Проектирование внеурочной деятельности
методическая разработка по теме

Доклад на МО классных руководителей с презентацией о внеурочной деятельности, создании и правилах оформления рабочей программы педагога по внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектирование программы внеурочной деятельности

Доклад

учителя начальных классов

 Власкиной Юлии Васильевны

 на МО классных руководителей

МАОУ  «Лицей №37»

                                        2011-2012

(Слайд 1,2)

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном  процессе. Там говорится о том, что воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей.

При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность.

(Слайд 3)

Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.

 Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

В содержание  УМК «Планета Знаний» заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Отбор содержания учебного материала в каждом учебном предмете осуществлён с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы учебников «Планета Знаний» в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своей семье, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.

(Слайд 4)

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности.

(Слайд 5)

Ценностные ориентиры духовно-нравственного развития и воспитания определяются требованиями ФГОС и  общим представлением о современном выпускнике начальной школы.  

(Слайд 6)

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся строится на основании базовых национальных ценностей по следующим направлениям:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.  

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Приоритетным направлением программы является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

(Слайд 7)

По каждому направлению подробно расписаны задачи, примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы, воспитательные результаты.

(Слайды 8,9)

Проектная деятельность учащихся должна потеснить традиционные формы внеурочной деятельности (классный час, экскурсия, праздник и пр.), в которых основным «держателем» содержания и организации мероприятия был педагог, эти же дела могут быть организованы так, чтобы там нашлось место для самостоятельной деятельности детей.

(Слайд 10)

По каждому из заявленных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования планируется достижение определённых результатов.

К числу планируемых результатов относятся:

личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. 

(Приложение)

В целях обеспечения преемственности и создания условий для развития универсальных учебных действий в образовательном процессе педагог должен:

— понимать и признавать важность формирования универсальных учебных действий школьников; сущность и виды универсальных умений;

— уметь осуществлять выбор учебного материала и конструировать учебный процесс с учетом формирования УУД;

— уметь использовать деятельностные формы обучения;

— мотивировать учащихся  на освоение метапредметных умений;

— уметь использовать диагностический инструментарий успешности формирования УДД;

— выстраивать совместно с родителями пути решения проблем по формированию УУД.

(Слайд 11)

Результаты внеучебной и внеурочной деятельности школьников

  1. Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни

  2. Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

  3. Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: экспертные суждения (родителей, партнёров школы); анонимные анкеты, позволяющие  анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности;  различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения  детей.  

Огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю, который, являясь образцом для учеников,  должен сам предъявлять нравственные нормы  отношения к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам. Педагог должен уметь организовывать учебные ситуации для решения проблем духовно-нравственного характера и связывать их с реальными жизненными и социальными ситуациями; уметь проектировать дела и мероприятия, в которых будет происходить присвоение культурных образцов и самоопределение учащихся.

(Слайд 12)

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в соответствии с которыми определены направления внеурочной деятельности: Спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность.

Примеры программ по внеурочной деятельности (Слайд 13)

Требования к оформлению программы внеурочной деятельности.

Общие замечания (Слайд 14):

1.  Программа внеурочной деятельности в виде ксерокопии примерной (типовой) программы не допускается, она должна отражать все  особенности конкретной школы.

2. Программа внеурочной деятельности  составляется для всего периода обучения в начальной  школе, желательно с продолжением в среднем звене.

3.  Направления внеурочной деятельности желательно прописывать соответственно документу – ФГОС НОО.

4. Программа внеурочной деятельности должна содержать все разделы в полном объёме.

5. Календарно – тематический план оформляется в виде таблицы с указанием тем, теоретических, практических, аудиторных и внеаудиторных часов.

6   Личностные и метапредметные результаты прописываются в программе внеурочной деятельности.

7. Пакет диагностических методик для программы желателен.

