Формирование основ глобальных компетенций в начальной школе
материал
Стратегия развития современного начального образования во многом определяется требованиями федерального государственного образовательного стандарта к условиям организации учебно-воспитательного процесса и результатам реализации программы, среди которых знаковым показателем качества обучения является наличие функциональной грамотности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.33 КБ | |
| 241.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1. Формирование основ глобальных компетенций в начальной школе
Стратегия развития современного начального образования во многом определяется требованиями федерального государственного образовательного стандарта к условиям организации учебно-воспитательного процесса и результатам реализации программы, среди которых знаковым показателем качества обучения является наличие функциональной грамотности.
Слайд 2. Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. А. А. Леонтьев
Самое молодое направление компетенций российского образования, которое было включено в ФГОС в 2018 году.
Слайд 3. Глобальная компетенция – это ценностно-интегративный компонент функциональной грамотности, имеющий собственное предметное содержание, ценностную основу и нацеленный на формирование учебных навыков.
Формирование глобальных компетенций в современном образовании очень актуально. Оно определено осознанием вызовов времени, отбором компетенций в образовательной среде, связанных с жизнью в глобальном сообществе.
Глобальная компетентность — многомерная цель образования человека на протяжении его жизни.
Начальная школа, это начало пути, в том числе пути закладывания мысли, как этот путь будет начат, настолько думающих подростков мы получим, соответственно из этого и сложится наше общее будущее.
Слайд 4. Модель глобальных компетенций можно представить 4 компонентами:
Компонент знания в области глобальных проблем и межкультурных взаимодействий.
Когнитивные умения – это главные аналитическое и критическое мышление.
Отношения – открытое, эффективное, уважительное взаимодействие с другими людьми в разных ситуациях.
Общечеловеческие ценности – ценности, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества, но, наполняется в каждой социокультурной традиции собственным конкретным смыслом.
Слайд 5. Как именно мы формируем глобальные компетенции в рамках уроков в начальной школе?
В качестве примера используются учебники УМК «Школа России»: Литературное чтение Л. Ф. Климанова, Окружающий мир А.А. Плешаков, так же внеурочная деятельность и классные часы.
В первую очередь наша задача - это коммуникация. Чтобы сплотить коллектив, настроить их на совместную работу, перед началом урока, чтобы заинтересовать детей, предлагаются вопросы, которые выходят за рамки предмета:
-Каковы твои ближайшие цели и шаги?
-Какие вопросы в этой теме тебе наиболее интересны?
-Что тебе кажется самым важным в этой теме?
Сегодня ученик и учитель выступают в роли двух партнеров. Поэтому учитель перестает быть оратором и источником информации, как это было раньше. Он затевает обсуждение, проясняет отдельные вопросы, помогает собрать информацию и разработать критерии для оценки. А ученик, в свою очередь становится соратником, коллегой. Он ищет информацию, оценивает результат.
Педагоги должны обладать умением "раскручивать" программный материал в проектную деятельность и организовывать в нетрадиционной форме диспуты, споры (в спорах рождается истина и умение выслушать оппонента, воспринимать с уважением иную точку зрения). В начальных классах это используем на уроках окружающего мира, литературного чтения, внеурочной деятельности и классных часах.
Благоприятная почва подготовленная в начальной школе обязательно даст свои плоды в среднем и старшем звене.
Примеры заданий по формированию основ глобальных компетенций используемые в работе: «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, «Окружающий мир» А.А. Плешаков
Слайд 6. Окружающий мир:
Раздел Земля и человечество.
Темы: «Мир глазами эколога», «Сокровища Земли под охраной человечества».
Раздел Природа России.
Темы: «Моря, озера и реки России», «Лес и человек»,
Раздел Родной край – часть большой страны.
Темы: «Водные богатства нашего края», «Наши подземные богатства», «Земля – кормилица».
Слайд 7.
1. Придумай рисунки-символы для каждой из изученных вами экологических проблем. Представь свою работу классу. Объясни предложенные тобой рисунки-символы. Творческая самостоятельная работа
2. Найди в Интернете информацию о работе международных экологических организаций. Подготовь сообщение. Домашнее задание совместно с родителями.
3. Диспут на тему «Виноват ли человек в загрязнении природы». Первый ряд отстаивает позицию, что виноват, второй ряд приводит доводы невиновности человека, третий ряд выступает как жюри.
4. Составьте рассказ про животное, насекомое или рыбу, которая обращается к людям с призывом беречь природу.
Слайд 8.
Так же на уроках окружающего мира ребята окунаются в историю, и здесь то же можно провести работу по формированию глобальных компетенций.
- Проект «Мы помним» приуроченный к 9 мая. Ребятам предлагается написать о своем родственнике участвующем в Великой Отечественной войны.
- Написать письмо неизвестному солдату, задать в письме интересующие вопросы.
3. Проект «Города России» в ходе выполнения проекта ребятам предлагается не только рассказать об определенном городе, но и выразить свое мнение в чем важность взаимодействия всех городов между собой.
4. Проект «Родословная» позволяет узнать свою историю. Проблемными вопросами подчеркивается важность помнить историю. Примеры: Подумай, может ли дерево расти без корня? Как это связано с человеком и его жизнью?
Слайд 9.
Литературное чтение так же дает простор для мысли, этот учебный предмет подталкивает к большому количеству размышлений. Приведем несколько примеров.
- Л.Н.Толстой рассказ «Филиппок» так же изучается в начальной школе. Рассказ про мальчика который так хотел в школу расскрывает важность образования в жизни каждого человека. Составить тонкие и толстые вопросы к рассказу один из видов работы над данным рассказом.
