Программа кружка "Волшебная аппликация"
календарно-тематическое планирование (3 класс)

Новикова Ольга Николаевна

Программа кружка "Волшебная аппликация"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Волшебная аппликация57.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Чучковская средняя школа»

«Рассмотрено»

Педагогическим советом

МОУ «Чучковская СШ» Протокол  от 06.07.2023 №11

 .

«Согласовано»

Заместитель директора по методической работе

__________/Фролова Н.Ф./

«Утверждено»

Директор

МОУ «Чучковская СШ

_______/Лексикова Т.Д./

Приказ  от 10.08.2023 №166

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Волшебная аппликация»

Направление: художественное

Срок реализации программы: 1 год

Возраст детей: 9-10 лет

Общее количество часов по плану: 34часа

Количество часов в неделю: 1 час

Форма обучения: очная

Уровень сложности: базовый

Составитель: Новикова Ольга Николаевна, учитель начальных классов

р.п.Чучково

2023-2024 учебный год.

Пояснительная записка

 Актуальность программы.

  Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.

Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.

Новизна программы.

 Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек (формы и способы его мышления, личностные качества): он становится творческой личностью. Чувственное восприятие мира захватывает ребёнка, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребёнке с рождения. Как помочь ребёнку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? В этом поможет аппликация – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы. Здесь ребёнку даётся возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, природных материалов, подручных средств, постичь их свойства, структуру.

Нормативно-правовые основания для разработки программы.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденные постановлением главного санитарного врача от 04.07.2014 № 41;

Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства от 04.09.2014 № 1726-р;

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом  Минпросвещения от 09.11.2018 № 196.

  Цель – создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.

Задачи курса:

Развивающая: развивать творческую активность личности ребенка и формировать потребность учащихся к самоутверждению через труд; выявлять и развивать индивидуальные способности учащихся; развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения; развитие мелкой моторики рук и глазомера; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

Образовательная: формировать умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; обучать различным приемам работы с бумагой; применять знания, полученные на уроках окружающего мира, технологии, изобразительного искусства и других, для создания композиций; учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: бумаги, картона, пластилина, бисера, пряжи, бросового и природного материала; учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников.

Воспитательная: формировать художественный вкус,  развивать способности видеть, чувствовать красоту и гармонию, воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность; прививать навыки работы в группе; поощрять доброжелательное отношение друг к другу; помогать детям в их желании сделать свои работы общественно-значимыми; развитие коммуникативных способностей детей; формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки; воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.

Уровень сложности базовый.

Специфика:

- освоение определенного вида деятельности, специализированных знаний, развитие приобретенных ранее навыков;

- специальные методы и приемы обучения;

- средняя степень сложности материала.

Требования к уровню содержания дисциплины

 Формирование представлений:

  • познакомятся со свойствами и возможностями бумаги, картона, природного материала, других подручных средств как материала для художественного творчества;
  • познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования;
  • познакомятся с основными видами работ из аппликации;

 Формирование навыков:

  • научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);
  • научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;
  • научатся самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления поделок  (выбор материалов, способов обработки, умения планировать, осуществлять самоконтроль);
  • овладеют основными техническими приемами макетирования;
  • изучат приемы пластической проработки поверхности и ее трансформации в объемные элементы;
  • освоят основные приемы учебно-исследовательской деятельности в рамках разработки творческих проектов.

Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.

Любая работа с аппликацией  не только увлекательна, но и познавательна. Аппликация дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер аппликации, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.

Аппликация выполняется в определённой последовательности: выбор сюжета, составление эскиза, подбор бумаги, изготовление деталей, раскладывание их, наклеивание деталей, оформление.

Программа разработана для учеников 3 класса.

Занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу, во время занятия обязательно проводятся физкультурные минутки, гимнастика для глаз.

Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку.

Срок реализации программы - 1 год, рассчитан на 34 часа.

Форма обучения: очная.

Условия реализации программы.

В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, конкурсы, соревнования и другие. Программа может использоваться для дистанционного обучения.