Разделы программы внеурочной деятельности (Слайд 15):

  1. титульный лист; (Слайд 16)

  2. пояснительная записка; (Слайд 17)

  3. учебно - тематический план; (Слайд 18)

  4. краткое содержание занятий по темам с  планируемыми результатами, включая УУД; (Слайд 19)

  5. методическое обеспечение программы; (Слайд 20)

  6. список литературы; (Слайд 21)

  7. приложения. (Слайд 22)

Опорным конспектом при разработке рабочей программы дополнительного образования могут служить Примерные программы внеурочной деятельности и Методический конструктор «Внеурочная деятельность школьников». (Слайд 23)

              ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  (начальное и основное общее образование) структурированы в соответствии с направлениями внеурочной деятельности. Примерные программы имеют одинаковую структуру, они включают пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание курса, краткий перечень материалов, инструментов и оборудования, рекомендуемую литературу.

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ. МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР - книга о том, как организовать воспитывающую внеурочную деятельность школьников, как целенаправленно достигать в ней  воспитательных результатов и эффектов, в каких культурных формах и на каком содержании это лучше делать, как проектировать различные образовательные программы внеурочной деятельности и претворять их в жизнь.

Проблемы организации и введения внеурочной деятельности

 (Слайд 24):

  1. Организация выбора программ внеурочной деятельности учащимися,

  2. заключение договора о совместной деятельности с учреждениями системы дополнительного образования,

  3. организация двухразового питания,

  4. не предусмотрена индивидуализация нагрузки ребенка с учетом его физических возможностей,

  5. презентация курсов внеурочной деятельности для родителей,

  6. необходимо  современное нормативно-правового обеспечения внеурочной деятельности,

  7. неполное удовлетворение образовательных запросов детей и их родителей,

  8. совмещение расписания уроков и внеурочной деятельности,

  9. не хватает помещений для занятий внеурочной деятельностью,

  10. отсутствие программно – методического обеспечения внеурочной деятельности, трудности в составлении программ внеурочной деятельности

  11. и …..

        

ПРИЛОЖЕНИЕ

Личностные результаты

освоения основной образовательной программы

начального общего образования

Требования ФГОС

Достижение требований

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей  многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций

Ученик осознаёт свою принадлежность к своей стране - России, к своему народу. Отвечает на вопросы: Что связывает тебя с родными, друзьями; с родной природой, с Родиной? Какой язык и какие традиции являются  для тебя родными и почему? Что обозначает для тебя любить и беречь родную землю, родной язык?

Знает  и с уважением относится к Государственным символам России.

Сопереживает радостям и бедам своего народа и проявляет эти чувства в добрых поступках.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

Ученик воспринимает планету Земля как общий дом  для многих народов, принимает как данность и с уважением относится к разнообразию народных традиций, культур, религий.

Выстраивает отношения, общение со сверстниками, несмотря на национальную принадлежность, на основе общекультурных принципов, уважать иное мнение историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

Ученик умеет выстраивать добропорядочные отношения в учебном коллективе, в коллективах групп продлённого дня, дополнительного образования,  во временных творческих группах…

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

 Ученик воспринимает важность (ценность) учёбы как интеллектуального труда и познания нового. Ответы на вопрос: для чего он учится, отражают учебную мотивацию. Ученик активно участвует в процессе обучения, выходит на постановку собственных образовательных целей и задач.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

Ученик осмысленно относится к тому что делает, знает для чего он это делает, соотносит свои действия и поступки с нравственными нормами. Различает «что я хочу» и «что я могу». Осуществляет добрые дела, полезные другим людям. Умеет отвечать за результат дела, в случае неудачи «не прячется» за других.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

Ученик умеет различать «красивое» и «некрасивое», ощущает потребность в «прекрасном», которое выражается в удержании критерия «красиво» (эстетично),  в отношениях к людям, к результатам труда…

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Ученик понимает ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умеет соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей.

