; дополни число ___ до числа __; округли до десятков число __, и т.д.

Таблицу умножения лучше всего таким детям изучать, играя в математическое домино или лото.

Заключение.

Работа с неуспевающими детьми должна быть системной. Всё, что связано с этой деятельностью, можно представить в виде таблицы.

Технологическая карта педагогической программы работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

Вид работы

Когда?

Зачем?

Что?

Как?

Работа на уроке

При   выявлении стадии развития, на которой находится ученик, определении зоны его ближайшего развития посредством регулярного мониторинга, диагностики.

Для предотвращения отставания,  своевременного усвоения предмета.

1. Создание микроклимата в классе.
2. Алгоритмизация действий.
3. Удержание интереса.
4. Формирование мотивации к обучению.
5. Стимулирование оценкой, похвалой.

1. Вести карту наблюдения.
2. Работа в группах,  парах.
3. Индивидуальные консультации.
4. Уроки коррекции знаний.
5. Опорные конспекты, памятки.
6. Дидактические игры.

Внеурочная деятельность

При возникновении затруднений:
– в изучении нового материала;
– выявлении пробелов в знаниях.

Для:
– предупреждения неуспеваемости;
– ликвидации выявленных пробелов в знаниях;
– формирования мотивации, интереса к учебе

Индивидуально-личностный подход в работе со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

1. Индивидуальные и групповые консультации.
2. Оказание помощи при выполнении домашнего задания (карточки инструкции, помощь сильных учеников).
3. Творческие задания.

Воспитательная работа

Регулярно, опираясь на контроль со стороны учителей предметников.

Для формирования личности школьника, мотивации, интереса к учебе

Индивидуально-личностный подход, создание комфортной среды.

1. Вовлечение в кружки, КТД.
2. Проведение тематических классных часов, предметных недель.
3. Опора на хобби.

Работа с родителями

При отставании в учебе, пропусках занятий, невыполнении домашних заданий, несоответствующей обстановке в классе, семье.
Работа ведется регулярно.

Для оказания профессионально-педагогической помощи родителям; выяснения причин неуспеваемости;
установления единых требований.

Определение типа ученика и причин неуспеваемости. Формирование как внутренних, так и внешних  мотивов. 
Помощь родителям в коррекции успеваемости ребенка.

Тематические родительские собрания.
Индивидуальная и коррекционная работа с родителями.
Совет профилактики.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с высокомотивированными обучающимися в начальной школе

Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отде...

Выступление на семинаре на тему "Организация работы с мотивированными обучающимися на уровне начального общего образования в условиях ФГОС"

В данном выступлении освещена организация моей работы с мотивированными обучающимися на уровне начального общего образования в условиях ФГОС с 2012 по 2016 год....

Индивидуальный план работы с неуспевающими обучающимся 2 коррекционного (РАС) класса на 2018-2019 учебный год

Индивидуальный план  работы с неуспевающими обучающимся 2 коррекционного (РАС) класса на 2018-2019 учебный год...

Индивидуальный маршрутный лист по работе с неуспевающим обучающимся

Маршрутный лист по работе с неуспевающим обучающимся...

Выступление на РМО по теме: "Организация работы педагога и обучающихся с помощью учебных онлайн-платформ: название, описание, ссылка"

В данном материале содержится план выступления из опыта работы по ипользованию в работе онлайн-платформы "Российская электронная школа" (РЭШ). в котором содержится инфопмация в целом о платф...

Организация работы с неуспевающими учащимися в начальной школе (из опыта работы)

В каждом классе, как известно, встречаются учащиеся, имеющие серьёзные пробелы в знаниях. Во 2 «Г» классе два ученика с недопустимым уровнем обученности по предметам: русский я...