Самоанализ
материал по теме

Тарасенко Татьяна Николаевна

Самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz2.doc225.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет администрации

Ребрихинского района по образованию

Самоанализ

Профессиональной деятельности

учителя начальных классов

МОУ «Ребрихинская средняя

общеобразовательная школа»

Тарасенко Татьяны Николаевны

с. Ребриха

2010год

Я, Тарасенко Татьяна Николаевна , в 1991 году окончила Каменское   педагогическое училище получила специальность учитель начальных классов.

 В МОУ «Ребрихинская  средняя общеобразовательная школа»работаю 18 лет.Имею вторую квалификационную категорию.. Наград и званий не имею.

      Перед собой поставила цель - поддерживать интерес к школе, не дать ребенку разочароваться и обмануться в своих ожиданиях, разжечь искру познания. Ведь желание учиться не пропадет только при условии, что ученик добивается успехов в учебе.

      Совершенствую методы и средства обучения, выдвигая на первый план активные его формы, повышаю эффективность урока, как основной формы организации учебно-воспитательного процесса. Как педагог создаю условия для развития всесторонне развитой личности.

    Главной задачей, как учителя  начальных классов, считаю создание в процессе обучения условий для полноценного проявления и развития личностных свойств ученика  как субъекта учебно-воспитательного процесса. В своей работе использую личностно-ориентированный подход по программе Н.Ф.Виноградовой «Школа ХХI века». Владение социально-личностными и  организационно-управленческими компетенциями позволяет мне создать условия для реализации творческих возможностей обучающихся, для развития их способности к самоанализу, самооценке, рефлексии.

     Особенности обучения в современной школе во многом определяются все нарастающим объемом информации, интенсификацией прохождения материала, постоянной модернизацией и усложнением учебных программ. Безусловно, подобные условия обучения предъявляют организму младшего школьника самые высокие требования. Поэтому важно, чтобы дети прошли этот нелегкий путь без ущерба для своего здоровья, не утратив интереса к учебе, не потеряв веру в себя, в свои силы. В последние годы отмечается значительный рост количества детей с различными трудностями обучения в начальной школе. Причины этого многозначны, решать проблемы, связанные с ними, одним махом невозможно, но и делать вид, что их нет, тоже нельзя.

   Главная цель моего труда - воспитать настоящего человека, человека, способного трудиться, грамотного, творческого, старательного и отзывчивого. Опыт работы подсказывает наиболее оптимальный путь решения этих задач. Чтобы ребенок хорошо учился, трудился, надо знать ребенка, знать его способности, возможности, надо любить и уважать в нем личность. Изучение ребенка начинается с изучения семьи, продолжается в школе. Хорошо зная своих учеников, стараюсь создать в классе необыкновенно теплую атмосферу доверия и творчества, раскованности, уверенности детей в себе, искренности и прямоты. Учитывая, что главный труд школьника - учебный, много времени и сил уделяю формированию общеучебных умений и навыков.

     Среди детей, поступающих в первый класс, полностью здоровы лишь немногие. Поэтому в основу своей работы я положила: помочь каждому ребенку, ученику проявить и развить свою индивидуальность на уроке. Для развития индивидуальности каждого ученика необходимы были стимулы для роста, развития нравственных качеств. Давно замечено, чем младше ребенок, тем больше он стремится делать добрые дела, помогать всем, кто нуждается в помощи, чтобы не дать зачахнуть росткам благородства, ребенку необходимы «тренировки» в нравственном воспитании. Поэтому продумываю содержание учебного материала и методы его подачи.

    Подготовке каждого урока уделяю большое внимание. Устойчивый интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность,игра, сказка, путешествия. Интегрированные уроки, все необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания.

       В индивидуальной работе с учащимися опираюсь на педагогический принцип доступности и посильности обучения. Учитываю индивидуально-психологические особенности учеников, реальный запас знаний, умений и навыков, уровень развития ребенка, особенности процессов внимания, мышления, памяти. Воспитательная работа на уроке направлена на формирование культуры общения, этических правил и норм, правил санитарии и гигиены и т. д.

   С первых дней пребывания детей в школе учу слушать учителя, отвечать на его вопросы, работать с учебником и учебным пособием, выполнять учебные задания. К концу второго года обучения мои ученики многое умеют делать самостоятельно. Значительно обогащена их речь, они научены приемам самоконтроля, взаимоконтроля, к рациональной организации труда на своем рабочем месте, экономии времени на уроке.