 Большая роль в овладении аппликацией отводится коллективным работам. За короткий промежуток времени на занятии ребёнок может сделать одну или две фигуры, он выразил себя технически, но морально не удовлетворён. Но если ребёнок создаёт коллективно одну большую картину, он получает конечный результат гораздо быстрее и воспринимает готовую работу целостно, как свою собственную. Система работы с аппликацией построена по принципу от простого к сложному. Овладение рядом технологий требует терпения и аккуратности, а поделки тщательности в исполнении, ведь мастерство – это всегда упорный труд и воображение.

А также различные методы:

 словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) учителем, работа по образцу и др.)
 практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Планируемые результаты

Личностные универсальные учебные действия.

У учащегося будут сформированы:

  •  широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • адекватное понимание причин успешности/ не успешности творческой деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

  •  внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  •  устойчивого интереса к новым способам познания;
  • адекватного понимания причин успешности/ не успешности творческой деятельности;

Обучающийся научится:

  •  принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
  •  планировать свои действия;
  •  осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  •  адекватно воспринимать оценку учителя;
  •  различать способ и результат действия;
  •  вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

Обучающийся получит возможность научиться:

  •  проявлять познавательную инициативу;
  •  самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
  •  преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  •  самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  •  допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  •  учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  •  формировать собственное мнение и позицию;
  •  договариваться, приходить к общему решению;
  •  соблюдать корректность в высказываниях;
  •  задавать вопросы по существу;
  •  использовать речь для регуляции своего действия;
  •  контролировать действия партнера;

Обучающийся получит возможность научиться:

  •  учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  •  с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  •  владеть монологической и диалогической формой речи;
  •  осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую помощь;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  •  осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  •  использовать знаки, символы, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
  •  анализировать объекты, выделять главное;
  •  осуществлять синтез (целое из частей);
  •  обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
  •  подводить под понятие;
  •  устанавливать аналогии;

Обучающийся получит возможность научиться:

  •  осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек в сети Интернет;
  •  осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использованию методов и приемов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  •  Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
  •  Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
  •  Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
  •  Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
  •  Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
  •  Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
  • Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
  •  оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
  •  Достичь оптимального для каждого уровня развития;
  •  Сформировать систему универсальных учебных действий;
  • Сформировать навыки работы с информацией.

Предметными результатами работы являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-образовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Учащиеся должны:

 Уметь: работать с бумагой, картоном, природными материалами, подручными средствами (складывать, наносить разметку и т.п.).

 Обладать базовыми компетенциями:

- умением использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности:

- для решения простейших задач;

- для выполнения различных действий с бумагой, картоном, природными материалами, подручными средствами.

Обладать ключевыми компетенциями:

Информационно-технологические:

- умения (на пропедевтическом уровне) самостоятельно искать, отбирать, анализировать информацию;

- способности задавать и отвечать на вопросы.

 Коммуникативные:

- умение работать в группе, в парах: слушать других, считаться с чужим мнением и аргументировано отстаивать своё, организовывать совместную работу на основе взаимопонимания и уважения;

- уметь обмениваться информацией по темам курса, фиксировать её в процессе коммуникации.

Учебно-познавательные:

- умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места, режима работы;

- умения и навыки мыслительной деятельности: выделение главного, анализ и синтез, обобщение, построение ответа, формулирование выводов;

- умения и навыки оценки и осмысливания результатов своих действий.

Дети должны уметь:

Анализировать формы объекта труда и составлять узор для украшения объекта труда;

-передавать в аппликации объём, пространственное положение предметов и фигуры в движении;

-самостоятельно выбирать сюжеты, орнаментальные узоры для газет, плакатов, декораций к спектаклям, наглядных пособий по математике и другим предметам;

-выполнять заголовки аппликацией из художественных шрифтов;

-применять для аппликации соломку, тополиный пух, листья, кожу, мех и другие материалы;

-выполнять творческие работы, желательно с мягкими переходами оттенков.

Содержание программы.

Учебный план.

3 класс

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля/

аттестации

Всего

Теория

Практика

  1.