Ученик проявляет доброжелательность в отношении к другим, эмоциональную отзывчивость и сопереживание к чувствам родных и близких, одноклассников, к событиям в классе, в стране,…

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Ученик позитивно участвует в  коллективной и групповой работе  учащихся, умеет входить в коммуникацию со взрослыми людьми, соблюдает в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова). В ситуации конфликта ищет пути его равноправного, ненасильственного преодоления,  терпим к другим мнениям, учитывает их в совместной работе.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Ученик ориентирован на здоровый образ жизни, придерживается здорового режима дня, активно участвует в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, имеет увлечение к творческому труду или спортивным занятиям. Проявляет бережное отношение к результатам своего и чужого труда.  


Метапредметные результаты

освоения основной образовательной программы

начального общего образования 

Требования ФГОС

Достижение требований

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Ученик принимает учебную задачу, соотносит свои действия с этой задачей, ищет способ её решения, осуществляя пробы.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Ученик осуществляет отбор источников информации для поиска нового знания. Самостоятельно  отбирает для решения  предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; сопоставляет  и отбирает информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, Интернет, компетентные люди – библиотекарь, учитель старших классов, …),  выделяет главное (различает главное и второстепенное), фиксирует в виде текста, таблиц, схем.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Ученик намечает действия при работе в паре, составляет простой план действий при написании творческой работы, создании проектов.

В диалоге с учителем вырабатывает критерии оценки и определяет степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев,  может совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

В ходе представления проекта может дать обоснованную оценку его результатов.

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха

Сопоставляя свои действия и результат, понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

Ученик должен уметь отвечать на вопросы: Что мне удалось? Что не удалось? И почему?

Как, каким способом действовал? Какой способ сложнее (удобнее, подходит или нет) и почему? …

Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета

Ученик может перевести в устный текст данные из таблицы, схемы, диаграммы, может дополнить или достроить их, использовать эти средства для записи текстовой информации. Активно использует модели при анализе слов, предложений, при решении математических задач…

Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач

Ученик соблюдает в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова). Может решать разные коммуникативные задачи, адекватно используя имеющиеся у него языковые средства (просьба, отказ, поздравление, доказательство…)

Умеет презентировать результаты своей деятельности, в том числе средствами ИКТ.

Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки,  готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета

Ученик умеет использовать компьютерную технику для решения поисковых задач, в том числе умеет вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки,  готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; при этом от соблюдает нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах

Ученик предъявляет смысловое чтение произведений разных стилей и жанров. Ученик адекватно использует речь и речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач в практической деятельности и повседневной жизни, он может составлять тексты в устной и письменной форме на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

На изученном предметном материале предъявляет овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

Ученик умеет  вести диалог, учитывая разные мнения;   умеет договариваться и приходить к общему решению; умеет задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании; умеет доказательно формулировать собственное мнение.

Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Ученик активно участвует в коллективном диалоге по постановке общей цели и путей её достижения, умеет договариваться о распределении функций и ролей при работе в паре, в творческой группе; умеет осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества

Ученик проявляет готовность к решению конфликта посредством учета интересов сторон и сотрудничества, стремиться к координации различных позиций при работе в паре.

Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета

Ученик предъявляет освоенность начальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретных учебных предметов.

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами

Ученик предъявляет освоенность базовых предметных и межпредметных понятий, отражающих существенные связи и отношения между объектами и процессами.

                                                           

Характеристика результатов формирования УУД в начальной школе

на разных этапах обучения по УМК  «Планета Знаний»

Класс

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1 класс

1. Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».

2. Проявлять уважение  к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.

3. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».

4. Внимательно относить-ся к собственным пережи-ваниям и переживаниям других людей; нравст-венному содержанию поступков.

5. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения

в школе, дома, на улице,

в общественных местах.

6. Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.

7. Адекватно воспринимать оценку учителя.

1. Организовывать свое рабочее место под руковод-ством учителя.

2. Осуществлять контроль в форме сличения своей рабо-ты с заданным эталоном.

3.Вносить необходимые дополнения, исправления

в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстра-тивный ряд «маршрутного листа».

1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).

3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

1. Соблюдать простей-шие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благода-рить.

2. Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

4.Участвовать в коллективном обсуж-дении учебной проблемы.

5. Сотрудничать со сверстниками и взрос-лыми для реализации проектной деятельности.

        

2 класс

1. Воспринимать Россию как многона-циональное государ-ство, русский  язык как средство общения. Принимать необходи-мость изучения русского языка граж-данами России любой национальности.

2. Проявлять уважение к семье, традициям своего народа, к своей малой родине, ценить взаимопомощь и взаи-моподдержку членов общества.

3. Принимать учебные цели, проявлять жела-ние учиться.

4. Оценивать свои эмоциональные реак-ции, ориентироваться в нравственной оценке собственных поступ-ков.

5. Выполнять правила этикета. Внимательно и бережно относиться к природе, соблюдать правила экологической безопасности.

6. Внимательно отно-ситься к собственным переживаниям, выз-ванным восприятием природы, произведения искусства.

7. Признавать собственные ошибки. Сопоставлять собст-венную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя.

4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5. Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия.

6. Осуществлять само- и взаимопроверку работ.

7. Корректировать выполнение задания.

8. Оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, в чём сложность выполнения.

1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

2. Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в справочниках, словарях, таблицах, помещенных в учебниках.

3. Ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах, представленных в учебниках.

4. Подробно и кратко пересказывать прочитанное или прослушанное,  составлять простой план.

5. Объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием.

6. Сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу.

7. Наблюдать и самостоятельно делать  простые выводы.

8. Выполнять задания по аналогии

1. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

2.Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку.

3.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

4. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения.

5. Выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.

6. Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

                                                                                                                                                                                     3 класс

1. Воспринимать историко-географи-ческий образ России (территория, границы, географические осо-бенности, многонацио-нальность,  основные исторические события; государственная символика, праздники, права и обязанности гражданина.

2. Проявлять уважение к семье, к культуре своего народа и других народов, населяющих Россию.

3. Проявлять положи-тельную мотивацию и познавательный инте-рес к учению, актив-ность при изучении нового материала.

4. Анализировать свои переживания и поступ-ки. Ориентироваться в нравственном содер-жании собственных поступков и поступков других людей. Находить общие нравственные катего-рии в культуре разных народов.

5. Выполнять основные правила бережного отношения к природе, правила здорового образа жизни на основе знаний об организме человека.

6. Проявлять эстети-ческое чувство на основе знакомства с разными видами искус-ства, наблюдениями за природой.

7. Сопоставлять само-оценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем.

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

2. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.

4. Составлять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач.

6. Осуществлять само- и взаимопроверку работ.

7. Оценивать правильность выполненного задания  на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев.

8. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

9. Осуществлять выбор под определённую задачу литературы, инструментов, приборов.

10. Оценивать собственную успешность в выполнения заданий

1. Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что бу-дет освоено при изучении данного раздела; опре-делять круг своего незна-ния, осуществлять выбор заданий под определён-ную задачу.

2. Самостоятельно пред-полагать, какая  дополни-тельная информация бу-дет нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые  источники информации среди словарей, энцикло-педий, справочников в рамках проектной дея-тельности.

3. Извлекать информа-цию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация таблица, схема, диаграмма, экспо-нат, модель и др.) Использовать преобразо-вание словесной инфор-мации в условные модели и наоборот. Самостоя-тельно использовать модели при решении учебных задач.

4. Предъявлять резуль-таты работы, в том числе с помощью ИКТ.

5. Анализировать, срав-нивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне).

6. Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий.

7. Активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выпол-нения заданий, обосновы-вать выбор наиболее эффективного способа действия

1. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

2.Читать вслух и про себя тексты учебников,  художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное, задавать вопросы, уточняя непонятое.

3.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

4. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.

5. Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого.

6. Участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель.

Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе.

4 класс

1. Проявлять чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознавать свою гражданскую и национальную принад-лежность. Собирать и изучать краеведческий материал (история и география края).

3. Ценить семейные отношения, традиции своего народа. Уважать и изучать историю Рос-сии, культуру народов, населяющих Россию.