     Вся работа моя строится с учётом личности ребёнка, его потенциала и возможностей. Педагогическая диагностика позволяет мне выбирать оптимальные формы я методы работы, варьировать их применительно к каждому ребёнку.     Главной задачей в процессе обучения считаю выработку положительных эмоций, чтобы никто не чувствовал себя обделённым вниманием, чтобы каждый ребёнок смог ответить несколько раз, чтобы он получил поддержку своим усилиям словом, взглядом, прикосновением. Главное в своём педагогическом почерке, я считаю, умение поощрять любознательность, заложенную в каждом ребёнке. И мои питомцы охотно учатся, умеют самостоятельно работать, радостны, так как процесс обучения для них проходит на высоком уровне.  

    С первых уроков стараюсь привить детям любовь к книгам. Родителям тоже советую, чтобы они больше читали детям, Знакомлю не только с произведениями в детских изданиях, но и знакомимся с энциклопедиями, словарями. Радует и то, что родители приобретают различные энциклопедии и журналы своим детям.

   На уроках литературного чтения работаю над формированием и развитием у учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Параллельно с развитием беглого чтения в течение всех лет ведётся целенаправленная работа:

-  над умением постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное;

-  над развитием у детей способности полноценно воспринимать художественное   произведение,    сопереживать   героям,    эмоционально откликаться на прочитанное;

- над расширением кругозора детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике;

- над обогащением нравственно-эстетического опыта ребёнка. Уроки литературного чтения развивают у детей способность полноценного восприятия художественного текста, учат понимать художественное произведение, формируют потребность в самостоятельном чтении.

   Детям нравятся уроки чтения. Интерес к чтению прививаю с первых уроков обучения грамоте. Разнообразные формы и методы обучения грамоте приносят большой успех и хорошие результаты. На то, что дети много и с удовольствием читают, указывают итоговые оценки и приведённая ниже диаграмма качества знаний по предмету «Литературное чтение».  

     

    Основная задача уроков русского языка - развитие школьника, как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью. Большое внимание уделяю формированию каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков; работаем над обогащением словарного запаса; толкованием слов; обращаемся к истокам слова; подбираем однокоренные слова, синонимы, антонимы; разбираем фразеологизмы. Детям очень нравятся выполнять творческие работы. Многие любят писать сочинения, изложения с элементами сочинения - быть в роли автора. Вместе с ними анализируем работы, отмечаем удачные моменты, исправляем недостатки. Огромное внимание уделяю письму под диктовку. Это и слуховые,

зрительно-слуховые, графические, свободные диктанты проводим на уроках.

Проанализировав качество знаний по русскому языку за последние три года, я

получила следующие данные:

.

     

    В области математики уделяю значительное внимание формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений. Много времени отвожу обучению решению текстовых задач, стараюсь, чтобы каждый урок математики, проведённый мною, остался у них в памяти, понравился, был познавательным и, конечно, занимателен. Занимательности на уроке отвожу одно из главных мест и считаю, что без этого урок скучен, неинтересен ребятам. Этот предмет трудный, но дети его с нетерпением ждут. «Изюминка» моих уроков математики - устный счёт. Во время устного счёта дети настраиваются на ход урока. На урок «приходят» различные герои сказок со своими заданиями. Дети с большим интересом включаются в урок, и он проходит быстро, интересно и даёт хороший результат. На этом уроке, на практике осуществляю вопрос дифференцированного обучения младших школьников.

    Проводя такую работу, чувствую, что ученики развиваются в деятельности, ищут, добывают знания, сравнивают, классифицируют, группируют, благодаря представленной им свободе для самовыражения. Вся эта работа даёт хороший процент качества по предмету.

    В диаграмме приведены данные о качестве знаний моих учеников по математике за последние три года:

          Воспитание гражданина начинается с развития умения видеть природу. С первых школьных дней мы с детьми совершаем прогулки по школьному участку, по родному селу, в лес. На мемориал. Знакомлю с родным селом-важное средство гражданского воспитания.

