Адаптация учащихся 1 класса с ТМНР (АООП О УО вариант 2 и АООП НОО РАС вариант 8.4)
статья (1 класс)
Доклад на заседании методического объединения
учителей начальных классов Алпатовой В.В. 29.12.2022 г.
Тема: «Адаптация к школе учащихся с ТМНР 1 класса первого года обучения»
В 1 «Н» классе 4 учащихся, обучающихся по программам 9.2, СИПР (3 человека) и 1 обучающийся по программе 8.4. В силу различных особенностей учащихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития следует отметить, прежде всего, что адаптация проходила неравномерно. Одной из причин этого стало то, что произошла смена учащихся. Один ученик ушел сразу после 2-х дней обучения, а на его место пришел ученик только в конце сентября. Но несмотря на это, все дети сразу запомнили расположение своего класса, расположение своего учебного места в классе. Уже через 2-3 дня дети запомнили, куда надо вешать рюкзак и научились с незначительной помощью доставать из рюкзака пенал по просьбе учителя.
Формирование класса как коллектива мы начали с того, что дети каждый день на первом уроке узнавали себя на фотографиях и соотносили фотографии с конкретными одноклассниками. Далее стали соотносить свои имена на карточках и свои фотографии. Потом мы завели каждому индивидуальный альбомы, в которые тоже вклеили фотографии одноклассников и их имена.
К школьному режиму дети привыкали постепенно. Всю первую четверть дети учились только по 3 урока. Потом стали постепенно оставаться на обед и далее на занятия со специалистами. Достаточно быстро усвоили, что вовремя уроков надо сидеть на своих местах, а на переменах можно вставать и играть в игровой части класса. Этому помогли карточки с визуализацией «урок», «перемена» и табличка «Сейчас-потом». Мы используем визуальное расписание, но дети пока не могут в нем ориентироваться.
Стоит отметить и те трудности, с которыми мы столкнулись. Они были связаны не с урочной деятельностью, а с внеурочной: первый спортивный праздник и День учителя прошли не так гладко, как хотелось бы. Детям были непривычны новые большие пространства спортивного и актового зала, акустика и присутствие большого количества людей. Походы в столовую тоже сначала вызывали реакцию протеста у одного из детей, но впоследствии участие в режимных моментах нормализовалось.
Важно отметить, что дети до прихода в школу уже были включены в систему коррекционно-развивающих занятий. Они посещали коррекционные центры, такие как ЦЛП, «ДаунсайдАп», центр АВА «Моя планета», а также индивидуальные и подгрупповые занятия с нейропсихологами, логопедами, дефектологами, адаптивная физкультура и даже батут. Трое детей регулярно посещали детские сады. Дети уже были приучены работать красками, пластилином, клеем, использовать все канцелярские принадлежности по назначению.
Систематическое соблюдение режима школьного распорядка, чередование заданий в процессе урока, наличие 1-2 физкультминуток позволило пройти адаптационный период достаточно спокойно.
Всё это в комплексе повлияло на то, что дети успешно прошли адаптационный период в первом полугодии. Они освоили программу за 1 полугодие, научились выполнять задания на листах и выходить к доске. Двое детей могут работать самостоятельно и нуждаются лишь в периодическом контроле, один ребенок может работать с частичной помощью и только один ребенок нуждается в постоянной помощи в силу психофизических особенностей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на заседании методического объединения
учителей начальных классов Алпатовой В.В. 29.12.2022 г.
Тема: «Адаптация к школе учащихся с ТМНР 1 класса первого года обучения»
В 1 «Н» классе 4 учащихся, обучающихся по программам 9.2, СИПР (3 человека) и 1 обучающийся по программе 8.4. В силу различных особенностей учащихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития следует отметить, прежде всего, что адаптация проходила неравномерно. Одной из причин этого стало то, что произошла смена учащихся. Один ученик ушел сразу после 2-х дней обучения, а на его место пришел ученик только в конце сентября. Но несмотря на это, все дети сразу запомнили расположение своего класса, расположение своего учебного места в классе. Уже через 2-3 дня дети запомнили, куда надо вешать рюкзак и научились с незначительной помощью доставать из рюкзака пенал по просьбе учителя.