4. Определять личност-ный смысл учения;  выбирать дальнейший образовательный маршрут.

5. Регулировать свое поведение в соответ-ствии с познанными моральными нормами и этическими требова-ниями.

Испытывать эмпатию, понимать чувства дру-гих людей и сопережи-вать им, выражать свое отношение в конкрет-ных поступках.

6. Ответственно отно-ситься к собственному здоровью, к окружаю-щей среде, стремиться к сохранению живой природы.  

7. Проявлять эстети-ческое чувство на основе знакомства с художественной куль-турой.

8. Ориентироваться в понимании причин успешности/неуспешности в учебе

1. Самостоятельно  формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты, осмысленно выбирать способы и приёмы дейст-вий, корректировать работу по ходу выполнения.

2. Выбирать для выполне-ния определённой задачи различные средства: спра-вочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.

3.Осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.

4. Оценивать результаты собственной деятельности, объяснять по каким крите-риям проводилась оценка. 

5. Адекватно воспринимать аргументированную крити-ку ошибок и учитывать её в работе над ошибками.

6. Ставить цель собствен-ной познавательной деятельности (в рамках учебной и проектной дея-тельности) и удерживать ее.

7. Планировать собствен-ную внеучебную деятель-ность (в рамках проектной деятельности) с опорой на учебники и рабочие тетради.

8. Регулировать своё поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями.

9. Планировать собствен-ную деятельность, связанную с бытовыми жизненными ситуациями:  маршрут движения, время, расход продуктов, затраты и др.

1. Ориентироваться в учебниках: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий, основываясь на своё целеполагание.

2. Самостоятельно пред-полагать, какая  дополни-тельная информация бу-дет нужна для изучения незнакомого материала.

3. Сопоставлять  и отби-рать информацию, полу-ченную из  различных источников (словари, энциклопедии, справоч-ники, электронные диски, сеть Интернет).

4. Анализировать, срав-нивать, группировать различные объекты, явления, факты; устанав-ливать закономерности и использовать их при выполнении заданий,

устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы, способы.

5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразо-вывать её,  представлять информацию на основе схем, моделей, таблиц, гистограмм, сообщений.

6. Составлять сложный план текста.

7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрну-том виде, в виде презен-таций.

1. Владеть диалоговой формой речи.

2.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художествен-ных и научно-популяр-ных книг, понимать прочитанное.

3. Оформлять свои мысли в устной и пись-менной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

4. Формулировать соб-ственное мнение и по-зицию; задавать вопро-сы, уточняя непонятое в высказывании собе-седника; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила ре-чевого этикета; аргу-ментировать свою точ-ку зрения с помощью фактов и дополнител-ьных сведений.

5. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной пози-ции. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различ-ных позиций при рабо-те в паре. Договари-ваться и приходить к общему решению.

6. Участвовать в работе группы: распределять обязанности, планиро-вать свою часть рабо-ты; задавать вопросы, уточняя план действий; выполнять свою часть обязанностей, учиты-вая общий план действ-ий и конечную цель; осуществлять само-, взаимоконтроль и взаимопомощь.

7. Адекватно исполь-зовать речевые сред-ства для решения коммуникативных задач


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектирование программы внеурочной деятельности .

Слайд 3

Национальный воспитательный идеал Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Слайд 4

Базовые национальные ценности Патриотизм Социальная солидарность Гражданственность Семья Труд и творчество Наука Традиционные российские религии Искусство и литература Природа Человечество

Слайд 5

Портрет выпускника начальной школы Выпускник начальной школы — это человек: любознательный, активно познающий мир; владеющий основами умения учиться; любящий родной край и свою страну; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой; доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Слайд 6

Программа духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 1.Направление Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека 2.Направление Воспитание нравственных чувств и этического сознания 3.Направление Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни . 4.Направление Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. 5.Направление Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде 6.Направление Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

Слайд 7

По каждому направлению подробно расписаны задачи; примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы; воспитательные результаты.

