Проектирование внеурочной деятельности
статья (1,2,3,4 класс) по теме

Проектирование внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения с использованием различных УМК и систем учебников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektirovanie_vneurochnoy_deyatelnosti.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В РАМКАХ  ФГОС  НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ  УМК

И СИСТЕМ УЧЕБНИКОВ.

Шиловская Таисия Михайловна

Г. Красный Кут    

МОУ-СОШ № 1

      В новой России должны жить образованные, культурные, добрые, отзывчивые, трудолюбивые люди.

     Система общего развития школьников Л. В. Занкова ставит своей целью воспитание самостоятельного, инициативного, доброжелательного, умного, социально адаптированного человека, что соответствует требованиям ФГОС начального образования.

     В новом Федеральном государственном образовательном стандарте большая роль отводится воспитанию, как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Воспитание детей, осуществляемое в процессе обучения, органично дополняется организацией внеурочной деятельности, ведь воспитание личности ребёнка происходит непрерывно: и на уроке, и на перемене, и вне урока, и дома.

     В основу внеурочной деятельности положены следующие требования: разнообразие, увлекательность, общественно полезная направленность, полезное дело с учетом интересов, склонностей, способностей ребенка, участие общественности, родителей в организации внеучебного времени учащихся.

     В системе общего развития Л. В. Занкова нравственное, умственное развитие и воспитание происходит в первую очередь в процессе обучения, так как на уроке есть все возможности для организации совместной деятельности в коллективе для накопления опыта нравственных взаимоотношений.

     Внеурочная деятельность направлена на расширение кругозора ребенка, углубление знаний, приобретение практических навыков общения и поведения и подчинена решению главной задачи – воспитанию всесторонне развитого человека, гармоничной личности, способной самостоятельно принимать решения.

     Кружковые занятия помогают решать важную в социальном плане задачу – научить детей целесообразно, интересно, полезно проводить свободное от учебной деятельности время, помочь воспитать у них устойчивые интересы, сделать жизнь каждого ребенка яркой, наполненной разнообразными делами и увлечениями, помочь выбрать себе дело по душе.

     В нашей школе организована работа 10 кружков по следующим направлениям: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, предметное, патриотическое, исследовательско-проектная деятельность, общественно-полезная деятельность. Работа каждого кружка спланирована на год, что дает не только возможность выбора кружка, но и возможность детям и родителям заранее подбирать нужные материалы, готовиться к очередному занятию.

     Образовательная программа направлена на приобретение школьниками социальных знаний в различных видах деятельности и на формирование позитивного отношения к базовым ценностям.

     Воспитанию навыков культурного поведения, вежливого, внимательного отношения друг к другу посвящена работа кружка «Этикет». В первом классе дети знакомятся с этикетом поведения и общения. Цель работы: накопление детьми нравственных знаний, формирование нравственных понятий, привлечение внимания детей к своим поступкам, поведению, характеру – к своему «я»; разбудить горячее желание быть лучше, учиться контролировать себя, управлять своими чувствами и поступками. На занятиях дети учатся анализировать свои и чужие поступки, видеть их последствия, давать им нравственную оценку. Теоретические знания, которые накапливаются у детей в процессе занятий, служат фундаментом их практических действий. Воспитание навыков культурного поведения приобретает форму увлекательной игры. При составлении программы кружка «Этикет» использовали УМК «Детская риторика» Ладыженской Т. А. и др. Во втором классе мы планируем занятия посвятить этике общения, в третьем – этике отношений к окружающему миру, а в четвертом – этике отношений в коллективе.

      Задаче воспитания здоровых и бодрых, смелых и находчивых, быстрых и ловких детей способствует деятельность кружка «Чемпион», где дети разучивают народные, подвижные, спортивные игры, знакомятся с играми на развитие памяти, внимания, воображения. Программа кружка способствует воспитанию у детей культуры здоровья, осознанию ими здоровья как главной человеческой ценности. В игровой деятельности возможно формирование всех положительных сторон личности. В ходе игры школьники самостоятельно действуют, находят новые решения в меняющейся обстановке, физически развиваются, получают моральное и эстетическое удовлетворение. Игра способствует формированию волевых качеств, самодисциплины, организованности, творческой инициативы.

     Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни также предполагает «формирование установки на использование здорового питания». Главная цель кружка «Если хочешь быть здоров – правильно питайся» направлена на формирование у школьников основы рационального питания. Обучение строится как игра, позволяющая проявить детям свою активность, с использованием учебно-методического комплекта «Разговор о правильном питании» авторов Безруких М. М., Филипповой Т. А

     В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» говорится: «Духовно-нравственное развитие и  воспитание личности начинается в семье…Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека».      