Сюжетные аппликации

 6

Вводное занятие (информация по организации кружка, цели, задачи, инструктаж по ТБ)

Знакомство с многообразием аппликаций.

Сюжетные  аппликации. Животные леса.

Цветы сада.

Виды транспорта.

Бабочки на лугу.

Выставка

(тематическая)

  2.

Декоративные аппликации

 5

Декоративные аппликации. Закладка.

Украшаем рамку для фотографии.

Красивый узор (платье)

Украшаем фартук.

Узор по выбору детей.

Выставка

(тематическая)

  3.

Предметные аппликации

 9

Предметные аппликации. Петушок.

Белка.

Берёза.

Грибы.

Кораблик.

Дом.

Выставка

(тематическая)

 4.

 Аппликация из природных материалов

 6

 

 Аппликация из природных материалов. Снегирь и пингвин.

Сова.

Стрекоза.

 Выставка

(тематическая)

2.

Аппликация из бумаги

8

 Правила поведения в кружке. Правила техники безопасности при работе с клеем, ножницами и другими инструментами.

Аппликация из бумаги. Бабочка из салфеток.

Ваза с цветами.

 Корзина с фруктами.

 Медведь.

 Медведь.

Выставка работ. «Мир нашего творчества»

Выставка

(тематическая)

 

ИТОГО

34

Календарный учебный график

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения занятий

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

 1

 

 

 

 Лекция

 1

Знакомство. Правила поведения в кружке. Правила техники безопасности при работе с клеем, ножницами и другими инструментами.

 класс

 

2

Практическое занятие

1

Сюжетная  аппликация. Животные леса.

парк

Выставка

(однодневная)

3

 

Практическое занятие

1

Сюжетная  аппликация. Цветы сада.

класс

Выставка

(однодневная)

4

 

Практическое занятие

1

Сюжетная  аппликация. Виды транспорта.

класс

Выставка

(однодневная)

5

 

Практическое занятие

1

Сюжетная  аппликация. Бабочки на лугу.

класс

Выставка

(однодневная)

6

 

Практическое занятие

1

Декоративная аппликация Закладка.

класс

Выставка

(однодневная)

7

 

Практическое занятие

1

Декоративная аппликация. Украшаем рамку для фотографии.

класс

Выставка

(однодневная)

8

 

Практическое занятие

1

Декоративная аппликация. Красивый узор (платье)

класс

Выставка

(однодневная)

9

 

Практическое занятие

1

Декоративная аппликация. Украшаем фартук.

класс

Выставка

(однодневная)

10

 

Практическое занятие

1

Декоративная аппликация. Узор по выбору детей.

класс

Выставка

(однодневная)

11

Практическое занятие

1

Предметная аппликация Петушок.

класс

Выставка

(однодневная)

12

Практическое занятие

1

Предметная аппликация. Петушок.

класс

Выставка

(однодневная)

13

Практическое занятие

1

Предметная аппликация. Белка.

класс

Выставка

(однодневная)

14

Практическое занятие

1

Предметная аппликация. Белка.

класс

Выставка

(однодневная)

15

Практическое занятие

1

Предметная аппликация. Берёза.

класс

Выставка

(однодневная)

16

Практическое занятие

1

Предметная аппликация. Грибы.

класс

Выставка

(однодневная)

17

Практическое занятие

1

Предметная аппликация. Кораблик.

класс

Выставка

(однодневная)

18

Практическое занятие

1

Предметная аппликация. Кораблик.

класс

Выставка

(однодневная)

19

Практическое занятие

1

Предметная аппликация. Дом.

класс

Выставка

(однодневная)

20

Практическое занятие

1

Аппликация из природных материалов. Снегирь и пингвин.

класс

Выставка

(однодневная)

21

Практическое занятие

1

Аппликация из природных материалов. Снегирь и пингвин.

класс

Выставка

(однодневная)

22

Практическое занятие

1

Аппликация из природных материалов. Сова.

класс

Выставка

(однодневная)

23

Практическое занятие

1

Аппликация из природных материалов. Сова.

класс

Выставка

(однодневная)

24

Практическое занятие

1

Аппликация из природных материалов. Стрекоза.

