Технология организации самообразовательной деятельности
статья

Чеканова Ирина Алексеевна

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем остальные.

   Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Самообразование педагога29.1 КБ

Предварительный просмотр:

                                Технология организации

                       самообразовательной деятельности

       Самообразование — это самостоятельное изучение какого-либо предмета или материала, с помощью которого человек приобретает новые систематические знания, умения и компетенции.

         Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем остальные.

   Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.

   Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.

   Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:

1 этап – установочный.

Он предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы (проблемы) школы; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.

2 этап – обучающий.

На  этом этапе  педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования.

3 этап – практический

На этом этапе  происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.

4 этап – теоретический

В ходе этого этапа происходит осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях МО; посещение с обсуждением открытых уроков и другие коллективные формы работы.

5 этап – итогово-контрольный

На этом  этапе педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.

    План самообразования учителя должен включать:

  • перечень литературы, которую планируется изучить;
  • формы самообразования;
  • срок завершения работы;
  • предполагаемые результаты (подготовка доклада, выступление на заседании МО, поурочное планирование,  описание опыта работы, оформление результатов в виде отчета и т.д.)

Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на отдельные темы и сохранять в виде карточек, специальных тетрадей, тематических папок, личного педагогического дневника.

Основные принципы самообразования

непрерывность

целенаправленность

единство общей и профессиональной культуры

взаимосвязь и преемственность

доступность.

Основные направления, в которых учителю необходимо заниматься самообразованием

  • профессиональное (предмет преподавания);
  • психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);
  • психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);
  • методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);
  • правовое;
  • эстетическое (гуманитарное);
  • историческое;
  • информационно-компьютерные технологии;
  • охрана здоровья;
  • интересы и хобби.

Источники самообразования

     В чём заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в развитии личности и профессиональной деятельности.

Определим источники знаний:

  • телевидение;
  • газеты, журналы;
  • литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная);
  • Интернет;
  • видео, аудио;
  • семинары и конференции;
  • мастер-классы;
  • мероприятия по обмену опытом;
  • экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
  • курсы повышения квалификации.

Как говорилось выше, все источники можно разделить на способствующие личностному росту и способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

Виды деятельности, составляющие процесс самообразования

  • систематический просмотр определённых телепередач;
  • чтение конкретных педагогических периодических изданий, чтение методической, педагогической и предметной литературы;
  • обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологиях;
  • посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;
  • дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
  • изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;
  • систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
  • проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;
  • изучение информационно-компьютерных технологий;
  • общение с коллегами в школе, в Интернете.

Результат самообразования

В личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок:

- результаты самообразования учителя на определённых этапах (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно);

- повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);

- разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;

- разработка новых форм, методов и приёмов обучения;

- доклады, выступления;

- разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

- выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;

- разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;

педагогических разработок;

- обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

                 Личный план самообразования учителя

На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. При оформлении работы указываются:

Титульный лист:

- название учреждения образования, в котором работает педагог, адрес, рабочий телефон.

Творческая визитка педагога:
- Ф.И.О. педагога;
- образование, специальность;

- стаж работы по специальности, категория; курсы повышения квалификации по специальности; профессионально-педагогическое кредо.

Научно-методическая и профессионально-педагогическая деятельность:

- название темы по самообразованию; цель, задачи;

- предполагаемый результат; этапы работы;

- сроки выполнения каждого этапа;

- действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой.

 Оценка профессиональной деятельности:

- способ демонстрации результата проделанной работы;

- форма отчёта по проделанной работе.

По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчёт с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.

При оформлении работы следует учитывать:

  • творческий подход;
  • степень обоснованности содержащегося материала;
  • глубину и практическую значимость материала;
  • наличие выраженной авторской позиции при разработке материала;
  • способ подачи материала.

                                                       АЛГОРИТМ

работы педагога над индивидуальной научно-методической темой (проблемой)

1.        Выбор темы (проблемы) индивидуальной научно-методической работы:

  • ознакомление с литературой;
  • ознакомление с нормативно-правовыми документами;
  • изучение прогрессивного педагогического опыта по проблеме исследования.

2.        Детальное ознакомление с проблемой посредством литературных источников:

  • составление картотеки литературных источников;
  • выписки из литературных источников.

3.        Уточнение темы и разработка предварительного варианта плана индивидуальной научно-методической работы:

  • обоснование выбора темы;
  • актуальность и новизна;
  • выбор адекватных методов и средств поисковой деятельности;
  • формулирование цели и задач работы;
  • разработка календарного плана индивидуальной работы.

 4.Выбор и разработка моделей, инновационных технологий педагогической деятельности.

5.Внедрение инноваций в практику своей педагогической деятельности.

6.Анализ и оценка результатов индивидуального опыта работы над научно-методической темой (проблемой), формулирование выводов и предложений.

7.Литературное оформление работы, отчёт о полученных результатах перед коллегами.

          Самообразовательная работа постепенно должна перейти в научно-исследовательскую. На основе самопознания, выработки рефлексивного мышления, умения учиться происходит трансформация развития в саморегулируемую систему, преобразование устойчивого интереса личности к самообразованию в постоянную жизненную потребность в самовоспитании, что свидетельствует о достижении оптимального уровня самосовершенствования.

    Показатели эффективности педагогического самообразования — это прежде всего качество организованного учителем учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология организации проектной деятельности младших школьников

В данной статье обобщён опыт работы по организации проектной деятельности на уроках и во внеурочное время в начальной школе...

Технологии организации проектной деятельности в рамках предмета «Окружающий мир»

Проект -одна из образовательных технологий деятельностной парадигмы образования.Метод проектов составляет основу проект­ного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельног...

Индивидуальный проект мультимедийного урока слушателя КПК «Инновационные технологии организации учебной деятельности младшего школьника в современных условиях»

Учебный предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: «Правописание слов с разделительными ь и ъ».Урок № 1Цель: формирование умения писать слова с разделительными ь и ъ.Планируемые результаты:Личностные: –...

Игровые технологии организации познавательной деятельности младших школьников

Объект исследования данной работы: процесс организации познавательных способностей младших школьников с помощью игровых технологий.Предмет исследования: Игровые технологии организации познавательной д...

Организация самообразовательной деятельности учащихся начальных классов

Системе образования, через которую проходит все подрастающее поколение, сегодня предъявляются качественно иные требования, чем раньше. Необходимо развитие личностно ориентированной парадигмы образован...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...