Слайд 8

Виды деятельности игровая; познавательная; проблемно-ценностное общение; досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение); художественное творчество; социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество; трудовая (производственная) деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность; и т. д.

Слайд 9

Основные формы работы Нравственные и этические беседы, викторины Образовательные экскурсии, туристические поездки Детские исследовательские проекты Пленэры, творческие мастерские Познавательные беседы, предметные олимпиады, факультативы Спортивные соревнования, беседы о ЗОЖ Участие детей в социальных акциях, организованных взрослыми Культпоходы в музеи, театры, на выставки Игры с ролевым акцентом, дидактические игры

Слайд 10

К числу планируемых результатов относятся: • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Слайд 11

Результаты внеучебной и внеурочной деятельности школьников Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Слайд 12

Направления внеурочной деятельности рекомендованные ФГОС Спортивно-оздоровительное Духовно-нравственное Социальное Общеинтеллектуальное Общекультурное Спортивно-оздоровительное Художественно-эстетическое Научно-познавательное Военно-патриотическое Общественно полезная деятельность Проектная деятельность

Слайд 13

Примеры программ по внеурочной деятельности направление программа Спортивно-оздоровительное Динамическая пауза, Ритмика, Я и мое здоровье, Психологическая азбука Художественно-эстетическое Искорки мастерства Эстетическое мышление и художественный труд, По ступенькам нравственной лестницы Научно-познавательное Английским малышам Путешествие в мир знаков и символов Военно-патриотическое Введение в народоведение Юные инспектора дорожного движения Мой любимый город Общественно полезная деятельность Проектная деятельность

Слайд 14

Общие замечания 1. Программа внеурочной деятельности в виде ксерокопии примерной (типовой) программы не допускается , она должна отражать все особенности конкретной школы. 2. Программа внеурочной деятельности составляется для всего периода обучения в начальной школе , желательно с продолжением в среднем звене. 3. Направления внеурочной деятельности желательно прописывать соответственно документу – ФГОС НОО . 4. Программа внеурочной деятельности должна содержать все разделы в полном объёме. 5. Календарно – тематический план оформляется в виде таблицы с указанием тем, теоретических, практических, аудиторных и внеаудиторных часов . 6 Личностные и метапредметные результаты прописываются в программе внеурочной деятельности. 7. Пакет диагностических методик для программы желателен.

Слайд 15

Разделы программы внеурочной деятельности титульный лист; пояснительная записка; учебно - тематический план; краткое содержание занятий по темам с планируемыми результатами, включая УУД; методическое обеспечение программы; список литературы; приложения (для каждой образовательной программы важно разрабатывать свой пакет диагностических методик).

Слайд 16

Титульный лист 1 . Полное наименование образовательного учреждения . 2. Где, когда и кем утверждена данная образовательная программа Программа рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов, протокол №__ от «___» 20____г. Руководитель МО_________ Согласовано «_»_____20____г. Зам. директора по УВР__________ Утверждаю. «__»______20____г. Директор _________ 3 Программа внеурочной деятельности Полное название программы .( если оно сформулировано образно или не дает полного представления об изучаемом курсе, целесообразно дать дополнительное краткое пояснение под приведенным названием). Указать, какая программа (типовая, модифицированная, авторская) и автора. ( Указать направление внеурочной деятельности ) 4.Возраст детей, на которых программа рассчитана. 5.Срок реализации программы. 6. Ф. И. О. и должность составителя (составителей). 7. Название города. 8.Год разработки программы.

Слайд 17

Пояснительная записка Четко и ясно с формулировать цель и задачи , а также указать новизну данной программы, актуальность, ее отличие от других программ той же направленности и похожего вида деятельности. Особенно важно здесь отметить, где находятся и в чем выражаются те авторские "изюминки", которые и делают данную программу оригинальной, самобытной для данного образовательного учреждения . Цель образовательной программы – это, образно говоря, ее стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат. Задачи – это ступеньки лестницы, ведущей к достижению искомой цели, те конкретные пролонгированные результаты реализации программы, суммарным выражением которых и является поставленная цель. Общая целевая ориентация программы неизбежно должна учитывать развитие ребенка, его потенциала на основе (с помощью) приобретения определенных знаний, умений, навыков и сформированных универсальных учебных действий. Характеризовать ожидаемые результаты при реализации данной программы.