Формирование класса как коллектива мы начали с того, что дети каждый день на первом уроке узнавали себя на фотографиях и соотносили фотографии с конкретными одноклассниками. Далее стали соотносить свои имена на карточках и свои фотографии. Потом мы завели каждому индивидуальный альбомы, в которые тоже вклеили фотографии одноклассников и их имена.
К школьному режиму дети привыкали постепенно. Всю первую четверть дети учились только по 3 урока. Потом стали постепенно оставаться на обед и далее на занятия со специалистами. Достаточно быстро усвоили, что вовремя уроков надо сидеть на своих местах, а на переменах можно вставать и играть в игровой части класса. Этому помогли карточки с визуализацией «урок», «перемена» и табличка «Сейчас-потом». Мы используем визуальное расписание, но дети пока не могут в нем ориентироваться.
Стоит отметить и те трудности, с которыми мы столкнулись. Они были связаны не с урочной деятельностью, а с внеурочной: первый спортивный праздник и День учителя прошли не так гладко, как хотелось бы. Детям были непривычны новые большие пространства спортивного и актового зала, акустика и присутствие большого количества людей. Походы в столовую тоже сначала вызывали реакцию протеста у одного из детей, но впоследствии участие в режимных моментах нормализовалось.
Важно отметить, что дети до прихода в школу уже были включены в систему коррекционно-развивающих занятий. Они посещали коррекционные центры, такие как ЦЛП, «ДаунсайдАп», центр АВА «Моя планета», а также индивидуальные и подгрупповые занятия с нейропсихологами, логопедами, дефектологами, адаптивная физкультура и даже батут. Трое детей регулярно посещали детские сады. Дети уже были приучены работать красками, пластилином, клеем, использовать все канцелярские принадлежности по назначению.
Систематическое соблюдение режима школьного распорядка, чередование заданий в процессе урока, наличие 1-2 физкультминуток позволило пройти адаптационный период достаточно спокойно.
Всё это в комплексе повлияло на то, что дети успешно прошли адаптационный период в первом полугодии. Они освоили программу за 1 полугодие, научились выполнять задания на листах и выходить к доске. Двое детей могут работать самостоятельно и нуждаются лишь в периодическом контроле, один ребенок может работать с частичной помощью и только один ребенок нуждается в постоянной помощи в силу психофизических особенностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная программа по предмету «Домоводство» АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II) 3 класс
Рабочая адаптированная программа для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант II) разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта обучающих...

Адаптированная программа по предмету «Изобразительная деятельность» АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II) 3 класс
Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельност...

Рабочая программа АООП НОО ЗПР (вариант 8.3) 1 класс
Данная рабочая программа представлена по всем учебным предметам для учащихся с ОВЗ (ВАРИАНТ 8.3)...

Рабочая программа АООП НОО ЗПР (вариант 8.3) 2 класс
Данная рабочая программа предназначенна для учащихся 2 класса с ОВЗ (ВАРИАНТ 8.3) и тематическое планирование по всем предметам...

Рабочая программа АООП НОО ЗПР (вариант 8.3) 3 класс
Данная рабочая программа и тематическое планирование предназначенны для учащихся 3 класса с ОВЗ вариант 8.3...

Рабочая программа АООП НОО ЗПР (вариант 8.3) 4 класс
Данная рабочая программа и тематическое планирование по всем учебным предметам предназначена для учащихся 4 класса с ОВЗ (ВАРИАНТ 8.3)...

Рабочая программа учителя - логопеда для обучающихся 2 класса, обучающихся по АООП вариант 2 ТМНР
Программа обеспечивает работу по коррекции нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ОВЗ. Данная программа разработана с учетом особенностей развития и образовательных потребностей дет...
