Процесс письма.
статья на тему

Богачёва Светлана Валерьевна

Особенности процесса письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл protsess_pisma.docx15.35 КБ

Предварительный просмотр:

Процесс письма.

1. Психофизиологическая структура процесса письма.

     2.Операции процесса письма.

   3. Особенности письменной речи.

1. Психофизиологическая структура процесса письма.

   Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность. Структура этого процесса определяется этапом овладения навыком, задачами и характером письма. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития.

Процесс письма взрослого человека характеризуется целостностью, связностью, является синтетическим процессом. Письмо осуществляется автоматизировано и протекает под двойным контролем: кинестетическим и зрительным.

2. Операции процесса письма.

   Автоматизированные движения рук являются конечным этапом сложного процесса перевода устной речи в письменную. Этому предшествует сложная деятельность, подготавливающая конечный этап. Процесс письма имеет многоуровневую структуру, включает большое количество операций. У детей при овладении письмом эти операции представляют в развернутом виде.

А.Л. Лурия в работе «Очерки психофизиологии письма» определяет следующие операции письма.

Письмо начинается с побуждения, мотива, задачи. Человек знает, для чего пишет: чтобы зафиксировать, сохранить на определенное время информацию, передать ее другому лицу, побудить кого-то к действию. Человек мысленно составляет план письменного высказывания, смысловую программу, общую последовательность мыслей. Начальная мысль соотносится с определенной структурой предложения. В процессе письма пишущий должен сохранить нужный порядок написания фразы, ориентироваться на том, что он уже написал и что ему предстоит написать.

    Каждое предложение, которое предстоит написать, разбивается на составляющие его слова, так как на письме обозначаются границы каждого слова.

    Одной из сложнейших операций процесса письма является анализ звуковой структуры слова. Чтобы правильно написать слово, нужно определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука. Звуковой анализ слова является совместной деятельностью речеслухового и речедвигательного анализаторов. Следующая операция процесса письма – соотнесение выделенной из слова фонемы с определенным зрительным образом буквы, которая должна быть отдифференцирована от всех других, особенно от сходных графически. Для различения графически сходных букв необходим достаточный уровень сформированности зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Анализ и сравнение буквы не является для ребенка простой задачей.

      Затем следует моторная операция процесса письма  - воспроизведение с помощью движений руки зрительного образа буквы. Одновременно с движением руки осуществляется кинестетический контроль. Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций:  слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.

3.Особенности письменной речи.

Письменная речь – это речь подготовленная, подлежащая проверке, поддающаяся исправлению, совершенствованию.

Отличительными чертами письменной речи являются

  1. Письменная речь всегда сложнее и полнее устной;
  2. В письменном варианте невозможны паузы, жесты и т.п.;
  3. Письменная речь осложнена орфографией;
  4. Письменная речь составляется значительно медленнее, чем устная.*

    Таким образом,  можно сделать вывод, что процесс овладения письменной речью проходит при непосредственном  участии мыслительной деятельности (процессов анализа и синтеза) и носит сукцессивный* характер, т.е. реализуется  по частям в строгой последовательности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребенку с нарушениями процесса письма и чтения

Материал для родительского собрания. Поможет родителям распознать у своего ребенка возможные нарушения и вовремя обратиться к специалисту....

Нарушения процесса письма и чтения. Как узнать и что делать?

Нарушения процесса письма и чтения. Как узнать и что делать?Как определить, нужна ли ребенку помощь логопеда? А если специалиста нет, а учитель и родитель не могут получить квалифицированную консульта...

Методические рекомендации по развитию у школьников неречевых функций,значимых для полноценного формирования и функционирования процессов письма

Методические рекомендации   по  развитию у школьников  неречевых функций, значимых для полноценного формирования и функционирования   процессов  письма и...

Игровые упражнения, способствующие устранению нарушений процесса письма

Предлагаемые игровые упражнения рассчитаны на широкую детскую аудиторию: от детей старшего дошкольноговозраста до учащихся начальных классов. Рекомендуется логопедам, учителям начальных классов, воспи...

Система работы по формированию лексического строя речи обучающихся с нарушением процесса письма, обусловленным недоразвитием речи системного характера при ЗПР

В методической разработке предложено содержание программы по формированию лексического строя речи у детей с ОВЗ, имеющих ЗПР....

Особенности формирования лексического строя речи обучающихся с нарушением процесса письма, обусловленным общим недоразвитием речи III - IV уровня

В методической разработке предлагаются направления работы по развитию лексики с обучающимися 1 класса и перспективное планирование логопедических занятий с обучающимися 3 класса....

Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 3 класса с нарушением процесса письма, обусловленным общим недоразвитием речи III - IV уровня

Коррекционная работа на лексическом уровне. Логопедическое занятие разработано в соответствии с требованиями ФГОС (2011)...


 

Комментарии

Большакова Светлана Константиновна

Работаю в 1 классе, поэтому ваш материал мне сейчас очень полезен.Спасибо!