Тема родственной близости постоянно присутствует на уроках в системе Л. В. Занкова. Для пробуждения интереса к своей семье, Отечеству организован кружок «Моя родословная». Опираясь на историю семьи, легче прививать любовь к большой и малой Родине. Занятия также способствуют более близкому общению членов семьи. Мы планируем во втором классе на основе программы Е. В Саплиной, А. И. Саплина организовать кружок «Введение в историю», в третьем – «Слово о Руси великой», в четвертом – «Сказания о великих битвах и подвигах».

     Работают у нас предметные кружки: литературный кружок «В гостях у сказки» и «Почемучка». На занятиях литературного кружка дети работают с народными сказками о животных. При планировании занятий кружка «Почемучка» учитываются вопросы, интересующие детей. Вопросы бывают самые разнообразные, действительно, «почемучек» интересует всё.

    Чтобы научить детей самим находить ответы на возникающие вопросы, работает кружок «Я – исследователь». Исследование как бескорыстный поиск истины очень важно в деле развития творческих способностей, исследование является одним из эффективных способов познания ребенком окружающего мира. На занятиях кружка дети осваивают первые навыки исследовательского поиска в книгах и сети Интернет, знакомятся с методикой поиска, сбора и представления информации, учатся подготавливать и проводить защиту исследовательских работ и выполненных проектов. В состав УМК входят: методическое пособие А. И. Савинкова «Методика исследовательского обучения младших школьников», Программа исследовательского обучения младших школьников и Рабочая тетрадь «Я – исследователь». Программа рассчитана на четыре года обучения.

     Во внеурочной деятельности заложены большие возможности для эстетического воспитания учащихся. Воспитывается умение понимать и ценить красоту окружающего мира, уметь и желать самому творить, создавать красоту. Так как первоклассники очень любят рисовать, то у нас есть кружок «Волшебный карандаш», а в следующих классах планируем кружок «Основы мировой художественной культуры».

     Занятия кружка «Театр» способствуют раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка, помогают овладеть навыками коллективного взаимодействия, учат творчески относиться к любой работе. Первый год работы кружка в основном посвящается развивающим играм и упражнениям, знакомству со спецификой кукольного, драматического, музыкального театра, с профессиями драматурга, режиссера, актера, художника-постановщика. Во 2 – 4 классах планируется работа по программе И. А. Генераловой «Театр».

     Самое главное в работе кружков – не только развитие художественных наклонностей и способностей детей, но, что особенно важно, желание своим творчеством доставить радость и удовольствие другим людям.

     Помочь детям увидеть общественную направленность труда, воспитать уважение и готовность к труду на пользу обществу призвана общественно полезная деятельность, ведь трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нём в течение жизни, начиная с детства.

     Первоклассники принимают участие в трёх проектах: «Добрые дела для моего класса», «Наши руки не знают скуки», «Цветы для школьного двора».

     Дети любят конкурсы и викторины. А учителю викторина даёт возможность проверить, что запомнили дети из содержания занятий и прочитанных произведений, как понимают смысл, какие взгляды, оценки у них сложились. Поэтому для конкурсов и викторин отводится время на каждом занятии. Учитывая возраст учащихся, ведущей формой занятий является игра. Это и сюжетно-ролевая игра, образно-ролевая игра, игра с правилами, игра - соревнование, игра - инсценировка, игра – демонстрация. Используем много заданий творческого характера: сочинить сказку, загадку, стихотворение, придумать новую концовку сказки. Всё это позволяет детям проявить свою активность, приучает к самостоятельной работе с книгой и другими источниками информации, помогает успешному обучению.        Подтверждением этому служит то, что дети успешно овладели навыками чтения. В феврале по результатам проверки техники чтения выявлено, что 30% учащихся класса читают со скоростью 100 слов в минуту, 40% - более 50 слов с пониманием прочитанного и без ошибок. Шесть первоклассников приняли участие во Всероссийской дистанционной викторине «В мире сказок». В Детской международной творческой олимпиаде участвует 40% учащихся класса. Всем классом составили книжку «Витаминная азбука», где каждый ребёнок с помощью родителей подготовил свою страницу, помогающую понять значение  правильного питания в жизни человека.

     Доброту, справедливость, умение приносить пользу не только себе, но и людям, с которыми живёшь, принесут в общество будущие граждане России, если научатся этому в детстве и отрочестве.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. Разговор о правильном питании /Методическое пособие. – М.:ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2002
  2. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.:Просвещение,2010
  3. Данилюк А.Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение,2010
  4. Ладыженская Т. А. и др.детская риторика в рассказах и рисунках : Учебная тетрадь для первоклассника. В 2 ч. – М.: Издательство «Баласс», 2008
  5. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара :Издательство «Учебная литература», 2006
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. –  М.: Просвещение, 2010