Учебный курс «Окружающий мир» сложный, но интересный. Приоритетной задачей этого курса «является формирование в сознании учащихся единого, ценностно окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого». Этот предмет рассматривает широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний нашей планеты, о странах и народах мира. Дети любят этот предмет, так как на уроках ученики ведут наблюдения за явлениями природы, выполняют практические работы и простейшие опыты. На уроках окружающего мира проводим беседы, дидактические игры, экскурсии, учебные прогулки. Занятия проводим и на улице, и в помещении, и в музее. Вся эта деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, конструированием, а дети всё это делают с большим удовольствием. Работа, начатая на уроке, продолжается в той или иной форме и дома. Стараюсь, чтобы родители в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы. Это составление кроссвордов, сообщений, получение информации от взрослых, путём прочтения «умных» книг.

Качество знаний по предмету «Окружающий мир».

На всех уроках использую большой дидактический материал, который сама разрабатываю при помощи компьютера в виде карточек, тестов, игр для активизации мыслительной деятельности. На уроках использую дифференцированные методы, вариативные задания, самоконтроль, взаимоконтроль. Также пробую индивидуальную, подгрупповую, коллективную деятельность на уроке. Учу своих детей от простого к сложному, учу тому, без чего в жизни человеку не обойтись, умело вовлекаю детей в активный учебный процесс. Применяемые разнообразные методы обучения подчинены главной задаче - формированию самостоятельности, желанию учиться, добывать новые знания, поддерживанию высокой работоспособности. Главная же цель моей работы - научить мыслить ребёнка. Поэтому работу на уроках стараюсь организовать так, чтобы она давала как можно больше пищи мыслям, чувствам и волевым проявлениям личности учащегося, систематически работаю над развитием познавательного интереса. 

Результатом успешного овладения знаниями по всем предметам является следующая диаграмма.

С целью изучения качества образовательных результатов начального образования (предметных и общеучебных) в 2010 году был проведен мониторинг среди учащихся 4-х классов.

Результаты выполненных заданий моими  учащимися следующие:

  • по математике базовые задания выполнили 84% учащихся, задания повышенной сложности – 70%, задания высокого уровня сложности – 35%,
  • по русскому языку базовые задания выполнили 80% учащихся, задания повышенной сложности – 69%, задания высокого уровня сложности – 88%,
  • по чтению базовые задания выполнили 70% учащихся, задания повышенной сложности – 54%, задания высокого уровня сложности – 42%.

Воспитание- процесс непрерывный, и, начавшись на уроке, он продолжается, углубляется и дополняется во внеурочной деятельности. Но основной объем знаний и умений дети получают именно на уроке.

     К урокам готовлю наглядные пособия, раздаточный материал. Помогают мне в этом и дети, и родители. В кабинете хранится демонстрационный и дидактический материал для уроков по предметам. Систематизирована методическая копилка. Это подборки журналов « Начальная школа», «Педсовет», газета «Первое сентября», карточки, перфокарты, тесты,диски.

   Даю открытые уроки для родителей, школьного МО, для учителей нашего района.

Мои дети принимают участие в конкурсах:

- международный конкурс «Кенгуру»;

-международный конкурс «Русский Медвежонок»;

     -международный конкурс ; «Человек и природа»;

-краевой конкурс  «Экологический марафон».                                                                                                                                

Любят дети готовить и проводить открытые внеклассные мероприятия:

- 1 класс: «Мы школьниками стали»

- 2 класс: в конце ноября «День Матери» (приглашаем мам и бабушек на замечательный праздник), «Праздник первой оценки».

- 3 класс: в конце октября проводим праздник Осени, , конкурс рисунков,».

-4 класс: «Дети и война несовместимы», « Я здоровье берегу-сам себе я помогу», «Прощание с начальной школой».

Кроме этого по традиции каждый год проводим семейный праздник «Папа, дедушка и  я- дружная семья!», праздники для мам «8 Марта», для пап «День Защитников Отечества», дни именинников», «Здравствуй, школа!», «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики», « Открытие 2 класса, 3 класса. 4 класса». Посещаем библиотеки, ходим на экскурсии, в походы, участвуем в смотрах художественной самодеятельности,смотрах строя и песни, в конкурсах чтецов. Мои дети любят трудиться, поэтому мы принимаем самое активное участие в общественно полезном труде, в субботниках.

     Много внимания уделяю работе с родителями. Провожу разные по содержанию родительские собрания: текущие, тематические, итоговые. На собраниях с родителями провожу анкеты, тесты, обсуждаем ситуации.   Работу с родителями веду в двух направлениях: повышение педагогической культуры и объединение родителей в сплоченный коллектив, деятельность которого направлена на повышение уровня учебно-воспитательной работы с учащимися класса.

