УРОКИ И ЗАНЯТИЯ. СБОРНИК.
план-конспект урока (3 класс) по теме

Белова Наталья Владимировна

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 

Всероссийский детский центр «Орленок»

«Начальная школа – детский сад»

 

 

 

 

 

Предлагаем Вашему вниманию этот сборник, который мы посвятили 15-летию «Начальной школы – детский сад».

Наш сборник представляет возможность познакомиться с особенностями образовательной и воспитательной системы «Начальной школы – детский сад» ВДЦ «Орленок», с программами педагогов дополнительного образования.

Поздравляем всех, кто в разное время работал в «Начальной школе – детский сад», удачи, творческих успехов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всероссийский детский центр «Орленок»,

«Начальная школа – детский сад», 2009.

 

 

 

I. УРОКИ И ЗАНЯТИЯ

 

Присяжнюк Екатерина Юрьевна,

учитель начальных классов

__________________________________________________________________

 

Урок по окружающему миру

(объяснение нового материала) в 1 классе

                                 Тема: Весна: пробуждение природы

 

Цели урока:

1.     Показать пробуждение природы и научить наблюдать признаки весны на всем её протяжении.

2.     Научить определять последовательность событий в природе и их связи.

3.     Учить сравнивать состояние неживой природы весной и зимой.

4.     Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

1.     Календарь погоды.

2.     Иллюстрации с изображением природы весной, весенних работ и птиц.

3.     Карточки с названиями весенних месяцев.

4.     Плакат «Весна» из комплекта наглядных материалов («Окружающий мир», 1-й класс)

План:

1.     Организационный момент.

2.     Актуализация знаний.

3.     Создание проблемной ситуации.

4.     Работа с учебником.

5.     Итог урока.

 

Ход урока:

Организационный момент.

Актуализация знаний.

- Послушайте внимательно стихотворение А. Фета и скажите, о каком времени года в нем говорится?

Снова птицы летят издалека,

К берегам, расторгающим лёд,

Солнце теплое ходит высоко

И душистого ландыша ждёт.

- Назовите тему нашего сегодняшнего урока. На доске появляется карточка

 весна

  - Какие весенние месяцы вы знаете?

Март – в честь бога войны «Марса».

Апрель - даровитый. Объясните примету: «Апрель с водой  - март с травой».

Май – в честь богини Майи, ей люди приносили подарки, чтобы осенью она дала хороший урожай. Объясните примету: «Май холодный – год хлебородный».

Создание проблемной ситуации.

- Почему говорят, что весной природа пробуждается? Как и где мы можем наблюдать это пробуждение?

(постепенно на доске появляется схема)

 

 

Становится

теплее

 

Прилетают

птицы

Изменение в жизни

зверей

Первые грозы

Весна

 

Тает снег

 

 

Появляются первые

цветы

 

 

Появляются

насекомые

Набухают почки

- Ребята, а вы никогда не задумывались, какой же признак весны самый главный?

- Сколько у нас оказалось мнений? (Очень много, а должно быть одно.)

- Какой главный вопрос нашего урока? (Какой из признаков весны самый главный?)

- Давайте вернемся уже к названным признакам весны. Задаем вопрос: Почему становится теплее? Почему прилетают птицы? Почему происходят изменения в жизни зверей? Почему тает снег? Почему набухают почки?

- Кто мне может дать ответ на наш главный вопрос?

- Да, ребята, весной начинает ярче светить солнце, потому что, солнечные лучи попадают прямо на нашу Землю, а чем прямее они будут падать, тем станет теплее.

Физминутка.

Работа по учебнику.

- Давайте откроем учебники на стр. 38 и рассмотрим картину известного художника Саврасова. Как вы думаете, какое время года изображено и почему?

- Грачей, ребята, называют вестниками весны, они самые первые прилетают к нам. А какие птицы зимовали вместе с нами? Как мы им помогали?

- Какие возвращаются из теплых стран? Каждая птица возвращается в определенное время. Давай те узнаем, какие птицы возвращаются в марте?

 

Всех перелетных птиц черней,

Чистит он пашню от червей

Взад, вперед по пашне вскачь

А зовется птица…                             (Грач)

 

Он прилетает каждый год

Туда, где домик ждет

Чужие песни петь умеет,

А все же голос свой имеет.    ( Скворец)

 

В апреле?

