Методические рекомендации по развитию у школьников неречевых функций,значимых для полноценного формирования и функционирования процессов письма
учебно-методическое пособие по русскому языку по теме

Методические рекомендации   по  развитию у школьников  неречевых функций, значимых для полноценного формирования и функционирования   процессов  письма и чтения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации   по  развитию у школьников  неречевых функций, значимых для полноценного формирования и функционирования   процессов    письма   и    чтения

                                                       

 Занятие 1.

Оборудование: предметные картинки, карточки с изображением точки.

1. Процедура.Педагог  предлагает ученикам назвать по три слова, одно из которых обозначает  предмет, второе – действие, третье – признак, и поставить  вопрос  к  каждому  слову.

2. Инструкция. Учитель даёт  ученикам задания:

1) Составьте предложения из трёх слов по картинкам и вопросу: «Что дают домашние животные человеку?»

Педагог выставляет картинки, изображающие домашних животных, например корову, козу и т. д. Учащиеся отвечают на вопрос предложением из трёх слов, например: Корова даёт молоко.

2) Вставьте в предложение пропущенное слово.

Учитель называет часть предложения и ставит в известность учеников, что пропущено первое, второе или третье слово.Ученики вставляют подходящее по смыслу слово. Затем предложение произносится полностью.

... вьют гнезда. Птицы ... гнёзда. Птицы вьют ....

Рыбаки ... рыбу. ... ловят рыбу. Рыбаки ловят .. .

Кролик ... морковку. ... грызет морковку. Кролик грызет ....

Кошка ... молоко. Кошка лакает.......лакает молоко.

Лесорубы рубят.......рубят лес. Лесорубы ... лес.

Гусеницы поедают .... Гусеницы ... капусту. ... поедают капусту.

Птицы ... гусениц ... поедают гусениц. Птицы поедают ....

3) Поднимите точку, если предложение закончено.

 Педагог читает предложения, учащиеся поднимают карточку с изображением точки, обозначая конец каждого предложения.

Привезли кирпич. Рабочие разгрузили машины. Приготовили раствор. Каменщики кладут кирпичи. Разнорабочие подносят раствор. Началось строительство.

– Что вам помогло определить конец предложения? (Ваша интонация.)

– Где производятся такие работы? (На стройке.)

– Как можно озаглавить рассказ?(Началось строительство.На стройке.)

III. Итог занятия.

Учитель: – Что вам больше всего понравилось в занятии?

                                                     Занятие 2.

1. Процедура. Прослушайте слова, определите в них наличие и место звука б или п.

2.Инструкция.Образец: а)в слове палка – звук п, он находится в начале слова;

б) в слове забор – звук б, он находится в середине слова.

а) пол, бык, был, пыль, парк, балка, пуля, банка, боты, блузка, плакать, пилотка, блуждать

б) забор, работа, сапоги, грибы, лапа, лопата, рыбаки

2. Сравните  пары  слов  по  звучанию и  смыслу.

         Речевой  материал:палка – балка, башня – пашня, бел – ела

3. Рассмотрите картинки, назовите их. Определите наличие и место в слове  звуков  б, п.

Приблизительный перечень картинок: платье, брошка, грибы, сапоги, плита, бутылка, заплатка, забор.

4.  Выделите из данных слов буквы б, п. Надпишите буквы б, п над схемой  слов:

Бутон, пакет, прыгать, бегать, блуждать, ползать, бревно, буква, лопата, барабан, сапоги.

5.  К данным  словам  добавьте приставку по. Запишите  получившиеся слова.

Образец:   белить – побелить.

          Слова: белить –... , плакать – ..., бороться – ... , плыть – ..., бродить – ..., беседовать –..., бежать —..., петь — ..., бывать –..., благодарить –..., будить –..., бегать –..., беспокоить –....

6. Вставьте в слова пропущенные слоги: по, бо, па, ба, пу, бу.                  Слова:...жар,    ...бер,    ...лото,    ...лел, са...ги, за...ры, ...чок, ...ран, ...кашка,  7. Вставьте  пропущенные  в  словах  буквы.

а) ...ок,   ...ол,   су...,   зу...ы,   ...лины,   за...ор,   ...елка,   та...очки, ...олыиой, ...удка, ка...ли, хло...ок, ...латок, ...лузка, ...альто, ...антик, то...ор, о...ои;

б) ...а...очка,   ...о...лавок,   ...о...елка,   ...о...ольше,   ...о...утный, ...о...еда, ...о...оище, ...ро...олка, ...о...итый, ...с.ороть, ...оку...ка.

8. Измените слова так, чтобы после согласных б, п  появился  гласный. Подчеркните  последний  слог.

Образец: гриб – грибы.

(Обратите внимание на то, как произносится и пишется звонкий согласный  звук  в конце слова. Вспомните  правило.)

Слова:      зуб – ...    гриб – ...  хлеб – ...    краб – ...

                  карп – ...     столб – ...   тулуп – ...     куб – ...

                  клуб –...     дуб – ...    голубь –...     степь – ...

                 ястреб – ...     суп – ...     боб – ...      зябь – ...

9. Измените  слова  по  образцу: карпы – карп,  зубы – зуб.