класс

Выставка

(однодневная)

25

Практическое занятие

1

Аппликация из природных материалов. Стрекоза.

класс

Выставка

(однодневная)

26

Практическое занятие

1

Аппликация из бумаги. Бабочка из салфеток.

класс

Выставка

(однодневная)

27

Практическое занятие

1

Аппликация из бумаги. Бабочка из салфеток.

класс

Выставка

(однодневная)

28

Практическое занятие

1

Аппликация из бумаги. Ваза с цветами.

класс

Выставка

(однодневная)

29

Практическое занятие

1

Аппликация из бумаги. Ваза с цветами.

класс

Выставка

(однодневная)

30

Практическое занятие

1

Аппликация из бумаги. Корзина с фруктами.

класс

Выставка

(однодневная)

31

Практическое занятие

1

Аппликация из бумаги. Корзина с фруктами.

класс

Выставка

(однодневная)

32

Практическое занятие

1

Аппликация из бумаги. Медведь.

класс

Выставка

(однодневная)

33

Практическое занятие

1

Аппликация из бумаги. Медведь.

класс

Выставка

(однодневная)

34

Практическое занятие

1

Выставка работ. «Мир нашего творчества»

класс

Выставка

(итоговая)

Организационно- педагогические условия

Кадровые условия

Программа «Волшебная аппликация» реализуется на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Чучковская средняя школа» учителем начальных классов, высшей квалификационной категории, педагогом дополнительного образования, педагогический стаж - 32 года.

Материально-технические условия.

 Помещение: кабинет 48 кв. м

  Учебно-лабораторное оборудование: интерактивная доска, принтер, компьютер, 14 ноутбуков, веб-камера.

Учебно-методические условия

Методические пособия, презентации, схемы и плакаты, шаблоны, дидактический материал, видеозаписи и презентации, справочная литература.

 Инструменты: ножницы,  механическая точилка для карандашей.

 Канцелярские товары и материалы для творчества: карандаши простые, карандаши цветные, кисточки для клея и красок, краски акварельные и гуашевые, ластик, линейки,  фломастеры, маркеры, мелки цветные, мягкие материалы: пластилин, бумага акварельная,  цветная бумага, цветной картон, клей – карандаш и ПВА.

 Природные материалы: - засушенные листья и цветы.    

 Наглядные и раздаточные пособия: - методические разработки по темам, иллюстрации,  книги, электронные видео и презентации.

Интернет-ресурсы: https://www.maam.ru/,  https://ja-uchenik.ru/, https://ped-kopilka.ru/ , https://pedsovet.su/ ,  https://infourok.ru/  ,  http://stranamasterov.ru ,  http://allforchildren.ru Оценка качества освоения программы

 Формы и виды контроля

Составление альбома лучших работ.
Проведение выставок работ учащихся:
– в классе, в школе, в библиотеке.
Выставки могут быть:

однодневные - проводятся в конце каждого занятия с целью обсуждения;

постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;

тематические - по итогам изучения разделов, тем;

итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах, выставки, конференции, фестивали и пр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса "Аппликация и конструирование" 3 класс

Пояснительная записка, Содержание программы, Календарно - тематическое планирование, список литературы....

Рабочая программа "Чудеса аппликации" 3 класс УМК Гармония

Рабочая программа "Чудеса аппликации" 3 класс УМК Гармония...

Изготовление аппликации из пластилина фигурки петушка (символ года 2017) на бумаге и инкрустация аппликации бисером

Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию конспект занятия и презентацию мастер-класса предназначенные для работы воспитателей групп продленного дня с детьми младшего школьного возраста. Также эта р...

Методическая разработка для урока технологии, ИЗО или внеурочного занятия. Раздел "Объемная аппликация". Тема «Изготовление объемной портретной аппликации. Панно».

Методические материалы содержат план-конспект занятия, технологическую карту, инструкционную карту, шаблоны и демонстрационный материал.Межпредметные связи: ИЗО, технология, окружающий мир, информатик...

рабочая программа "Лепка, аппликация, конструирование, труд"

Рабочая программа по предмету "Лепка, аппликация, конструирование, художественный труд""...