Задолго знакомлюсь с родителями будущих первоклассников. Провожу первое родительское собрание за полгода до поступления в школу, на котором рассказываю, как правильно подготовить ребенка к школьной жизни, знакомлю родителей с правилами внутреннего распорядка школы. Каждый родитель получает памятку, в которой указано, какие школьные принадлежности потребуются первокласснику к началу учебы. В течение года будущие школьники проходят подготовительный период. В это время ближе знакомлюсь с родителями, стараюсь ответить на их многочисленные вопросы, даю практические советы. На своем опыте убедилась, что не следует запугивать родителей разговорами о сложностях, о большой учебной и трудовой нагрузке первоклассников. Посещая семьи, стараюсь выяснить взаимоотношения между членами семьи, их интересы и возможности. В дальнейшем это позволяет мне привлечь родителей к активной работе с классом, сформировать родительский комитет.

    Особое внимание уделяю семьям, где растет один ребенок, и многодетным, так как и в тех и в других семьях встречаются трудности в воспитании детей. Также посещаю трудные семьи, провожу индивидуальные беседы, вовлекаю родителей во все внеклассные мероприятия. Моими помощниками являются члены родительского комитета. Они организуют досуг детей в классе, ремонт, участвуют в других организационных вопросах. Одним словом, родители интересуются школьной жизнью своих детей, помогают мне и словом и делом, и сами довольны жизнедеятельностью в классе.Провожу групповые и индивидуальные консультации с родителями.

     Учитель, сколько бы лет не работал в школе, должен подходить к своей работе творчески. Но у каждого учителя свой стиль, свой почерк. Я считаю, что в целом результативность в работе зависит от личных компонентов учителя: от его навыков, от эрудиции (чем больше знает и умеет учитель, тем больше знают и умеют его ученики), от опыта и индивидуальных способностей и даже эмоциональной окраски уроков

 В процессе обучения буду больше уделять дифференцированному подходу, развитию самостоятельности и творческих способностей у учащихся. Добиваться этого буду повышением эффективности каждого урока и работой над улучшением качества обучения. Буду продолжать работу над своей педагогической проблемой и темой самообразования «

и индивидуальных способностей и даже эмоциональной окраски уроков.

       С самого начала своей педагогической деятельности занимаюсь самообразованием. В 2008 году прошла курсы повышения квалификации при АКИПКРО по теме реализация компетентностного подхода в обучении младших школьников в условиях вариативного образования: УМК «Начальная школа XXI века», 2009 году прошла курсы повышения квалификации при АКИПКРО по теме «Применение ИКТ в образовательной деятельности».  Постоянно нахожусь в поиске новых форм, методов, приемов обучения и воспитания. При этом предпочитаю нетрадиционные формы и использование ИКТ. Широкое использование сюжетных игр, проблемных ситуаций, ИКТ способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, развитие их творческого воображения.

      Постоянно ищу новинки в методической литературе, газетах, журналах, интернете. Своё педагогическое мастерство совершенствую через работу школьного методического объединения, самообразование, посещение уроков своих коллег, индивидуальные консультации.

       В 2007 году награждена Почетной грамотой Управления Алтайского края по образованию и делам молодёжи.

       Происходит переоценка своей деятельности, своего потенциала. Стали появляться новые взгляды на творчество, новые задумки на будущее. Моё педагогическое кредо: всегда в делах, всегда в заботах. Учить детей – моя работа. Проанализировав свою работу за  предыдущие годы, я поняла, что устойчивого положительного результата можно добиться, только работая по принципу: «обучая себя, обучу и разовью ребёнка».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ воспитательной работы в начальных классах

В помощь классному руководителю при составлении самоанализавоспитательной работы в начальных классах....

Анализ и самоанализ урока, внеклассного мероприятия

Примерные схемы анализа и самоанализа урока, внеклассного мероприятия....

Самоанализ урока, проведенного на конкурсе "Учитель года"

Урок "Водоемы родного края", проведен в рамках конкурса "Учитель года - 2008". К нему составлен самоанализ, который будет полезен учителям начальных классов. Авторами являются как ...

Самоанализ на 1 категорию

Самоанализ педагогической деятельности на 1 категорию учителя начальных классов...

Самоанализ учителя начальных классов

Самоанализ работы учителя начальных классов...