Исследовательская деятельность учеников глазами учителя
статья по теме

Терлецкая Наталья Владимировна

Школа постоянно меняется. Она ставит перед учителем всё новые и новые задачи. Вот, сейчас, например, мало просто учить детей. Необходимо научить их добывать знания. А как это сделать?

Для этого нужно создавать проблемные ситуации и учить детей находить выход из них, уметь ставить цели перед собой и достигать их,  преодолевать трудности и одерживать большие и маленькие победы над собой.

И вот здесь, как нельзя кстати, на помощь приходит проектная и исследовательская деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе «Исследовательская деятельность учеников глазами учителя»

Позвольте представиться! Я – Терлецкая Наталья Владимировна, учитель МОУ «Средняя общеобразовательная школа №27» городского округа Саранск Республики Мордовия.

Вся моя жизнь неразрывно связана со школой.  В далёком 1979 году я пришла в среднюю школу №27 маленькой семилетней девочкой, первоклассницей, и осталась здесь на долгие годы. Сначала в качестве ученицы, потом в качестве студентки и, наконец, в качестве учителя начальных классов. И вот уже 22 года я пытаюсь сеять разумное, доброе, вечное…

А школа постоянно меняется. Она ставит перед учителем всё новые и новые задачи. Вот, сейчас, например, мало просто учить детей. Необходимо научить их добывать знания. А как это сделать?

Для этого нужно создавать проблемные ситуации и учить детей находить выход из них, уметь ставить цели перед собой и достигать их,  преодолевать трудности и одерживать большие и маленькие победы над собой.

И вот здесь, как нельзя кстати, на помощь приходит проектная и исследовательская деятельность. Но сразу оговорюсь, это очень сложно! Как заставить ребёнка творить и исследовать? Как сделать так, чтобы у ребёнка возникла потребность в создании чего-то нового? Когда начинать привлекать детей к исследовательской и проектной деятельности? Вопросы, вопросы…

В этом году у меня второклассники. Конечно, на уроках и в жизни мы постоянно используем проблемные ситуации, мы уже умеем ставить цели, составлять план действия, знаем, что такое гипотеза, даже пытаемся исследовать и создавать проекты. Но пока вся наша работа носит коллективный характер.

В нашей школе каждый год проходит конкурс исследовательских работ и проектов «Ярмарка идей», в котором участвуют дети, начиная с 1 класса. В прошлом году на этом конкурсе мы уже представляли свой коллективный проект «Родословная нашего класса». Дети были поделены на группы. Кто-то составлял родословное древо своей семьи, кто-то составлял рассказ о выдающемся члене своей семьи, кто-то пытался разобраться в родственных связях. Работа получилась очень интересной. Дети с удовольствием участвовали. Каждый внёс свой вклад в общее дело. Дети получили опыт коллективной работы над проектом под руководством учителя.

В этом году я предложила детям создать свой индивидуальный  проект или исследовательскую работу. Желающих, естественно, было не так много.  Даже дети понимали, что это огромный труд.

Теперь перед нами стояла задача выбрать тему проекта или исследования. Конечно, вначале я предоставила детям право выбора. Времени для обдумывания темы дала несколько дней. Понимая, что для ребёнка 8-9 лет это очень сложная задача, я сама, зная интересы детей, подготовила тему для каждого.

В положенный срок, дети, как я и предполагала, не смогли сказать мне, чем бы они хотели заняться. Из пяти человек только одна девочка Арина Тимонькина сразу сказала, что хочет исследовать, в каком состоянии находятся зубы учеников нашего класса. Все остальные так и не смогли определиться, чем бы им хотели заняться.

Вот тут-то и должен выступить учитель! Не просто назвать темы для каждого, а подвести каждого к своей теме так, чтобы ни один не понял, что тему выбрал учитель. Чтобы каждый ребёнок чувствовал, что это его решение, это его выбор!

Тукузов Кирилл увлекся изучением немецкого языка. Он выбрал тему для исследования «Как быстрее и легче выучить буквы немецкого алфавита».

Баландина Даша обожает играть в куклы. Она выбрала тему «Почему девочки играют в куклы?»

Волков Виталий мечтает о детской площадке в школе. Он решил создать проект «Детская площадка»

А Тимонькина Арина, как я уже говорила, решила исследовать вопрос «Почему болят зубы?»