Слова: столбы – ... клубы – ... голуби – ... тулупы – ,.. супы – ...

               грибы – … крабы – …

10.Вставьте пропущенные буквы. В скобках напишите проверочные слова: кра…, стол…, зо…, зу…, су…, ду…, ато…, клу…, ло…, шта…, кар…, а…, сно…

Слова для объяснения: потоп, зоб, раб.

11.Поднимите  карточку  с буквой  б или п, когда услышите эти звуки в слове. Запишите эти слова.

Речевой материал:  плакат,  платок,  будильник, забота,  сапоги,  помощь,посуда, бумага, пионер, работа, пилот, боец, пирог, бузина, брошка, пузырек, браслет.

12. Придумайте и запишите 10 слов с буквой б, 10 слов с буквой п. Подчеркните буквы б, п разными карандашами.

13. Нарисуйте по 7 картинок, в названиях которых содержатся звуки б или п. Сделайте  подписи  к  картинкам.

                                      Занятие 3.

1.Процедура. Оборудование: тетради, ручки с красной и синей пастой. Педагог пишет на доске текст и предлагает учащимся читать слова по мере их появления на доске. По ходу записи он задаёт учащимся вопросы по семантическим  и  грамматическим  признакам слов.

2.Инструкция.Учитель пишет на доске слово иногда. Ученики прочитывают это слово. Затем детям задаётся вопрос:«Как можно сказать по-другому?».

Ответы детей: «Редко»; «Нечасто»; «Не всегда».

После этого педагог пишет на доске слова скрипит, скрипучие и задаёт вопрос: «Про какие звуки можно так сказать?».

Дети отвечают: «Про резкие, неприятные».

Далее учитель пишет словосочетание раздражают слух и спрашивает, каким словом можно заменить слово раздражают.

Дети называют  слова:  тревожат,беспокоят и т. д.

Потом педагог  пишет словосочетание, чтобы скрип исчез. Спрашивает, какое слово можно написать вместо слова исчез.

Дети называют слово пропал.

Учитель пишет вторую часть последнего из трех предложений. После этого он просит ученика прочитать первое предложение.

1-й ученик читает: «Иногда дверь скрипит».

2-й ученик читает по просьбе педагога предложение:«Скрипучие звуки раздражают слух».

3-й ученик читает предложение: «Чтобы скрип исчез, дверь надо смазать».

Затем учитель просит одного из учеников прочитать весь текст. Одновременно он даёт задание,другому ученику следить за чтением и сказать, правильно  ли  текст  прочитан.

Учитель: Встречаются  ли  в  тексте  слова, близкие  по  значению?

Дети: Да, встречаются.

Учитель: Докажите, что они  близки  по значению.

1-й ученик: Это  все  слова про скрип.

Учитель: Только ли  по значению  похожи  эти слова?

2-й ученик: В  них есть одинаковые буквы.

Учитель: Какие?

3-й ученик: с, к, р, и, п.

Учитель: Обратите внимание на то, что в словах скрипит, скрипучие, скрип есть общая часть, которая их объединяет: скрип.

Далее педагог сообщает учащимся, что многие слова русского языка имеют общую часть и близки по своему значению.

После этого учитель стирает в написанных на доске словах с корнем скрип суффиксы и окончания. Текст на доске выглядит теперь следующим образом:«Иногда дверь скрип. Скрип звуки раздражают слух. Чтобы скрип исчез, дверь надо смазать».

Учащимся даётся задание списать текст, дописывая при этом слова. Общую часть слов дети пишут красным цветом.Одновременно один из учеников выполняет аналогичную работу на доске.Между остальными детьми организуется взаимопроверка.О её результатах сообщает каждый учащийся.

Текст с доски стирается.

Учитель в разных местах доски пишет слово скрип столько раз, сколько учащихся присутствует на занятии. Учащимся предлагается выйти к доске (всем сразу) и дописать слово скрип так, чтобы получилось новое слово. При этом тот, кто первым справился с заданием, активно помогает остальным наводящими вопросами, не называя самого слова. Затем учащиеся прочитывают образованные слова и с помощью учителя уточняют их значение. Устно составляются предложения. В течение всего занятия внимание детей неоднократно привлекается к единообразному написанию корня (общей части) во всех называемых словах.

Далее подводится итог занятия.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по формированию самоконтроля у младших школьников на уроках русского языка при обучении грамотному письму.

Методические рекомендации по формированию самоконтроля у младших школьников на уроках русского языка при обучении грамотному письму....

Методические рекомендации для работы в начальной школе по теме:«Формирование положительной мотивации младших школьников через развитие рефлексивных умений»

Методы и приемы работы по формированию положительной мотивации младших школьников через развитие рефлексивных умений...

Методические рекомендации по функционированию внутренней системы оценки качества образования в школе.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) относит наличие и функционирование внутренней системы оценки кач...

Методические рекомендации для учителя начальных классов на тему «Организация формирования коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе»

1. Анкета для учителей начальных классов Цель: выяснить использует ли учитель начальных классов в педагогическом процессе проектные задачи по формированию коммуникативных универсальных учебных де...

Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий как средства формирования познавательной деятельности учащихся начальной школы

Информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом. Для того чтобы создать оптимальные условия учащимся для развития их...