Выбрать наиболее удачные вопросы, записать их лепестках:
на красных - тонкие, на желтых - толстые. Тонкие вопросы просто по содержанию, толстые раскрывают глубину произведения. Примеры вопросов: «Почему так важно для человека быть образованным» «Почему в глазах учителя этот маленький мальчик показался таким взрослым?....
- На уроках литературного чтения на примерах творчества Пришвина, Бианки, Чарушина так же раскрывается важность любви к природе и том как важна ответственность не только перед людьми, но и перед братьями нашими меньшими.
- На примере рассказов «Злая фамилия» «Три подвига» рассматриваем необходимость растить в себе мужество, отвагу, способность защитить ближнего. «Можно ли делать выводы о человеке по внешности,одежде или фамилии? Нарисуй свои чувства, когда читаешь строки о героических поступках?
Слайд 10.
Внеурочная деятельность. В ходе внеурочной деятельности посещение выставок, экскурсии.
Во время классных часов проводили «Уроки мира», «Вежливые слова», «Уроки добра» и т.д.
Слайд 11.
Формирование глобальной компетентности — это составная часть целостного образовательного процесса, который отражает объективную необходимость, связанную с требованиями времени, и субъективный запрос мотивированных субъектов образовательного процесса - обучающихся, учителей и родителей.
Слайд 12.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. А . А. Леонтьев
Глобальная компетенция – это ценностно-интегративный компонент функциональной грамотности. Глобальная компетентность — многомерная цель образования человека на протяжении его жизни.
Модель глобальных компетенций можно представить 4 компонентами Компонент знания в области глобальных проблем и межкультурных взаимодействий. Когнитивные умения – это главные аналитическое и критическое мышление. Отношения – открытое, эффективное, уважительное взаимодействие с другими людьми в разных ситуациях. Общечеловеческие ценности – ценности , содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества
Как именно мы формируем основы глобальных компетенций в рамках уроков в начальной школе? Окружающий мир 1 Литературное чтение 2 Внеурочная деятельность. Классные часы. 3
«Окружающий мир» А.А. Плешаков Шаблоны презентаций с сайта presentation-creation.ru Раздел Темы Земля и человечество. «Мир глазами эколога», «Сокровища Земли под охраной человечества». Природа России . «Моря, озера и реки России», «Лес и человек». Родной край – часть большой страны. «Водные богатства нашего края», «Наши подземные богатства», «Земля – кормилица».
Приемы, упражнения, задания Шаблоны презентаций с сайта presentation-creation.ru 1. Придумай рисунки-символы для каждой из изученных вами экологических проблем. Представь свою работу классу. Творческая самостоятельная работа 2. Найди в Интернете информацию о работе международных экологических организаций. Подготовь сообщение. Домашнее задание совместно с родителями. 3. Диспут на тему «Виноват ли человек в загрязнении природы». 4. Составьте рассказ про животное, насекомое или рыбу, которая обращается к людям с призывом беречь природу.
Шаблоны презентаций с сайта presentation-creation.ru Проект «Мы помним» приуроченный к 9 мая. Ребятам предлагается написать о своем родственнике участвующем в Великой Отечественной войны. Написать письмо неизвестному солдату, задать в письме интересующие вопросы. Проект «Города России» в ходе выполнения проекта ребятам предлагается не только рассказать об определенном городе, но и выразить свое мнение в чем важность взаимодействия всех городов между собой. Проект «Родословная» позволяет узнать свою историю. Проблемными вопросами подчеркивается важность помнить историю. Примеры: Подумай, может ли дерево расти без корня? Как это связано с человеком и его жизнью?
«Литературное чтение» Л. Ф. Климанова Шаблоны презентаций с сайта presentation-creation.ru Автор Произведение Л.Н.Толстой «Филиппок» М.М.Пришвин, В.В.Бианки, Е.И.Чарушин Произведения о природе С.П.Алексеев «Злая фамилия», «Три подвига»
Шаблоны презентаций с сайта presentation-creation.ru В ходе внеурочной деятельности посещение выставок, экскурсии и т.д . « Уроки мира», «Вежливые слова», «Уроки добра» и т.д. Внеурочная деятельность. Классные часы.
Шаблоны презентаций с сайта presentation-creation.ru Формирование глобальной компетентности — это составная часть целостного образовательного процесса.
С П А С И Б О З А В Н И М А Н И Е
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебно-познавательных компетенций в начальной школе
Современное образование рассматривается во всем мире как важный фактор становления и развития личности, как неотъемлемая часть среды, в которой живет человек.Начальная школа — наиболее ...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Формирование российской идентичности – значимый социальный эффект образования. Школа призвана создавать высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, прин...

Статья "Формирование основ функциональной грамотности в начальной школе"
Мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней. Если раньше одним из главных показателей успешности ученика начальных классов была скорост...

Формирование глобальных компетенций учащихся начальной школы
В данной статье дано определение глобальных компетенций, его значение для всестороннего развития ребенка и приведены примеры заданий с помощью которых формируются у учащихся глобальные компетенции....

Формирования учебно-познавательных компетенций в начальной школе. ( из опыта работы)
формирование познавательной компетентности - не самоцель. Цель учителя - воспитать творческую личность, готовую свои познавательные возможности использовать на общее дело.Учитель в процессе обучения о...

Формирование основ ученического самоуправления в начальной школе, путем вовлечения учащихся в проектную деятельность.
Сегодня актуальны такие качества личности, как владение универсальными способами деятельности, владение коммуникативными навыками, навыками коллективного труда, способность к самообразованию...