Своё гнездо он в поле вьёт,

Где тянутся растения.

Его и песни и полет

Вошли в стихотворения!     (Жаворонок)

 

В мае?

Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный.

Лепит домик под окном.

Из травы и глины.                            (Ласточка)

 

- Почему стали возможны такие изменения в жизни птиц?

Рассмотрите иллюстрацию с первыми цветами. Скажите, почему их называют первоцветами?

- Какие из этих первоцветов являются ещё и лекарственными?

Мать - и - мачеханебольшое травянистое растение высотой 10 – 15 см. Как только растает снег, с середины апреля до середины мая появляются желтые соцветия. Из-за листьев растение получила свое название: верхняя сторона листьев гладкая и холодная, как злая мачеха в сказках. Нижняя сторона – нежная и теплая, как родная мать. От латинского означает – выводящий кашель. Действительно, высушенные листья и соцветия применяют для лечения легочных заболеваний.

Медуницаэто один из первых весенних цветов. У неё широкие листья, чтобы ловить ещё не жаркие солнечные лучи. Если в течение нескольких дней наблюдать за медуницей, то можно заметить, что цветы меняют окраску. Цветок сначала розовый или красный, затем становится, синим, потом фиолетовым. Ещё одна особенность: пчелы летят к ней  только на розовые или красные цветки. Эта окраска говорит: «Нектар есть!». Пчел интересует нектар, а человека – листья. Листья медуницы употребляют как лекарство от легочных заболеваний. В переводе с латинского название этого растения означает – «легкое».

Итог урока.

- Какая тема нашего урока? Что узнали нового?

- Ответили на главный вопрос урока?

- По каким признакам люди узнают весну?

- Какова главная причина этих явлений?

- Послушайте как Вини – Пух рассказал учителю о весне (учебник стр. 44).

 

Белова Наталья Владимировна,

учитель начальных классов

__________________________________________________________________

 

Урок литературного чтения

(по программе «Школа 2100») в 3 классе

                    Тема: «К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

 

 

           

Краткая аннотация урока.

а) Д/з (выборочный пересказ)

    Чтение по ролям I части.

б) Работа над II частью.

         - введение новых понятий художественных средств

в) Работа над III частью.

         - Озаглавить.

г) работа над IV частью.

         - Лексическая работа.

         - Прослушивание музыкальной записи Э.Грига.

         - Озаглавить.

д) Итог урока.

         - Что вдохновило Э.Грига на сочинение музыкального произведения.

         - Связь между природой, человеком и музыкой.

 

Ход урока

 

а о ы у э

Подпись: а о ы у эI. Работа над выразительным чтением.


- прочитать с разными интонациями.

 

II. Проверка домашнего задания.

1) Пересказать описание осеннего леса, зимнего города по опорным словам:

осенний лес                                                       зимний город

  воздух                                                                Берген

  шум прибоя                                                       порт

  пряди мха                                                          туман

  эхо                                                                      пароходы

  золото и медь листьев                                       снег

2)  Как вы думаете, зачем К.Г.Паустовский включил в свой рассказ красивое описание осени и зимнего города? Ответы детей. ( Композитору важно черпать вдохновение не только в природе, но и в окружающей его обстановке, ведь он отражает в произведениях свои чувства: красоту, добро, чувства прекрасного.)

                                                                                 
III. Чтение по ролям одной части.

         - Автор

         - Дагни

         - Григ

Почему Э.Григу захотелось сделать девочке подарок? Ответ. (Девочка понравилась композитору своей добротой, вниманием.)

 

IV. Работа над II частью.

            Прочитайте описание рояля композитора (страница 36).

           

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

Подпись: ОЛИЦЕТВОРЕНИЕХудожественное средство, которое использует писатель.

- это когда свойствам неживого приписываются свойства живого.

  - Что написано про клавиши?

  - Еще есть олицетворение? (в зимнем городе)

ЭПИТЕТ

Подпись: ЭПИТЕТ- Какие художественные средства использовал писатель? (Маленькая струна, обиженная сестра, нежный ветер.)

Чтобы интереснее звучал рассказ, передать чувства писатель использовал художественные средства.

 

V. Работа над III частью.

1) - Что изменилось в жизни Дагни?

    - С какой целью отправили Дагни к тете Магде?

2) Озаглавьте III часть.

