Технология ТРИЗ
статья

ТРИЗ – это функционально-системный подход, выявление причинно-следственных связей, обнаружение скрытых зависимостей. Особенность ТРИЗ – технологии заключается в том, что она предполагает повышение культуры мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_triz.docx21.83 КБ

Предварительный просмотр:

 «Технология ТРИЗ:  на пути к успеху

ТРИЗ – это функционально-системный подход, выявление причинно-следственных связей, обнаружение скрытых зависимостей. Особенность ТРИЗ – технологии заключается в том, что она предполагает повышение культуры мышления.

Каждый задавал себе вопрос:

-как учить детей без принуждения?

-Как помочь им раскрыть свои возможности?

-Как сделать предмет интересным для всех?

Ответить на эти вопросы поможет ТРИЗ –технолог.

Технология ТРИЗ – основана на принципе освободить мышление учащихся от шаблонов. Происходит это в результате организации творческой образовательной среды, реализации принципа сотворчества. Именно ТРИЗ развивает системный образ мышления. Оптимальное сочетание творческих и обычных учебных заданий содержит богатые развивающие возможности. Структура креативного урока по методологии творчества существенно отличается от традиционного урока и включает в себя блоки, реализующие цели урока, адекватные целям креативного образования в целом.

 Каждый из этих блоков поддерживает устойчивую положительную мотивацию. В ходе занятия у школьников сохраняется положительная мотивация успеха и желание перейти к следующему этапу работы. Каждый этап урока выстроен с использованием ТРИЗ приёмов и методов, что влечёт развитие творческого мышления учащихся.

Блок 1. Мотивация. «Удивление есть начало всякой мудрости» (Сократ).

Для компенсации информационных перегрузок и с целью пробуждения поисковой активности наилучшим способом включения учеников в интеллектуальную работу является акт удивления или как его называют «эффект чуда». Система встреч с удивительными предметами, разгадывание способов их создания все это позволяет обеспечить интерес и продуктивность в поисковой деятельности младших школьников.

Блок 2. Содержательная часть. Содержит программный материал учебного курса и обеспечивает формирование системного мышления и развитие творческих способностей с элементами конструирования.

Блок 3. Психологическая разгрузка. Этот блок обеспечивает психологическую разгрузку для «отдыха мозга», которая реализуется через 1) упражнения по гармонизации развития полушарий головного мозга, 2) аутотренинг, 3) систему спортивно-эмоциональных игр, 4) театрализацию и др.

Блок 4. Головоломка. Головоломки представляют для школьника проблему, решение которой требует от него нетрадиционного поворота мысли. В решении головоломок удовлетворяется и извечная человеческая потребность в игре. Не менее важна еще одна основная (мотивационная) функция системы головоломок – их способность побуждать интерес учащихся к изучаемому материалу, и вряд ли существует более эффективный способ мотивации.

Блок 5. Интеллектуальная разминка. Представляет собой систему усложняющихся заданий, направленных на развитие мотивации, дивергентного и логического мышления и творческих способностей обучающихся. Интеллектуальная разминка, как и головоломки, позволяет обеспечить мотивацию учащихся и включить их в творческую деятельность на уроке.

Блок 6. Содержательная часть. «Творческая мастерская». Эта часть направлена на развитие творческого воображения и фантазии учащихся.

Блок 7.Компьютерная интеллектуальная поддержка. Обеспечивает мотивацию и развитие мышления, предусматривает систему усложняющихся компьютерных игр-головоломок, адаптированных к возрасту обучающихся, обеспечивает переход из внешнего плана действий во внутренний. Выполнение заданий способствует развитию воображения, мышления, внимания, памяти.

Блок 8. Резюме. Подведение кратких итогов, выявление мнений об уроке. Обеспечивает обратную связь с учащимися на уроке и предусматривает качественную и эмоциональную оценку самого урока.

Таким образом, нестандартные приёмы, активные методы, творческие задания благотворно влияют на ученика, на мотивацию к обучению.

ЭТАП УРОКА

Приемы ТРИЗ для достижения поставленных целей

Самоопределение деятельности

(организационный момент)

Цель:включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».

Нестандартный вход в урок

Отсроченная отгадка

Ассоциативный ряд

Удивляй!

Фантастическая добавка

Необъявленная тема и др.

Актуализация опорных знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Цепочка признаков  

 Я беру тебя с собой

 Да - нет

Корзина идей, понятий, имен

(со шляпой по кругу)

Ложная альтернатива и др.

Постановка проблемы

(создание проблемной ситуации)

Цель: обсуждение затруднений;

проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

Стратегия «ИДЕАЛ»

Целое—часть. Часть—целое

Изобретательская задача и др.

Открытие новых знаний

Цель: построение проекта выхода из затруднений.

Лови ошибку

Приём  Пинг-понг «Имя – Значение»

Послушать-сговориться-обсудить

Хорошо - плохо

Зигзаг и др.

Первичное закрепление

Морфологический ящик

Создай паспорт

Ситуационные задачи

Изобретательские задачи и др.

Самостоятельная работа

Морфологический ящик

Создай паспорт

Ситуационные задачи

Изобретательские задачи и др.

Включение нового знания в систему знаний

Хочу спросить

Толстый и тонкий вопрос

Ромашка Блума и др.

Рефлексия деятельности

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

«Телеграмма»

Синквейн

До - после

Сообщи свое Я

Рюкзак и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности использования приёмов технологии ТРИЗ в начальной школе.

Методы и приёмы технологии ТРИЗ РТВ, используемые на уроках в начальной школе...

Развитие универсальных познавательных учебных действий с использованием технологии ТРИЗ.

А.В.Воробьёва МБОУ «Гимназия № 216 «Дидакт» г. Заречный Пензенская областьЕ.А. Карпушкина МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 225» г. Заречный Пензенская область Для успешного обучени...

Использование элементов технологии ТРИЗ на уроках развития речи в начальной школе.

В данной статье рассматриваются игры и творческие задания для подготовки детей к составлению текстов сказочного содержания....

Мастер-класс по теме «Технология ТРИЗ как средство формирования творческих способностей учащихся»

Цели:1)    актуализация личностного смысла педагогов к использованию в опыте работы  приёмов технологии решения изобретательских задач; 2)    создание условий д...

Технология ТРИЗ как средство формирования творческих способностей учащихся

В основе используемых в ТРИЗ-педагогике средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с развивающим обучением. Однако при «тризовском» обучении перед учащимися не тол...

Мастер-класс "Технология ТРИЗ-как средство формирования творческих способностей учащихся"

Всё о теории решения изобретательских задач, применении  методики на практике. Мастер-класс по технологиям системы ТРИЗ, представленный на конкурсе "Учитель года 2014"...