Слайд 18

Учебно - тематический план Учебно ­ тематический план программы выполняется в табличном виде . Учебно ­ тематический план – это перечень разделов программы , подразделенных на темы, с указанием часов (теоретических и практических, аудиторных и внеаудиторных), отведенных на каждый раздел и каждую тему. Между учебно ­ тематическим планом и последующим изложением содержания запланированных тем должно быть строгое соответствие.

Слайд 19

Содержание занятий по темам Необходимо кратко , но в то же время достаточно конкретно описать содержание теоретического и практического занятия. Если занятие теоретическое - какие знания получат дети, а если практическое – какие навыки и умения приобретут и отработают школьники в ходе занятия. Важно запланировать результаты по каждой теме ( например участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях, соревнованиях, олимпиадах, концертах, конференциях, экспедициях, походах, защите творческих работ и т. п.) и формируемые универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные)

Слайд 20

Методическое обеспечение программы Описание форм занятий, планируемых по разделам (темам) программы, Описание приемов и методов проведения занятий. Дидактическое и техническое оснащение, необходимое для реализации программы. Формы подведения итогов по основным разделам.

Слайд 21

Список литературы Фамилия и инициалы автора Полное название работы Место издания Издательство ( если оно вам известно ) Год издания. ( Москва и Санкт­ - Петербург пишутся сокращенно: соответственно М. и Спб., остальные города – полностью ). 6 Желательно разделить литературу на несколько разделов: для педагогов; для обучающихся; для родителей ( если это предусмотрено особенностями программы ).

Слайд 22

Приложения Для каждой образовательной программы важно разрабатывать свой пакет диагностических методик .

Слайд 24

Проблемы организации и введения внеурочной деятельности Организация выбора программ внеурочной деятельности уч-ся, заключение договора о совместной деятельности с учреждениями системы дополнительного образования, организация двухразового питания, не предусмотрена индивидуализация нагрузки ребенка с учетом его физических возможностей, презентация курсов внеурочной деятельности для родителей, необходимо современное нормативно-правового обеспечения внеурочной деятельности, неполное удовлетворение образовательных запросов детей и их родителей, совмещение расписания уроков и внеурочной деятельности, не хватает помещений для занятий внеурочной деятельностью, отсутствие программно – методического обеспечения внеурочной деятельности, трудности в составлении программ внеурочной деятельности и …..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС. Проектирование моделей внеурочной деятельности (доклад).

В статье рассматриваются такие вопросы как:1. Внеурочная работа и дополнительное образование детей.2. Структурно-организационные формы реализации дополнительного образования детей.3. Типы организацион...

Статья. Развитие демократического типа личности и гражданской позиции учащихся начальной школы во внеурочной деятельности через проектирование

Формирование гражданской позиции через проектирование, цели, формы проведения, пример из своей работы...

Проектирование внеурочной деятельности

Проектирование внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения с использованием различных УМК и систем учебников....

Программы внеурочной деятельности для первого класса "Основы проектирования" и второго класса "Основы проектирования. Моделирование"

Данные  образовательная программы направлены на развитие художественного творчества в области декоративно-приклад­ного искусства.  Самостоятельная  или управляемая  проектная...

«Проектирование внеурочной деятельности воспитанников по формированию нравственной сферы»

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе,...

Технология проектной деятельности: применение метода проектирования «Зеркало инновационных преобразований в практике» для повышения мотивации учащихся на внеурочной деятельности.

У многих учителей сейчас возникают затруднения с разработкой плана по формированию у учащихся УУД. С чего начать, как правильно построить процесс внедрения этой инновации в практику ведения урока? Оди...