    (Дагни отправили в гости)

 

VI. Работа над IV частью.

1) Лексическая работа.

КОНФЕРАНСЬЕ

 

ПОСВЯЩЕНИЕ

 

БЕЛЫЕ НОЧИ

     (дети накануне выписали объяснения)

2) Какую музыку слушала Дагни?

 

            СИМФОНИЧЕСКАЯ

imageimageimage

 

 

струнные                      духовые                        ударные

 

В какой необычной обстановке проходил концерт?

(в парке, под открытым небом, в белые ночи)

 

Белые ночи. На севере в начале лета можно наблюдать такую картину - ночью почти светло, стоят легкие сумерки, так как солнце ненадолго прячется за горизонтом. А.С.Пушкин так красиво сказал о белых ночах:

«…И, не пуская тьму ночную

 На золотые небеса,

 Одна заря сменить другую

 Спешит, дав ночи пол часа».

3) Вы тоже сейчас прослушаете отрывок из музыкальной записи произведений Э.Грига «Утро». После прослушивания расскажите, что вы представляли, слушая эту музыку.

4) А теперь прочитайте о том, что слышит Дагни в посвященном ей музыкальном произведении.

5)  Озаглавить. (Подарок.)

6)  - О чем была музыка? (О её Родине.)

     - Какое впечатление произвела музыка на девушку? (Плакала)

     - Почему? (Это слезы благодарности. Ведь плачут не только когда больно и плохо, но и от больших, хороших, нежных чувств.)

     - Почему после исполнения музыки сначала медленно, затем все,  разрастаясь, гремели аплодисменты?

     - Подарок, который Э.Григ преподнес девочке духовный или материальный?

Это произведение слушают все уже 150 лет.

      - Какие еще духовные подарки могут быть?

 

VII. Итог.

- Что вдохновило Э.Грига на сочинение музыкального произведения?

(Встреча с природой, с чудесной девочкой.)

- Существует ли связь между природой и человеком?

(Да. Э.Григ любил ходить в лесах Бергена. Значит, природа вдохновляет человека. Поэтому человек пишет музыку. Музыка - обогащает человека, успокаивает, делает благороднее.)

Учитель. К.Г.Паустовский подарил нам литературное произведение о великом норвежском музыканте Э.Григе.

Оба эти мастера своими произведениями побуждают в нас чистые и добрые чувства.

 

VIII. Оценки.

 

IX. Д/з. стр. 38-41 выборочный пересказ.

- приобретаемые навыки детей: установить связь между природой, человеком, музыкой; развивать речь, навыки выразительного чтения;

- роль учителя: подвести детей к выводу о том, что природа вдохновляет человека, он пишет музыку, которая помогает быть более чутким, успокаивает, наводит на размышления; научить различать духовные и материальные ценности;

- технологические особенности: использование аудио кассеты с произведением Э.Грига, таблицы с опорными словами для домашнего пересказа, таблицы с гласными, таблицы со словами;

- организация работы: урок проводится в классе, с использованием наглядных пособий и ТСО.

 

 

 

 

 

 

Волкова Наталья Владимировна,

учитель начальных классов

__________________________________________________________________

 

Урок русского языка

(объяснение нового материала) во 2 классе.

                   Тема: «Слова, к которым нельзя поставить вопрос»

 

Цели урока:

1.           Рассмотреть функции предлогов – употребление в устной и письменной речи.

2.           Учить мыслить, анализировать, делать выводы, рассуждать.

3.           Развивать элементы творческой деятельности, орфографическую зоркость.

Оборудование: учебник Русский язык для 2 –го класса, авт. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, тетрадь по чистописанию, индивидуальные карточки для учащихся, демонстрационные таблицы.

Ход урока.

Организационный момент.

Минутка чистописания.

Дети записывают в тетради дату с проговариванием орфограмм и их доказательством.

Актуализация знаний.

На доску вывешивается табличка:

Ай, по про, ох, на, ух, к, у, эй, от, до, за, ой, из

Учитель: Внимательно посмотрите и скажите, на какие две группы можно разделить записанное в таблице. (Учащиеся делят на 2 группы: междометия и предлоги). Объясните ваш выбор

       ай, ох, ух, эй, ой.

Учитель: Что это за особенные слова?

– К ним нельзя поставить вопросы.

– Это междометия.

Учитель: Что они выражают?

– Чувства.

Учитель: Вспомните стихотворение.