Далее перед детьми стояла задача поставить цели своей работы, задачи, выбрать методы, с помощью которых будут достигнуты поставленные задачи, выработать гипотезу. Сразу скажу, не всё получалось сразу. Приходилось исправлять,  переделывать, соглашаться и не соглашаться.

Следующим этапом каждому нужно было подготовить теоретическую часть, для чтобы детям лучше понять, что они будут исследовать, зачем и кому это нужно.

Дети большие труженики! По своему вопросу они наши огромное количество информации, порой даже ненужной. И на этом этапе учитель должен помочь сориентироваться в этом потоке информации, выбрать нужную, убрать лишнее.

И вот мы подошли к самому главному – исследованию. И здесь учитель выступает как советчик, как консультант. Ребёнок под руководством учителя разрабатывает вопросы анкеты, интервью, беседы. Но анкетирование, беседы с детьми, родителями, учителями, интервью со специалистами он проводит сам! И вот здесь загораются огоньки в глазах ребёнка! Он сам! Я думаю, что именно на этом этапе просыпается настоящий интерес к исследовательской деятельности!

Итак, все исследования проведены. Время подводить итоги и делать выводы. На этом этапе роль учителя невелика, так как ребёнок сам видит результаты своей деятельности. Задача учителя помочь юному исследователю правильно оформить мысли и изложить в работе.

Работа завершена. Теперь задача каждого достойно защитить свой проект на школьном конкурсе. Лучшие работы будут представлять нашу школу на городском конкурсе исследовательских работ и проектов. Я желаю удачи каждому.

И вот назначенный день. Дети волнуются, но больше всех волнуюсь я. Ничего не забыли? С Богом!

Вот вышел Кирилл, за ним Виталя, Даша, Арина. Я практически не дышу. Выдыхаю только, когда заканчивается очередное выступление. Слышно, как бьётся моё сердце. Всё! Можно выдохнуть! Молодцы! Я горжусь вами, дорогие мои ребята!

Теперь только жюри решит, кто же был лучшим. Двенадцать достойных работ. Как тяжело выбрать лучшего!

С нетерпением ждём результатов.  Томительные минуты ожидания…  

И вот, наконец, встаёт Иван Михайлович, наш директор, и оглашает результаты. Первое место – Тукузов Кирилл, Волков Виталий. Второе место - Тимонькина Арина. Третье место – Баландина Дарья. Все четыре наши работы отмечены членами жюри! Это победа! Дети ликуют! Можно выдохнуть и готовиться к городскому конкурсу.

Да, создание ученической исследовательской работы или проекта -  очень трудоёмкий и ответственный процесс. Но его высокая результативность и эффективность оправдывают все затраты сил и времени как учащегося, так и учителя.

Дорогие коллеги, вовлекайте своих учеников в исследовательскую деятельность! Этим Вы не только повысите познавательный интерес своих детей и разовьёте их творческие способности, но и сами получите массу положительных эмоций от общения с детьми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Проектная и исследовательская деятельность учеников на уроках"

Данный материал содержит практические примеры фрагментов уроков по разным предметам с использованием групповой проектной и исследовательской деятельности учеников начальной школы разного возраста....

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ, УЧЕНИКОВ И РОДИТЕЛЕЙ

В статье рассматриваются  роли  учителя, учеников и родителей в процессе проектно-исследовательской деятельности....

Проектная и исследовательская деятельность в практике учителя начальной школы

Чем же привлекает педагогов начальной школы метод проектов? С помощнью проектов учитель получает возможность изменить позицию ребёнка к обрразованию и его отношение к учёбе....

Проектно-исследовательская деятельность ученика начальной школы как способ достижения метапредметных результатов образовательного процесса

Статья является итогом длительной работы по вовлечению обучающихся в работу над проектом. Систематичность такой деятельности побуждает детей к разного рода исследованиям и поиску информации. Обработка...

Анализ деятельности учеников и учителей, организация процесса обучения и составление отчета о деятельности в электронной форме

Анализ деятельности учеников и учителей, организация процесса обучения и составление отчета о деятельности в электронной форме...

Исследовательская деятельность учеников начальной школы: рекомендации для успешной работы с классом

Пошаговая инструкция для учителей начальной школы, начинающих исследовательскую работу с новым классом. Этапы овладения новыми знаниями и умениями описаны кратко. Статья подходит и для родителей, жела...

Проектно-исследовательская деятельность учащихся глазами эксперта

В презентации рассматриваются критерии оценивания проектных и исследовательских работ учащихся младших школьников....