Школа полного дня: от «продлёнки» к образовательной среде развития и успеха для каждого ребёнка»
статья

Саносян Марина Вардгесовна

Выступление на методическом объединении 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Школа полного дня16.55 КБ

Предварительный просмотр:

Статья для выступления на МО учителей начальных классов

Тема: «Школа полного дня: от «продлёнки» к образовательной среде развития и успеха для каждого ребёнка»

Переход на модель школы полного дня — это не просто увеличение времени пребывания ребенка в стенах образовательного учреждения. Это качественное преобразование всей образовательной среды, которая ставит перед нами, педагогами, новые сложные и интересные задачи. Как превратить этот длинный день из «обязаловки» в пространство роста, комфорта и возможностей? Позвольте поделиться ключевыми принципами нашей работы.

От контроля — к среде развития

Главный вызов — уйти от модели классической «продлёнки», где главной функцией был присмотр и выполнение домашних заданий. Наша цель — создать интегрированное образовательное пространство, где урочная и внеурочная деятельность становятся частями единого целого, направленного на развитие личности ребенка.

Ключевые принципы построения эффективного дня:

1. Принцип «динамического расписания»

Учебный день должен быть ритмичным и учитывать пики работоспособности младшего школьника.

· Утро: Интеллектуальная нагрузка (основные уроки).

· День: Активный отдых, прогулки, спортивные часы.

· Вторая половина дня: Творческие студии, проектная деятельность, занятия по интересам, время на самоподготовку.

Такое чередование видов деятельности предотвращает переутомление и поддерживает мотивацию.

2. Принцип интеграции урочной и внеурочной деятельности

Это наша главная возможность сделать знания живыми и практическими.

· Пример: На уроке окружающего мира прошли тему «Растения». Во второй половине дня мы организуем проект «Зелёный уголок»: дети ведут дневники наблюдений, высаживают семена, изучают условия прорастания. Так теория подкрепляется практикой, а знания превращаются в компетенции.

3. Принцип выбора и самостоятельности

Школа полного дня должна давать ребёнку то, чего он часто лишён во второй половине дня — возможность выбора. Мы предлагаем спектр кружков и студий («мягкий» конструктор расписания): шахматы, робототехника, театральная студия, художественное творчество. Ребёнок учится управлять своим временем и отвечать за свой выбор.

4. Принцип социального благополучия

Школа полного дня берет на себя большую ответственность за психологический комфорт ребенка. Здесь важно:

· Создать «зоны релаксации»: Уютные уголки с креслами, книгами, настольными играми.

· Практиковать «часы общения»: Неформальное взаимодействие с педагогом и сверстниками, развитие коммуникативных навыков.

· Работать в команде: Тесное взаимодействие классного руководителя, воспитателя, педагогов дополнительного образования и психолога.

5. Принцип эффективной самоподготовки

Выполнение домашних заданий не должно быть каторгой. Наша задача:

· Создать условия для концентрации.

· Обучить детей навыкам планирования и самоконтроля.

· Обеспечить возможность получить своевременную консультацию («педагог-консультант»).

Роль учителя в новой парадигме

Наша роль трансформируется. Мы больше не только «источник знаний» и не «надзиратель». Мы — тьютор, наставник, организатор образовательной среды. Мы помогаем ребёнку выстроить его индивидуальную траекторию в течение дня, находим его сильные стороны во внеурочной деятельности и создаём ситуации успеха.

Заключение

Школа полного дня — это уникальный шанс создать для каждого ребёнка пространство, где он будет не просто «проводить время», а жить полноценной детской жизнью: учиться, дружить, творить, открывать новое и себя в этом новом. Это сложная, но невероятно благодарная задача, требующая от нас творчества, гибкости и командной работы.

Вместе мы можем сделать школу полного дня настоящим домом, где радостно учиться и интересно жить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация образовательного пространства развития детей в рамках полного учебного дня»

(Доклад на научно-практическую конференцию «Слово учителю - исследователю»)...

Культурно-образовательная среда как условие развития толерантного сознания учащихся начальной школы

    В период повсеместной компьютеризации нашего общества общение человека с человеком уходит на второй план, и учить ребенка  находить общий язык   со сверстниками и...

4. Деятельность учителя по созданию условий без-опасной и психологически комфортной образовательной среды, поддерживающей эмоциональное и физическое благополучие каждого обучающегося

4.2. Деятельность учителя по созданию условий безопасной и психологически комфортной образовательной среды, поддерживающей эмоциональное и физическое благополучие каждого обучающегося...

Педагогический совет по теме «Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития обучающихся в образовательной среде школы»

Повестка:«Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития обучающихся в образовательной среде школы»...

Практико-значимая работа "Образовательная среда школы как психологически безопасное пространство для полноценного развития личности"

В данной работе мы четко сформировали следующие понятия как «образовательная среда», «безопасность», «психологическая безопасность», «психологическое зд...

Электронное портфолио - инструмент отслеживания успехов и достижений каждого ребёнка.

Электронное портфолио - инструмент отслеживания успехов и достижений каждого ребёнка....

Создание ситуации успеха для каждого ребёнка в условиях группы продлённого дня

Одной из главных целей образования мы видим в развитии личности каждого ребенка, а это возможно, если обучение и воспитание построено так, чтоб доставлять ребенку радость познания, чтобы создать ситуа...