Дети четверостишиями наизусть читают стихотворение.

1-й ученик:

Мне, – сказало Междометье, –
Интересно жить на свете.
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрек, запрет,
Благодарность, восхищенье,
Возмущенье, привет…

2-й ученик:

Те, кого охватит страх,
Произносит слово -
Ах! (хором)

3-й ученик:

У кого тяжелый вздох,
Произносит слово -
Ох! (хором)

4-й ученик:

Кто встречается с бедой,
Произносит слово -
Ой! (хором)

5-й ученик:

Кто отстанет от друзей,
Произносит слово -
Эй! (хором)

6-й ученик:

У кого захватит дух,
Произносит слово -
Ух! (хором)

7-й ученик:

Интересно жить на свете.
Если знаешь междометья! (хором)

Учитель: А вторую группу слов пока обговаривать не будем, так как у меня для вас есть задание и мне нужна ваша помощь. Согласны помочь?

– Да.

Создание проблемной ситуации.

Детям по группам (их в классе 3 по 5 человек) выдаются карточки.

I- я группа

 

2 - я группа

 

3 - я группа

пушистой

заяц-беляк

елочкой

построил

дом

белочка

ветку

ветки

рыжая прыгает

ежик

маленький

забрался

пень

Учитель: Используя слова на табличках, составьте предложения. Форму 

 

 

слов менять нельзя. (Учащиеся стараются выполнить задание, но испытывают затруднения).

Формулирование проблемы.

– У нас не может получиться предложение.

Учитель:Почему? Что вызвало у вас затруднение?

– Нам не хватает слов.

Учитель:Каких?

– Предлогов.

Учитель:Сможете ли вы без них составить свои предложения?

– Нет.

(Какую проблему мы с вами сегодня на уроке будем решать?)

На доске появляется таблица:

Проблема:

1. Для чего нужны предлоги?

2. Как они пишутся?

 

Поиск решения проблемы.

Учитель выдает детям карточки с предлогами, дети, используя их и слова, выданные ранее, составляют предложения.

Учитель:Изменилось ли ваше решение проблемы после того, как я дала вам слова-помощников.

– Да, мы смогли выполнить задание.

Учитель:Что же у вас получилось в результате? Зачитайте предложения.

I - я группа: Заяц-беляк под пушистой елочкой построил дом.

2 - я  группа: Рыжая белочка прыгает с ветки на ветку.

3 - я группа: Маленький ежик забрался под пень.

Учитель:Докажите, почему это можно назвать предложениями.

– Они имеют законченную мысль.

– Слова в предложении связаны по смыслу.

Первичное закрепление нового материала.

Учитель:запишите 3 –е предложение в тетрадь, выделите грамматическую основу, подчеркните предлог. Обратите внимание, как пишется предлог со словом. Найдите в предложении слова, в которых количество букв и звуков не совпадает, объясните почему.

- Маленький – 9б., 8 зв.,  пень – 4б., 3 зв., так как ь звука не обозначает,

ёжик – 4 б., 5 зв., так как буква ё стоит в начале слова и обозначает 2 звука.Учитель: Запишите предлоги, которые встретились в физкультурной паузе.

На доске появляется запись:

слов менять нельзя. (Учащиеся стараются выполнить задание, но испытывают затруднения).

Формулирование проблемы.

– У нас не может получиться предложение.

Учитель:Почему? Что вызвало у вас затруднение?

– Нам не хватает слов.

Учитель:Каких?

– Предлогов.

Учитель:Сможете ли вы без них составить свои предложения?

– Нет.

(Какую проблему мы с вами сегодня на уроке будем решать?)

На доске появляется таблица:

Проблема:

1. Для чего нужны предлоги?

2. Как они пишутся?

 

Поиск решения проблемы.

Учитель выдает детям карточки с предлогами, дети, используя их и слова, выданные ранее, составляют предложения.

Учитель:Изменилось ли ваше решение проблемы после того, как я дала вам слова-помощников.

– Да, мы смогли выполнить задание.

Учитель:Что же у вас получилось в результате? Зачитайте предложения.

I - я группа: Заяц-беляк под пушистой елочкой построил дом.

2 - я  группа: Рыжая белочка прыгает с ветки на ветку.

3 - я группа: Маленький ежик забрался под пень.

Учитель:Докажите, почему это можно назвать предложениями.

– Они имеют законченную мысль.

– Слова в предложении связаны по смыслу.

Первичное закрепление нового материала.

Учитель:запишите 3 –е предложение в тетрадь, выделите грамматическую основу, подчеркните предлог. Обратите внимание, как пишется предлог со словом. Найдите в предложении слова, в которых количество букв и звуков не совпадает, объясните почему.

- Маленький – 9б., 8 зв.,  пень – 4б., 3 зв., так как ь звука не обозначает,

ёжик – 4 б., 5 зв., так как буква ё стоит в начале слова и обозначает 2 звука.Учитель: Запишите предлоги, которые встретились в физкультурной паузе.

На доске появляется запись: 

    в, на, у, под, над

 

- Составьте самостоятельно предложение, используя один из предлогов.

Работа с учебником страница 68 упражнение 107,109.

Вывод: предлоги с другими словами пишутся раздельно.

Учитель:Изменилось ли что-либо при употреблении предлогов.

– Да, окончание слова.

Физкультурная пауза.

Учитель:Устали? Давайте вместе поиграем, а заодно и повторим то, о чем говорили. (Проводится игра “Правда это или шутка?”).

  1. Дед в печи, дрова на печи.
  2. На столе сапожки, под столом лепешки.
  3. Овечки в речке, караси у речки.
  4. Под столом портрет, над столом табурет.

Во время физкультурной паузы дети исправляют ошибки.

Самостоятельная работа (индивидуальная).

Индивидуально по уровням учащимся выдаются карточки. Дети выполняют их в течение 2-3 минут.

Карточки.

№1. Шмель.

… тополиную метель
Потерял дорогу шмель.
Промелькнул … огородом.
… дом и … кухню залетел.
И … синей чашкой … медом
По-хозяйски загудел.

№2.

работать … заводе
пришел … магазина
идут … школу

№3. река вышла … берегов
… грядке зеленеет лук
… конуры сидит пес

№4.

выехал … квартиры
пришел … школы
внес … комнату

№5.

вышел … трамвая
вернулся … работы
работал … магазине

№6.

… норе маленькие лисята
лошадь шла … дороге
… школой большой сад

Самопроверка.Учитель дает карточки со своим вариантом, дети проверяют и оценивают свою работу.

Подведение итогов.

Учитель:Вернемся к нашей проблеме. Смогли ли мы ее решить? Что нам помогло? Ответьте на вопросы, которые вы сами ставили себе в начале урока.

Учитель:послушайте стихотворение о предлогах, которое сочинили ученики 4 класса для нашего урока. Я надеюсь, что оно вам поможет в дальнейшем избежать ошибок и научит правильно писать и употреблять предлоги, как в устной, так и письменной речи.

В предложении на службе.

Он со словом всегда в дружбе

На него показывает.

И слова все связывает.

Но, дружок, не забывай,

Предлог со словом не сливай.

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока(внеурочного занятия)

Данная разработка направлена на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельн...

Уроки и занятия Сборник. \продолжение\

Мацегорова Зоя Викторовна,воспитатель__________________________________________________________________  Урок риторики(объяснение нового материала) в 3 классе....

Презентация к уроку, дистанционному занятию по математике 3-4 класс "Письменное умножение многозначных чисел на однозначное"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.   Автор (фамилия, имя, отчество полностью)  загружаемого материлаМарабаева Лариса Атагулыевна2.   Место работы (полное наименование ОУ, гор...

Разработка уроков по бумагопластике в 1 классе. Тема урока "Вводное занятие"

Урок разработан к УМК "Гармония" по образовательной технологии. Расписаны этапы урока и формирование УУД на каждом из них. Разработка данного урока может применяться на уроках технологии не только в к...

Проектирование уроков и занятий с учётом требований ФГОС

Технологическая карта конструирования урока в современной информационной образовательной среде.  Соотношение структурных элементов учебного занятия стандартов ЗУН и занятий с учётом требований...

Открытый урок (коррекционное занятие и урок труда).

ТЕМА:  Коррекция основных психических функций    на               Интегрированном занятии с уроком труда.Цель: 1 За...

Статья "ВОЗМОЖНОСТИ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ", 2016,сборник статей ОмГПУ

В статье рассматриваются возможности применения новой формы обучения: квест - технологии в патриотическом воспитании младших школьников на уроках музыки....